Данная работа и посвящена гражданско-правовым средствам защиты имущественных прав несовершеннолетних. Актуальность темы данной работы, в том, что она позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику. Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota_filippovoy_d.doc | 168 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ:……………………………………………………………………………….3
1.ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТИХ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ……………………………………….……………...6
1.2. Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами………….11
1.3. Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних……..13
2.СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………….15
2.1. Понятие и содержание защиты прав несовершеннолетних…………….. 15
2.2. Способы защиты имущественных прав несовершеннолетних…………...17
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ……………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Часть 2 ст. 35 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности - владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счет в отношении несовершеннолетних Конституция РФ не делает. Статья 213 ГК, посвященная праву собственности граждан (и юридических лиц), также не делает исключений для несовершеннолетних собственников, которые могут приобретать право собственности на общих основаниях. Но, говоря о правах ребенка имущественного характера, Гражданский кодекс РФ не подчеркивает, что он является самостоятельным субъектом лишь ему принадлежащих имущественных прав.
Таким образом, семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье не так много внимания, как того требуют жизненные реалии, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка»[1] вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.
Данная работа и посвящена гражданско-правовым средствам защиты имущественных прав несовершеннолетних. Впрочем, этот институт регулируется не только нормами гражданского, но также и семейного, жилищного законодательства, законодательством о социальном обеспечении, гражданско-процессуальными нормами. Иначе говоря – этот институт имеет весьма обширную правовую основу. Другое дело, как на практике реализуются эти нормы.
Таким образом, налицо актуальность темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних.
В рамках данной цели предполагается решить следующие задачи:
Объектом исследования послужили общественные отношения в сфере защиты имущественных прав несовершеннолетних. Предметом выступило нормативно-правовое регулирование указанных правоотношений.
Проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних являются предметом исследования в науке. Общетеоретические аспекты охраны имущественных прав несовершеннолетних разрабатывали такие ученые, как Л.А.Аксенчук, А.П. Александрова, Ю.Ф. Беспалов, А.М. Нечаева и др.
Нормативно-правовая база исследования представлена Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской РФ, Семейным кодексом РФ и т.д.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка источников. В первой главе рассматриваются наиболее важные, на наш взгляд, аспекты правового статуса несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, такие как правосубъектность несовершеннолетних, право собственности несовершеннолетних, права указанных лиц в области жилищного законодательства, а также вопросы осуществления и защиты указанных прав. Вторая глава посвящена анализу проблем практической реализации и защиты прав несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, а также проблемам судебной защиты их прав. В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
1. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях.
Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие «имущественные права несовершеннолетних» в контексте со ст. 128 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ)[2]. Проведем анализ имущественных прав лиц, не достигших 18 лет.
Комплексно эти права сформулированы в ГК РФ.
Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде. Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.[3]
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 37 ГК в отношении распоряжения имуществом подопечного, т.е. полученные доходы расходуются в интересах несовершеннолетнего лица. Например, полученные в наследство от дедушки, бабушки, других лиц жилое помещение или автомашина, которые родители сдают внаем и извлекают при этом доходы. Будет неправомерно, если в результате эти доходы никак не отражаются на улучшении благосостояния несовершеннолетнего собственника этого имущества, хотя его нужда в этом очевидна.[4]
Однако поименованный перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ).
По нашему мнению, это происходит от отождествления понятий «имущественные права» и «право собственности на имущество».
Согласно ст. 128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Перечисленные в ГК РФ имущественные права несовершеннолетних очень часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом.
Поэтому право собственности на конкретное имущество, которым несовершеннолетний фактически владеет, пользуется и распоряжается (самостоятельно или через своих законных представителей), существенно отличается от своего имущественного права.[5]
Один пример из «богатой» практики судебных разбирательств имущественных споров. Несовершеннолетний получил по наследству автомашину, которой по доверенности наследодателя пользовалось другое лицо. Если доверенность на автомашину оформлена с правом доверенного лица на ее отчуждение (генеральная доверенность), то это будет не наследственное имущество, а фикция. Но может быть и так, что автомашина оформлена только на право управления, но пользователь не собирается ее возвращать и выставляет наследнику встречные требования имущественного характера, связанные с расходами по ремонту автомашины, которые он произвел для приведения ее в пригодное состояние после получения доверенности на управление.
В такой ситуации у несовершеннолетнего через его законных представителей остается имущественное право истребования вещи из незаконного владения, но оно может быть реализовано после решения суда в споре сторон о возмещении расходов, связанных с ремонтом автомашины, и полученной пользователем выгоды в процессе эксплуатации, если эти вопросы не были предварительно урегулированы договором.[6]
В этом примере отчетливо проявляется имущественное право несовершеннолетнего на полученную в наследство автомашину и невозможность распорядиться этим правом как элементом права собственности, поскольку объект не находится в его фактическом владении. Право истребования имущества в свою собственность у наследника имеется, а при каких условиях будет установлено право собственности на него, остается за решением суда.[7]
В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими по различным основаниям (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто– и мотомоторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению.[8]
Гражданский кодекс РФ (ст. 130) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе земельные участки, здания и сооружения, которые занимают ведущее место в гражданско-правовых сделках на внутреннем рынке недвижимости.
Закон регулирует особый порядок перехода права собственности на недвижимость. Так, по договору купли-продажи недвижимого имущества, например жилого дома, продавец не только обязуется передать в собственность покупателю здание, сооружение, квартиру, дачу, земельный участок или другое недвижимое имущество, но и совместно с другой стороной произвести государственную регистрацию договора в учреждении юстиции. Такой же порядок применяется и к другим видам договоров, например, вытекающих из дарения, наследования недвижимого имущества или других сделок с этим имуществом, предусматривающих отчуждение права собственности или ограничение этого права.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профобразования, на все время прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение 3 месяцев равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственником либо нанимателем право.
В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[9] установлены дополнительные гарантии жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрено, что, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Внесены существенные изменения и дополнения в Жилищный кодекс РФ,[10] касающиеся обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с этим законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилье предоставляется без очереди, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В законодательных актах регионов РФ принимаются нормы по усилению защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, от различных незаконных действий со стороны корыстных элементов.
В Москве до недавнего времени практика была такой: получив комнату или квартиру, покинувший интернат совершеннолетний, но не сведущий в жизни гражданин попадал в сети криминала еще до выхода. Предприимчивые структуры имеют, как правило, четкое представление о своих потенциальных клиентах задолго до их взросления. Интерес этих дельцов заключается в получаемой ими квартире.
Дело в том, что по достижении 18 лет или окончания срока обучения в государственном учреждении город предоставлял выпускникам жилье.
Но скоро к новоселу приходили лица с «выгодным» предложением: купить эту недвижимость за «бешеные» деньги. В результате махинации доверчивый и беззащитный сирота оказывался бездомным.
К сожалению, наше законодательство пока еще не установило твердого закона, ограждающего от криминала жилищные права молодых лиц, вышедших из детдома.
В соответствии с законодательством РФ после 18 лет гражданин вправе сам распоряжаться своим жильем, но вопрос, умело он это сделает, или его обманут, остается открытым. Городским властям федеральные законы отводят роль передаточных звеньев, задача которых – предоставить 18-летним сиротам то, что требуется для нормального вхождения в жизнь.
Учитывая, что факты обмана с жильем детей, оставшихся без попечения родителей, стали распространенным явлением. Правительство Москвы приняло постановление от 31 августа 1999 года № 797 «О дополнительных мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов»[11], где представлена Программа мер по обеспечению прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов, а также мероприятий по их социальной адаптации в обществе.
В новых документах администрация четко определила механизм предоставления жилья и опеки этой категории граждан до достижения ими 23 лет.
В Постановлении Правительства Москвы «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов»[12] обозначен порядок и основания предоставления им жилых помещений.
Если ребенок, поступив в детский дом, утратил имевшееся ранее жилье или место жительства неизвестно, то он получает однокомнатную квартиру. Если же родители имеются и они продали жилье, пока он находился в интернате, то органы опеки и попечительства или законный представитель несовершеннолетнего обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной.
Более того, в период нахождения детей-сирот в государственном учреждении, если за ними закреплено жилое помещение, законные представители несовершеннолетних (а это могут быть органы опеки и попечительства) принимают меры к выделению в натуре доли жилого помещения путем добровольного обмена.
В этих условиях родственники, сдавшие ребенка в приют, не могут воспользоваться жильем ребенка по своему усмотрению; им могут запретить продажу или заставят разменять квартиру. В Положении есть четкость и в части определения, в каком именно районе должны предоставить квартиру выпускнику интерната. Например, детей, которые на момент предоставления им жилья нигде, кроме интерната, не зарегистрированы на жительство и от которых отказались родители, должны поселить по месту жительства их родителей на момент отказа. Те, у которых родители неизвестны, получают жилье по месту расположения их интерната.[13]
Право детей-сирот на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма установлено и статьей 57 Жилищного кодекса.
Обеспечение гарантий права детей-сирот на жилье возложено на субъекты РФ и относится к их расходным обязательствам. Из-за дефицита бюджетных средств подавляющее число регионов было лишено возможности обеспечить жильем детей-сирот в полном объеме. Долги росли. Ханты- Мансийский автономный округ решал и решает эту проблему в соответствии с региональным законодательством и своими финансовым возможностями. Поэтому существовало множество проблем.
Для исправления этой ситуации по поручению Президента РФ в Правительстве РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Предлагается на федеральном уровне законодательно закрепить крайне важные новации, которые будут обязательны для всех субъектов РФ.
Во-первых, предлагается создать в регионах специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из этого фонда будут предоставляться детям-сиротам по срочному договору найма. Устанавливается 5-ти летний срок договора срочного найма жилого помещения. И только после окончания этого срока жилое помещение из специализированного фонда будет переводиться в жилищный фонд социального найма. Это позволит временно ограничить данное имущество в обороте, предотвратить незаконные сделки и мошеннические действия, из-за которых дети-сироты, получившие жилье, иногда очень быстро лишаются на него права.
Во-вторых, в случаях, если дети-сироты имели закрепленное за ними жилое помещение, но возвращение их туда после окончании интернатных учреждениях невозможно, в обязанность субъектов Российской Федерации вменяется устанавливать порядок предоставления благоустроенного жилого помещения детям-сиротам по договору социального найма однократно.
И еще одна важная проблема, которую предполагается решить этим законопроектом, - четвертая. Сохранить права на обеспечение жильем за гражданами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но, достигнув 18 лет и 23 лет, так и не получили полагающегося им по закону жилья. Это право предлагается продлить до тех пор, пока эти лица не получат полагающееся им жилье по факту.
Отчет об использовании средств окружного бюджета, выделенных на приобретение жилых помещений для детей-сирот, направляется главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган администрации и в окружную комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам.
1.2.Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
Гражданская дееспособность гражданина, т.е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности в полном объеме, возникает по общему правилу с наступлением совершеннолетия, а именно по достижении 18-летнего возраста.
С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина (гражданская правоспособность) могут самостоятельно им осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами.
По действующему гражданскому законодательству содержание правоспособности граждан довольно объемно: они могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК).
В целях обеспечения защиты и реализации прав несовершеннолетних граждан закон вводит институт их законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечитель, а также по мере формирования личности, ее способности совершать разумные действия, осознавать их значение и отвечать за последствия законодатель снижает возрастной минимум, допуская ограниченную дееспособность, а в определенных случаях устанавливает их дееспособность в полном объеме.
В целом по объему дееспособности в осуществлении своих гражданских прав несовершеннолетние могут быть разделены на три категории:
первая – несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме по совершению самостоятельно действий в сфере имущественных и трудовых отношений. Это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК), а также несовершеннолетние, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору (контракту) или занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК – «Эмансипация»);
вторая – несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые могут совершать имущественные сделки (ст. 26 ГК) только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителя;
третья – несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, за которых сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, и они не могут быть допущены к работе по трудовому договору (контракту) или к какой-либо предпринимательской деятельности.
Однако существуют определенные основания для приобретения несовершеннолетними дееспособности в полном объеме.
Действующим гражданским законодательством установлены три основания признания несовершеннолетних дееспособными в полном объеме до достижения ими 18 лет:
1) вступление несовершеннолетних в брак в допускаемых законом случаях;
2) работа по трудовому договору (контракту) по достижении 16 лет;
3) занятие предпринимательской деятельностью с наступлением того же возраста.
В Гражданском кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 1995 г., добавлены еще два основания, по которым несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным в использовании всех принадлежащих ему прав. Такими основаниями, как отмечалось, являются: работа несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, по трудовому договору, в том числе по контракту; занятие в том же возрасте предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении своим имуществом, в том числе приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам несовершеннолетнего.
1.3. Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних.
Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество.
Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.
Не спрашивая согласия законных представителей, несовершеннолетний в возрасте от 14 лет вправе самостоятельно осуществлять следующие имущественные права:
- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые и иные сделки, например направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения либо государственного удостоверения (выигрыш по конкурсу или получение в подарок предметов домашнего обихода, аудиовидеотехники, спортивного снаряжения, игрушек и т.п.).
Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению.
Важное положение содержится в последней части п. 2 ст. 26 ГК, согласно которой по достижении 16 лет несовершеннолетние вправе стать членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Хотя закон не уточняет, членом какого кооператива, производственного или потребительского, может быть несовершеннолетний, достигший 16 лет, но, исходя из ст. 27 ГК, эмансипированный несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью, то, соответственно, он может быть членом кооператива любой организационно-правовой формы.
Не расширяя объем дееспособности данной возрастной группы несовершеннолетних, закон одновременно вводит норму, согласно которой суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органов опеки и попечительства, может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Однако данная норма не распространяется на несовершеннолетних, которые обрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак или в результате эмансипации.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего (до 14 лет), в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны.
Таким образом, Законом предусмотрены определенные гарантии соблюдения имущественных интересов ребенка и предотвращения возможных фактов злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей (использования полученных на ребенка средств в своих или любых других целях). Так, согласно п. 2 ст. 60 СК по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Решение об этом может быть принято судом только исходя из интересов детей. В этой связи необходимо учитывать, что если такое требование заявлено родителем, с которого взыскиваются алименты на основании судебного приказа или решения суда, то оно разрешается судом по правилам изменения способа и порядка исполнения решения суда.
В завершение рассмотрения вопроса об имущественных правах детей необходимо отметить, что с принятием Семейного кодекса они имеют собственную правовую основу (ст. 60 СК) и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, так как они регулируются в большей степени гражданским законодательством, тем не менее их наличие у ребенка позволяет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений.
2.СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Понятие и содержание защиты прав несовершеннолетних
В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности. Экономический кризис и напряженность в социальной сфере напрямую отразились почти на каждой российской семье. Новое законодательство, в том числе касающееся прав ребенка, содержит нормы, призванные охранять и защищать права ребенка. И порой одно из главных препятствий в их осуществлении – незнание этих норм.[14]
Следует отметить, что несовершеннолетние могут быть причастны к совершению сделок с жилыми помещениями в следующих случаях:
- жилое помещение приватизировано и дети включены в договор передачи жилья в собственность;
- жилое помещение приватизировано, но дети не включены в соответствующие документы, однако на момент приватизации имели равные с собственником права;
- дети включены в число собственников по договору купли-продажи, мены, дарения или являются единственными собственниками, т.е. договор оформлен на их имя;
- ребенок является наследником или одним из наследников жилого помещения и имеется соответствующее свидетельство о праве на наследство;
- ребенок нигде не фигурирует в качестве собственника, однако зарегистрирован в данном жилом помещении, постоянно в нем проживает и не имеет никакого другого жилья[15].
И в каждом из перечисленных выше случаев необходимо предоставление письменного согласия органа опеки и попечительства. На практике при выдаче разрешений на совершение сделок с недвижимостью с участием несовершеннолетних у органа опеки и попечительства возникает одна существенная трудность. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо критерии и правила, которые позволяли бы органам опеки и попечительства обосновывать свое решение относительно возможного нарушения прав детей при совершении той или иной сделки с недвижимостью. Как отмечается в докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Москве:«отсутствуют единые критерии деятельности органов опеки и попечительства, единые подходы в принятии решений, дачи заключений в суды», в результате чего «органы опеки и попечительства дают согласие на сделки, не отвечающие интересам несовершеннолетних, без всестороннего и подробного изучения ситуации, не выявляют противоречий между интересами детей и их родителей, которые приводят к нарушению прав несовершеннолетних, не устанавливают, вправе ли родители представлять интересы детей»[16].
В целях повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних необходимо реформирование законодательства в данной сфере, а также системы органов опеки и попечительства. Необходима разработка конкретных критериев и условий выдачи разрешений на совершение сделок с недвижимым имуществом с участием несовершеннолетнего. Но никогда не стоит забывать, что защита прав детей не замыкается законодательством, она гораздо шире, и поэтому важно, чтобы изменения законодательства получили развитие в работе органов опеки и попечительства.
В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».[17] Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Указанные статьи определяют дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности, ст. 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.
Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, но затем эта сделка должна быть письменно одобрена его законными представителями; в противном случае она признается недействительной. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:
– распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
– осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
– в соответствии с законом делать вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
– совершать мелкие бытовые и иные сделки.
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии весомых оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана разными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.
В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах – в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т.д. Однако роль государства не ограничивается лишь предоставлением тех или иных благ; оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей.
Функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления.
2.2 Способы защиты имущественных прав несовершеннолетних.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст. ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.
Под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты.
Для осуществления судебной защиты используются определенные средства. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия средства правовой (судебной, административной) защиты. По мнению одних ученых, средством правовой защиты является иск, заявление, жалоба. Другие ученые считают средством правовой защиты решение суда, постановление административного органа.
Надо полагать, что это понятие недостаточно исследовано в науке.
Под средством понимается прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности.[18]
К средствам судебной защиты прав ребенка следует отнести иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, заявление о пересмотре заочного решения, заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора. Виды средств судебной защиты определяются характером возникшего правоотношения, заявленным требованием, правовым положением ребенка, порядком вынесения, обжалования и содержанием судебных постановлений и другими условиями.
Ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142СК РФ), и с требованием об объявлении эмансипированным (ст. 27 ГК РФ). Надо полагать, что ребенок в этом случае наделяется не только правом на обращение в суд с иском (заявлением, жалобой), но и всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и др.
В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка.
Как средство судебной защиты следует признать и право ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства (ст. 57 СК РФ)[19].
Надо отметить, что учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Только с согласия ребенка, достигшего 10 лет, суд может принять решение об изменении его имени и (или) фамилии (ст. 59 СК РФ), о восстановлении в родительских правах родителей, лишенных родительских прав (ст. 72 СК РФ), передать его на усыновление (ст. 132 СК РФ), изменить фамилию, имя, отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст. ст. 134, 136, 143 СК РФ), передать его в приемную семью (ст. 154 СК РФ).
Учет мнения ребенка при разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями судебной защиты прав ребенка.
Средства судебной защиты довольно разнообразны. Однако все они направлены на обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка.
Дети являются одной из самых незащищенных групп населения, как в социальном, так и в правовом аспекте. В связи с этим в последнее время особое внимание уделяется ребенку и как личности, и как члену общества, которое наделяет его определенными правами. В России провозглашено, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой, вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.
В ст. 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Выполнять эту обязанность призваны как Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране признанные законом общественные объединения.
Следует коснуться проблем защиты имущественных прав несовершеннолетних. В настоящее время многие уделяют внимание судебной защите прав ребенка.
Имущественные права ребенка относятся к категории малоисследованных и неоднозначных понятий в юридической науке. Сложность вызывает отсутствие законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта права.
Проанализировав нормы различных отраслей права, смеем сделать вывод, что обозначенная проблема никак не регулируется. Нам кажется, что в данном вопросе следует руководствоваться Конституцией РФ, которая распространяет свое действие на всех граждан РФ, в том числе и на несовершеннолетних. Таким образом, полное представление об имущественных правах несовершеннолетних мы можем составить, рассмотрев нормы Конституции РФ, Семейного, Гражданского, Земельного[20] кодексов, а также и другие нормы федерального законодательства. Это обстоятельство подчеркивает комплексный характер имущественных прав ребенка.
Дети не имеют права собственности на имущество родителей, равно как и родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, имеют право владеть и пользоваться имуществом друг друга. Ребенок, имеющий собственное имущество унаследованное, подаренное, вправе по достижении 14-летнего возраста вносить его в бюджет семьи, приобретая право собственности на соответствующую долю семейного имущества.
До указанного возраста распоряжение собственностью ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).
Следующее, чему хотелось бы уделить внимание, это то, что согласно семейному законодательству родители имеют равные права на ребенка, а, как следствие, представлять интересы его в гражданском процессе могут оба родителя. На практике возможны ситуации, когда интересы детей ущемляются одним из законных представителей. При этом сложно соблюсти интересы несовершеннолетних, поскольку один из родителей (лиц, их заменяющих) не заинтересован в объективном рассмотрении дела, формировании доказательственной базы. В результате чего могут пострадать интересы ребенка. Для устранения возникшей проблемы нами предлагается обеспечивать каждому несовершеннолетнему участнику гражданского процесса бесплатную юридическую помощь, независимо от присутствия в процессе законных представителей и органов опеки и попечительства. Это послужит критерием качественной защиты, что является немаловажным при состязательности процесса. Оплачивать эту помощь возможно из федерального бюджета.
Заслуживает внимания предложение Н. Кравчук не только о разработке закона, определяющего процессуальное положение несовершеннолетнего в суде, но и о предоставлении несовершеннолетним возможности получения бесплатной юридической помощи[21].
11 апреля 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Понятно, что к первым из них относятся лишь психически больные граждане, которые признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства, при котором они не могут понимать значения своих действий или руководить ими, а ко вторым относятся несовершеннолетние или граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Одновременно с принятием данного Федерального закона был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»[22], внесший изменения в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также Жилищный кодекс РФ.
Ряд поправок, внесенных в ст.ст. 66, 69, 70, 73, 75, 79, 84, 121, 122, 123, 129, 131 СК РФ, носят административный характер, приведены в соответствие со ст. 1, 3 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[23] и не расширяют правового поля, за исключением ст. 121 СК РФ. Особый интерес вызывает ст. 123 СК РФ в ее новой редакции, согласно которой - дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
– воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание и обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
– причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
– сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
– защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 СК;
– льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.
Согласно ст. 149 СК аналогичные права имеют дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.
Распоряжение имуществом несовершеннолетнего лица, находящегося под опекой или попечительством, регулируется нормами гражданского и семейного законодательства.[24]
Таким образом, судебный порядок защиты прав ребенка может быть охарактеризован такими положительными чертами, как состязательность процесса, обязанность привлекать к рассмотрению деланесовершеннолетних по достижении ими14 лет, широкий спектр вопросов, которыеможет разрешить суд при рассмотрениидел о правах ребенка.
Основным недостатком рассматриваемого порядка защиты является отсутствие механизма обращения ребенка в суд и его участия в процессе в качестве инициатора судебного разбирательства, что дает возможность судьям отказывать несовершеннолетним истцам в праве на защиту в связи с их недееспособностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система обеспечения имущественных прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране все еще имеет существенные недостатки: разрозненное законодательство, отсутствие специализированных органов и учреждений, призванных осуществлять функции охраны и защиты интересов (в том числе и гражданско-правовых) детей.
Среди средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции.
Таким образом, защита имущественных прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.
Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Изучая и анализируя научную юридическую литературу, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:
1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
2. Взаимодействие различных отраслей права при определении правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.
В целях дальнейшего совершенствования правовой базы предлагаем:
1. Статья 287 ГПК РФ, устанавливающая порядок рассмотрения заявления об эмансипации, могла бы быть сформулирована следующим образом: "Заявление об эмансипации рассматривается судом с обязательным участием самого заявителя, его законного представителя и органа опеки и попечительства. При рассмотрении заявления суд должен установить наличие достаточных оснований для объявления лица полностью дееспособным, а также наличие или отсутствие согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего". Таким образом, в процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать все обстоятельства, свидетельствующие о достижении лицом психической зрелости и о необходимости проведения процедуры эмансипации. В этой связи желательно было бы производить психиатрическую и психологическую экспертизу в отношении заявителя, выявлять наличие у него необходимого минимума имущества.
2. Также внести поправку в ст.27 ГК РФ: "Заявление об эмансипации лица может быть принято судом к рассмотрению в случае отказа органа опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, либо когда не получено в установленном законом порядке согласия на эмансипацию его законных представителей". Так если законные представители несовершеннолетнего возражают против эмансипации, нецелесообразно заставлять заявителя обращаться вначале в орган опеки и попечительства, поскольку так или иначе ему будет отказано по существу заявления. Такое правило противоречило бы конституционному праву лица на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод").
3. В целях устранения создавшихся коллизий предлагаем изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим образом: "В исключительных случаях несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда в случае, если лицо работает по трудовому договору, контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность".
Складывается правовая коллизия: чтобы пройти государственную регистрацию своего предпринимательства несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации, он должен фактически начать заниматься предпринимательской деятельностью.
При воплощении в практику указанных предложений, по нашему мнению, повысится эффективность законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних, улучшится защита их прав и, соответственно, повысится качество судебных процессов по делам несовершеннолетних и выносимых по ним решений, что будет способствовать эффективности их исполнения.
И в заключении можно сказать о том, что если государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, оно тем самым обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
[2] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
[3]Королев Ю. А. Семейное право России. – М.: Юстицинформ, 2010, с. 169.
[4] Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М: Вече, 2009, с. 184.
[5] Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. 3-е изд. – М: ВолтерсКлувер, 2010. – Т. 1, с. 140.
[6] Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. – М., Владимир: Атлас, 2008, c.94.
[7] Макаров Г.П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан [Текст] // Гражданин и право. 2008. Июль. № 1.
[8] Королев Ю. А. Семейное право России. – М.: Юстицинформ, 2010, с. 160.
[9] Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 11.06.2008)// Российская газета, 18.06.2008
[10] Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005
[11] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// Российская газета, 22.12.2009
[12] Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797 (ред. от 02.10.2007) "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов"// Вестник Мэра и Правительства Москвы, 24.10.2007.
[13] Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. – Челябинск, 1999, с. 116.
[14] Колесова Н. С. Особенности современного социально-демографического состояния России // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. – М., 2000. – С. 106.
[15] Березникова Ю.Р. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимым имуществом // «Правовые вопросы недвижимости», 2009, № 1. – С. 24–27.
[16] Березникова Ю.Р. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимым имуществом // «Правовые вопросы недвижимости», 2009, № 1. – С. 24–27.
[17] Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ.
[18] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М: Оникс, 2010, с. 660.
[19] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011)// Российская газета, 06.05.2011
[20] Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета, 26.07.2011
[21] Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в семье // Защити меня, 2009, № 3. - С. 40.
[22] Федеральный закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"//Собрание законодательства РФ, 28.04.2008
[23] Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"//Российская газета, 30.04.2008
[24] Королев Ю. А. Семейное право России. – М.: Юстицинформ, 2010, с.153.
Разноцветное дерево
Огонь фламенко
Две лягушки
Как Снегурочке раскатать тесто?
Дерево в снегу