В работе рассмотрено история и классификация считалок. Проведено и обработаны анкеты. Сделаны выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по физической культуре. | 268.98 КБ |
Краевой конкурс творческих работ школьников « Шаг в науку»
Группа «ЮНИОР»
В мире считалок
Российская Федерация, Забайкальский край,
Красночикойский район, село Захарово
Работу выполнил: Андреевский Кирилл Максимович
Муниципальное образовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа
6 класс
Руководитель: учитель физической культуры
Ковалёва Людмила Ивановна,
первая квалификационная категория
Муниципальное образовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
2016 г
В мире считалок
Андреевский Кирилл Максимович
Российская Федерация, Забайкальский край
Красночикойский район, село Захарово
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа», 6 класс
Краткая аннотация
Работа на тему «Считалки» построена на самостоятельном анализе и поисковой работе разнообразия считалок их разновидностей и применений. Считалки внесли огромный вклад в развитие личности человека. Работа выполнена в форме исследования, представлена презентация и изготовлена брошюрка для применений детьми в различных подвижных играх.
В мире считалок
Андреевский Кирилл Максимович
Российская Федерация, Забайкальский край
Красночикойский район, село Захарово
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа», 6 класс
Аннотация
Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.
В начальных классах мы применяли считалки при выборе водящего. Но не все ребята знают считалки, и чаще всего нам запоминаются лишь те, которые часто используются и повторяются.
Поэтому целью моей работы стало изучение многообразия считалок и истории их возникновения.
Задачи:
В моей работе использованы следующие методы:
- изучение и анализ литературы
- поисковый метод
В ходе исследования предстоит доказать или опровергнуть следующую гипотезу: в нестоящее время дети и взрослые не только не знают классификацию считалок, но и мало знают считалки наизусть, и соответственно не применяют их в повседневной жизни.
Актуальность работы заключается в том, что в ней собраны различные считалки, но при этом все они сгруппированы по определенному принципу. Также в ней подробно рассматривается история возникновения считалок и значение их применения.
Полученные данные и выводы:
Побеседовав с родителями и учителями, проанализировав анкетные данные учащихся, пришёл к выводу, что взрослые и дети мало знают считалки (1-2 или менее пяти), не знают их название. Не зная считалок, дети очень редко применяют их в играх, на прогулке.
Результаты анкетирования подтолкнули меня к созданию брошюры, в которой содержатся различные считалки.
1
В мире считалок
Андреевский Кирилл Максимович
Российская Федерация, Забайкальский край
Красночикойский район, село Захарово
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа, 6 класс
Научная статья (описание работы)
С раннего детства и до вступления в юность считалка используется для выбора водящих в играх. Она не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов. Предположительно происхождение считалки связано с особым ее видом — с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в домашнем хозяйстве и т.д. Но так как знать количество было все же необходимо, изобрели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это были измененные до неузнаваемости количественные и порядковые числительные.
История считалок
Считается, что такой народный жанр появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался совсем не для детей, а для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу.
Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Они являлись своеобразным способом распределения обязанностей.
Существует и другая версия, по которой эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них присутствует в обязательном порядке счет.
В те далекие времена люди были очень суеверные, и все что связывалось со счетом, считалось запретным.
Подсчитывать добытую на охоте дичь было нельзя, чтобы хозяин леса не узнал о гибели своих обитателей и не беспокоился за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки.
В них счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У
2
разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.
Считалки это народная выдумка, представленная в виде небольшого стишка, правильнее их назвать русские народные считалки. У древних людей с ними было связано множество различных представлений.
Но те времена давно канули в лету и сегодня дети сами придумывают новые считалки и используют их для игр. Иногда они у них получаются очень даже смешными.
С их помощью они устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.
И то, что она изменила свое назначение, привело к появлению новых, именно детских считалочек. Дети очень любят придумывать такие стишки сами, так и появляются все новые и новые, уже истинно детские рифмы.
Выполняя план исследовательской работы, было проведено анкетирование среди учеников 1-8 классов. В опросе принимало участие 85 учеников.
Вопросы анкеты:
3
А - помогают детям распределить роли не по желанию или симпатии, а совершенно честно, счетом чтобы никому не было обидно
Б - добавляют в детские игры еще большей веселости
В - способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества
Г - все вышеперечисленные варианты
Анализ результатов анкетирования.
Результаты анкетирования (Приложение №1) среди учащихся 1-8 классов показали, что из 85 учеников 37 человек (44%) знают наизусть 1-2 считалки, 31 человек (36%) знают наизусть не более пяти считалок. Менее всех считалок знают в 5, 6 и 7-м классах. Объясняют тем, что знать и использовать считалки для маленьких детей,так как они больше играют в игры.
61 (76%) опрошенных не знают названия и Классификацию считалок. Чаще всего используют считалки в играх так ответили79 (92%) учеников из опрошенных, многие ребята ответили на уроках физкультуры, так как очень часто играют в подвижные игры.
На вопрос «Как часто вы используете считалки в играх»? 33 (39%) человека ответили иногда, 27 (32%) ответили редко, 10 (12%) человек никогда и только15 (17%) человек из опрошенных ответили, что часто используют считалки в играх самостоятельно. Это говорит о том, что у детей утрачивается потребность в применении
4
считалок.
Используют ли считалки на уроках учителя? 29 (34%)учеников отмечают что редко, 26 (31%) из опрошенных отвечают что никогда. Из 85 опрошенных 33 (39%) человека считают, что считалки помогают детям распределить роли (Приложение №2) не по желанию или симпатии, а совершенно честно, так чтобы никому не было обидно, 21 (25 %) человек считают, что считалки добавляют в детские игры еще большей веселости, 10 (12%) человек считают, что они способствуют выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, и только 17 (20%) человек отмечают все варианты ответов. Поэтому, исходя из вопросов анкеты, считаю, что считалки нужны, даже и для того, чтобы предотвращать конфликты между детьми, чтобы сплотить коллектив, или разнообразить деятельность обучающихся на уроке.
В беседе с взрослыми мне стало известно, что они знают, что такое считалки, но знают их мало, а так же не знают классификацию считалок. Учителя отмечают, что дети знают мало считалок и не ищут новые и интересные считалки, так как им не интересно, не хотят, мало играют в подвижные игры. Но все взрослые отвечают, что считалки оказывают положительное влияние на речевое развитие ребёнка.
Проанализировав анкету, и побеседовав с взрослыми, сделал вывод, что нужно более подробно изучить классификацию считалок, их значение, и какое значение имеют детские считалки.
Значение считалок
Для самых маленьких считалка является хорошим помощником в развитии речи. Ведь они написаны все в игровой форме, которая наиболее понятна и близка ребенку. Главное в ней даже не само содержание и смысл, а ритм. Он позволяет малышу четко и ритмично произносить все слова.
О значении считалок А.П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности
игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце,
в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную,
5
эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Дети нередко сами придумывают считалки, у них развиваются фантазия, творчество и наблюдательность, так как темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Так, шестилетняя Ольга В. придумала считалку: «У подножия ромашки я лежал, задрав кармашки».Разучивая с ним такую считалку, вы тренируете его память, ритм, фантазию. Очень хорошо знакомить маленького человечка со считалочками во время игры в прятки. Самая известная всем детям считалочка именно из этой игры: Ее помнят не только дети, но и каждый взрослый.
Есть множество различных считалочек, которые можно разучивать со своим крохой, развивая вместе с этим не только память, но и моторику.
С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.
Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям
приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.
С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок.
Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.
Сегодня идет много споров вокруг этих стишков. Нужны ли они детям или только засоряют их память.
И конечно ответ однозначный – да. Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша.Их используют все родители, они
начинают рассказывать считалочки своему маленькому крохе, когда он еще только начинает учиться говорить.
Эти рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть
6
стихами. Они позволяют познакомить ребенка с такой математической операцией как счет, без нее не сможет обойтись ни один человек на земле.
Как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей. А есть считалочки, обучающие именно счету.
Крохе легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке. Каждый такой стишок – это вереница образов, способствующих развитию креативного мышления и фантазии у ребенка.
Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.
Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.
Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.
Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.
В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место. Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера.
Классификация считалок
Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
К считалкам-числовкам он относит произведения, содержащие счетные слова, заумные:
Три, четыре,
Перескочили;
Пять, шесть,
7
Бьют шерсть;
Семь, восемь,
Сено возим;
Девять, десять,
Деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать,
На улице бранятся.
К заумным относятся произведения, целиком или частично сотканные из зауми. Например:
Эны-бэны,
Рики-факи,
Торба-орба,
Одысаки,
Дэус-дэус,
Касматэус,
Бакс.
К считалкам-заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:
Иван,
Подай стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон.
Любопытна классификация считалок, данная М.Н.Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сюжетные икумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных — повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки — это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.
Например, считалки заумные:
Авень-пвусень,
Шинь, пень,
Ширварвень.
8
Авсень-паусень
Дзин!
Сюжетные считалки:
Зайчик-белянчик
Ходил в лес грибы есть,
Сорвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее поднимет,
Тот вон выйдет.
Кумулятивные считалки:
Шишел, мышел,
Этот вышел.
Или
Папа, мама,
Жаба — цап!
Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны быстро свои пальцы убрать.
В жизни ребенка разные типы считалок взаимодействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Например:
Эники-бэники
Ели вареники,
Эники-бэники-клопс.
Вышел на палубу
Быстрый матрос.
Создание брошюры
Изучив классификацию считалок, я приступил к созданию брошюры. Брошюра - это компактный носитель любого рода информации. Как правило, брошюры имеют креативно составленный яркий, привлекательный дизайн.
Для того что бы выполнить свою брошюрку была проведена поисковая работа.
Главной моей задачей являлось найти различные считалки и расположить их по классификации. Следующим шагом стало оформление работы. Для того чтобы
9
брошюра пользовалась интересом у ребят, нужно было продумать дизайн. Мною были использованы различные, красочные и яркие иллюстрации.
Завершающим этапом работы над брошюрой стало её распечатывание и презентация ребятам на школьной научно-практической конференции. Один экземпляр передан школьной библиотеке, чтобы ею могли воспользоваться все желающие.
Вывод
Изготовленная мною брошюрка пригодится многим обучающимся нашей школы. Она позволит изучить и выучить новые считалки детям, они смогут их применять во многих играх не только на уроках, переменах, но и дома. Надеюсь, что дети её изучат, и будут знать больше считалок, а так же и их названия.
Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя, на смену ему приходят компьютеры и планшеты, заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это совершенно неправильное суждение.
Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. И не зависимо от того, где проживает ребенок, если он говорит на русском языке, то обязательно будет знать множество этих рифмованных стишков.
Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста. Причин, по которым считалка осталась до сих пор и смогла выдержать натиск книг и компьютеров, много.
Одна из них заключается в том, что взрослые просто не заинтересовались этими на первый взгляд совершенно бесполезными стишками.
Если мыслить логически, то в считалках и на самом деле нет ничего необходимого. Однако, это неверное суждение. Они способствуют развитию речи и моторики у малышей, развивают чувство товарищества, справедливости у старших детей и напоминают о детстве взрослым.
Таким образом, я считаю, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы.
Литература
1. «Больше-меньше» с лягушонком и считалочкой: пособие для учителей начальных классов по ред. В.М.Букатова. – М.:Просвещение.- 2010, 54с.
2. Деление на команды (объединение в малые группы) // По материалам книги
В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения».
10
– М.: «Владос», 2001, с.67.
3. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 78-81
4. Статья: Мудрость народная: Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. П. Аникин. М.: Худож. лит., 1991, с. 313-341.
5. Статья: Методика собирания и изучения современного фольклора детей /Сост. И. Н. Бартюкова. Орехово-Зуево, 1990, с.112-114.
I
Приложение № 1
Результаты анкетирования
Класс | Вы знаете, что такое считалки? | Какое количество считалок вы знаете наизусть? | Какую классификацию считалок из ниже перечисленных вы знаете? | Где чаще всего используют считалки? | Как часто вы используете считалки в играх самостоятельно? | Как часто учителя используют считалки на уроках | ||||||||||||||||||||
Да | Нет | |||||||||||||||||||||||||
Нисколько | 1-2 | Не более пяти | Больше 5 | Счетушки | Читки | Пересчёт | Говорушки | Никакие | На прогулке | В играх | На уроках | Дома | Часто | Иногда | Редко | Никогда | Часто | Иногда | Редко | Никогда | ||||||
1 | 8 | - | - | 5 | 2 | 1 | - | - | 1 | - | 7 | - | 8 | - | - | - | 7 | 1 | - | - | 2 | 1 | 5 | |||
2 | 8 | 2 | - | 5 | 5 | - | - | - | 1 | - | 9 | 2 | 6 | 2 | - | 5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | - | |||
4 | 13 | - | 2 | 8 | 3 | - | - | - | 2 | 11 | - | 13 | - | - | 6 | 4 | 3 | - | 1 | 1 | 10 | 1 | ||||
5 | 16 | - | - | 7 | 5 | 4 | - | - | 2 | 5 | 9 | - | 16 | - | - | 3 | 7 | 6 | - | 2 | - | 9 | 5 | |||
6 | 17 | - | 1 | 9 | 3 | 4 | 1 | - | 2 | 1 | 13 | 3 | 15 | - | 3 | 1 | 9 | 6 | 1 | 2 | 7 | 3 | 5 | |||
7 | 4 | - | - | 3 | - | 1 | - | - | - | - | 4 | - | 4 | - | - | - | 3 | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | |||
8 | 17 | - | 1 | 6 | 8 | 2 | 2 | - | 6 | 1 | 8 | - | 17 | - | - | - | 2 | 8 | 7 | 2 | 5 | 2 | 8 | |||
Всего | 83 | 2 | 2 | 37 | 31 | 15 | 3 | - | 12 | 9 | 61 | 5 | 79 | 2 | 3 | 15 | 33 | 27 | 10 | 10 | 20 | 29 | 26 | |||
% | 95 | 5 | 2 | 44 | 36 | 18 | 14 | 10 | 76 | 5 | 92 | 1.5 | 1.5 | 17 | 39 | 32 | 12 | 12 | 23 | 34 | 31 |
Приложение № 2
Результаты анкетирования
Класс | Как вы считаете считалки | ||||
помогают детям распределить роли не по желанию или симпатии, а совершенно честно, счетом чтобы никому не было обидно | добавляют в детские игры еще большей веселости | способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества | все вышеперечисленные варианты | Не знаю | |
1 | 2 | 2 | - | 2 | 2 |
2 | 2 | 5 | 1 | 2 | - |
4 | 7 | - | 4 | 2 | - |
5 | 8 | 5 | - | 3 | - |
6 | 3 | 8 | 2 | 4 | - |
7 | 2 | - | - | 2 | - |
8 | 9 | 1 | 3 | 2 | 2 |
всего | 33 | 21 | 10 | 17 | 4 |
% | 39 | 25 | 12 | 20 | 4 |
II
Приложение № 3
Брошюрка
III
Приложение №3
Брошюра «Считалки»
В мире считалок
Андреевский Кирилл Максимович
Российская Федерация, Забайкальский край
Красночикойский район, село Захарово
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа», 6 класс
План исследований
Для того чтобы, провести исследование был составлен план работы.
План работы:
А еще мне хотелось бы научиться выдвигать гипотезы, проводить анкетный опрос и интервью среди одноклассников, беседовать со взрослыми на определенную тему, анализировать, наблюдать, делать выводы.
Начнем с гипотез. По теме своего исследования выдвинута гипотеза:
- в настоящее время дети и взрослые не только не знают классификацию считалок, но и мало знают считалки наизусть, и соответственно не применяют их в повседневной жизни.
Объект исследования – считалки.
Предмет исследования – классификация считалок.
Хитрость Дидоны
Два плуга
Машенька - ветреные косы
Как напиться обезьяне?
Самый главный и трудный вопрос