Данная работа была выполнена учеником 5-го класса МБУ Лицей № 37 для защиты на НПК под моим руководством. Тема была успешно презентована и защищена. Получен диплом III Степени.
IX городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юниор»
Секция: иностранный язык (английский)
Название работы:
«Тематика детских английских песен на основе сборника «Nursery Rhymes»
Автор работы:
Вороничев Илья
г.о. Тольятти, МБУ лицей № 37, 5А класс
Научный руководитель:
Ваганова Светлана Николаевна
учитель английского языка второй категории, МБУ лицей № 37
Тольятти
2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………...……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Характеристика произведений сборника «Nursery Rhymes»
1.1. «Nursery Rhymes» как часть английского детского фольклора.………………………...5
1.2.Особенности английских детских стихотворных текстов «Nursery Rhymes»……….…..6
Выводы…………………………………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2. Выделение основных тем текстов сборника «Nursery Rhymes»
2.1.Исследование тем в текстах сборника «Nursery Rhymes»..................................................9
Выводы…………………………………………………………………………………….……..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………10
Список литературы…...………………………………………………………………………...11
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию тематики произведений сборника «Nursery Rhymes». Для данной работы из множества сборников мы выбрали сборник.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение языковой картины мира вызывает активный интерес у современных лингвистов. Как правило, детские фольклорные тексты известны всем носителям соответствующего языка, вместе с тем в литературе эти тексты еще недостаточно изучены в культурном аспекте. Понимание и изучение детских английских песен помогает лучшему общению с носителями английского языка.
Объектом исследования являются детские английские фольклорные песенные тексты и тематика, отраженная в них.
Предметом исследования являются темы, представленные в исследуемом сборнике.
Целью данной работы является выделение тематики английских детских фольклорных произведений на основе сборника «Nursery Rhymes».
Материалом исследования послужили тексты «Nursery Rhymes». Для достижения поставленной цели в качестве основных методов исследования в работе применялись методы анализа слов, передающих основные темы.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение проблем культурологии.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его материалов в преподавании языковых дисциплин и/или при проведении уроков английского языка: на занятиях, посвященных страноведению, изучению фольклора, зарубежной литературы и т.п.
Данная работа имеет следующую структуру:
- во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования;
- в первой главе дается характеристика произведений сборника «Nursery Rhymes», как части детского фольклора, рассматривается особенности английских детских стихотворных текстов «Nursery Rhymes», их основные виды и предназначение, выводы по главе;
- во второй главе проводится выделение основных тем текстов сборника «Nursery Rhymes» и их описание.
- в заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Глава 1. Характеристика произведений сборника «Nursery Rhymes»
1.1 «Nursery Rhymes» как часть английского детского фольклора.
В данной части исследования мы попытаемся доказать, что произведения сборника «Nursery Rhymes» относятся к фольклору. Слово «фольклор» (folk-lore) в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Фольклор как искусство народа (а не отдельной личности), проживающего на определенной территории. Изучением фольклора занимается наука фольклористика, охватывающая также комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества.
Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений культуры. В нем одновременно существуют и очень старые произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всех стран мира. Детский фольклор – это произведения устного народного творчества, имеющие многовековую историю, получившие широкую популярность и широко используемые в процессе познания мира детьми; собственно детское творчество: игры, рифмовки, считалки и т.п., созданные детьми и передаваемые ими из поколения в поколение.
Английский фольклор для детей прославился своими малыми формами: песенками, потешками, небылицами, считалками. Самыми старыми и своеобразными творениями, адресованными детям, были песенки, известные под названием «Детские стихи», или «Песни Матушки Гусыни». Исследователи английского фольклора установили «возраст» многих потешек. Некоторым из них – 200 лет, а есть еще старше. В небольших по размеру стихах дети не только знакомятся с озорными шутками и фантастическими проказами, но приобретают знания о быте и традициях народа, у них воспитывается чувство прекрасного. Их великая духовная и художественная ценность и по сей день составляет литературную основу детского воспитания.
В рамках данной работы нами будут рассмотрены английские детские стихотворные тексты (для удобства мы будем называть их песнями, т.к. к большинству из них есть своя мелодия), относящиеся к потешкам, прибауткам, колыбельным (т.е. Nursery Rhymes).
Детские песенки, потешки, прибаутки и т.д. составляют неотъемлемую часть детской жизни. Эти произведения для детей отражают культуру той эпохи, когда они были созданы.
Первый английский ученый, заинтересовавшийся изучением английского детского фольклора, был Дж. О. Хелливелл. Он собрал и презентовал общественности сотни детских песен, рифмовок, сказок и других произведений устного народного творчества, опубликовав книги The Nursery Rhymes of England (1842) и The Popular Rhymes and Nursery Tales of England (1849). Другие фольклорные жанры были впервые научно рассмотрены в работах И. и П. Оупи, опубликовавших серию книг, включая The Oxford Dictionary of Nursery Rhymes (1951), Lore and Language of Schoolchildren (1959), Children's Games in Street and Playground (1969), The People of the Playground (1993), и Children's Games with Things (1997).
1.2 Особенности английских детских стихотворных текстов «Nursery Rhymes»
Явление английского фольклора представляет большой интерес с точки зрения истории британской культуры. Показательными в этом отношении являются произведения фольклора жанра Nursery Rhymes. Стихи из сборников «Nursery Rhymes» знакомы каждому англичанину, а также представителям других стран, с детства, независимо от того, к какому социальному слою они принадлежат. “Humpty-Dumpty”, “What are the little boys made of”, “Little bird, little bird, fly away home” переведены на разные языки мира. Аналоги стихов данного жанра существуют во многих европейских языках: немецком, шведском, датском, норвежском, французском, итальянском, испанском, финском, литовском, венгерском, словацком. Уникальность этого жанра еще и в том, что и в наши дни он пополняется новыми стихами. Стихи Nursery rhymes являются, по сути:
- детскими песнями;
(London Bridge is falling down,
Falling down, falling down.
London Bridge is falling down,
My fair lady.)
- потешками;
(Hickory, dickory, dock
The mouse ran up the clock
The clock struck one,
The mouse ran down.
Hickory, dickory, dock.)
- колыбельными.
(Sleep, my baby, do not cry!
I shall sing a lullaby.
Hide your nose into your pillow,
Shut your eyes and sleep, sleep, sleep.)
- скороговорки;
(Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy, why, Willy,
Why, Willy, why?)
- «дразнилки»;
(Diddle, diddle, dumpling, my son John,
Went to bed with his trousers on;
One shoe off, and one shoe on,
Diddle, diddle, dumpling, my son John.)
- считалки.
(One, two, look at the shoe!
Three, four, look at the floor!
Five, six, look at the cheeks!
Seven, eight, look at the plate!
Nine, ten, look at the pen!)
«Nursery Rhymes» уходят корнями в языческие времена, и изначально далеко не все произведения данного жанра предназначались для детей. Стихи Nursery Rhymes являются отображением «взрослых забав». В XVII-XVIII вв. в Англии к детям относились как «к взрослым в миниатюре», т.к. специальной области литературы для детей не существовало. По исследованию английских педагогов, анализ 100 детских песенок выявил: «8 упоминаний убийств; 2 задохнулись; 1 сожран живым; 1 разрезан напополам; 1 обезглавлен; 1 умер с голоду; 1 упал в кипяток; 1 утонул; 4 убийства домашних животных; 1 похищение трупа; 21 смерть (неклассифицированная); 7 отсечений конечностей; 1 желающий, чтобы ему отсекли конечности; 2 членовредительства; 1 случай людоедства; 5 угроз смертью; 1 похищение ребенка; 12 случаев мучительства и жестокости по отношению к людям и животным; 8 избиений розгой или кнутом; 14 краж и обманов; 2 упоминания могил…» и так далее.
Основное предназначение Nursery Rhymes в целом - объяснение законов окружающего мира, человеческого общества; сохранении культурной и исторической информации.
В целом же можно выделить следующие общие характеристики текстов «Nursery Rhymes»:
1. Стихи имеют длительный период существования.
2. Стихи являются результатом коллективного творчества и достаточно универсальны, так как существуют аналоги данных стихов в других языках.
3. Традиционно по своему предназначению стихи Nursery Rhymes не относились к произведениям для детей.
4. Стихи Nursery Rhymes обладают признаками, свойственными фольклору в целом: традиционностью, импровизацией [2; 27-28].
Детские песенки, скороговорки, считалки и прочие произведения народного творчества имеют важную задачу воспитать маленького человека, показать ему окружающий мир во всем его многообразии, научить жить в мире людей, а помимо этого, развлечь и развеселить ребенка.
Для стихотворений, потешек и колыбельных, объединяемых общим термином Nursery rhymes, характерен небольшой объем. В литературе часто приводится синоним Nursery rhymes - Mother Goose Rhymes (стихи (рифмы) матушки Гусыни). Данные фольклорные произведения характеризуются широкой известностью и давностью возникновения. Их целью является формирование у ребенка представлений о культуре своего народа. Таким образом, отмечается, что тексты Nursery Rhymes обладают национально-культурной спецификой. Мы можем получить некое представление о традиционном укладе английской семьи из таких стихотворений, как «Baa, baa, black sheep…”, “Hot cross buns”, “Little Jack Horner” и многих других.
Английский детский сборник «Nursery Rhymes» способствует интеллектуальному и духовному развитию ребенка.
Выводы по главе 1
Обобщая вышесказанное, мы определили, что произведения «Nursery Rhymes» относятся к детскому фольклору, имеют солидный возраст. Многовековая история Nursery Rhymes во многом определяет тематику стихотворений. Произведения широко известны, и популярности как среди взрослых, так и среди детей, во многих странах. Данные произведения характеризуются многообразием и увлекательностью по своей тематике.
Глава 2. Выделение основных тем текстов сборника «Nursery Rhymes»
2.1. Исследование тем в текстах сборника «Nursery Rhymes»
Для проведения исследования нами были выбраны стихотворения Nursery Rhymes.
Часть исследуемых произведений в центр ставят человека: man, sir, boy, king и queen. Очень часто присутствует упоминание частей тела человека: head, eye, heart, foot. Особое внимание уделено таким частям тела, как рука и пальцы. Рука может выполнять различную работу.
- Названия профессий: butcher, farmer, baker.
- Жилище: Сад, огород, скотный двор: garden, stall, hive.
- Мореплавание: sailor, captain, fisher.
- Семейные отношения: женщина изображена как жена, бабушка, мать, хозяйка, хранительница очага, а мужчина – защитник, добытчик.
- Животный мир, в котором наделены человеческими качествами и способностями (думать, говорить, выражать чувства). Наиболее часто употребляемыми названиями сказочных животных в текстах стихов являются frog, cat, pussycat, mouse, dog.
- Постройки, сооружения, домашнее хозяйство: dish, pot, kettle, stick, pin, rope, bag, room, gate, window, bed, chair, cradle, barn, garden, pewter, coal-scuttle, fender, pipkin. Всё это значимо для англичан, символизируя оплот, «крепость»,
- Чувства и эмоциональные состояния, проведение досуга, праздники и значимые события, работа, общение: life, luck, will, honour, sin, sorrow, wish, trouble.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие основные характеристики текстов:
1. Положение человека в центре мира, внимания на физическом и духовном облике человека, условиях жизнедеятельности, культурных достижениях.
2. Описание жизни человека, его трудовой деятельности, семейной жизни.
3. Наделение животных качествами и способностями человека.
Выводы по главе 2
В ходе проведенного исследования было установлено, что тематической основой служат следующие понятия: семья, добро-зло, животные, человек, дом.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что сборник «Nursery Rhymes» является частью детского фольклора. К детскому фольклору относят как произведения, созданные взрослыми для детей, так и детское творчество, передаваемое из поколения в поколение.
Сборник «Nursery Rhymes» представляет собой неисчерпаемый источник материала для изучения особенностей англоязычной культуры. Многовековой опыт и знания о мире, привлекают внимание исследователей-литературоведов, лингвистов, фольклористов. Произведения, как имеющие многовековую историю, так и появившиеся только в ХХ веке, обладают художественной ценностью и с успехом применяются в процессе воспитания детей уже многих поколений.
В ходе выполнения данной работы было дано определение английскому фольклору, Был проведен тематический анализ произведений сборника «Nursery Rhymes». Так, многовековая история «Nursery Rhymes» во многом определяет тематику стихотворений
Исходя из поставленных целей и задач данной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Английский детский фольклор – это широкое понятие, охватывающее широкий спектр произведений, как созданных самими детьми (включая игры, рифмовки, считалки) и передаваемые ими из поколения в поколение, так и произведения устного народного творчества, имеющие многовековую историю.
2. Сборник «Nursery Rhymes» представляет собой огромную художественную ценность и способствует интеллектуальному и духовному развитию ребенка.
3. В сборнике отражены следующие темы: «Люди», «Тело человека», «Род деятельности», «Семейные отношения», «Животный мир», «Добро и зло», «Дом и домашнее хозяйство».
Проведенное исследование открывает возможности дальнейшего изучения английского детского фольклора на различных языковых уровнях.
Задачи, поставленные нами в настоящей работе, выполнены. Цель достигнута.
Список литературы
Список словарей
Лиса Лариска и белка Ленка
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
За чашкой чая