Взгляд на Великую Отечественную Войну глазами православного человека
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Великая отечественная война" | 312.7 КБ |
Содержание
Введение
Казалось бы, о войне известно всё: уже написаны воспоминания и романы, исторические исследования и сборники документов. И всё-таки о самом главном многие не знают. Как, например, понять и объяснить, почему же Красная Армия после понесённых ею страшных потерь в 1941—1942 годах собралась с силами и, в конце концов, разгромила мощного, технически оснащённого врага? Одни в качестве главной причины называют великую силу духа и пламенный патриотизм советских людей, другие — огромные людские и материальные резервы, накопленные в России ещё при царе. Я никогда не задумывалась о роли Православия в Победе в Великой отечественной войне, поэтому целью моего проекта стало: изучить, как изменение взаимоотношений Церкви и государства привели к Победе над фашизмом.
Я предположила следующую гипотезу: великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной, с благословения Русской Православной Церкви в первый же день войны, горячих молитв наших отцов и матерей, благословения сыновей, идущих на фронт с крестами и иконами.
Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи:
Начало войны
Молитесь Богу.
От него победа.
А.В.Суворов
22 июня 1941 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война, остановившая окончательное уничтожение Церкви в СССР. В этот же день Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарший местоблюститель митрополит Сергий обращается с воззванием к верующим. В своем "Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви" митрополит Сергий говорил: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... С Божией помощью и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину... Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
И.В. Сталин был поражён появлением неожиданного союзника в лице гонимой им Православной Церкви в трудные дни войны. Отзвуки обращения владыки были слышны в выступлении И.В.Сталина 3 июля, когда он обращался к народу, и с удивительными для большевистского руководителя словами: «Братья и сёстры …». На параде 7 ноября 1941 года Сталин в своей речи отмечал: «Обратимся к памяти великих православных предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского … а завершил речь утверждением «Наше дело правое – победа будет за нами!» Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.
Гитлер верил, что этот день 22 июня – день летнего солнцестояния принесет ему победу, в силу наших святых он не верил. Он рассматривал славян как низшую расу и развивал идею максимального дробления религиозных объединений, существовавших на захваченных территориях. «Нашим интересам, -говорил он,- соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо–индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».
Другую точку зрения на религиозный вопрос высказывало верховное командование вермахта. Желая привлечь национально ориентированных россиян на свою сторону в борьбе против коммунистического правительства, оно стояло за создание «союзных» русских воинских частей и было против планов расчленения России. С точки зрения военных, Церковь, гонимая в светской России, должна была стать естественным союзником немцев в этой борьбе. Именно командованию вермахта пришлось первому принимать решения относительно церковных дел на захваченных территориях СССР, и оно сделало ставку на открытие церквей.
Как видим, и Гитлер, и командование вермахта сделали просчёт. У Советского правительства и Православной церкви, и, конечно же, русского народа была одна общая цель – освободить родную землю от фашистских захватчиков.
Битва за Москву
30 сентября в рамках операции «Тайфун» немцы начали генеральное наступление на Москву. Начало его было неблагоприятным для советских войск. Пали Брянск и Вязьма. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября Москва была объявлена на осадном
положении. Из москвичей сформированы 12 дивизий народного ополчения. В кровопролитных боях Красная Армия все же сумела остановить противника. Усилив группу армий «Центр», немецкое командование в середине ноября возобновило наступление на Москву. Преодолевая сопротивление Западного, Калининского и правого крыла Юго-Западного фронтов, ударные группировки противника обходили город с севера и юга и к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы), подступили к Кашире. На этом немецкое наступление захлебнулось. Из-за сопротивления советских войск немцам пришлось растянуть свои войска по фронту до такой степени, что в финальных сражениях на ближних подступах к Москве они потеряли пробивную способность. Еще до начала нашего контрудара под Москвой немецкое командование приняло решение об отступлении. Этот приказ был отдан в ту ночь, когда советские войска перешли в контрнаступление. 6 декабря 1941 года, в день святого благоверного князя Александра Невского началось контрнаступление наших войск под Москвой. Гитлеровские армии несли большие потери и отступали на запад, оказывая ожесточенное сопротивление. Завершилось контрнаступление советских войск под Москвой 7 января 1942 года, к празднику Рождества Христова. Господь помог нашим воинам. Под Москвой тогда грянули небывалые морозы, которые тоже помогли остановить немцев. А по свидетельствам немецких военнопленных, многие из них видели святителя Николая, шедшего впереди русских войск.
А перед этой победой наших войск 4 сентября 1941г. три женщины по благословению архимандрита Серафима (Батюкова) обнесли икону Божией Матери «Державная» вокруг вокруг Московского Кремля. На груди они несли иконы князя Даниила и великой княгини Евфросиньи Московской. Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 г. освобожден Тихвин.
Начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф.Гальдер в своем дневнике писал: "Разбит миф о непобедимости немецкой армии. С наступлением лета немецкая армия добьется в России новых побед, но это уже не восстановит миф о ее непобедимости. Поэтому 6 декабря 1941 года можно считать поворотным моментом, причем одним из самых роковых моментов в краткой истории Третьего рейха. Сила и могущество Гитлера достигли своего апогея, начиная с этого момента, они пошли на убыль...".
Молитвенники за победу
Весь Православный народ нашей страны и за её пределами молился за победу над фашизмом. Величайшим молитвенником за Русскую победу был преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов. Когда немцы вошли в г. Вырицу, старец успокаивал, говоря, что ни одного дома не будет разрушено. И действительно, в Вырице были разрушены только вокзал, сберкасса и мост.
Мало того, Сама Божья Матерь выразила волю Божию и определение судьбы страны и народа через другого замечательного молитвенника и друга русского народа митрополита гор Ливанских Илию. Это стало самым важным духовным моментом войны. Митрополит Илия всем сердцем молился за спасение России от погибели. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того чтобы передать определение Божие для страны и народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде (Волгограде), сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.
Сталин поручил своему секретарю Поскребышеву выяснить у историков все, что касается чудотворной иконы, и в частности историю спасения ею Москвы. Также есть информация о том, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.
Все произошло так, как и было предсказано. В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города - и он был спасен. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.
Некоторые важные даты
12 июля 1943 года (в день святых апостолов Петра и Павла) проходило крупнейшее в военной истории танковое сражение под Прохоровкой на Курской дуге.
5 августа 1943 года (день празднования Почаевской иконе Божьей матери, а также иконе «Всех скорбящих Радость») были освобождены города Орел и Белгород.
21 сентября 1943 (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) советские войска освободили город Чернигов. А также началось форсирование Днепра, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.
Киев был освобожден от фашистских оккупантов войсками 1-го Украинского фронта под командованием генерала Н.Ф.Ватутина в день празднования иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" 6 ноября 1943 года. После освобождения Киева войска 1-го Украинского фронта развернули наступление на Житомир, Фастов и Коростень. За 10 последующих дней они продвинулись на запад на 150 км и освободили много населенных пунктов, в том числе города Фастов и Житомир. На правом берегу Днепра образовался стратегический плацдарм, протяженность которого по фронту превышала 500 км. Напряженные бои продолжались и на юге Украины. 14 октября (праздник Покрова Пресвятой Богородицы) был освобожден город Запорожье и ликвидирован немецкий плацдарм на левом берегу Днепра.
18 июля 1944 года (в праздник преподобного Сергия Радонежского) советские войска перешли границу Польши.
24 июля 1944 года (в праздник святой благоверной княгини Ольги) войска 1-го Белорусского фронта своими передовыми частями вышли на Вислу в районе Демблина. Здесь они освободили узников лагеря смерти Майданека, в котором фашисты истребили около полутора миллионов человек.
28 июля 1944 года в день крестителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира, в ходе Люблин-Брестской наступательной операции советские войска штурмом освободили город Брест и выгнали фашистских захватчиков за пределы СССР. И в этот день город-герой Брест празднует свое освобождение.
6 мая 1945 года был самый мирный и тихий день. По всей земле звучали колокола, извещая об окончании войны. Это был праздник «Воскресенье Христово» и день святого «Георгия Победоносца».
24 июня 1945 года состоялся парад победы на Красной площади в Москве в День Святой Троицы.
Государство и Церковь
Гонения на церковь практически с начала войны стали прекращаться. 16 августа 1941г. Советская пресса начала публиковать положительные материалы о Церкви и верующих в СССР. Всего с этого времени по июль 1945г. в центральной прессе (газеты «Правда» и «Известия») было опубликовано свыше 100 статей и сообщений, где затрагивались религиозные проблемы и тема патриотического участия верующих в Великой Отечественной войне. В сентябре сворачивается антицерковная пропаганда в СССР. Были закрыты антирелигиозные периодические издания, перестали чиниться препятствия массовым богослужениям.
Так 5 апреля 1942г. в пасхальную ночь в Москве было разрешено проведение ночных богослужений. По данным НКВД, всего в Москве и Московской области в 124 действующих храмах на ночных богослужениях присутствовало около 85тыс. человек.
В апреле же к 700-летию Ледового побоища Русская православная Церковь причислила благоверного князя Александра Ярославовича Невского к лику святых. А 29 июля был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени.
5 января 1943г. состоялся обмен телеграммами местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием и И.В. Сталиным. Митрополит Сергий писал: «Сердечно приветствую Вас от имени Православной Русской Церкви. Молитвенно желаю в Новом году Вам здравия и успеха во всех Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского…». Сталин дал разрешение на открытие счёта в банке и выразил Церкви благодарность за её деятельность от имени всей сражающейся армии.
4 сентября в Кремле состоялась встреча митрополита Сергия (Старогородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с главой советского правительства Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Почувствовав заинтересованность Сталина в церковных делах, митрополиты просили выполнить их просьбы. Митрополит Сергий хлопотал об открытии богословских курсов. Сталин предложил открыть духовные семинарии и академии. Также Сталин согласился на возобновление издания «Журнала Московской Патриархии», дал разрешение на открытие храмов. Но была у митрополитов и просьба, которая волновала более других, но высказать её Сталину они побаивались. Наконец слово взял митрополит Алексий. Он спросил у Сталина о возможности освобождения архиереев из ссылок, лагерей и тюрем. На просьбу Сталин ответил без малейшего раздражения, попросил представить список осужденных. К тому же Иосиф Виссарионович сделал митрополитам подарок – дом №5 в Чистом переулке. Кстати, это здание Московская Патриархия занимает и по сей день.
А уже 8 сентября в здании Московской патриархии прошёл Архиерейский Собор Русской православной Церкви. На Соборе присутствовало 19 архиереев, 16 из которых незадолго до этого находились в лагерях и ссылке. Главным деянием Собора стало избрание патриарха Московского и всея Руси, а также образование при нём Священного Синода. При полном единодушии епископов патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский).
Чудеса во Время Великой Отечественной войны
Плач Богородицы[1]
Место, где мы сидели в окопах, казалось каким-то особенным. Словно кто-то помогал нам: немцы атаковали нас превосходящими силами, а мы их отбрасывали, и потери у нас были на удивление небольшими.
А в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых — и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру. Мы занялись, кто, чем в ожидании, когда нам ужин привезут. Я достал кисет, закурил, а земляк мой, Иван Божков, отошел в сторону. Вдруг вижу: Божков высунул голову над бруствером.
- Иван, — кричу, — ты что делаешь? Снайпера дожидаешься?
Божков опустился в окоп — сам не свой. И говорит мне тихо:
- Петя, там женщина плачет…
- Тебе показалось, откуда тут женщине взяться?
Но, когда со стороны немцев стихла «музыка», мы услышали, что где-то и вправду плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.
- Там туман клубится, — говорит он нам. — А в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина… Наклоняется над убитыми и плачет. Господи! Она похожа на Богородицу… Братцы! Ведь нас Господь избрал для этой памятной минуты, на наших глазах чудо совершается! Перед нами святое видение!..
Мы осторожно выглянули из окопа. По ничейной полосе в клубах тумана шла женщина в темной и длинной одежде. Она склонялась к земле и громко плакала. Тут кто-то говорит:
- А немцы тоже на видение смотрят. Вон их каски над окопами торчат… Да, тут что-то не так. Смотри, какая Она высокая, раза в два выше обычной женщины…
Господи, как же Она плакала, прямо в душе все переворачивалось!
Пока мы смотрели на видение, странный туман покрыл большую часть ничейной полосы. Мне подумалось:
«Надо же, будто саваном погибших укрывает…» А Женщина, так похожая на Богородицу, вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась.
- Богородица в нашу сторону поклонилась! Победа за нами! — громко сказал Божков.
Знамение над Сталинградом
Этот недавно найденный архивный документ времен Великой Отечественной войны по-своему уникален. В отчете уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви сообщено о чуде, свидетелями которого были солдаты и офицеры целой воинской части, участвовавшей в боях за Сталинград.
…После сокрушительного поражения под Москвой зимой 1941 года германское командование рассчитывало нанести главный удар на южном участке — прорваться через Ростов к Сталинграду и на Северный Кавказ, а оттуда — к Каспийскому морю. Этим путем немцы надеялись достигнуть источников кавказской нефти и повести дальнейшее наступление на север вдоль Волги. Поэтому оборона Сталинграда представлялась советскому руководству важнейшей стратегической задачей.
В середине июля 1942 года в район города была срочно перегруппирована 62-я армия генерала Чуйкова, на которую легла основная тяжесть борьбы с 26 дивизиями противника. Предприняв в сентябре два штурма крепости на Волге, фашисты теперь готовились к последнему, генеральному. К этому времени в их руках уже находилась часть Сталинграда. Атаки врага следовали одна за другой. 15 октября гитлеровцам удалось овладеть Сталинградским тракторным заводом и на узком двухкилометровом участке выйти к Волге. Положение наших войск осложнилось: те части, которые действовали севернее завода, оказались отрезанными, но героическая борьба продолжалась, в течение месяца шли тяжелые уличные бои за каждый квартал, дом, за каждый метр Сталинградской земли.
11 ноября фашисты предприняли очередную попытку штурма города. В этот день они смогли занять несколько корпусов завода «Баррикада» и пробиться к Волге. Героически сражавшаяся армия генерала Чуйкова оказалась рассеченной на три части. И вот в самый критический момент битвы бойцы, на одном из участков сражения, увидели над Сталинградом нечто такое, что заставило их содрогнуться: в ночном небе появилось некое таинственное знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. К сожалению, в найденном документе нет конкретных сведений о том, что именно увидели воины в Сталинградском небе — было ли то явление Божией Матери, указующей путь отступления немецких войск, как это бывало не раз во время других сражений, или же какое-то другое знамение, свидетельствующее о явной помощи Божией нашему народу.
…Среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставалась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского.
Танковая колонна «Дмитрий Донской»
Прошло немногим год, как митрополит Сергий призвал духовенство и верующих жертвовать на постройку танковой дивизии. А уже 8 марта 1944г. у деревни Горелки, в 5 км к северо-западу от Тулы состоялась передача частям Красной армии колонны «Дмитрий Донской».
Свыше 8млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство 40 танков. Например, в Ивановской области было собрано свыше 146тыс. рублей.
Танки Т-34 были построены на танковом заводе Челябинска. На башнях боевых машин были надписи «Дмитрий Донской». Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки.
Короткой и яркой оказалась судьба 38-го полка. Он участвовал в Уманско-Баташевской операции, в начале апреля 1944 года в составе полка оставалось только 9 танков. За месяц, меняя направления ударов, полк прошел с боями свыше 60 км. Личный состав 38-го полка отличился при форсировании реки Днестр с последующим выходом на государственную границу СССР. К концу апреля в полку оставалось четыре танка. Развивая наступление, танкисты с десантом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. К 21 часу 24 апреля 1944 года 38-й отдельный танковый полк завершил свой последний бой. Но и после него оставшиеся два танка в составе стрелковых частей уничтожали врага до 5 мая 1944 года. Меньше чем за два месяца полк прошел с боями свыше 130 км, танкисты уничтожили около 1420 гитлеровцев, 40 различных орудий, 108 пулеметов, подбили и захватили 38 танков, 17 бронетранспортеров, 101 транспортную автомашину, захватили 3 склада горючего и взяли в плен 84 немецких солдат и офицеров.
516-й отдельный огнеметно-танковый полк впервые вступил в бой 16 июня 1944 года в Белоруссии совместно со 2-й штурмовой инженерно-саперной бригадой 1-го Белорусского фронта. 24-27 июня полк принимал участие в Бобруйской наступательной операции. Подразделения огнеметных танков в основном действовали со штурмовыми батальонами. Затем полк участвовал в Люблин-Брестской операции и его танкисты первыми ворвались в Брест, и вскоре вышли на государственную границу. В августе 1944 года он вступил на территорию Польши. После интенсивных боев к 10 октября в составе полка осталось только два танка, их отправили в капитальный ремонт. Всего танкисты полка уничтожили свыше 3800 солдат и офицеров противника, 48 танков и штурмовых орудий, 130 орудий и минометов, 400 пулеметных точек, 47 дзотов.
Судьбы человеческие
В России с самого начала войны море людей хлынуло в православные храмы. Огненные испытания заставили их преодолеть страх и вновь обрести Веру. Страна была на грани катастрофы. Что же тогда остановило немецкую армию? Как отмечает учёный А.В.Трубицин: «Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата…».
Наши священники в войну показали примеры настоящего героизма и жертвенности. Орденом Славы 3-й степени и медалью «За победу над Германией» награждён протоиерей Стефан Козлов. В годы войны он был пулемётчиком с момента призыва – с июля 1944г. В последние годы своего церковного служения он был клириком храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге.
Сержанта Коноплёва, будущего митрополита Калининского и Каширского Алексия (до войны он был псаломщиком), призвали в армию в октябре 1941г. Служил он пулемётчиком. Когда демобилизовался, на груди его были медаль «За боевые заслуги» и другие награды. Награждён он и грамотой маршала Советского Союза Л.А.Говорова.
Памяти поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Военным врачом с 3-м Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии прошла монахиня Серафима (Зубарева). Награждена медалью «За победу над Германией». Медсестрой участвовала в боях монахиня Антония (Жертовская), награждена медалью « За боевые заслуги».
Великий хирург и епископ Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, причисленный позже к лику святых и известный как святитель Лука, послал письмо в Кремль, попросив дать ему возможность оперировать раненных. «А как окончится война, вернусь в ссылку», - кротко завершил он своё прошение. И всю войну оперировал, спас сотни бойцов и написал труд, которым и поныне пользуются хирурги всего мира, - «Очерки гнойной хирургии». Получив за него Сталинскую премию, отдал почти всю её детям-сиротам…
Иеромонах Пимен (Извеков), будущий патриарх, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора.
Протоиерей Александр Смирнов, настоятель Скорбященской церкви (г. Клин), во время отступления наших войск, видя, как тяжело даётся петь раненным, попросил оставить их в храме. Раненых оставили. Священник переодел всех в гражданское и организовал в подвале храма самый настоящий госпиталь. Когда пришли немцы, они осмотрели каждый уголок и уже порывались пойти в подвал, но священник преградил путь и сказал, что там лежат тифозные. Фашисты в ужасе ушли, а батюшка и прихожане продолжали на оккупированной территории прятать и лечить наших бойцов. Ни один из них не умер.
На оккупированной территории священники являлись единственным связующим звеном между партизанами и местными жителями. Медалью «Партизану Отечественной войны» была отмечена деятельность священника-партизана из села Бродовичи-Заполье на Псковщине о. Феодора Пузанова.
С партизанами сотрудничал полесский священник Александр Романушко. А после освобождения Белоруссии стал временно управляющим Полесской епархией. В своём отчёте на имя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Алексия (Симанского) в конце 1944 года он сообщал, что число священников, преданных Патриархии, уменьшилось вдвое в связи с расстрелом многих из них немцами за содействие партизанам.
А были случаи, когда вроде бы далёкие от Церкви люди после окончания войны становились священниками. Вот, к примеру, Иван Михайлович Воронов, художник по профессии, стал Великим Наместником Псково-Печерского монастыря отцом Алипием. Он рассказывал: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я да слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал … молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего. Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придёт …»
После войны более половины братии Псково-Печерского монастыря были фронтовиками – орденоносцами. Другая часть – и тоже немалая – прошла сталинские лагеря. Третьи испытали и то и другое.
Великая победа
Вечером 7/20 марта 1917 Царь Николай II собственноручно написал Свой прощальный приказ к армии и флоту, датированный следующим днём: «В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска. Твёрдо верю, что не угасла в ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой родине. Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий.
Николай.
8 марта 1017 года. Ставка».[3]
Слова Государя пророческие. В Великой Отечественной войне наши войска взяли рейхстаг не 9 мая, когда установлен праздник, и не 8 мая, когда официально подписана капитуляция, а 6 мая – в день Пасхи и в день святого великомученика и Победоносца Георгия под командованием маршала Георгия Жукова. Один из ворвавшихся в рейхстаг солдат (впоследствии монах в Псково-Печерском монастыре) свидетельствовал, что видел Государя в полном обмундировании, сказавшего ему: «Наконец-то мы победили тевтонов!»
Заключение
Победа в той войне досталось русскому народу страшной ценой. Миллионы людей сложили свои головы на полях войны. Тысячи сёл и деревень буквально обезлюдели. В той войне был дан важный урок: Господь и Силы Небесные по-прежнему хранят русский народ, и русские по-прежнему - народ-победитель. И если мы забываем, что мы русские православные люди - победы достаются нам страшной ценой.
Именно об этом и сказал Святейший Патриарх Кирилл[2]:
«Некоторые недоумевают и говорят: ну почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война, почему так много народа погибло?», «У каждого есть право на свое собственное толкование истории. Ученые объясняют ее по-своему. У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа», «Великая Отечественная война была наказанием за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью...», «Но наказание Божие — это не проявление некоего деспотизма и жестокости, о чем нередко рассуждают неверующие, — сказал патриарх. — Наказание Божие — это явление Божьей правды, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира».
Библиография
1. http://www.pravmir.ru/chudesa-v-gody-vojny-chast-1
2. http://runo-lj.livejournal.com/11567.
3. Святой страстотерпец царь мученик Николай. Издано попечением благочестивых граждан любящих Россию. Санкт-Петербург, 2009
4. Русская православная церковь XX век. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008
5. Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы.- 2-е изд., испр.- М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа групп», 2011
6. ж. Тайны Великой Победы. Спецвыпуск к 70-летию Победы.
Горка
Юрий Алексеевич Гагарин
Бабочка
Простые новогодние шары из бумаги
Развешиваем детские рисунки дома