Детям 7-8 лет легче отрабатывать вычислительные навыки с помощью математических раскрасок.
Вложение | Размер |
---|---|
kazantseva_tonya.docx | 706.12 КБ |
XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"
Секция «Математика»
Тема: «Влияние математических раскрасок на совершенствование вычислительных навыков младших школьников»
Выполнила: Казанцева Антонина
ученица 1 Б класса
МБОУ Школа №156
Красноглинского района
Научный руководитель:
Борисова Е.Г.
учитель начальных классов
Самара
2016г
Оглавление
Введение ................................................................................................................. 3
I.Основная часть
1. Математические раскраски как средство улучшения
восприятия математических процессов................................................ 5
2. Виды математических раскрасок ............................................................ 6
3. Результаты анкетирования ...................................................................... 8
II. Практическая работа.
III. Заключение ................................................................................................... 13
IV. Список использованной литературы........................................................... 14
Введение
Яркая обложка, а внутри любимые герои мультиков для раскрашивания – вот прекрасный подарок для ребёнка. Он с восторгом и энтузиазмом берётся за карандаши и неумело водит кисточкой. Ребёнок получает не только радость от этого процесса, но и стремительно развивается. Раскрашивание картинок – это не только интересное, но и полезное занятие. Оно помогает ребёнку расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки, познакомиться с особенностями работы карандашами и красками. Ребёнок учится аккуратности, усидчивости, терпению, умению доводить начатое дело до конца, развивает мелкую моторику руки, в дальнейшем это помогает ему освоить письмо без особых проблем и трудностей.
Школьнику тоже нужны раскраски. Для него раскраска - своеобразный «антистресс». Это помогает ему собраться с мыслями, расслабиться и одновременно изучать математику.
Я выбрала эту тему потому, что мне захотелось совместить приятное (раскрашивание рисунков) с полезным (решение примеров по математике).
Актуальность моей работы состоит в том, что детям 7-8 лет легче отрабатывать вычислительные навыки с помощью математических раскрасок.
Цель: - создание сборника «Математические раскраски для учащихся 1 –х классов» для совершенствования вычислительных навыков.
Задачи:
1.Изучить виды математических раскрасок.
2. Собрать информацию по теме.
3. Провести анкетирование среди учащихся 1-х классов.
4. Создать сборник раскрасок.
5. Провести апробацию своего сборника на уроках математики в 1-ых классах.
6. Сделать выводы.
Гипотеза исследования: изучение математики можно сделать более интересным процессом, используя в работе раскраски.
Объект исследования: – вычислительные навыки учащихся.
Предмет исследования – арифметические действия с числами.
I. Основная часть
Учиться математике нелегко. Русский писатель XIX века Д.И. Писарев (1840-1868 гг.) утверждал, что «… математика всегда остается для учеников трудной работой». [3] Несомненно, математика требует большого труда, ибо её нельзя изучить, только наблюдая за тем, как это делают другие. Надо самому много и ежедневно трудиться, работать над изучением математики, и только тогда она принесет и пользу, и большую радость, радость от преодоления трудностей, радость познания. Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые годы обучения. [1]
Для меня было очень сложно и утомительно вычислять заданные в учебнике примеры. Я быстро уставала и у меня снижалась работоспособность. Потом мне пришла идея чередовать свои занятия математикой с рисованием, т. е. работать в математических раскрасках. В итоге мне было интересно вычислять цвета, чтобы правильно разукрасить картинку. Я стала меньше уставать, больше и качественней выполнять заданные примеры.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия рисованием в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, для нормального, гармоничного развития. Развитие мелкой моторики приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как творческие навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается фантастичным. [2]
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль
Математические раскраски — это любые картинки-раскраски, на которых изображены арифметические действия разной сложности. Они бывают для девочек и мальчиков отдельно, с изображением сказочных героев. Раскраски есть с примерами и с простыми задачами. Совмещение игры и математики всегда будет интересней, чем обычные математические выражения на бумаге. Ребенок помогает главным героям достигать задуманные цели, благодаря правильным ответам. В процессе работы развиваются два направления: художественное и математическое.
Принцип математических раскрасок довольно прост. В каждой области рисунка расположен пример или математическое выражение, которое нужно решить. Получившийся ответ соответствует какому-то определенному цвету, которым и нужно закрасить эту область. (рис.1, 2, 3)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Чтобы определить, в каком направлении двигаться, я провела анкетирование среди своих одноклассников, задав им следующие вопросы:
1.Любишь ли ты решать примеры?
2.Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении значения выражения?
3.Можешь ли ты самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?
4.Любишь ли ты раскрашивать картинки?
Экспериментальные данные позволили получить следующие результаты: большинство детей любят выполнять вычисления, но часто делают ошибки и не могут самостоятельно найти их. Также ребятам интересно раскрашивать картинки.
Результаты эксперимента мы с мамой изобразили на круговых диаграммах. (рис.4,5,6,7)
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
II. Практическая работа.
1. Создание сборника раскрасок
Используя полученные данные, я решила составить математическую раскраску и провести ее апробацию на уроках математики, опытным путем определив ее эффективность.
Проучившись осень и начало зимы, я решила назвать свой сборник «Осень-зима в математике». Изображения в нем разделены на части, в каждой из которой находятся примеры на сложение и вычитание. В указаниях присутствует расшифровка, какой цифре, какой цвет следует выбрать, чтобы правильно разукрасить картинку.
Далее была проведена работа по распределению раскрасок на соответствующие разделы математики, изучаемые в первом классе:
1.Сложение и вычитание в пределах десяти.
2.Нахождение неизвестного слагаемого.
3.Нахождение неизвестного уменьшаемого.
4.Нахождение неизвестного вычитаемого.
В моем сборнике раскрасок есть ответы – т.е. разукрашенные картинки, с которыми ребята могут ознакомиться, перевернув страничку.
Свой сборник я предложила учителю. Яркая , красочная раскраска вызвала интерес у моих одноклассников и они с удовольствием производили вычисления (в рамках изученного на сегодняшний день материала ), не забывая при этом раскрашивать занимательные картинки..(Рис.8)
Рис.8
III. Заключение
Целью моего исследования было применить наиболее эффективный и наиболее приятный метод формирования вычислительных навыков. Мне удалось его найти.
Закончив свою работу, я получила огромное удовольствие. Эта работа была трудной, но увлекательной. Она предоставила мне возможность проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, и я надеюсь, что она будет полезной не только учащимся, но и педагогам.
Но останавливаться на достигнутом я не собираюсь. В конце года увидит свет мой новый сборник «Весна-лето в математике», с которым я также познакомлю своих одноклассников.
IV. Список использованной литературы.
1.«Биофайл», научно –информационный журнал [электронный ресурс] biofile.ru/chel1921.html
2. Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект? » – М.: Первое сентября, 2010
3.Федотова Л.Н. «Повышение вычислительной культуры учащихся», [электронный ресурс] http://festival.1september.ru:
Сказочные цветы за 15 минут
Как нарисовать портрет?
Пятёрки
Повезло! Стихи о счастливой семье
Красочные картины Джастина Геффри