Материал раскрывает причины неуспеваемости учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Научно-практическая конференция
Проект
«Учись хорошо учиться!»
Выполнили: обучающиеся 7 «А» класса
Суковатова Елизавета,
Карпова Анастасия.
Консультант:
учитель математики
Коротких Эмма Александровна.
2015 год
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………….. 3
2. Создание презентаций на тему «Статистические характеристики в школьной жизни» ……………………………………….. ……………………...3
3. Анкетирование «Мой режим дня»…………………………………………… 4
4. Диагностика: «Время выполнения домашнего задания семиклассниками».
………………………………….............................................................................. 8
5. Эксперимент «Оценка влияния различных жизненных ситуаций на успеваемость семиклассников………………………………………………….11
6. Беседа с психологом ……………………………………................................12
7. Заключение……………………………………………………………………12
8. Литература…………………………………………………………………....14
Введение
В современном мире часто звучит слово «мода». Мода, модный – это значит современный, красивый, востребованный.
Среди современных школьников часто возникает вопрос «Учить уроки или не учить?». На самом деле, модно ли выполнять домашнее задание? Ведь это требует много времени и усилий, а ведь так хочется просто погулять на улице, пообщаться с друзьями, и в тоже время не хочется быть неуспевающим в школе. Ответы на эти вопросы найдем с помощью математики, так как в этой науке термин «мода» встречается в разделе «Статистические характеристики»
Актуальность
Понижение успеваемости по предметам среди школьников волнует не только учителей и родителей, но и самих учеников.
Проблема
Среди наших одноклассников есть ребята, которые учатся хорошо и не совсем хорошо. Но на уроках по различным предметам хорошие и отличные отметки хотят получать все ученики.
Цель
С помощью учащихся 7 «А» класса МБОУ Бутурлиновская СОШ выявить причины низкой успеваемости школьников.
Задачи проекта:
- изучить подробнее тему «Статистические характеристики»;
- научиться применять знания по статистике в реальной жизни;
- оценить влияние различных жизненных ситуаций на успеваемость семиклассников;
- провести диагностику по определению времени на выполнение домашнего задания;
- составить памятку для учащихся 7-го класса «Как стать хорошистом?»
Методы работы над проектом
- изучение и анализ различны источников информации;
- анкетирование;
- статистическая обработка результатов;
- наблюдение;
- эксперимент.
Приёмы работы над проектом
- создание презентации «Статистические характеристики»;
- анкетирование «Мой режим дня»;
-диагностика с помощью диаграмм «Время выполнения домашнего задания семиклассниками»;
-проведение эксперимента «Решение математических задач в различных жизненных ситуациях»;
- беседа с психологом школы на тему «Психолого-физические особенности развития семиклассников».
Чтобы привлечь внимание наших сверстников мы использовали различные информационные технологии, мы хотели бы разнообразить материал различными красочными иллюстрациями, привлекая внимание наших сверстников.
Гипотеза
Выводы и расчеты наших исследований убедят одноклассников учиться лучше.
Этапы работы над проектом
Нами были изучены разделы статистики «Мода», «Среднее арифметическое», «Размах», а также были рассмотрены примеры применения этих характеристик в жизни. Мы использовали средства Интернет и соответствующую литературу (см. список литературы)
Вывод
На основе изученного материала, мы решили, что при помощи статистики и проведения анализа наших исследований мы можем найти решение проблемы плохой успеваемости наших одноклассников.
Анкета «Мой режим дня»
1. В котором часу ты просыпаешься?
2. Делаешь ли ты зарядку?
3. Завтракаешь ли ты по утрам?
4. Сколько времени у тебя уходит на сборы в школу?
5. Опаздываешь ли ты на уроки?
6. Всегда ли ты приходишь подготовленным в школу?
7. Какие тебе уроки нравятся?
8. Испытываешь ли ты затруднения в учебе?
9. Во сколько ты приходишь домой?
10.Сколько времени проводишь за компьютером?
12. Сколько времени уходит на прогулку на свежем воздухе?
13.Ты посещаешь спортивную секцию?
14. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
15.Во сколько ложишься спать?
Анализ данных провели по критериям: сон, прогулки, время, проведенное за ПК. Результаты распределили в таблицах по группам и построили круговые диаграммы:
«Троечники» | ||||
№№ п/п | Фамилия, имя | Сон (час/в день) | Прогулки (час/в день) | Время, проведенное за ПК (час/в день) |
1 | Путилин Александр | 10 | 2 | 3 |
2 | Герусов Дмитрий | 11 | 4 | 1 |
3 | Жерегеля Роман | 9 | 3 | 1 |
4 | Данилов Александр | 10 | 3 | 3 |
5 | Пирка Юлия | 8 | 3 | 4 |
Ср. арифметическое | 9,6 | 3 | 2,4 |
«Хорошисты» | ||||
№№ п/п | Фамилия, имя | Сон (час/в день) | Прогулки (час/в день) | Время, проведенное за ПК (час/в день) |
1 | Бутков Данил | 9 | 1 | 2 |
2 | Пронин Владислав | 8,5 | 0 | 2 |
3 | Безрукавая Людмила | 9,5 | 3 | 2 |
4 | Васильева Полина | 9 | 1 | 1 |
5 | Шуляк Ольга | 7,5 | 0 | 2 |
Ср. арифметическое | 8,6 | 1 | 1,8 |
«Отличники» | ||||
№№ п/п | Фамилия, имя | Сон (час/в день) | Прогулки (час/в день) | Время, проведенное за ПК (час/в день) |
1 | Приходько Олеся | 9 | 0 | 3 |
2 | Середа Анна | 8,5 | 0 | 1,5 |
3 | Карпова Анастасия | 7,5 | 0 | 2,5 |
4 | Суковатова Елизавета | 7 | 0 | 1 |
1 | Корниенко Наталья | 9 | 0 | 1,5 |
Ср. арифметическое | 8,2 | 0 | 1,9 |
Вывод
С помощью статистической характеристики «среднее арифметическое» и «мода» мы пришли к выводу, что «троечники» тратят большую часть времени на улице и за компьютером. Времени на учебу им явно не хватает. Отличники в рабочие дни не гуляют. Это хорошо наблюдается на круговых диаграммах.
Время, затраченное на выполнение домашнего задания, было рассмотрено нами отдельно, так как учителя и родители постоянно контролируют выполнение домашней работы. Наблюдения были проведены по тем же группам:
«Отличники»
«Хорошисты»
«Троечники»
Вывод
Сделали анализ СанПин и соотнесли нормативы с реальной ситуацией:
СанПинН[1] в разделе «Подготовка домашних заданий» рекомендует следующее: «Ограничить длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах)… в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов».
Вычислив размах времени по группам, выяснили, что
троечники не имеют постоянное время на выполнение домашнего задания:
Группы учащихся | Размах (мин) |
«Троечники» | 194 |
«Хорошисты» | 145 |
«Отличники» | 79 |
Среднее время, затраченное на выполнение домашнего задания
По нашим наблюдениям особые усилия на выполнение домашнего задания прилагают хорошисты.
Не секрет, что для многих школьников уроки – занятие скучное, поэтому чтобы скрасить эту работу ребята выполняют ее под музыку, лежа на диване, играя на компьютере одновременно или, отвечая СМС по мобильному телефону. Мы провели эксперимент, как в разных ситуациях проявляется работоспособность семиклассников.
Для эксперимента выбрали 5 учеников, которые решали уравнения определенное время в различных условиях:
а) на уроке;
б) слушая музыку: классическую и рок;
в) лежа на диване;
г) одновременно решая задачи и отвечая на СМС по телефону.
Проверив правильность выполнения задания, сделав соответствующие наблюдения, пришли к выводу, что ребята, которые выполняли задание
а) на уроке,
б) слушая классическую музыку
сделали меньше ошибок, чем остальные.
Условия работы | Качество выполнения (%) |
на уроке | 89 |
под музыку: классическую рок | 75 63 |
лежа на диване | 55 |
одновременно решая задачи и отвечая на СМС по телефону | 47 |
Мы узнали, что детям нашего возраста очень важно соблюдать режим дня, вовремя и калорийно питаться, правильно активно отдыхать, а не проводить время за компьютером, заниматься спортом, вовремя ложиться спать. Стараться не раздражаться, быть дружелюбным по отношению к окружающим людям
Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы среди учащихся 7 «А» класса, выявлено, что успешность обучающихся зависит от количества времени, потраченного им на выполнение домашних заданий.
На выполнение домашнего задания семиклассникам необходимо около 2,5 часов, что соответствует требованиям СанПин, хотя семиклассники, которые учатся хорошо, тратят времени больше.
Работать дома нужно в полной тишине, за рабочим столом, чтобы ничего не отвлекало, также нужно делать небольшие перерывы при выполнении домашнего задания по разным предметам. Это могут бать физкультминутки, которые рекомендует СанПин (приложение 2).
Свободное время учащихся, которое может быть использовано для поддержания физического и психологического здоровья школьника крайне ограничено и часто используется не по назначению (компьютерные игры, социальные сети).
Эти установки кажутся достаточно банальными, и мы слышим часто эти рекомендации от родителей и учителей, но во всем этом мы убедились сами с помощью экспериментов и знаний по теме «Статистика».
По результатам проведенных исследований можно предложить нашим одноклассникам памятку «Учись хорошо учиться!»
1. Составь и соблюдай режим дня.
2. Делай зарядку.
3. Не забудь позавтракать!
4. После школы погуляй на свежем воздухе.
5. Вовремя делай домашнее задание.
6. Не проводи все свободное время за компьютером.
7. Слушай красивую музыку.
8. Занимайся спортом или выбери занятие по душе.
9. Общайся с друзьями (не по телефону).
Составленная нами памятка, мы думаем, поможет нашим одноклассникам учиться лучше. Ведь хорошие знания в наше время – это актуально и модно, это необходимо и для каждого из нас, чтобы иметь хорошую профессию, а также и для нашей страны, которая нуждается в хороших и умных специалистах разных профессий.
Литература
3. Е.А. Бунимович; В.А. Булычев “Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы”.
4. Ю.Н. Макарычев; Н.Г. Миндюк “Элементы статистики и теории вероятности” 7 – 9 класс, дополнение к учебнику алгебра.
5. М.В. Ткачева; Н.Е. Фёдорова “Элементы статики и вероятность”
7 – 9.
6. А.Г. Мордкович; П.В. Семёнов “События. Вероятности. Статистическая обработка данных” 7 – 9.
7. В.Н. Студенецкая “Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей”.
8. Статьи из газеты “Математика” подборка, начиная с 1998 года.
9. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 671 с.
10. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и её применений. - Журнал "Вестник статистики". 1990. No.1. С.65 - 71.
11 . Крамер Г. Математические методы статистики. – М.: Мир, 1948 (1-е изд.), 1975 (2-е изд.). – 648 с.
12. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1965 (1-е изд.), 1968 (2-е изд.), 1983 (3-е изд.).
[1] СанПиН. Глава Х
Снежная сказка
Будьте как солнце!
Без сердца что поймём?
Сила слова
Кактусы из сада камней