Работа написана по краеведческому материалу школьного музея села Панино Сосновского района
Вложение | Размер |
---|---|
hram_pokrova.doc | 941.5 КБ |
Оглавление
Введение …………………………………………………………………3 стр.
Глава I « История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Панине»
Глава II « Возрождение храма»
Заключение……………………………………………………………….13стр.
Литература………………………………………………………………...14стр.
Приложение……………………………………………………………….15-
Введение
С принятием христианства в 988 году на Руси стали строится церкви. Строили их по образцу и подобию византийских в форме креста, круга как символ вечности или в форме корабля. Первые храмы на территории Нижегородской области были построены в городе Городце в XII веке, затем в Нижнем Новгороде. В нашем селе тоже есть храм. Это - очень величественное сооружение. Оно имеет форму корабля. Это символ спасения в бушующем житейском море. Храм Божий по своему виду отличается от прочих зданий. Здание храма сверху завершается куполом, купол заканчивается главою с крестом. Часто возводится не одна, а несколько глав. На нашем храме их пять. Форма купола имеет символический смысл. На нашем храме это форма луковицы – символ пламени свечи.
От родителей и жителей села я слышала много интересных рассказов о жизни нашего храма, и мне захотелось подробнее узнать его историю и написать реферат по этой теме. В нашем школьном музее я познакомилась с документами, собранными материалами о нашем сельском храме. На основе этих материалов и рассказов церковнослужителей и появился этот реферат.
Цель работы:
- изучить историю храма Покрова Пресвятой Богородицы села Панино с момента построения до наших дней.
Задачи:
- изучить источники по данной теме
- записать воспоминания старожилов
- обработать и систематизировать материал
Глава I « История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Панине»
К XIV веку (а может быть и раннее) относится основание на речке Пере
« в вершинах ручья Телха», починка Панино, который к XVI столетию становится едва ли не самым крупным селением округи. По Дозору 1588 года писцов Василия Борисова и подъячева Третьяка Абрамова в деревне Панино окажется 28 жилых дворов, несмотря на то, что перед этим в течение почти четверти века край был охвачен разрушительными Черемисскими войнами.
В 1620 году Панино в составе Матюшевской волости было пожаловано боярину – воеводе Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому. После чего, административным центром волости воевода сделал село Панино. Указал поставить в Панине свою усадьбу, и деревня становится уже сельцом
( селением с двором вотчинника, но еще без церкви). В составленной после этого Писцовой книге приведены и важные историко – географические сведения: « Сельцо, что была деревня Панина, на речке, на Пере и на Телховской вершине, стоит на два усада, а меж усад из ключа пруд з заплотиною, а в сельце « усадьба вотчинника, 7 дворов его деловых людей, 24 крестьянских и 5 бобыльских дворов, всего 37 жилых усадеб».
В начале в 1630 –х годов по указу Д.М. Черкасского в Панине будет срублено сразу два храма: холодная шатровая Покровская и теплая клетская Никольская церкви. Погостовый ансамбль с высокой колокольней украсит торговую площадь в центре села над прудом, на которой отныне регулярно устраивались сельские торги. В 1646 году в Панине, кроме усадьбы Черкасских и их дворовых людей встали 4 двора погостового причта.
Таким образом, исходя из исторических данных, мы можем утвердительно сказать, что в селе Панино в первой половине XVII века утвердился церковный приход.
На рубеже XVII и XVIII веков Панино несколько раз горело, причем огнем была уничтожена и Никольская церковь, в селе остался лишь один Покровский храм. Лишь в середине XVIII века, положение в Панине стабилизировалось при графе П. Б. Шереметеве (дочь А. М. Черкасского Варвара стала женой графа Петра Борисовича Шереметева, получив в приданное обширные нижегородские вотчины). Панино уже официально стало административным и духовным центром обширной округи.
К началу XX века древняя Покровская церковь обветшала, и на общем мирском сходе было решено выстроить в селе кирпичный просторный храм. К работам подрядили балахнинца Петра Клюкина, который с мая 1803 года руководил кладкой стен храма, в то время как кузнечные работы обязался выполнить местный мастер Антон Бырыкин, выковавший связи, оконные решетки и просечные кресты для глав.
В 1808 году церковь была освещена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, хотя в пределах работы продолжались вплоть до 1814 года.
В нашем музее есть подлинный документ « Ведомость о церкви» за 1877 год, где имеется запись: « … построена в 1814 году тщанием прихожан».
Таким образом, мы доподлинно знаем, когда был построен кирпичный Покровский храм, и что предшественником его была деревянная Покровская церковь. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Наш храм носит имя Покрова Пресвятой Богородицы.
История праздника такова: Когда Византийской империи угрожали враги, то православные греки, собравшись во Влахернском храме, усердно молились ко Владычице Богородице о заступлении. Скорая на помощь Богородица вняла молитвам верных и стала Заступницей их пред престолом Божьим. Во время Всенощного бдения святой Андрей юродивый видел, как Она, окруженная ликом пророков, апостолов и святых, молилась Богу и покрыла народ своим честным амофором. Вскоре после этого враги были изгнаны. Образ Покрова Пресвятой Богородицы, простираемого Ею над всем родом человеческим – это образ Её заступления за всех людей.
Панинский храм Покрова состоял из трех частей: летняя церковь, зимняя и колокольня, которая была на десять метров выше летней церкви.
В настоящее время осталась только летняя часть храма, а колокольню (её верхнюю часть) можно видеть на фотографии за 1930 год в школьном музее.
Сведения из Адрес - Календаря: 1888 год.
«Церковь каменная в честь каменная церковь Покрова Пресвятая Богородицы, построена 1814 г., трехпрестольная.
Священник Г.Г. Полигенов, 54 лет, окончил курс семинарии по 2 разряду, на службе с 1858 г., законоучитель, имеет скуфью.
Диакон Ф.Д.Эрнестов, 44 лет, из высшего отделения духовного училища, на службе с 1861 г.,
Псаломщик А.А.Смирнов 67 лет, на службе с 1843 г.
Адрес: через Павловскую почтовую контору.
По штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик.
Из документа « Ведомость о церкви» за 1877 год, хранящейся в школьном музее, узнаем престолы храма.
Это: главный престол - Покров Пресвятой Богородицы и два смежных – Николая Угодника ( 19 декабря) и Дмитрия Салунского ( 8 ноября).
Приход храма был обширным. Это жители Панина и близлежащих деревень: Рагозина, Филюкова, Малахова, Кайдалова, Озерок, Калиновки, Клещарихи и других.
Служителями церкви в XIX - XX веках были:
1843:священник Михаил Малинин
1858: диакон-псаломщик Андрей Смирнов
1870-1878: ружный диакон Зиновий Никольский
1874 год: священник Гавриил Полигенов ( до 1901 года)
1892 год: псаломщик Никандр Александрович Виноградов
Диакон Федор Эрнестов
1906 год: Николай Васильевич Виноградов – законоучитель в земской
двухклассной школе.
1908 год: священник Николай Виноградов
Диакон Владимир Петровский
Иеродиакон -псаломщик Анатолий Петровский
1912 год: священник Михаил Кудрявцев
1913 год: священник Александр Остроумов
Диакон Сергей Цветков
1914 год по 1937: священник Николай Виноградов
В документе «Ведомость о церкви» указано «…здание, принадлежащей сей церкви деревянное на каменном фундаменте построенное на церковной земле в 1815 году из упразднённой деревянной панинской церкви .
С 1817 года в нём открыто и помещается приходское училище».
Это была первая приходская школа, где обучались только мальчики. Это была не массовая, а специальная школа. Панинская вотчина Шереметьевых имело особое правление, возглавляемое управителем и выборным земским старостатом. Именно, последние, заботясь о грамотности своих детей, в 1845 году открыли в Панине училище. Владельцу села, графу Д. Н. Шереметьеву сообщалось:
« В Панинской вотчине обоего пола 15000 душ. При таком большом количестве много и желающих обучать детей своих грамоте, заведения же для сего в вотчине нет. А потому обучаются дети у родственников, самих мало знающих грамоте, и по большой части учат детей раскольницы - девки, доказательством сему служит, что в самом селе Панине у крестьянской девки - раскольницы Дарьи Трефиловой в зимнее время бывает до 10 учеников».
А в 1847 году была открыта массовая школа с обучением пять лет.
За 1859 год в селе Панино по описи населенных пунктов числилось сельское училище.
В 1911 году числилось мужское училище. Попечитель: Евгений Петрович Жудра – 1907 год. Законоучитель – священник Николай Васильевич Виноградов с 1906 года.
Учителя: Михаил Алексеевич Трофимовский - с 1899 года.
Александр Луппович Шутов - с 1901 года
Екатерина Федоровна Шутова – с 1907 года
Владимир Ефимович Рогожин – с 1906 года.
Службы в храме велись до 1937 года, несмотря на то, что в нашей стране уже давно сменилась власть, которая не жаловала церкви. В музее имеются воспоминания старожила села Панино Сакеевой Елизаветы Ивановны
( записанные в 2000 году), которые воспроизводят события августа 1937 года. Вот как рассказывала Елизавета Ивановна о разрушении церкви:
«О том, что будут ломать церковь у нас в селе, мы узнали в начале лета. Еще зимой нашему священнику запретили служить, и церковь закрыли Отец Николай ( Виноградов) служил у нас в Панине очень давно. Говорили, что родом он из Польши, да и на самом деле у него был заметен акцент. Был он очень мягкий по характеру, и очень хорошо проводил службы. Его жена была маленького роста, имени не помню. У них было пятеро детей ( 2 девочки и 3 мальчика), жили они в небольшом домишке (там, где сейчас стоит дом Базанова). В начале августа власти разрешили службу в церкви, и даже было венчание (венчались Вера Васильевна Жукова и Василий Иванович Баскаков), а потом снова закрыли. Все стали говорить о скором разрушении. Священник Николай и прихожанки стали выносить иконы и утварь, но не успели все вынести. Каждый день у церкви собирались люди и стучали по ней, разгребали кирпич, приезжали трактора для этого дела. По селу пошел слух, что церковь вот-вот рухнет, и мы с подругами пошли смотреть. Было очень много народу, мы стояли на Завражице и видели, как рухнула зимняя церковь. Колокольня рухнула еще раньше, этого мы не видели. Я помню, что она была очень высокая. Я даже поднималась по винтовой лестнице колокольни и смотрела на колокола. Все очень жалели, что красавицу церковь разрушили, но сказать в то время никто ничего не посмел. Действиями по разрушению церкви руководила тогдашняя председатель сельского совета Приженцова Мария Васильевна. Батюшка после этого заболел, жена у него умерла, дети разъехались, а он прожил у добрых людей до 1946 года. Умер здесь и похоронен был на церковном кладбище».
Летняя церковь не поддалась разрушению, и от нее отступили.
Так начались для нее годы забвения.
И воспоминаний старожилов села Ушаковой Софьи Ивановны ( 1931 г/р) и Ушакова Александра Андреевича ( 1934 г/р) я узнала, что снятый с церкви колокол повесили на краю села и использовали для оповещения о пожаре. Когда началась война, его сняли и отправили на переплавку для нужд фронта. Оставшееся здание летней церкви использовали как зернохранилище вплоть до 80 – ых годов XX века.
За 60 лет своего забвения церковь обветшала, на крыше выросли березки, некоторые главы разрушились.
Но она выстояла, как будто ждала своего часа, когда снова её стены услышат молитвы и пения, придут и те, кто видел её первозданную, и те, кто обходил её стороною.
В 90- ых годах XX века по всей стране началось возрождение храмов, стали строиться и новые церкви. В нашем селе возникла инициативная группа, которая также занялась возрождением храма и восстановлением прихода.
Глава II « Возрождение храма»
В 1995 году встал вопрос о восстановлении церкви. Жители села Панино Морозова Светлана Николаевна и Вязова Нина Ивановна подали прошение в Нижегородскую епархию на начало восстановительных работ.
После этого в банке был открыт счёт и начался сбор денежных средств. Первое крупное пожертвование поступило на крышу от Привалова Виктора Ивановича. Выходец из села Панино Анфимов Василий Николаевич, проживавший в Москве, осуществил сбор с крупных организаций.
На эти денежные средства были построены: изгородь вокруг кладбища, иконостас и все внутренние и внешние отделки в храме.
Крупные пожертвования поступали и от Перевезенцева Сергея Николаевича. Местные денежные сборы организовывала Лепёшкина Нина Александровна. Она и стала первой старостой этого храма.
Восстановительные строительные работы проводились от епархиальной строительной организации под руководством Титова Игоря Евгеньевича. Службы в храме стали проводиться с 1998г.
Крупные пожертвования на храм в более поздние сроки поступали от Шарикова Виктора Васильевича, Корнёва Вадима Викторовича и организации «Агрофирма Выкса – Металлург», директор которой являлся Анисимов Валерий Павлович.
С 1998 года первым священником в восстанавливаемой церкви стал отец
Сергий (Петров). Храм восстанавливался, службы проходили, и со временем
внутри был установлен красивый иконостас, повешено паникадило, полностью закончена внутренняя отделка. После реставрации церковь стала выглядеть очень красиво. Приход церкви расширился за счет деревень Нерышево, где стоит своя разрушенная Смоленская церковь, Каргашино, чей приход был раньше к Троицкой церкви в Колпенке, Зеленцово, там также полуразрушена Крестовоздвиженская церковь. Отец Сергий служил в нашем храме до 2002 года, а затем был отозван.
В 2003 году по направлению Нижегородской епархии в наш приход был направлен отец Павел (Правдин), служивший ранее в храме Архангела Михаила в Ветлуге. С тех пор батюшка Павел служит в нашем храме, а матушка Марина псаломщицей.
Есть у нашего прихода и староста – Алексеева Елена.
В храме совершаются все требы: крещение, венчание, отпевание, причастие, исповедь. Службы проходят еженедельно и по церковным праздникам.
Так, простояв 60 лет в забвении, храм Покрова Пресвятой Богородицы вновь открыт для своих прихожан и всех желающих.
Заключение
Начиная работать над темой, я обратилась к источникам, которые имеются в музее. Именно с них я получила достоверную информацию. Наш храм имеет почти двухсотлетнюю историю. И это хорошо, что сохранились подлинные документы, по которым мы можем создать его историю.
Архитектура храмов, которые я видела разнообразна. Наш храм простой по своему внешнему виду, но очень величественный.
Беседы со старожилами села были познавательными. Информацию, которую они мне представили, помогла мне в написание работы.
Из этих рассказов я сделала вывод, что жители рады возрождению храма. Столько лет простояла церковь, что и никто не думал, что её можно восстановить. Так же я узнала интересные факты об архитектурных особенностях.
В документе «Ведомость о церкви» есть упоминания о близ лежащих храмах: в Нерышеве, Колпенке и Зеленцове. Эти храмы стоят разрушенные.
Очень отрадно то, что в нашем селе нашлись люди, которые возродили наш храм.
Литература
«Религии России»
НГЦ, Нижний Новгород, 2006 год
- «Ведомость о церкви»
- воспоминания старожилов
1)Ушакова А.А. – 1930 г/р, с. Панино
2) Ушакова С.М. – 1931 г/р, с. Панино
3. «Музеи и памятники Горьковской области» (сборник)
Волго- Вятское издание, г. Горький, 1987 год.
«Н.Ф. Филатов», Н- Новгород, 1999 год.
Павлово « Металлист», 2009 год.
Приложение 1
« Ведомость о церкви» за 1877 год, оригинал документа хранится в школьном музее
Приложение 2
Фото 1880 года. Ученики церковно-приходской школы храма Покрова
Приложение 3
Фото 1930 года. Видна колокольня храма, т.к. храм еще не был разрушен.
Приложение 4
Храм Покрова – фото 1988 года
Приложение 5
1999 год- начало восстановительных работ
Приложение 6
Храм Покрова в наши дни.
И тут появился изобретатель
Тупое - острое
Почта
Прекрасная арфа
Цветущая сакура