«Химическая шкатулка»
Цели данного мероприятия:
Подготовка мероприятия.
1. Формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 и 10 классов, 4 команды болельщиков по 5 человек.
2. Домашнее задание для команд:
- представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
- подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),
3. Жюри формируется из учителей школы: учитель химии, биологии, физики, заместитель директора по ВР.
4. Производится разбаловка конкурсных заданий.
Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями; на стенах работы ребят: плакаты, стенды с буклетами, зачетная таблица с предварительными итогами предметной недели.
Куратор мероприятия: учитель химии.
Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика», «Алхимика», ассистента.
Вложение | Размер |
---|---|
shkatulki_dlya_himii.docx | 494.36 КБ |
“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие...
куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,
везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
М.В.Ломоносов.
Внеклассное мероприятие по химии
«Химическая шкатулка»
для учащихся 8-10 классов
«Химическая шкатулка»
Цели данного мероприятия:
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями; на стенах работы ребят: плакаты, стенды с буклетами, зачетная таблица с предварительными итогами предметной недели.
Куратор мероприятия: учитель химии.
Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика», «Алхимика», ассистента.
Ход мероприятия
Вступление
Куратор:Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний. Интеллектуальная игра «Химическая шкатулка» для учеников девятых и десятых классов объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. И я приглашаю в зал команды 9 и 10 классов!
Задание № 1
Домашнее задание.
Представление команд и жюри.
На экране – эпиграф:“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В.Ломоносов.
Задание № 2
Разминка - «Блиц - вопрос из шкатулки».
«Экзаменатор»:Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки по категориям вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы» | «Угадай газ» |
Ему не страшно окисленье, Пластичностью он превзойдет. В кислоте без растворенья Может содержаться он (золото). | Я - газ, простое вещество, Двузначен номер мой. Слог первый - это божество, Река - вот слог второй (радон). |
Какой тугоплавкий металл входит с состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 грамм можно вытянуть проволоку длиной 80 км (вольфрам). | Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба живет, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (аргон). |
О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (железо). | Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% |
Я металл, меня ты знаешь, Мощь огромная во мне. Но если «б» ко мне подставишь, То землю скрою в темной мгле (уран). | Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц (сероводород). |
Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, для изготовления пуль и дроби (свинец). | Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях (углекислый газ). |
Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. Что это за металл? (серебро). | 22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь? (хлор). |
Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире? (индий). | Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух (кислород). |
Какой металл входит в состав хлорофилла? (магний). | Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений (аммиак). |
Подведение итогов.
Задание № 3
Чудеса в шкатулке.
Вопрос от алхимика, который показывает опыт (опыт готовят перед началом опыта в лаборатории и выносят сосуды с готовыми растворами в шкатулке).
«Алхимик»:Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса и я умею получать золото. Рецепт приготовления я открыть могу только перед смертью, но могу вам показать.
Опыт:Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной. Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета.
Вопрос:А вы можете написать рецепт этого опыта?
Ответ:учащиеся записывают уравнение реакции на бумаге и отдают ведущим. Ответ показывается на слайде: (CH3COO)2Pb + 2KI→PbI2↓+ 2CH3COOK
Задание № 4
Старые фотографии из шкатулки.
Вопросы задает ведущий - «Теоретик». Капитаны команд выбирают шкатулки по номерам, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:
«Теоретик»:В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
Подведение итогов.
Музыкальная шкатулка
(музыкальная пауза).
Учащиеся 11 класса показывают инсценированную музыкальную зарисовку на тему: «В мире полиэтилена». На экране видеоряд на тему «Применение полиэтилена».
Три ученицы 7-го класса показывают модели юбок и шляп, изготовленные на уроках труда из полиэтилена (использованы мешки, пакеты, перчатки и др.)
(музыка из песни «Гадалка», к/ф «Ах, водевиль, водевиль!):
1-й куплет.
Ежедневно меняется мода,
Но покуда стоит белый свет.
От людей много мусора, хлама,
А желающих в дворники нет.
В ожиданье чудес невозможных.
Постучится вдруг кто-нибудь в дверь
И возьмет этот мусор и сложит,
И оденет, быть может, модель.
Припев.Давайте шить (2 раза)
Прекрасные наряды
И будет в них страна ходить,
И будет в ней порядок.
2-й куплет. Вот пакет было выбросить жалко,
Вот резинка от старых трико.
Я сошью много модных моделей.
В них меня не узнает никто.
А из ярких конфетных оберток
Я придумаю новый наряд,
«Что за умница и фантазерка!»-
Про меня все вокруг говорят.
Припев тот же.
3-й куплет.Все на мне сидит ладно и ловко!
Не от Зайцева этот жакет.
По душе мне такая обновка,
В мире лучше фасончика нет,
Чтобы был у вас каждый день праздник,
Вы учитесь у нас мастерству,
А мы дарим вам эту подсказку,
Как из семечек сделать халву.
Припев тот же.
Во время выступления команды участников готовятся к конкурсу рекламы.
Задание № 5
Реклама из шкатулки.
Команды участников предлагают проект рекламы химического вещества, продукта.
Возможные варианты представлений: презентация, музыкальное исполнение, стихотворение, стенгазета и др.
Задание № 6
Экспериментальная шкатулка.
На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
«Практик»:Капитаны команд выбирают номер шкатулки и получают задания для экспериментального решения. К каждому заданию предложен лоток с соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием. Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают уравнения этих реакций.
Шкатулка № 1. При взаимодействии, каких ионов образуются белые нерастворимые вещества, внешне похожие на молоко? Из реактивов предлагаются растворы: хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата натрия, хлорид кальция, карбонат натрия.
Шкатулка № 2 . Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа(III). Из реактивов имеются: растворы хлорида бария и гидроксида натрия.
Шкатулка № 3.В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.Выданы растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария.
Шкатулка № 4. В четырех пробирках находятся растворы: хлорида аммония, карбоната натрия, силиката натрия, сульфата натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.Выданы растворы: соляной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия.
Задание № 7
Расчетная шкатулка.
«Практик»:В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи. Капитаны команд выбирают шкатулки с задачами. Если команда не может решить выбранную задачу, то может заменить шкатулку, но при этом теряет половину очков.
Варианты задач:
Расположите вышеназванные химические элементы в порядке возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека.
Подведение итогов.
Задание № 8
Подарки для друзей
Конкурс для болельщиков, в результате правильного ответа команда получает по одному очку.
Ассистент раздает вопросы из выбранных по цвету шкатулок.
Возможные варианты вопросов:
Задание № 9
Шкатулка с интересом.
«Теоретик»:Последний конкурс - тайна «черных шкатулок». Команды должны определить вещества в черных шкатулках по подсказкам.
(Ответ:В черной шкатулке - жевательная резинка, каучук).
Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
(Ответ:В черной шкатулке вещество - поваренная соль, или хлорид натрия).
Подведение итогов,
определение победителей и номинантов.
По сумме баллов определяется команда - победитель, а также победители в личном зачете: лучший теоретик (номинация «Золотой элемент»), лучший практик (номинация «Серебряная пробирка»), самый активный участник (номинация «Платиновый катализатор»), самый активный болельщик.
Используемая литература
Медведь и солнце
Юрий Алексеевич Гагарин
Три орешка для Золушки
Рисуем лошадь акварелью
Машенька - ветреные косы