Творческий проект "Эрзянский национальный праздник «Раськень Озкс» (народное родовое моление)"
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnoe_torzhestvo.docx | 664.34 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
городского округа Саранск
Творческий проект
Эрзянский
национальный праздник
«Раськень Озкс»
(народное родовое моление)
Подготовила: Чуглаева Настя,
учащаяся 3 Г класса
Руководитель: Догадова
Елена Васильевна,
учитель начальных классов
г. Саранск, 2015г.
Содержание.
Введение 3
Теоретическая часть 4 Практическая часть 8
Заключение 15
Список использованной литературы и интернет источников 16
Введение
Мои родители и я по национальности мордва (эрзя). Но мы очень мало знаем об обычаях и традициях мордовского народа. Как-то раз мы побывали на празднике «Раськень Озкс». То, что я увидела на этом празднике меня очень потрясло. Я очень захотела узнать о нем побольше. Так началось моё исследование.
Объект исследования
Эрзянский национальный праздник «Раськень Озкс» (народное родовое моление).
Актуальность исследовательской работы
Эрзянский народ, разбросанный по всему свету теряет свои корни. Люди начинают забывать свой язык, свои родовые связи, традиции, обряды. Праздник «Раськень Озкс» своего рода невидимая нить, которая связывает прошлое и настоящее народа, не дает забыть свою историю, свои корни.
Гипотеза
Древний Эрзянский национальный праздник «Раськень Озкс» актуален и востребован среди эрзян.
Цель исследования
Исследовать историю возникновения и актуальность праздника «Раськень Озкс».
Задачи
Методы исследования
Теоретическая часть
История возникновения праздника
Национальное торжество «Раськень Озкс» - «народное (родовое) моление» с 2004 года обрел официальный статус государственного. А свое начало мордовские «озксы» берут из далекого прошлого. Даже несмотря на то, что в 1629 году ритуальные моления были запрещены царским указом, народ смог сохранить до нынешних дней традиции, заложенные предками.
«Раськень Озкс» был возрожден и впервые проведен в Чукалах Большеигнатовского района в 1999 году. Общенародное моление было решено проводить один раз в три года. Место проведения праздника выбрано тоже не случайно. По преданию далекой старины, именно здесь на этой поляне, захоронено около 11 тысяч воинов: мордвы, марийцев, чувашей и удмуртов, погибших, защищая родную землю от нашествия ногайцев. С тех пор потомки съезжались к братской могиле, привозя с собой горстку земли. И спустя сотни и сотни лет на этом месте вырос «Курган Мертвых» (Маар), под которым находится каменный саркофаг с останками погибших. Говорят, что на нем имеются старинные надписи, но узнать их суть никому не удалось.
Ритуал моления начинается с призывного звука Торамы. Это голос трубы легендарного эрзянского предводителя Тюшти. Перед уходом Тоначив (в иной мир) он оставил своему народу торамо (рог, труба), завещал не забывать его голос и чутко слушать. Как только зазвучит торамо, значит, надо собираться всем вместе, сплачиваться, как было во времена Тюшти, ибо сплоченный народ непобедим.
Для Раськень Озкса заранее отливается свеча – Раськень Штатол (Священная Свеча народа, весом до 700 кг, высотой до 3 м). Это главная реликвия Озкса. Раськень Штатол зажигается от Буень Штатола (родовой свечи той местности, где проводится Озкс)», которая в свою очередь зажигается от пламени костра, где варится молебная еда. Костров бывает несколько. Горящий Буень Штатол несет Озава, избираемая из самых достойных, уважаемых народом людей. За ней, слева и справа, идут помощницы, несущие Шумбра Кши (Хлеб почтения – символ здоровья) и мед (символ долголетия). Это шествие сопровождается древней эрзянской музыкой.
Процессия с Буень Штатол поднимается на Маар. Сюда же с четырех сторон света идут четыре атят (старейшины), берут из рук Озавы свечу и зажигают Раськень Штатол. Озава, протянув руки ладонями к небу, от имени всех присутствующих произносит молитву, которая создавалась на протяжении многих тысячелетий народом к Инешкипазу – Великому Создателю:
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энелдтано эйденк кис.
И как сотни лет назад, обращается к предкам:
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь- минек верьсэ,
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявтано.
Сада, весе, садо!
Эту молитву вслед за Озавой повторяют все молящиеся. Таким образом, каждый присутствующий приглашает на Озкс своих предков.
Моления продолжаются театрализованным представлением «Явление Великих» (Инетнень Ютамост), Озава приглашает к Штатол древнего царя эрзян Тюштю, она представляет его словами: «Веко-вечную жизнь царю Тюште!» - «Пингеде-пингес Эрзянь Инязорне Тюштяне эрямо». К Штатол поднимается артист, одетый в старинные доспехи и мечом в руках - это легендарный Царь эрзян Тюштя. Из глубины веков он приветствует современных эрзян, кратко говорит, что он сделал для эрзянского народа и что нужно делать потомкам. Озава последовательно приглашает к Штатол Великих Царей (Инязоро) древности: Пургаз, Алабуга, Баюш…. Затем приглашаются древние воины, участвовавшие в битвах за независимость эрзян: Боляень Акай, Эрзямассонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма. Действие продолжают герои современности, в чьих жилах имеется эрзянская кровь: Рябов Анатолий, Чапаев Василий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло… Все они повествуют потомкам за что боролись и от чего погибли. Этим действием («Явление Великих») эрзяне выстраивают в единое целое все поколения – Эрзянь Раське.
Надо отметить, что этот элемент Озкса – не выдумка устроителей праздника. Это традиция: в старину во время умершего родственника эрзяне одевали в его одежды похожего человека, сажали за стол, потчевали, расспрашивали о жизни в Тоначи (в ином мире).
Явление великих закончено, «целостность» народа восстановлена: к Маару подводят лошадь с сохой. От оглобли сохи до центра Маара, до Штатола протягивают трехцветную ленту: черный, красный, белый цвет, означающие связь земли, рода, Бога. Лошадь, согласно древнему эрзянскому сказанию, подарок Инешкипаза Эрьзе - первочеловеку. Лошадь – первый друг и помощник, священное животное и символ трудолюбия.
По ходу солнца вокруг Маара пропахивается священным плугом борозда. Это круг – граница между теми, кто покоится в земле и теми, кто по другую сторону, - живущими. За сохой Озава организует вереницу эрзян, которые проходят по кругу и высыпают вдоль подошвы Маара, землю – начался обряд рассева привезенной с собой земли на Маар. Когда все желающие высыпали землю на Маар, Озава собирает длинную цепочку из взявшихся за руки эрзян, которая растягивается вокруг всей большой поляны. Играет музыка и поется песня «Вирев молян» («Пойду в лес»). Затем вереница из людей начинает скручиваться в тугую спираль в центре поляны вокруг Озавы, воздав руки к небу произносятся радостные возгласы и спираль медленно распадается, эрзяне начинают собираться на курган к Скамье Старейшин (Атянь Эзем).
Организатор и дирижер праздника Григорий Мусалев приглашает старейшин на «Этянь Эземс» (Совет Старейшин), продолговатый курган, под которым покоятся Герои 1612 года.
На Совете Старейшин выступают представители делегаций из разных городов и стран. Здесь решаются разные вопросы о возрождении и сохранении культурных традиций эрзянского народа.
Затем идет развлекательная часть: пение, танцы, спортивные состязания, игры. Все завершается совместной трапезой, которая тоже имеет смысл единения: после чего участники разъезжаются.
В старину это мероприятие шло, как минимум, три дня. Приезжали не только семьями, а целыми родовыми кланами на своих повозках, с постелями и утварью, спали на телегах и под ними или ставили шалаши, еду готовили сами, спортивные и песенные соревнования могли продолжаться по несколько дней.
Подобные праздники есть у всех народов. Мы наслышаны о Сабантуях и Курбан - Байрамах мусульман, Оленьих скачках Северных народов и т. д. Пусть в их ряду будет достойно звучать эрзянский Раськень Озкс. Это красивый, наполненный глубоким смыслом обряд, который говорит: «Помни, ты Человек, ты Эрзя».
Практическая часть
Анализ графика посещаемости праздника
Для того, чтобы узнать, насколько праздник «Раськень Озкс» актуален среди эрзянского народа рассмотрим графики.
Праздник проводился уже 5 раз. С каждым следующим разом количество людей, посетивших праздник увеличивается: с 500 человек в 1999 году до 6000 человек в 2013 году.
Также увеличивается и количество делегаций, посетивших праздник, с разных регионов страны, и других государств.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес эрзянского народа к возрождению своих традиций, обрядов с каждым годом возрастает.
Представители регионов России на празднике «Раськень Озкс», а также других государств
Название региона РФ | Название страны |
Республика Карелия | Финляндия |
Удмуртская Республика | Венгрия |
Республика Марий Эл | Эстония |
Республика Татарстан | США |
Москва | Канада |
Самара | Франция |
Санкт- Петербург | Латвия |
Пенза | |
Нижний Новгород | |
Ульяновск | |
Саратов | |
Новосибирск | |
Мурманская область | |
Красноярский край | |
Оренбургская область |
Интервью с организатором праздника Григорием Дмитриевичем Мусалевым.
- Григорий Дмитриевич! Как к Вам пришла идея возрождения древнего праздника «Раськень Озкс»?
- Я давно слышал о том, что эрзяне проводили праздники в каждом эрзянском селе. Когда я был маленький, мы с товарищем пошли к родственникам в село Андреевка Большеигнатовского района. Мы проходили мимо Андреевского кладбища и в метрах сто от него увидели земляной вал в виде круга. Нам стало интересно, и мы стали спрашивать у родственников, что за это вал. Они нам рассказали, что на этом месте в селе Андреевка проходили Озксы (моления), именно рядом с кладбищем. Именно тогда я в первый раз и узнал, что в каждом селе проходили Озксы и делали такие валы (Маары).Озксы были разные. Если это был Велень Озкс, то есть на этом прзднике участвовали жители только одного села, то они могли проводиться 3-4 раза в год. А Маары образовывались из-за того, что каждый человек, пришедший на праздник, приносил с собой горсть земли, и высыпали её на этот вал.
На Буень Озкс участвовало несколько сел. Буень Озксы проводились раз или максимум два раза в год.
Когда я учился в Университете, я часто встречался с Великим эрзянским писателем-поэтом Артуром Матвеевичем Моро. Моро – это псевдоним. Настоящая его фамилия – Осипов. Он родом из Самарской области. Во время этих встреч, мы часто затрагивали тему древних обычаев и традиций наших предков.
В 1990 году я еще больше заинтересовался историей и корнями моего народа.
Когда я уже работал в Университете, то поехал в командировку в Москву. Целую неделю я провел в библиотеке имени А.С. Пушкина и искал информацию о мордве, а именно про эрзян. Именно там я впервые узнал про Раськень Озкс, который проходил в с. Чукалы Большеигнатовского района в 1629 году. Раськень Озкс проводился в 30-40 лет один раз, то есть время одного поколения, и он проводился не менее, чем неделю. Это был праздник, где старейшины сватали женихов и невест. Тут плясали, пели, гуляли, проходили спортивные соревнования. Когда царская Россия узнала о том, что эрзяне собирались и проводили озксы, а эрзянам запрещалось собираться вместе, тогда завели следствие против Озкса. Эрзян пугали, били, сажали, а затем вообще запретили проводить Раськень Озкс царским указом. Но я уверен, что наши предки все равно проводили тайно эти моления.
Эта история меня взволновала, заинтересовала еще больше, ведь на этих озксах участвовали мои односельчане, мои предки. Организаторами этого праздника были жители Чукал и окрестных деревень.
На Раськень Озкс горела 48 – ми пудовая свеча из воска. Все это меня вдохновило на возрождение этого праздника. Я очень загордился своими предками. И вот я решил эту идею возродить и продолжить. В 1999 году члены Фонда спасения эрзянского языка мое решение поддержали. А в 2004 году праздник Раськень Озкс обрел статус государственного.
Проведение Раськень Озкса было многовековой традицией эрзян, переходивший от поколения к поколению. Событие выдающееся, памятное, так как собирались и собираются представители с разных мест обитания. Это Эрзянский национальный праздник, наполненный светом, доброжелательностью, несущий исключительно положительную энергетику.
Поэтому каждый эрзянин, если он остался душой эрзянином, должен сохранить этот Великий праздник. Так что, дорогие эрзяне, оставайтесь сыновьями своего народа!
- Когда будет проводиться следующее национальное торжество «Раськень Озкс»?
- Это вторая суббота июля 2016 года в с. Чукалы Большеигнатовского района.
Приглашаю всех эрзян, и не только эрзян, кому дорог этот ритуально-обрядовый праздник, кто не безразличен к этой частичке истории человечества! И Вас приглашаем!
- Спасибо!
Озава несет Яндаву (старинную ритуаль-
ную чашу) с горящей родовой свечёй
Обращение с молитвой к Инешкипазу
Вслед за Озавой все вереницей идут по ходу Солнца вокруг Маара, исполняя гимн праздника «Вейсэ, эрзят, виевтяно!» - «Только вместе мы сильны!»
Развлекательная часть праздника
Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Древний Эрзянский национальный праздник «Раськень Озкс» живёт до сих пор. Регулярное проведение праздника приобщает эрзянский народ к древним традициям, культуре, доброте и красоте.
Список использованной литературы и интернет источников
Рисуем подснежники гуашью
Северное сияние
Ель
Рисуем ананас акварелью
Музыка космоса