Рассказ о дедушке Ксении Дёминой -Юрии Николаевиче Вольском -участнике Великой Отечественной Войны, совершавшим героические подвиги во время боевых сражений.
Вложение | Размер |
---|---|
История моей семьи | 587.5 КБ |
Мой дедушка Юрий Николаевич Вольский 1921 года рождения, прошёл всю Великую Отечественную войну, в рядах Красной Армии с 1940 по 1946 гг. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Во время Великой Отечественной Войны служил в ВВС Волховского фронта и в 14-й воздушной армии с 1941 по 1942 года на должности механик самолетов 185-го истребительного авиаполка.
Потрясающим человеком был Юрий Николаевич. По возвращении с фронта, долго радовал друзей и близких своим неисчерпаемым с годами юмором, оптимизмом и жизнелюбием.
С особым трепетом дед вспоминал о войне, о той школе жизни, через которую он прошел. Мой дедушка, Юрий Николаевич, много рассказывал о трагических событиях войны, о боевых товарищах, но одна история, которую он вспоминал очень часто, запомнилась мне хорошо и осталась в моей памяти навсегда. Когда он рассказывал, в глазах деда, вечно веселых и молодых, появлялась грусть и неподдельная скорбь по давно минувшим дням, погибшим боевым товарищам, по этой страшной, но такой прекрасной в своей незабвенности войне.
Из воспоминаний Юрия Николаевича.
Ю. Н. Вольский
Он был моим командиром
Ежедневно наши истребители целой эскадрильей или в одиночку поднимались в воздух по боевой тревоге, уходя на задание, а мы – механики самолетов, « технари» - с трепетом ждали их возвращения. Каждый вылет продолжался не более полутора часов, на том исчерпывался весь запас топлива. Эти полтора часа душевных мук казались вечностью… Как машина в полете? в бою? И когда слышали знакомый рокот моторов, каждый механик выбегал на открытое место и старался узнать свой « ястребок», своего
командира ! Опознав его вздыхал: « Ну, слава Богу, вернулся, жив!».
Я был приставлен к истребителю МиГ-3 которым управлял Борис Замышляев- мой друг и командир.
О накале боев, в которых участвовал Борис, я мог судить по многочисленным пробоинам в крыльях и фюзеляже самолета, которые мне приходилось латать дюралевыми заплатами, по его рассказам, да по расплющенным пулям и осколкам снарядов на полу кабины, за бронированной спинкой сиденья.
Однажды самолет Бориса не вернулся с боевого задания. Я не находил себе места. А поздно вечером он пришел в полк пешком. И рассказал, что, идя на выполнение боевого задания, увидел летящее на встречу звено немецких бомбардировщиков. Наш истребитель был оснащен реактивными снарядами под плоскостями – «эрэсами»…
Нагнав стервятников, бросил свой истребитель в пике, в прицеле обозначился головной бомбардировщик, нажал на гашетку сброса! Четыре огненные трассы опередили самолеты и разорвались перед ними. Ведущий перевернулся набок, стал падать, оставляя полосу дыма. В тот же момент он увидел огненный фейерверк, заплясавший по капоту его мотора. Трассирующие пулеметные очереди прошли над головой.
Почти у земли он вывел машину из пикирования и свечой взмыл вверх, готовый к схватке, но противника уже не было поблизости, два бомбардировщика уходили на запад.
Давление масло показывало «нуль».
«Значит, система пробита», - подумал он, – «надо садиться». Снова пикирование, выравнивание над полем, посадка на «пузо». Изогнувшись винт пропахал стометровку, самолет стал медленно погружаться в болото. Борис вылез на крыло, отстегнул парашют, достал ракетницу, захлопнул фонарь кабины и перекинул парашют через плечо, по снегу он пошел на восток.
В октябре 1941 года в связи с выработкой моторесурса, двигатель с истребителя был снят и отправлен в мастерские. Самолет стоял разобранный.
25 октября, в обед, привезли новый двигатель. Его сгрузили в ящике прямо у самолета. Подкатила машина с командиром полка майором Никифором Сергеевичем Васиным и инженером Лукьяницей. Без предисловий командир сказал: « Обстановка на фронте изменилась, завтра сюда придут немцы. Сейчас вам помогут установить двигатель на раму самолета. Ваша задача – обратился он ко мне – за ночь смонтировать двигатель так, чтобы летчик вылетел с рассветом. Если самолет в полк не вернется, можете сами не возвращаться! На другой стороне аэродрома – показал он – вас будет ждать полуторка, которая после вылета самолета доставит вас на новый аэродром».
Один за другим в воздух уходили истребители, уехали автомобили, груженные оборудованием. Нам оставили баллон сжатого воздуха для запуска двигателя.
На опустевшем аэродроме нас осталось четверо – Борис, я, моторист и техник. Всю ночь, в темноте, пользуясь украдкой замаскированным светом переносных ламп, под грохот и треск пулеметов, мы отчаянно монтировали двигатель. Казалось, вот-вот из леса появится враг, в небе полыхали ракеты. Перед рассветом монтаж был закончен.
Мы спустились в небольшую землянку оставленную пехотинцами, зажгли найденную коптилку, закурили. Сидели молча, прислушивались, опершись на свои карабины. А музыка фронта все приближалась: пулеметные очереди становились все громче и громче, в лесу лязгало, рвалось, грохотало.
Наконец стал пробиваться слабый свет. Осторожно выйдя из землянки, мы помогли Борису пристегнуть парашют, подсадили в кабину. «Воздух!» - скомандовал он. Я открыл вентиль баллона. Винт начал медленно проворачиваться, затем двигатель несколько раз «чихнул» и вдруг «ястребок» взлетел. Борис дал полный газ и, оборвав медную трубку баллона, пошел на взлет!
Мы увидели на противоположном краю аэродрома стоявших на полуторке людей, отчаянно махавших нам руками. Мы побежали к машине, но она не могла тронуться с
места: колеса буксовали. На том месте, где мы коротали ночь в землянке, уже трещали деревья: на аэродром входили фашистские танки».
Встреча моего дедушки Юрия Николаевича Вольского и его боевого товарища.
Я никогда не забуду подвиг моего деда, я передам его потомкам. Он будет жить в наших сердцах долгие годы и возможно однажды, когда я состарюсь, я буду вспоминать рассказы деда с тем же трепетом и волнением, с каким он сам их передал мне когда-то.
...И возвращались с победой:
Сборник воспоминаний/ [Сост. Н. Я. Кондратьев].-
Л.: Лениздат, 1986.-350 с.,
Ю. Н. Вольский «Он был моим командиром»
http://avia.lib.ru/bibl/1036/05.html
Работу выполнила ученица 8-З класса ГБОУ Лицей№1561
Демина Ксения Александровна.
Учитель истории и обществознания Кецба Анна Евгеньевна.
Астрономический календарь. Май, 2019
Валентин Берестов. Аист и соловей
Рисуем тыкву
Северное сияние
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Комментарии
Ксюша! Спасибо за рассказ о
Ксюша! Спасибо за рассказ о дедушке,за участие в Вахте памяти. Своим внукам,правнукам ты сможешь рассказать о нем,ведь ты-хранительница семейной памяти. Продолжай поиск,запиши воспоминания своих родных ,ведь потом,много лет спустя,будет важным каждое слово.
Спасибо,Анна Евгеньевна,за то, что учите своих учеников хранить память, помогаете им участвовать в проектах