В работе сравнивается химический состав и вредное влияние дыма от сгоревшей листвы и табачного .
Вложение | Размер |
---|---|
kugushina_serova.docx | 163.66 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»
Вредный дым.
( Изучение и наблюдение природы породило науки (Цицерон).)
Выполнили:
Кугушина Дарья, 9а класс,
Серова Дарья, 9а класс.
Руководитель:
Третьякова Елена Васильевна,
учитель химии
высшей квалификационной категории.
г. Ртищево, 2016
Оглавление.
Введение………………………………………………………………...……………….…...3
Глава 1. Вредный дым………………………………………………………...………...…4
1.1. Токсичные вещества дыма и их влияние на организм человека.………………………...4
1.2. Влияние дыма на организм человека.…..……………………………………………...….6
1.3. Долгосрочные прогнозы влияния дыма на организм.………………………………....….6
Глава 2. Результаты собственных исследований…………………………………....…8
2.1. Социологический опрос учащихся………………………………………..…………….…8
2.2. Экспериментальная часть…………………………………………………...……………...8
2.2.1. Получение раствора веществ, содержащихся в дыме от сгоревшей листвы……….....8
2.2.2. Химический анализ дыма от сгоревшей листвы.……………………………………….9
Опыт 1. Определение реакции среды полученных растворов …………………………….…9
Опыт 2. Обнаружение фенолов в растворе дыма от сгоревшей листвы.………………….....9
Опыт 3. Обнаружение альдегидов в растворе дыма от сгоревшей листвы……………….…9
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений в растворе дыма от сгоревшей листвы...……………………………………………………………………………...………….10
Опыт 5. Обнаружение алкалоидов в растворе дыма от сгоревшей листвы.….…………....10
Опыт 6. Обнаружение циановодорода в растворе дыма от сгоревшей листвы………….…10
Опыт 7. Исследование состава дыма от сгоревшей листвы на наличие ионов тяжелых металлов.………………………………………………………………………………………...10
Опыт 8. Доказательство высокого содержания CO2 в дыме от сгоревшей листвы...........................................................................................................................................11
2.2.3. Изучение действия дыма от сгоревшей листвы на набухание и прорастание семян фасоли.……………………………………………………………………………………….….11
Заключение…………………………………………………………...………………………..12
Список использованных источников…………………………………..……………..….......13
Приложение 1. Постоянные патогенные компоненты древесного дыма и их влияние на здоровье человека.
Приложение 2. Патогенные компоненты древесного дыма, найденные не во всех исследованиях, и их влияние на здоровье человека.
Приложение 3. Психические расстройства при жизнеопасных ситуациях.
Приложение 4. Химический анализ дыма от сгоревшей листвы.
Приложение 5. Результаты социологического опроса.
Приложение 6. Вред, причиняемый человеку в результате сгорания листьев и мусора.
Введение
В 2014 – 2015 учебном году, когда мы только приступили к изучению химии, к нам на классный час пришел ученик 10 класса Медведев Иван. Он познакомил нас с результатами своей работы «Курение и подросток». Некоторых наших одноклассников его данные заставили задуматься. В своей работе он упомянул, что вреден любой дым, а не только табачный. Нам захотелось более подробно изучить вредное воздействие дыма от сгоревшей листвы на подростковый организм, так как многие из них не осознают последствий этого действия.
Актуальность темы: в 2010 году [3, с. 4] было очень жаркое лето. Пожары держали население в страхе. Наша подруга в это время находилась в Москве и на себе ощутила действие дыма: было трудно дышать, многие ходили в марлевых повязках. Люди жаловались на тошноту, головную боль, снижалась трудоспособность, многие ощущали чувство слабости, болели и слезились глаза. У многих обострялись болезни органов дыхания и сердечно – сосудистые заболевания.
Цель: исследовать химический состав дыма от сгоревшей листвы и изучить его действие на живые организмы.
Задачи:
1. Изучить литературу о составе, свойствах и вреде дыма.
2. Выявить отношение к поджиганию листвы учащихся 5 – 11 классов МОУ «СОШ № 9 г. Ртищево Саратовской области».
3. Исследовать химический состав дыма от сгоревшей листвы и изучить его влияние на живые организмы.
Объект исследования: дым от сгоревшей листвы, Фасо́ль (лат. Phaséolus).
Предмет исследования: вещества, входящие в состав дыма от сгоревшей листвы.
Гипотеза: если подростки будут владеть информацией о составе и влиянии дыма от сгоревшей листвы на организм человека, то их отношение к поджиганию листвы изменится.
Методы исследования: изучение литературы, соцопрос, эксперимент, анализ полученных результатов.
Значимость исследования: способствовать формированию экологической культуры подростков.
Реализация проекта: создание презентации проекта, представление результатов работы перед учащимися школы. Выступление на научно-практической конференции.
Глава 1. Вредный дым.
1.1. Токсичные вещества дыма и их влияние на организм человека.
Угарный газ CO. Очень токсичен. Угарный газ опасен, потому что он лишает возможности кровь нести кислород к жизненно важным органам, таким как сердце и мозг. В зависимости от вдыхаемого количества, угарный газ ухудшает координацию, обостряет сердечнососудистые заболевания и вызывает усталость, головную боль, слабость, Концентрация угарного газа в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течение одного часа, а концентрация более 1,2% в течении трех минут.
Углекислый газ - менее токсичное соединение. Содержание его в воздухе в количестве от 12,1 до 38,2 мг/м3 вызывает раздражение слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Вдыхание воздуха с концентрацией углекислого газа 160-200 мг/м3 в течение 5-10 мин может оказаться смертельным. При сильной задымленности немаловажным фактором является недостаток во вдыхаемом воздухе кислорода. Нормальным считается 20 %-ное содержание кислорода в атмосфере. При снижении его на 3 % наблюдается нарушение мускульной координации, затрудняется мышление, притупляется внимание.
Диоксид азота воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина. В специальной литературе также указывается на то, что воздействие на организм человека диоксида азота снижает сопротивляемость к заболеваниям, вызывает кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению злокачественных новообразований.
Оксиды азота, улетучивающиеся в атмосферу, представляют серьёзную опасность для экологической ситуации, так как способны вызывать кислотные дожди, а также сами по себе являются токсичными веществами, вызывающими раздражение слизистых оболочек.
Оксид серы (IV)— SO2. В нормальных условиях представляет собой бесцветный газ с характерным резким запахом. SO2 токсичен. Симптомы при отравлении сернистым газом: насморк, кашель, охриплость, першение в горле. При вдыхании сернистого газа более высокой концентрации — удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвота, возможен острый отёк лёгких.
Сероводород. Очень токсичен. Вдыхание воздуха с содержанием сероводорода вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отёку лёгких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации однократное вдыхание может вызвать мгновенную смерть. При небольших концентрациях довольно быстро возникает адаптация к неприятному запаху «тухлых яиц», и он перестаёт ощущаться. Во рту возникает сладковатый металлический привкус. При большой концентрации, ввиду паралича обонятельного нерва, запах сероводорода не ощущается. [7, с. 147]
Фенол ядовит. Вызывает нарушение функций нервной системы. Попадая в организм, фенол очень быстро всасывается даже через неповрежденные участки кожи и уже через несколько минут начинает воздействовать на ткани головного мозга. Даже при воздействии минимальных доз фенола наблюдается чихание, кашель, головная боль, головокружение, бледность, тошнота, упадок сил. Тяжелые случаи отравления характеризуются бессознательным состоянием, затруднением дыхания, нечувствительностью роговицы, скорым, едва ощутимым пульсом, холодным потом, нередко судорогами. Зачастую фенол является причиной онкозаболеваний. [10]
Взвешенные частицы включают пыль, золу, сажу, дым, сульфаты, нитраты и другие твердые вещества. Взвешенные частицы при проникновении в органы дыхания человека приводят к нарушению системы дыхания и кровообращения. Формальдегид. Обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Оказывает сильное действие на центральную нервную систему. Симптомы хронического отравления: бледность, упадок сил, бессознательное состояние, депрессия, затрудненное дыхание, головная боль, нередко судороги по ночам. [5, с. 140], [1, с. 157]
1.2. Влияние дыма на организм человека.
Возникновение неблагоприятных санитарно-эпидемиологических чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, представляет угрозу жизнедеятельности человека, поскольку они приводят к загрязнению атмосферного воздуха, оказывающего непосредственное влияние на состояние здоровья населения и в первую очередь на заболеваемость болезнями органов дыхания и сердечнососудистыми заболеваниями.
Одним из критериев оценки общественного здоровья является обращаемость населения за оказанием скорой и неотложной медицинской помощи, которая резко увеличивается в дни самого интенсивного задымления воздуха (лето 2010 года).
Дым, как многокомпонентный патогенный фактор, прежде всего, влияет на «органы первого контакта», к которым относятся органы дыхания, кожа, видимые слизистые, - через них осуществляется воздействие на центральную нервную систему и, прежде всего на ее вегетативный отдел, что способствует развитию вегетативной дисфункции (головные боли, головокружение, подавленное настроение, нарушение сна, тошнота, повышенная утомляемость).
У детей в условиях повышенного загрязнения атмосферного воздуха продуктами лесных пожаров преобладают жалобы, связанные с общетоксическим эффектом задымления и поражением «открытых» слизистых оболочек: носа, носоглотки, бронхов, глаз.
Обилие патогенетических вариантов гипоксии, возникающей под воздействием пожаров, способствует развитию расстройств нервной системы, высокочувствительной кислородному голоданию. В результате различных исследований установлено, что гипоксия может вызывать в нервных клетках головного мозга обратимые и необратимые изменения. Наиболее подвержены гипоксии кора больших полушарий головного мозга и мозжечок, в меньшей степени – подкорковые ядра, гипоталамус. [2, с. 21-36]
1.3. Долгосрочные прогнозы влияния дыма на организм.
Зачастую присутствует фактор отсрочки последствий воздействия вредных веществ, находящихся в дыме, на органы человека и появления у него различных болезней. Вот некоторые предполагаемые последствия воздействия неблагоприятной среды на организм людей разных возрастных категорий:
Дети (0-14 лет). Выделены классы болезней, по которым возможен рост заболеваемости среди детского населения:
У детей, родившихся у женщин, которые не были защищены от воздействия дыма во время беременности в период пожаров, снижается процентное содержание эритроцитов и присутствует низкое содержанием гемоглобина в крови.
Подростки (15-17 лет). Классы болезней, по которым возможен высокий показатель роста заболеваемости среди подростков:
Одной из причин такого роста является то, что подростки большее время находятся на открытом воздухе. Их иммунная система не сформирована и не обладает необходимой устойчивостью перед воздействием вредных веществ дыма.
Взрослое население. В структуре заболеваемости можно выделить отдельные классы болезней, по которым предполагается рост заболеваемости:
Глава 2. Результаты собственных исследований.
2.1. Социологический опрос учащихся.
С целью изучения отношения к поджиганию листвы нами был проведен социологический опрос среди учащихся МОУ «СОШ №9 г. Ртищево Саратовской области». Всего было опрошено 242 школьника, учащиеся 5-11 классов (вопросы анкеты и ее результаты в приложении 5).
2.2. Экспериментальная часть.
Материалы и методы исследований: все эксперименты проводились на базе кабинета химии, принадлежащем МОУ «СОШ № 9 г. Ртищево Саратовской области», с 16 марта - 30 октября 2015 года. В опытах мы использовали раствор NaOH, пробирки, штатив для пробирок, дистиллированная вода, конические колбы, раствор KMnO4, спиртовка, спички, фарфоровые чашечки, раствор AgNO3, пробиркодержатель, раствор FeCl3, йодная вода, раствор HCl, реактив Вагнера, семена фасоли, резиновая груша, металлическая емкость, пипетки, пинцет, химические стаканы, марля, лабораторный штатив, KI, раствор Na2S, C2H5OH.
2.2.1. Получение раствора веществ, содержащихся в дыме от сгоревшей листвы.
Цель: Получить для дальнейших экспериментов раствор веществ, содержащихся в дыме от сгоревшей листвы.
Методика. Резиновую грушу от спринцовки мы соединили с ёмкостью, в которой сжигали листву. Сжимая грушу, собрали образовавшийся дым. В химический стакан налили дистиллированной воды и выпустили дым из груши в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор дыма повторяли несколько раз. Полученные растворы оставили для последующих опытов.
Вывод: с помощью данной методики мы получили раствор дыма от сжигания листвы, собранной весной на территории школы, а также осенью со школьного двора и вблизи железнодорожного полотна, которые использовали для последующих опытов.
2.2.2. Химический анализ дыма от сгоревшей листвы.
Цель: провести химический анализ дыма от сгоревшей листвы и сравнить с табачным дымом.
Опыт 1. Определение реакции среды полученных растворов.
Методика. В пробирку налили растворы табачного дыма из колб № 5-№7, опустили в раствор универсальную индикаторную лакмусовую бумажку. Светло синяя лакмусовая бумажка окрасилась в бледно розовый цвет
Вывод: лакмусовая бумажка показала кислую реакцию среды. Дым от сгоревшей листвы, как и табачный дым, содержит оксиды, которые при взаимодействии с водой образуют кислоты, которые создают кислую реакцию среды (уравнения реакций в приложении 4).
Опыт 2. Обнаружение фенолов в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Методика. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7 и добавили в каждую пробирку по 3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость в пробирке №7 окрасилась в коричнево-зеленый цвет.
Вывод: каждый из фенолов, входящих в состав дыма даёт с FeCl3 свою окраску: фенол — фиолетовую, пирокатехин — зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую. Мы получили раствор коричнево – зелённого цвета из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения как и от табачного дыма (уравнения реакций в приложении 4).
Опыт 3. Обнаружение альдегидов в растворе дыма от сгоревшей листвы. Методика. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7 и добавили в каждую пробирку по 5 капель 5% - ного раствора KMnO4, слегка встряхнули пробирки. Раствор KMnO4 обесцветился в пробирке №7, в результате реакции выпал бурый осадок MnO2.
Вывод: в дыме от сгоревшей листвы, собранной вблизи ж/д полотна, как и в табачном дыме, содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, при взаимодействии которых с раствором KMnO4 в нейтральной среде выпадает бурый осадок MnO2. (уравнения реакций в приложении 4).
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Методика. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7, добавили по 3 капли йодной воды (2 капли аптечной настойки йода растворяю в 10 мл воды). Обесцвечивание растворов в пробирках не произошло.
Вывод: в дыме от сгоревшей листвы, в отличие от табачного, непредельные соединения не были выявлены.
Опыт 5. Обнаружение алкалоидов в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Методика. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7, добавили по 1 капле 40%-ной соляной кислоты, затем 4 капли раствора йода в иодиде калия - J2KJ (реактив Вагнера), который является общеалкалоидным осадительным реактивом. Изменений обнаружено не было.
Вывод: в дыме от сгоревшей листвы, в отличие от табачного, алкалоиды не обнаружены.
Опыт 6. Обнаружение циановодорода в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Методика. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7, добавили по 3 капли раствора AgNO3, слегка встряхнули пробирки. Выпадение белого осадка не произошло.
Вывод: в растворе дыма от сгоревшей листвы, в отличие от табачного, циановодород не содержится.
Опыт 7. Исследование состава дыма от сгоревшей листвы на наличие ионов тяжелых металлов.
Методика определения ионов висмута. В три пробирки налили растворы из колб № 5-№7, добавили несколько крупинок иодида калия. Изменений обнаружено не было.
Методика определения ионов свинца. В три пробирки налил по 1 мл растворов из колб № 5-№7, добавил несколько капель сульфида натрия. Наблюдали осадок черного цвета в пробирке №7.
Методика определения ионов стронция. В три фарфоровые чашечки налили по
0,5 мл растворов из колб № 5-№7, добавил 1 мл этилового спирта, помешали стеклянной палочкой и подожгли. Изменений обнаружено не было.
Вывод: в вытяжке №7 есть ионы свинца. Экспериментально доказано, что свинец– радиоактивный металл.
Опыт 8. Доказательство высокого содержания CO2 в дыме от сгоревшей листвы.
Методика. В пробирки налили известковый раствор, через первую пропустил воздух из груши, а через раствор из пробирок № 5-№7 дым от сгоревшей листвы: 5 – собранной весной на территории школы, в 6 – собранный осенью на территории школы, в 7 – собранный осенью вбизи ж/д полотна. Наблюдали выпадение белого осадка CaCO3.
Вывод: наибольшее количество осадка выпало в пробирке №7, затем №5 и потом 63. Дым от сгоревшей листвы, как и табачный, содержит большое количество CO2, вредного для здоровья.
2.2.3. Изучение действия дыма от сгоревшей листвы на набухание и прорастание семян фасоли.
Цель: изучить действие дыма от сгоревшей листвы на набухание и прорастание семян фасоли.
Методика. Для опыта было отобрано 4 группы семян фасоли (лат. Phaséolus). На дно фарфоровой чашки кладём влажную салфетку. На неё укладываем семена. В 1 тарелке салфетка пропитывается водой, в 5 – дымом от сгоревшей листвы, собранной весной на территории школы, в 6 – собранный осенью на территории школы, в 7 – собранный осенью вблизи ж/д полотна. Набухшие семена сажаем в пластиковые стаканы с землей (на десятый день) и по мере необходимости поливаем в той же последовательности (приложение 4).
Вывод: вещества, содержащиеся в дыме от сгоревшей листвы, как и в табачном, губительно действуют на семя, и не дают семени возможности прорасти, а также вызывают гибель проросших семян и гниение семян в почве.
Вывод
В ходе изучения литературы и проведённого исследования мы подтвердили свою гипотезу, что изменение отношения к поджиганию листвы может привести только высокая культура знаний о ней и выяснили:
Заключение
Здоровье самое большое личное достояние человека. Наш организм обладает огромными возможностями для сохранения и поддержания здоровья, но эти возможности не беспредельны. Если вредный фактор воздействует на организм систематически, то его состояние неизменно начинает ухудшаться, и возникает болезнь. Одним из таких факторов является дым от сгоревшей листвы. Сжигать листву или нет? Выбор за каждым из нас. Конечно, резкого вреда здоровью один-два вечера у костра не нанесут. Но надо стараться избегать вдыхания дыма и иметь ввиду, что дым от костра задерживается в организме намного дольше, чем табачный, и в нем большее количество канцерогенных веществ. Наш выбор – это ответственность перед своим здоровьем, своей семьёй, своим будущим! И хочется закончить словами Сенеки: «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться». Так давайте будем бережно относиться к данной нам жизни и к окружающей среде!
Список использованных источников.
Приложение 1.
Постоянные патогенные компоненты древесного дыма и их влияние на здоровье человека
Компоненты древесного дыма | Неблагоприятные эффекты для здоровья |
Углерода мoнoоксид | Яд, заменяющий oксигемоглобин карбоксигемоглобином. Вызывает тканевую гипоксию, клеточный некроз, повреждает центральную нервную систему. Уменьшает способность крови переносить кислород к клеткам, органам и тканям. Он особенно опасен для людей, имеющих сердечно-сосудистые или бронхолегочные заболевания |
VOCs (C2-C7) | Изменчивые органические соединения, представляющие серьезные проблемы для здоровья в связи с канцерогенным и другими эффектами. Образование озона приводит к нарушению функций легкого, формированию астмы, раздражению глаз, уменьшению сопротивления воздействию холода, ускоряет старение тканей легкого. Причина усталости, общей депрессии, сонливости, головной и загрудинных болей |
Формальдегид | Газ, токсичный при вдыхании или проникновении через кожу. Обладает канцерогенным эффектом |
Акролеин | Ирритант, вызывающий бронхит, альвеолит. Способствует вазодилатации (патологическому расширению сосудов) и повышенной сосудистой проницаемости |
Ацетальдегид | Токсин, вызывающий атрофию эпителия, повреждение печени, рак носоглотки |
Фурфурол | Раздражает слизистые оболочки, вызывает головные боли, фоточувствительность и нарушения углеводного обмена |
Бензол | При остром проникновении в организм через кожу, перорально или ингаляционно, вызывает повреждение слизистых, неврологические расстройства и смерть вследствие остановки дыхания. Хроническое действие может вызывать депрессию костного мозга и анемию |
Toлуол | Нейротоксичен: вызывает чувство опьянения, сонливость, головокружение, головную боль, мышечную слабость, расстройство координации и ухудшение зрения, изменение поведения. Обладает гепатотоксическим и нефротоксическим эффектами, поражает слизистую глаз, носоглотки и дыхательных путей. Хроническое воздействие приводит к атрофическим изменениям в головном и спинном мозге, нарушает репродуктивную функцию. Потенцирует нейротоксический эффект алкоголя |
Уксусная кислота | Неспецифический ирритант |
Муравьиная кислота | Обладает более раздражающим, чем уксусная кислота, эффектом, опасна для кожи |
Окислы азота | Повреждают респираторную систему, вызывают воспалительные изменения в бронхах и альвеолах |
Диоксид серы | При вдыхании может вызвать повреждение легких. Компонент кислотных дождей, повреждающих растения и загрязняющих водоемы |
Хлористый метил | Токсин общего действия |
Нафталены | Токсический (опьяняющий) и канцерогенный эффекты. |
Фенол и его производные | Токсин, вызывающий спазм гладкой мускулатуры, приступы сердечной aритмии, инсульт, остановку дыхания. Снижает вес при рождении, канцерогенное действие на кожу. |
Частицы. Органический углерод | Раздражающий и токсический эффект |
Полициклические ароматические углеводороды | Токсины и канцерогены |
Фенантрен | Содержится в угле. Токсичное и канцерогенное вещество |
Aнтрацен | Токсин |
Флюороантрен | Токсин |
Пирен | Токсин |
Бензоантрацен | Токсин с вероятным канцерогенным действием. Повреждает ДНК и вызывает мутации генов в культурах тканей |
Бензофлюоро-антрены | Токсины |
Бензопирен | Токсин, активный канцероген |
Дибензопирен | Токсин |
Стронций | Вызывает остеопению, оссификацию хряща |
Алюминий | Чрезмерные количества в кровотоке могут вести к неврологическим нарушениям вплоть до фатальных. Пары могут быть причиной легочного фиброза |
Ванадий | Всасывается через легкие; вызывает раздражение дыхательного тракта, пневмонит, конъюнктивит, анемию |
Хром | Токсин общего действия |
Maрганец | Основная мишень – центральная нервная система. Ухудшение функции нервной системы: замедленное время реакции, тремор рук. Нарушение памяти. Вызывает усталость, звон в ушах, раздражительность, часто – кашель и проявления острого бронхита |
Никель | Токсин |
Цинк | Токсин. Вызывает лихорадку, рвоту, миалгию, головную боль и пневмонит |
Свинец | Вызывает потерю аппетита, веса, кишечные колики, запор, бессонницу, головную боль, головокружения, умеренную артериальную гипертонию, гипоальбуминемию, анемию, энцефалопатию и периферическую нейропатию с параличами. Нарушает репродуктивную функцию. Канцероген |
Хлорированные диоксины | Toксины, которые накапливаются и долго сохраняется в природной среде. Вызывают эмбриональные аномалии или смерть плода. Канцерогенные эффекты |
Приложение 2.
Патогенные компоненты древесного дыма, найденные не во всех исследованиях, и их влияние на здоровье человека
Крезол | Яд с местным повреждающим эффектом |
Этиленбензол | Toксин, поражающий костный мозг |
Мышьяк | Местное и общетоксическое действие. Поражение кожи, рвота, диарея, боль в животе, мышечные судороги. При хроническом воздействии – усиление пигментации кожи, гиперкератоз ладоней и подошв, головная боль, периферическая нейропатия |
Кадмий | Пневмотропный яд. Вызывает репродуктивные нарушения. Влияет на память и внимание. |
Селен | Вызывает цирроз печени, анемию, потерю волос, деструкцию длинных костей. |
Фосфор | Зубная боль вследствие разрушения костной ткани, анорексия, анемия. |
Фенантрен | Яд и канцероген. Содержится в угольной смоле. |
Аценафтален | Ядовитое и канцерогенное вещество. Возможно поражение печени, сосудистые нарушения, эффект возбуждения центральной нервной системы. |
Нитронафтален | Может вызывать помутнение роговицы. |
3-метилхолантрен | Высоко канцерогенное вещество. Широко используется для изучения карциногенеза |
Аценафтен | Канцерогенное вещество. Возможно повреждение печени, сосудистые нарушения, и поражение центральной нервной системы |
Инденопирен | Канцероген для человека |
Приложение 3.
Психические расстройства при жизнеопасных ситуациях
Реакции и психические расстройства | Клинические особенности | |
Непатологические (физиологические) реакции | Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности | |
Психогенные патологические реакции | Невротический уровень расстройств - остро возникший астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности | |
Психогенные невротические состояния | Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства - неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности | |
Реактивные психозы | Острые | Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью |
Затяжные | Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы, истерические и другие психозы |
Приложение 4.
3.2.2. Химический анализ дыма от сгоревшей листвы.
Опыт 1. Определение реакции среды полученных растворов.
Уравнений реакций : CO2 + H2O = H2CO3
SO2 + H2O = H2SO3
2NO2 + H2O = HNO2 + HNO3
Опыт 2. Обнаружение фенолов в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Уравнения реакций.
C6H5OH | Фенол или гидроксибензол |
C6H5OH + FeCl3 = [C6H5OFe]Cl2 + HCl фенол дихлоридфенолят железа (III), фиолетовое окрашивание | |
C6H4 OH) | Гидрохинон или 1,4 –дигидроксибензол |
C6H4(OH)2 + FeCl3 = [C6H4O2Fe]Cl + HCl гидрохинон хлоридфенолят железа (III), зелёное окрашивание | |
| Пирокатехин или 1,2 –дигидроксибензол. |
C6H4(OH)2 + FeCl3 = [C6H4O2Fe]Cl + HCl пирокатехин хлоридфенолят железа (III), зелёное окрашивание |
Опыт 3. Обнаружение альдегидов в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Уравнения реакций.
1) 3CH2O + 2KMnO4 + H2O => 3CH2O2 + 2MnO2 + 2KOH
формальдегид муравьиная
кислота
2) 3C7H6O + 2KMnO4 + H2O => C7H6O2 + 2MnO2 + 2KOH
бензальдегид бензольная
кислота
3) 3C3H4O + 2KMnO4 + H2O => 3C3H4O2 + 2MnO2 + 2KOH
акролеин акриловая кислота
(акриловый альдегид)
Опыт 4. Обнаружение непредельных соединений в растворе дыма от сгоревшей листвы.
Уравнения реакций.
C6H5 – CH = CH2 + I2 => C6H5 – CHI – CH2I
стирол 1,2 - дийодэтилфенол
CH2 = CH – CH = CH2 + I2 => CH2I – CH = CH – CH2I
бутадиен – 1,3 1,4 – дийодбутен – 2
(изопрен)
Опыт 5. Обнаружение алкалоидов в дыме от сгоревшей листвы.
Опыт 6. Обнаружение циановодорода в дым от сгоревшей листвые.
Уравнение реакции.
AgNO3 + HCN => AgCN + HNO3
цианид
серебра
3.2.3. Изучение действия дыма от сгоревшей листвы на набухание и прорастание семян фасоли.
вода | раствор дыма от сгоревшей листвы, собранной весной на территории школы | раствор дыма от сгоревшей листвы, собранный осенью на территории школы | раствор дыма от сгоревшей листвы, собранный осенью вблизи ж/д полотно | |
Фасоль (лат. Phaséolus). | семена проросли | семена даже не набухли, а после пересадки в почву - сгнили |
Приложение 5.
Результаты социологического опроса
Вопросы | Ответы | % |
1. Находились ли вы в Московской области во время лесных пожаров и повышенной задымленности? | А) да | 55 |
Б) нет | 45 | |
2. Находились ли вы преимущественно дома, в связи с задымленностью на улицах? | А) да | 84 |
Б) нет | 16 | |
3. Использовали ли вы какие-либо средства защиты от дыма, о которых могли узнать из СМИ? | А) респираторные маски | 75 |
Б) увлажнение воздуха в домах | 15 | |
В) нет | 5 | |
Г) свой вариант | 5 | |
4. Появились ли (или участились) головные боли в этот период? | А) да | 84 |
Б) нет | 16 | |
5. Повлияло ли изменение погодных условий на ваш сон? | А) да | 95 |
Б) нет | 5 | |
6. Чувствовали ли вы себя подавленным и/или усталым? | А) да | 65 |
Б) нет | 35 | |
7. Оказывал ли влияние на ваши глаза контакт с дымом? | А) покраснение глаз | 16 |
Б) слезотечение | 32 | |
В) ухудшение зрения | 22 | |
Г) нет | 12 | |
Д) свой вариант | 18 | |
8. Обострились ли хронические заболевания, аллергия (если есть)? | А) да | 15 |
Б) нет | 85 | |
9. Присутствовало ли першение в горле, кашель? | А) да | 74 |
Б) нет | 26 | |
10. Участилась ли заболеваемость респираторными и вирусными заболеваниями в настоящее время, т.е. повлияло ли на ваш иммунитет? | А) да | 55 |
Б) нет | 45 |
Приложение 6.
Хитрый коврик
Груз обид
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"