Исследовательская работа "История пионерского движения"
Вложение | Размер |
---|---|
issl.r-ta_istoriya_pionerskogo_dvizheniya_ffice_word.docx | 40.22 КБ |
prilozhenie_3._tablitsa_i_foto.docx | 1.98 МБ |
Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Номинация: «История и культура Башкортостана»
Исследовательская работа
«История пионерского движения»
Автор: Топычканова Юлия Александровна, учащаяся 10 класса МБОУ СОШ с.Емаши муниципального района Белокатайский район РБ Научный руководитель: Швалева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Емаши муниципального района Белокатайский район РБ |
2015 год
Содержание
Введение………………………………………… ……………………………. ……3
Глава 1. По страницам семейного альбома………………………………………..5
Глава 2. Пионеры в моей семье и в моем селе……………………………………7
Глава 3. В гостях в Доме пионеров и школьников………………………….........10
Заключение……………………………………………………………....................11
Библиографический список……………………………………… ………………12
Приложение………………………………………………………………………..
Введение
Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, и меняются наши взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но сама память о людях всё же остается. Должна остаться. Ведь память - это то немногое, чем мы можем гордиться. История развивается по спирали, и придёт тот день, когда настоящее станет прошлым.
Большую роль в становлении личности играет школа, общественность, организации. Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни.
Листая семейный альбом, я встретила множество фотографий разного времени, на которых мои родители, бабушки и дедушки совсем маленькие дети, школьники, студенты. Многие фотографии черно – белые, но сколько в них таинственности, простоты и жизни. Меня это очень заинтересовало, тогда я обратилась к изучению истории этих фотографий, а также обратилась к жителям села Емаши, с.Новобелокатай и с.Большеустьикинское с интервью.
Цель моего исследования: изучить историю семейных фотографий и историю пионерского движения, а также найти ответы на волнующие меня вопросы: «Чем же занимались мои родственники, когда были такого же возраста, что и я?», «Кто такие пионеры и как развивалась пионерская организация на селе?», «Какая обстановка сейчас в пионерском движении?» (изучение пионерского движения)
Данная цель достигается решением следующих задач:
- подробно изучить биографии жизни моей «большой семьи» и на основе этого создать памятную презентацию «Листая семейный альбом»;
- собрать интересную информацию о детском движении до, во время и после войны и выпустить альбом «Воспоминания о пионерах и пионерии села»;
- разработать листовку – рекламу о пионерской организации нашей школы;
- составить таблицу «Деятельность РДОО Белокатайского и Мечетлинского районов»;
- провести интервью и сделать видеозаписи.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны, которую необходимо подробно изучать и передавать будущему поколению.
Объект исследования – семейный альбом, процесс развития детского движения в своём селе, ДПиШ Белокатайского и Мечетлинского районов.
В процессе работы были использованы методы исследования:
изучение фотографий из семейного альбома, опрос, интервью, анкетирование, беседа, наблюдение, экскурсия, поиск информации в архивах, запись видео.
Гипотеза исследования. Если мы будем знать историю пионерского движения, если будем придерживаться активной гражданской позиции, то наше общество будет духовно и нравственно богато.
Глава 1. По страницам семейного альбома
На дворе зима. Мороз. Я пришла из школы и запрыгнула в кровать. Как там тепло! И тут мне захотелось вновь посмотреть наш семейный альбом (Приложение 1). Я так давно не брала его в руки, какое-то волнение охватило меня. К чему бы это?
Вот фотография моей мамы, здесь ей, как и мне сейчас, 14 лет. Мне просто не верится, что она когда-то была совсем ребенком. Я долго не могу отвести от нее глаз. Боже мой, как же мы с ней похожи! Практически, одно лицо. Отличается только дата, указанная на обратной стороне фотографии. Интересно, о чем она думала, когда была в моем возрасте, какие были у нее интересы, чем она увлекалась? Может, как и я, любила рисовать и заниматься спортом, а может, любила смотреть фильмы с захватывающим сюжетом?
Вдруг я слышу, как тихо открывается дверь. Это пришла с работы моя мама. Она входит в дом. Я вижу, она очень устала. Подойдя к ней, я открываю альбом, где мелькают сотни фотографий. И тут мы с мамой, как две подружки, садимся в удобное кресло, и она начинает мне подробно рассказывать о самых близких и родных людях.
Из множества фотографий, хранящихся в нашем семейном альбоме, фотография именно этого человека вызывает у меня чувство гордости. Это мой прадед Редреев Иван Степанович, который ушел на войну и не вернулся. Он родился в 1907 году в с.Емаши. С Евдокией Сергеевной воспитали троих детей: Леонида, Полину и Валентину.
Слушая рассказ о моей прабабушке Евдокии Сергеевне (1904-1953гг), я не могла представить, как можно все это пережить? Сколько пришлось вынести ей на своих плечах? Она все пережила, благодаря своей выносливости и мужеству, она смогла устоять несмотря ни на что.
Дедушка Иван Федорович Топычканов (1929-1999гг) - трудолюбивый, добрый и храбрый человек. Он – участник войны с Японией. Работал в колхозе сначала на комбайне, потом заведующим МТС. Имеет множество наград и грамот. Очень жаль, что он рано ушел из жизни.
А вот и моя бабуля Топычканова Валентина Ивановна (1926-2013гг), воспитавшая с мужем троих детей: Нину, Николая и Александра, моего папу. Закончила 7 классов. И как она только успевала: и учиться, и работать. Летом колола пешки на трактор. В годы войны вязала снопы, выполняла любую работу, даже порой непосильную. Долгое время проработала на МТС разнорабочим: слесарем, поваром, вулканизатором. Бабушка являлась тружеником тыла.
Предо мной лежит фотография мамы Светланы Анатольевны с папой Александром Ивановичем и сестренкой Женей. Мама родилась 21 марта 1967 года в г.Первоуральске. Бабушка и дедушка мамы воспитали пятерых детей – девочек. Родители дали им всем образование и мудрость. У всех уже есть дети, с которыми я общаюсь. Мама работает учителем начальных классов в средней школе с.Емаши уже более 25 лет. Папа родился в с.Емаши 3 июня 1964 года. После школы поступил учиться на электрика. Потом познакомился с мамой и привез ее сюда. Сейчас работает главным электриком.
А эта фотография, где я с мамой, вызвала у меня слезы. Трудно представить, что когда-то я была маленькой, беспомощной и полностью зависела от другого человека, но так было. И этим человеком была ты, мама.
Самым незабываемым праздником для меня стал мой первый Новый год в детском саду. Дед Мороз был волшебником, который может исполнить любое желание. Подарки, елка, снегурочка! Как здорово!
На этой фотографии я подаю первый звонок на первый урок. Сколько тайн и чудес слышится в слове «школа»!
Вот моя сестра заканчивает среднюю школу. Мне немного грустно, что она сейчас далеко от нас. После школы она получила высшее образование и сейчас работает в г.Челябинске.
А над этой фотографией мне смешно, будто из сказки девица явилась. Это фотограф «приодел» меня на компьютере.
Здесь наш отряд принимают в пионеры. Это очень торжественный момент, и я горжусь тем, что я пионер.
Глава 2. Пионеры в моей семье и в моем селе
Кто такой пионер? Воспользовавшись толковым словарём В.И.Даля, я выяснила, что пионер – это человек, который первым поселился в новой неисследованной стране или член детской пионерской организации в СССР, так называлась раньше наша страна.
Мне стало интересно, а были ли наши родители, бабушки и дедушки пионерами? Чем они занимались? Когда смотрела альбом, я заметила одну особенность: на многих фотографиях мои родственники были в галстуках. А ведь я сама несколько лет была председателем пионерской дружины «Алые паруса», сейчас являюсь председателем «Совета Старшеклассник». Мне захотелось взять у них интервью. Оказалось, что моя сестра, родители, бабушка тоже были пионерами. Они с удовольствием поделились со мной своими воспоминаниями.
Вот что поведала моя сестра Женя. В пионерскую организацию вступила еще во 2 классе – в объединение младших школьников «Солнышко». Мы путешествовали по улицам Солнечного города: играли, пели песни, танцевали, соревновались, лепили… В пионеры нас принимали в 4 классе. Что-то трепетное было в этот момент, я стала пионеркой и очень гордилась этим. У нас были свои законы, традиции, песни, правила. Нашим девизом были слова «За дело, дружбу, честь!». Символом пионерской организации являлась пчелка, как символ трудолюбия. Нашим наставником и помощником во всех делах была пионервожатая Швалева Светлана Павловна. А еще мы часто ходили в Дом интернат для престарелых, показывали художественные номера, дарили подарки, сделанные своими руками. Очень дружелюбно нас встречали там пожилые люди, кто-то плакал, а кто – улыбался и приглашал еще.
Интересным был рассказ моей мамы. Мои мама и папа были пионерами. В пионеры принимали в четвёртом классе, для этого надо было выучить пионерскую клятву. Символом пионеров был красный галстук, значок с изображением Ленина, свой пионерский флаг, девиз “Будь готов – Всегда готов” и пионерская песня “Взвейтесь кострами синие ночи»
Мальчики ходили в школьной форме: строгие синие брюки, белая рубашка, синий пиджак и обязательно пионерский галстук. Девочки - в коричневых платьях с белыми воротничками и чёрный фартук, коричневый бант, а в праздники белый фартук и белый бант, обязательно галстук. Пионер должен был хорошо учиться, если он учился плохо или у него было плохое поведение, то его исключали из пионеров, и это было позором.
Все пионеры состояли в пионерских дружинах, а дружина делилась на отряды. Зимой собирали берёзовые, сосновые почки, ольховые шишки, собирали макулатуру, участвовали в соревнованиях.
На новый год готовили концерты для своих родителей. На двадцать третье февраля и восьмое марта были конкурсы: «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики», которые всегда проводились очень весело.
Весной пионеры занимались школьным огородом: копали грядки, сажали овощи, убирали прошлогоднюю траву и мусор, накопившийся за зиму.
В первый месяц летних каникул открывался трудовой лагерь, в котором участие было добровольным. Трудовой лагерь занимался прополкой сорняков и поливкой грядок на школьном огороде. Также работали на совхозном поле: поливали капусту, заготавливали зелёные ветки для животных. Был обед и игры в мяч “волейбол”, “пионербол”, “картошку”. После закрытия трудового лагеря ходили в поход. Потом награждали подарками, грамотами и поездкой куда-нибудь.
В начале нового учебного года вся пионерская дружина выходила на поля, помогать совхозу в уборке картофеля, свёклы, капусты, но также не забывали про школьный огород. Собирали лекарственное сырьё: почки березы, сосны, шишки ольхи. Пионеры жили дружно и весело, уважали взрослых и приходили на помощь пожилым людям.
Кроме всего этого мама, окончив педагогическое училище, проработала 5 лет старшей вожатой в Емашинской школе. Они собирали макулатуру, за призовые места им давали путевки на экскурсии в различные города.
Как интересно прошла молодость моих родителей!
Бабушка рассказала о том, что Пионерская организация в нашем селе возникла в 1928 году. В пионеры принимали весной 22 апреля в День рождения В.И. Ленина. Это был вождь в былые времена. Им было по 10 лет, учились они в третьем классе. В день принятия в пионеры, всю школу выстраивали в актовом зале, вызывая каждого ученика, одевали ему на грудь красный галстук. Галстук был знаком отличия пионера. Его берегли и очень гордились им. Перед тем, как вступить в ряды пионерской организации, ученики учили клятву пионера Советского союза. К вступлению готовились очень серьёзно. Нужно было хорошо учиться и заниматься общественной работой: выходить в поле и выступать с агитбригадой, помогать пожилым людям.
Моя бабушка была командиром отряда. У неё было пионерское поручение. Она должна была следить за тем, чтобы все в отряде хорошо учились, и помогать тем ребятам, которые не успевали в учебе. Бабушкин класс был очень дружен и их ставили в пример другим отрядам. Ещё они с удовольствием занимались с ребятами младших классов, были их шефами. Ходили с ними в походы, помогали в учёбе, участвовали в спортивных мероприятиях.
В годы ВОВ пионеры нашего села помогали семьям военнослужащих, семьям, погибших в боях за Родину. Большую часть выращенного урожая отправляли на фронт. А в зимние вечера вязали варежки, носки и отсылали на фронт солдатам. Пионеры собирали навоз и возили на поля.
На протяжении долгих военных лет не утихал энтузиазм и боевой задор советских школьников. Доброта их чистых сердец, желание помочь стране и людям, рождают в нас, детях сегодняшнего дня, желание быть похожими на них.
Спасибо вам, ПИОНЕРЫ военных лет!
Вопрос о пионерах меня заинтересовал, и я решила пообщаться с жителями села, чтобы они рассказали о детском движении. Они поведали много интересного и полезного, поделились фотографиями. По собранному материалу я выпустила альбом «Воспоминания о пионерах и пионерии» ( Приложение 2).
Чем же занимаются сейчас пионеры? В нашей школе создана пионерская дружина «Алые паруса», объединение «Старшеклассник» Наш отряд, куда входят мои одноклассники, называется «Солнышко». У нас есть девиз, песня. Оформлен отрядный уголок. В школе проводятся такие акции, как «Милосердие», «Малышок», «Кормушка», «Чистый класс» и другие.
Мы путешествуем по творческим маршрутам (планетам), взяв с собой игру и романтику, пионерские традиции. А также помогаем престарелым (за каждым отрядом закреплена улица), ставим концерты в Дом интернате для престарелых, помогаем младшим, проводим субботники. В пионерской комнате организуем сборы, где намечаем новые дела, подводим итоги проведенных мероприятий и просто общаемся.
Сейчас в моей школе 76 пионеров. Я провела опрос среди учащихся школы. На вопрос «Нужна ли пионерская организация?» - «да» - считают 25 ребят, «не знаю» - 13, «нет» - 0 человек. «Легко ли быть пионером?» - 4 учащихся ответили «да», 19 – «нет», 3 – «затрудняюсь ответить». Я взяла интервью у лидеров пионерского движения школы (Приложение 5).
Глава 2. В гостях в Доме пионеров и школьников
А есть ли пионеры в соседнем районе? Чем они занимаются? Как у них развито пионерское движение в сравнении с нами? Чтобы ответить на волнующие меня вопросы, мы (я и руководитель) решили посетить Дом пионеров и школьников Белокатайского района и Мечетлинского. Я пообщалась с Чугаевой Л.А., педагогом-организатором ДПиШ Белокатайского района. Беседа была долгой и интересной. В Мечетлинском районе в с.Большеустьикинское нас встретила директор ДПиШ Ахметханова Г.Р. Она рассказала нам о пионерском движении ее района. По собранному материалу я составила таблицу «Деятельность РДОО Мечетлинского и РДОО Белокатайского районов» (Приложение 3). И хотела бы отметить, что эти районы волнует проблема сокращения ставки вожатых.
Заключение
Вот так, шаг за шагом, открывалась передо мной история моей семьи. Далёкие предки становились роднее и ближе, словно ступая из туманной дали прошлого. А пожелтевшие от времени фотографии ожили и заговорили, рассказывая об их судьбах. И пусть они не были дворянами, и в их родословной не было княжеской крови, я горжусь ими, потому что они сумели пронести по трудной жизни своё человеческое достоинство.
Проделав данную работу, я многое узнала об истории пионерской организации и пионерах. Ведь пионеры, как я поняла, самые инициативные, энергичные, находчивые и целеустремленные ребята. Теперь я обладаю большой информацией о работе пионеров села в тяжелые годы Великой Отечественной войны, о пионерах своего района и соседнего и могу рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны.
Может быть, спустя много лет кто-нибудь из моих внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, а основой для его работы станет вот это моё исследование. Я хочу продолжить эту работу, планирую пообщаться со школами г.Красноуфимска. Я уже узнала, что в Бугалышской средней школе Свердловской области пионерская работа ведется под руководством Нураевой М.М. Кроме этого мы создали фотоальбом «Вы были пионерами?» на страничке ЕМАШИ VIP. Желающие добавляют свои фотографии.
…Слышишь меня, ровесник?
Нам с тобой продолжать
Ту недопетую песню,
Строить и побеждать.
И чтобы стать сильнее,
Бурям открой лицо.
Пройти по дорогам сумеем
Прадедов, дедов, отцов.
Библиографический список
Ералаш
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Агния Барто. Сережа учит уроки
Как нарисовать китайскую розу
Волшебные звуки ноктюрна