В работе раскрыто обоснование актуальности данного проекта, поставлены проблемы и намечены пути решения проблем, описан план реализации проекта
«Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества»1.
«Решение одного из принципиальных вопросов современности, связанного с сохранением культурного наследия, возможно сегодня только на фоне осознания обществом актуальной ценности объектов культуры прошлого.»2
С этой точки зрения археологические памятники являются объектами культурного наследия, т.к. несут в себе археологические древности духовной, художественной, материальной ценности.
«Археологическое наследие – это культура, представленная в потрясающем многообразии вещных форм, созданных по замыслу миллионов авторов прошлого.»2
Ценность археологического наследия в современной российской и мировой культуре определяется благодаря следующим его характеристикам:
«…стоит отметить статус «древности», присущий практически всем археологическим объектам. На уровне массовой культуры значительный возраст археологических останков чаще всего вызывает чувства удивления, реже восхищения…
…большинство людей задумывается, когда узнает, что там, где они сейчас живут,
человек существует тысячелетия, тот же эффект производит показ находок, имеющих возраст в несколько тысяч лет.»2
«…сегодня отношение к вещам, имеющим солидный возраст, не зависит ни от социальной, ни от профессиональной, ни от какой-либо иной принадлежности индивида. Сам факт древности делает любую вещь достойной внимания. В результате, можно наблюдать массовое и априорное признание ценности и интересности объектов археологического наследия.»2
В этом смысле археологическое наследие как никакое другое отвечает функции культуры. Кроме того характерная черта археологических объектов- их принадлежность к сфере человеческой повседневности. Часто вещи в археологических коллекциях связаны с бытом людей, что добавляет археологическому наследию актуальности и жизненности.
«Именно сочетание статуса «древности», эстетического многообразия, ситуации значительной культурной инаковости и, при этом, принадлежности к сфере повседневности определяет характер ценности археологических древностей в современной социо-культурной среде.»2
Несмотря на огромную ценность археологического наследия в современной культуре, стоит отметить, что в настоящее время характерны огромные «провалы» в археологическом образовании. Элементарное отсутствие информации об археологическом наследии является фактором блокирующим какое-либо ценностное отношение к нему, несмотря на наличие многочисленных археологических памятников в нашей местности.
Большинство местных жителей, включая представителей органов местного самоуправления, вряд ли сможет назвать больше 3-4 памятников археологии вблизи сельского поселения.
Причину сложившейся ситуации мы видим в практически полном отсутствие материалов, посвященных археологическим памятникам.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изменения сложившейся ситуации; археологическое просвещение, сохранение памятников архитектуры вблизи сельского поселения представляется нам очень важной задачей формирования ценностного отношения к археологическому наследию необходимого для развития современной российской культуры.
2. Постановка цели.
Цель творческого проекта:«Археологические памятники Нялинского комплекса- объекты культурного наследия Югры»
на основе исследовательской работы, изучить возможности формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского комплекса, как к объектам культурного наследия Югры.
Проблемы и пути решения проблем проекта: «Археологические памятники Нялинского комплекса- объекты культурного наследия Югры»
Проблема | Пути решения | сроки |
1. Нет сведений об уровне знаний , сформированности ценностных отношений, понимания значимости археологического наследия, необходимости их охраны памятников Нялинского комплекса | Осуществить диагностику сформированности ценностных отношений, понимания значимости археологического наследия, необходимости их охраны, проанализировать полученные результаты | Сентябрь 2013г. |
| Изучение материалов школьного краеведческого музея, анализ литературы, материалов интернет, изучение нормативно- правовой базы, беседы со специалистами | Сентябрь-октябрь 2013г |
3. Нет личного опыта, недостаточно личных знаний в области археологии нашей местности | Изучение нормативно- правовой базы, материалов интернет, литературы, беседа со специалистами, представителями администрации сельского поселения, беседа с жителями села | Сентябрь- ноябрь 2013 г |
4. Не определены возможные способы формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского комплекса | Построение модели моего участия в процессе формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского куста как к культурному наследию | Ноябрь 2013 |
5. Продумывание путей дальнейшего развития проекта на основе полученных знаний, для реального воплощения проекта в жизнь | Анализ, обработка полученных результатов, выявление проблем, нахождение путей решения | Ноябрь 2013 |
Реализация плана действий.
Диагностика сформированности ценностных отношений, с целью получения сведений об уровне знаний, понимания значимости археологического наследия, необходимости их охраны памятников Нялинского комплекса
Уровень знаний, понимание значимости археологического наследия, необходимости охраны археологических памятников Нялинского комплекса было изучено в ходе анкетирование учащихся старших классов.
Анализ опроса учащихся показал следующие результаты:
Изучение материалов школьного краеведческого музея, анализ литературы, материалов интернет, изучение нормативно- правовой базы, беседы со специалистами, с целью определения наличия материалов, описывающих археологические памятники Нялинского комплекса.
Беседы со специалистами:
Археологические памятники, существующие на территории Нялинского комплекса были впервые открыты детскими экспедициями, организованными силами археологического кружка. Заместитель директора по воспитательной работе школы Степанова Т.Ф. рассказала:
« Археологический кружок создал Иннокентий Михайлович Киренский. Это была целиком и полностью его идея. Он смог заинтересовать учителей и учеников. Но, несмотря на интерес детей к археологии и тяги к знаниям о прошлом, деятельность кружка прекратили».
Руководитель школьного краеведческого музея Давыдов В.А. рассказал: «При Нялинской средней школе в феврале 1998 года был создан археологический кружок учителями истории И.М.Киренским и В.С.Колмаковым.
2 сентября 2002 года был открыт школьный краеведческий музей с отделами: научно-методическим, археологическим и этнографическим.»
Руководитель Службы госохраны объектов культурного наследия Югры Андрей Николаевич Кондрашев познакомил со списком археологических памятников Нялинского комплекса, с их местоположением и состоянием. Предоставил информацию по предотвращению силами органов местного самоуправления, правоохранительных органов и граждан несанкционированных археологических раскопок и разведок. Андрей Николаевич подарил книгу «ХМАО в зеркале прошлого. Выпуск 10» с напутственными словами и пожеланиями продолжать начатое дело.
Анализ литературы:
Этапы археологических исследований мы изучили по статьям газет, которые хранятся в музее:
«В Нялинской средней школе открылся археологическая выставка. На выставке были представлены находки, обнаруженные школьниками в окрестностях поселка. Около Нялино располагалось 12 древних городищ, 16 селищ, 6 культовых мест, 4 могильника. Здесь три древних торговых пути. Археологический кружок был организован бывшим учителем истории Иннокентием Михайловичем Киренским….»4
«Две моторные шлюпки, готовые в путь, стояли у берега, подростки грузили продукты и рюкзаки. Мы выезжали к археологическим памятникам, найденным кружковцами в прошлом году . Специально для этого приехал Сергей Терехин – директор Окружного центра по охране памятников. Сегодня в экспедицию едут пятеро кружковцев и два руководителя – Иннокентий Михайлович и Володя Колмаков, молодой учитель истории.»5
«Гордостью Нялинского можно без преувеличения назвать краеведческий музей… Все экспонаты для него в течение шести лет собирали члены местного археологического кружка...»6
«…После возращения из экспедиции ребята из Ханты –Мансийска попросили нялинских «коллег» организовать для них экскурсию в недавно открытый краеведческий музей. Во время похода школьники Окружного центра и нялинцы подружились и пообещали друг другу, что эта их совместная экспедиция не последняя».7
«Минувшим летом члены археологического кружка при Нялинском краеведческом музее провели пять разведывательных экспедиций.Первый выезд, совершенный совместно с членами туристического клуба города Ханты-Мансийска, был трехдневный –с 30 июля по 1 августа.Первые три мыса никаким находками нас не порадовали., А вот Сучковский мыс подарил нам несколько вывернутых деревьев, где в впадинах от корней было обнаружено немало интересного- керамика Кинтусовского времени…»8
В «Археологической карте Ханты Мансийского района. Ханты-Мансийский автономный округ».И.М. Киренский. описывает основные этапы формирования культуры, характерной для археологических памятников Нялинского комплекса.
«…В 2006 году начаты противоаварийные раскопки на городище Нялинское 1… Характер напластований культурного слоя, топография и специфика находок характеризуют городище Нялинское 1 как культовое место, которое функционировало с эпохи раннего средневековья вплоть до начала XX века. Там найдено большое количество украшений: бусы, перстни, серьги, височные кольца, подвески, бисер, а также культовых предметов, орудий труда, оружия, бытовых предметов и монет.»11
В результате анализа литературы, беседы со специалистами приобрела опыт, могу сделать некоторые выводы:
Построение модели моего участия в процессе формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского куста как к культурному наследию, с целью определения возможных способов, выявление основных направлений дальнейшего развития проекта
Возможная модель моего участия в процессе формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского куста как к культурному наследию:
Мой личный вклад: создать инициативную группу, написать письменное обращение, попытаться убедить заинтересованные стороны в необходимости выделить денежные средства для возобновления детского археологического движения, составить примерную смету расходов.
2.Возобновление детского археологического движения на базе краеведческого музея.
Мой личный вклад: создать инициативную группу, обратиться с письменным обращением к директору МКОУ ХМР СОШ, с. Нялинское Зеленской Е.Т., к председателю комитета по образованию Евстратовой Е.А. с просьбой поддержать инициативу создания детского археологического движения
3.Популяризация археологических знаний среди школьников, жителей сельского поселения.
Мой личный вклад: пополнять личный багаж знаний, распространять полученные знания среди школьников и жителей села
-пополнение личного багажа знаний: продолжать изучать литературу, посвященную описанию археологических памятников Нялинского комплекса; участие в археологических экспедициях, распространение полученных знаний: проведение экскурсий для школьников и жителей села на базе краеведческого
Реализация модели моего участия в процессе формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам архитектуры Нялинского куста как к культурному наследию
Работа внутри инициативной группы: «Возрождение детского археологического движения»:
Встреча с Кениг Александром Владимировичем, кандидатом исторических наук, заведующим лабораторией археологии и этнографии северо- западной Сибири в составе института археологии и этнографии сибирское отделение РАН
Результат встречи: узнали об организации полевых исследований, выяснили, что в июле 2014 года в районе археологического памятника «Нялинское городище» будет разбит стационарный лагерь новосибирских студентов во главе с археологом Новиковым А.В., порекомендовал совершить 3х дневную экспедицию в этот лагерь, помог составить смету расходов, рекомендовал вступить в
Встреча с Ниясовой Маргаритой Андреевной, медицинской сестрой педиатрического кабинета
Результат встречи: узнали о необходимых прививках, которые должны поставить перед полевыми исследованиями, приняли решение провести вакцинацию.
Встреча с Колмаковым Владимиром Сергеевичем, бывшим заместителем руководителя археологического кружка 1998-2001гг.
Результат встречи: Узнали многое о детском археологическом движении прошлых лет, Колмаков Владимир Сергеевич, высказал желание принимать участие в экспедиции на «Нялинское городище» в качестве второго педагога руководителя, может оказать спонсорскую помощь в предоставлении лодки.
Встреча с директором школы Зеленской Еленой Тимофеевной
Результат встречи: Поддержка инициативы директором МКОУ ХМР СОШ с. Нялинское Зеленской Еленой Тимофеевной, составлено совместное письменное обращение к Главе администрации сельского поселения Коптяеву В.М., с просьбой оказать помощь в организации полевых исследований.
Встреча с депутатом местного самоуправления Лисицыной Аленой Олеговной
Результат встречи: поддержка инициативы депутатом местного самоуправления Лисицыной Аленой Олеговной, составлено совместное письменное обращение к Главе администрации сельского поселения Коптяеву В.М., с просьбой оказать помощь в организации полевых исследований.
Встреча с Главой администрации сельского поселения Нялинское Коптяевым Валерием Михайловичем
Результат встречи: поддержка инициативы Главой сельского поселения
Встреча с председателем комитета по образованию Евстратовой Еленой Александровной
Результат встречи: поддержка инициативы председателем комитета по образованию, возможно финансирование профильного проекта «Археологического движения», рекомендовано составление сметы расходов.
Встреча с Главой Ханты- Мансийского района Захаровым Петром Николаевичем
Результат встречи: поддержка инициативы Главой Ханты- Мансийского района Захаровым П.Н., рекомендовано изучить опыт археологической работы школы с. Согом, Кышика.
Удалось попробовать себя в роли экскурсовода, внести личный вклад в распространение полученных знаний.
Предполагаемые затраты:
1.На организацию экспедиции на территорию археологического лагеря «Нялинское городище»: 277500 рублей
2.На организацию Комплексная экскурсионная программа «Музейное кольцо г. Ханты- Мансийска», летняя школа краеведения, экскурсия в Сургутский краеведческий музей168400 рублей
3. Расходы на полиграфическую сувенирную продукцию и методические материалы 48100 рублей (Сопровождающие материалы1)
4. Обобщение результатов исследования.
Диагностика сформированности ценностных отношений, показала низкий уровень знаний, понимания значимости археологического наследия, необходимости охраны археологических памятников Нялинского комплекса. Большая часть сведений, доступная для изучения местными жителями заключена в археологическом отделе краеведческого музея школы, представленный материал это исследовательские работы учеников. Построенная модель процесса формирования ценностного отношения местных жителей к памятникам археологии Нялинского комплекса как к культурному наследию, определила возможные способы моего личного участия, выявила основные направлений дальнейшего развития проекта.
Учитывая, что элементарное отсутствие информации об археологическом наследии на сегодняшний день является фактором блокирующим какое-либо ценностное отношение к нему, цель моей работы будет достигнута в результате «популяризации» археологического наследия – как культуры, представленной в потрясающем многообразии форм, созданных по замыслу миллионов авторов прошлого.
5. Формулировка выводов и оценка полученных результатов
Выводы:
1. Большая часть сведений доступная для изучения местными жителями заключена в археологическом отделе краеведческого музея школы, представленный материал это исследовательские работы учеников под руководством руководителя кружка Керенского И.М.
Степень реализации проекта: «Археологические памятники Нялинского комплекса- объекты культурного наследия Югры»
Проблема | Пути решения | Степень реализации |
1. Нет сведений об уровне знаний , сформированности ценностных отношений, понимания значимости археологического наследия, необходимости охраны памятников Нялинского комплекса | Осуществить диагностику сформированности ценностных отношений, понимания значимости археологического наследия, необходимости их охраны, проанализировать Полученные результаты | |
| Изучение материалов школьного краеведческого музея, анализ литературы, материалов интернет, изучение нормативно- правовой базы, беседы со специалистами | |
3. Нет личного опыта, недостаточно личных знаний в области археологии нашей местности | Изучение нормативно- правовой базы, материалов интернет, литературы, беседа со специалистами, представителями администрации сельского поселения, беседа с жителями села | |
4. Не проводится археологическая разведка на территории археологических памятников Нялинского археологического комплекса, нет детского археологического движения на базе краеведческого музея. | 1.Подготовительный этап организации полевых исследований: беседы со специалистами (археологи, научные сотрудники), встречи, обсуждения с представителями разных уровней власти, составление сметы расходов, определение источников финансирования полевых исследований |
|
2.Проведение полевых исследований 3.Проведение научно- практической археологической конференции по результатам полевых исследований | ||
5. Не выпускается научно-популярная литература, посвященная археологическим памятникам Нялинского археологического комплекса. | 1.Выпуск сборника по результатам научно- практической конференции 2.Беседа со специалистами о возможности выпуска научно- популярной литературы, посвященной археологическим памятникам Нялинского археологического комплекса. 3.Составление сметы расходов на выпуск научно- популярной литературы, определение источников финансирования | |
6. Низкий уровень популяризации археологических знаний среди школьников, жителей сельского поселения | 1.Проведение экскурсий в краеведческом музее для учащихся школы, жителей и гостей села 2.Проведение школьных мероприятий:
|
Список литературы:
Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994. С. 8.
2http://tnu.podelise.ru/docs/index-355254.html Каменский С.Ю. Археологические памятники как объекты культурного наследия
3Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
4 Газета : «Новости югры» 25.01.2001. Елена Головенских. « А романтика потом…»
5 Газета: «Новости Югры» 19.07.2001.Татьяна Северская.« По следам древности.»
6 Газета: «Наш район» 26.09.2003г. Михаил Осипов « На перекрестке эпох.»
7 Газета : «Наш район» 24.10.2003г.« Экспедиция «Дружба»
8 Газета: « Наш район.» 4.11. 2004.г.« Легенды становятся реальностью»
9Археологическая карта Ханты Мансийского района. Ханты-Мансийский автономный округ.И.М. Киренский.Г. Ханты-Мансийск . 2001г.
10«Исследовательские работы учащихся Нялинской средней школы, участников Всероссийского конкурса поисково-исследовательских работ «Полярный следопы
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем подснежники гуашью
Сочини стихи, Машина
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Браво, Феликс!