В исследовательской работе анализируется речь учащихся разных возрастных категорий.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Жаргонизмы в речи учащихся". | 75.5 КБ |
Содержание работы:
1. Введение
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач, актуальность.
1.2 История возникновения жаргонизмов в русском языке.
2. Основное содержание:
2.1 Анкетирование среди учащихся 9-11 классов, его результаты.
2.2 Наблюдение над устной речью.
2.3 Тематическая классификация жаргонизмов.
2.4 Словообразование.
2.5 Фразеология.
2.6 Компьютерный сленг.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Словарь школьного жаргона.
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач, актуальность.
Сегодня русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизм: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?
Жаргонизмы употребляет большая часть населения, довольно часто они звучат в нашей речи. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи. Даже у школьников есть свой жаргон. Нередко говорящие не знают значения того или иного жаргонизма, употребляя его некстати.
Почему это происходит? К чему приведёт? Я решил исследовать проблему на примере учащихся нашей школы.
Прежде всего, меня заинтересовали причины появления жаргонизмов в русском языке. Исчерпывающую информацию я нашёл в книге Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре речи».
Учёный-лингвист Л. И. Скворцов1 отмечает, что жаргонизмы – это не особые языки, а особый словарь, который возник в силу разных причин и которым пользуются группы людей близких по профессии или социальному положению. Нередко такой словарь строится как «тайная», «засекреченная» речь, понятная лишь узкому кругу посвящённых. Задача таких арго – скрыть, замаскировать характер замыслов и действий от «непосвященных». Такая речь примыкает к грубо-фамильярному слою обходной лексики, опошляет нашу речь и не может быть оправдана в общем употреблении. Она говорит о невысокой культуре человека.
Жаргонизмы часто возникают и среди «честных» профессий: спортсменов, охотников, рыболовов, актёров, военных, инженеров, техников и пр.- чтобы назвать «по-своему» предметы и явления, для которых в общей речи нет наименований или они слишком громоздки. Это слова и выражения, понятные в определённой среде.
Так, моряки называют своё судно коробкой (из старинного искажения слова корабль), а у строителей коробка – каркас дома; наши танкисты в годы войны свои броневые машины называли коробочками, а снаряды – огурцами.
Среди жаргонизмов выделяется и сленг-речь возрастных групп или групп по интересам. Он не выходит за пределы возрастной сферы употребления и не влияет на литературный язык. Действительно, вряд ли кто за пределами детской, школьной речи употребляет такие слова, как телек (телевизор), велик (велосипед), маг (магнитофон) и др.
Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения – соответственно, школьники.
«Жаргон школьников входит в образование более общего порядка – студенческий жаргон.»2.
Жаргонизацию нашей речи учёный называет опасной болезнью, так как это прилипчивая манера речи, которая убивает мысль, отучает думать.
«Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, -призывает известный лингвист,- должен активно бороться с жаргонизмами, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить. Как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы, так и в языке есть пределы его искажения»
«Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, когда они становятся опасными для жизни человека»3.
2. Основное содержание.
2.1. Анкетирование среди учащихся 9-11 классов, его результаты.
Я решил исследовать данную проблему на примере учащихся 9-11 классов школы №9 г. Рузаевка.
Информантами послужили 30 учеников.
Сначала мной была подготовлена анкета - опросник для сбора материалов. Создание её требовало знания теоретических сведений по теме, а анкетирование учащихся старшей параллели оказалось непростым, вызывающим неоднозначную реакцию. Прежде всего, необходимо было выяснить, о чём идёт речь, порой приходилось давать теоретическую справку по теме, а лишь затем приступать к самому анкетированию. Кроме того, на конечном этапе выполнения работы требовалось применение математических методов обработки данных. Всё это заставляло проявить определённое терпение и упорство.
Образец анкеты опросника:
а). Да;
б). Нет;
в). Иногда;
2. Почему?
а). Хотите лучше выразить свои мысли;
б). Не хотите отличаться от сверстников;
в). Боитесь быть осмеянными другими:
г). Не Можете заменить жаргонизмы:
д). Другие варианты.
3. Какие жаргонизмы вы чаще всего употребляете?
4. Как Вы понимаете значение этих слов?
5. Сколько раз в день Вы употребляете такие слова:
а). 1-5 раз;
б). 6-10 раз;
в). Более 10 раз.
6. Как Вы считаете, в результате речь становится:
а). Лучше;
б). Хуже;
в). Затрудняюсь ответить.
Собрав воедино результаты анкетирования и обработав информацию, я получил следующую статистику:
- 85% опрошенных используют жаргонные слова
15% не используют
- 33% употребляют жаргонизмы по каким-то своим причинам
46%, чтобы лучше выразить свои мысли
- 56% чаще всего употребляют в речи всеми любые и всеми произносимые бранные слова – «блин» и «фиг», которые, скорее, относятся к грубому просторечию
Второе место разделили слова «круто», «супер», «отстой» - 35 %
Третье место занимает слово «чел» - 24%;
- 45% опрошенных употребляют жаргонизмы более 10 раз в день;
35% - 6-10 раз;
20% - 1-5 раз.
- 45,5% учащихся решили что речь становиться лучше;
32% - хуже;
12,5% - затрудняются ответить.
2.2 Наблюдение над устной речью.
Далее я проанализировал устную речь школьников. Материал исследования получен путём письменной фиксации неподготовленной устной речи в естественных условиях, в школе и вне школы.
В качестве основного материала анализа я использовал тексты 7 диалогов общей протяжённостью 180 слов. Приведу их примеры, обозначив участников речевых ситуаций с помощью цифр (в каждом диалоге нумерация начинается заново):
Диалог № 1.
1 – Не кисло написать?
3 - Из третьего только слова выписывать.
2 – А-а.
Диалог № 2.
1 – А вон выёживаются.
3 – А кто такая Маринка, а?
Диалог № 3.
1 – Завтра контрошка по физике!
2 – Гонишь?
3 - Эх ты, догоняй, дятел!
Диалог № 4.
1 – Контрошку сделала?
2 – Ничё не сделала! А ты?
1 – Ничё не сделал, глобус не работает.
3 – Блин, не гони! На следующей перемене две тетради стыришь да спишешь.
4 – Из-за тебя меня чуть не загребли: выхожу из кабинета, а на встречу училка.
3 – И чё?
4 – Наорала, чё ещё-то?
Диалог № 5.
1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня!
2 – Всё выучил?
3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом.
1 – Да легко!
Диалог № 6.
1 – На Ледовом шоу.
2 – Ну и как?
1 – Ваще классно, ништяк так.
Диалог № 7.
2 – Я то тут при чём? Тебе же неохота.
1 – Скорей бы год кончился.
2 – Да ну на фиг! Там уж поступать…
1 – Да поступить бы уж скорей и не тянуть резину с курсами.
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что спонтанная разговорно-обиходная речь учащихся 9-11 классов на лексическом уровне представляет собой результат взамодействия литературного языка, просторечия (например: стырть, дубак, базарить, ладно, на фиг, блин, чё, неохота и т.д.), жаргона (например: домашка, не кисло, бодряжки, выёживаются, гонишь, дятел, глобус, тормоз, прикинь и т.д.).
В целом в исследованных диалогах просторечные слова составили 10,9 % общего числа слов, жаргонных – 13,4 %.
2.3. Тематическая классификация жаргонизмов.
Всю лексику школьного жаргона можно разделить на четыре сферы:
1). Сфера школы;
2). Сфера досуга;
3). Сфера быта;
4). Сфера оценки.
Слова первой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименование учебных предметов: физра, литра, русш, инглш и т.д.
- наименования учителей: алгеброид, физичка, историчка, химоза, физик-шизик, диря, реп, училка, пит и т.д.
- наименование разных предметов учебного процесса: шпора, бомба, зубрила, камчатка, чукотка, грузить, скатать…
Для слов этой сферы характерна традиционность, устойчивость. Многие слова (диря – директор; камчатка, чукотка – задние парты, училка – учитель, химоза – учитель химии) употребляются на протяжении многих десятилетий. Однако стоит отметить неологизмы и в этой группе слов (чит, пит – учитель; реп – репетитор). Наряду с появлением новых слов можно наблюдать уход в пассивный состав таких жаргонизмов, как порфик, камчатка, училка, диря. Несмотря на то, что они почти не употребляются, все школьники знают их значение.
К сфере досуга можно отнести такие слова, как видак, мафон, диска, дискач, кореша, туса, шухерить, замочить, махаться… Для слов этой группы характерно заимствование из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов и неформальных групп.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия возросло количество слов, пришедших их жаргона неформальных групп в жаргон школьников. «Появление подобных слов связано с культом силы и насилия, хулиганством – наиболее частным видом преступления данной молодёжной группы»1.
Наличие таких слов в школьном жаргоне, особенно их употребление младшими школьниками должно вызывать небольшую тревогу, т.к. является проявление насилия на речевом уровне.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
-называющие части тела: виза, дыня, карточка – лицо; пакши, культяпки, клешни, грабли – руки; котелок, кочан, кабина, глобус, чайник – голова; Лыжи, шасси, лапти, тормоза – ноги. Для данных слов характерна наибольшая традиционность.
В. С. Елистратов объясняет это явление так: «Части тела, его отправления и т.п. в арго приобретают различные смеховые наименования, т.е. тело именуются через вещи мира, и тогда всё арго представляется неким бесконечным, бессменным, тупым метафоризированием. Но смысл, на ваш взгляд, как раз обратный: мир становится большим человеческим телом, тело становится той смеховой призмой, через которую интерпретируется мир»2.
- называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины- джинсы; шкура, косуха, бомбер – куртка; потники – носки; бандана – платок, завязываемый на голове или
1.Елистратов В. С. «Словарь московского арго», М: «Русские словари», 1944, с. 121
2. Грачёв М. А. «Арготизмы в молодёжном жаргоне //РЯШ, 1996, № 1, с.12
колене; фенечки – украшения на руку; копыта – женская обувь с расклешённым каблуком.
Употребление данных жаргонизмов обусловлено влиянием моды на молодой поколение.
- называющие различную бытовую технику: комп – компьютер; инет – интернет; скинуть – скопировать файлы на диск, флэш-карту; залить – разместить; юзать – использовать. Это неологизмы в жаргоне школьников.
- отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, бабосы, лаве лавешки – деньги; косарь, штука, кусок – тысяча; зелень, капуста, - доллары.
Такие слова, как бабосы, косарь, штука, кусок пришли из арго, слова же: лаве, лавешки – являются исконными для молодёжного жаргона.
Слова сферы оценки указывают на взаимодействие учащейся молодёжи со всеми социальными пластами и возрастными категориями: от мала (мелочь, мелкотня) до велика (отец, батяра, дедок). Есть и такое обращение: лохидзе – лицо кавказкой национальности. Обращения, такие как поцык, бро, кэп – используются школьниками при общении друг к другу и потому употребляются наиболее часто.
2.4. Словообразование.
Теперь рассмотрим некоторые аспекты словообразования.
Пополнение лексики школьников происходит в основном за счёт имён существительных (из 145 слов – 90 имена существительные, 31 глаголами, 3 прилагательными).
Традиционное для русской речи суффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например: стукач, дискач образованы с помощью суффикса - --ач; видак - --ак; физичка-истеричка - --ичк; домашка, столовка, училка - --а.
Существительные могут быть образованы от глаголов бессуффиксным способом: отпад, облом, прикид..
Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причём усечённое слово приобретает резко-негативную оценку: шпора, джинсы, реп, пит, диря и т.д.
Интересны такие слова, как лохидзе, клипйшн.
Возможно, что лохидзе образовано сложением двух основ: лох, дзе. Это объясняется тем, что слово «лох» несёт на себе негативную оценку, а «дзе» является довольно распространённым окончанием среди кавказских фамилий.
Что же касается слова клипейшн, то для его образования употреблён достаточно продуктивный сейчас в русском языке суффикс –эйшн (пришедший из английского языка: сейшн, коммуникейшн).
Встречаются имена прилагательные и наречия, образованные от аббревиатур и сложносоставные: стопудово, стопудовый.
Очень редко образуются новые глаголы: угарать, стибаться, юзать.
Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является суффиксальный способ образования.
2.5 Фразеология.
Несколько слов необходимо сказать о фразеологизмах, которые широко используются в школьном жаргоне. Большинство из них доброжелательно-шутливый характер и связаны с учебным процессом: выпасть в осадок, крыша едет, революция в желудке, делать в лом, сдать влёгкую и т.д.
Наиболее остроумными, на мой взгляд, являются: капитан очевидность в бою (когда дан ответ на элементарный вопрос), все на спасение Кибертрона (призыв идти в класс информатики), сталиновед (учитель истории), мегамозг (отличник).
С помощью фразеологизмов речь школьников становится более выразительной и колоритной.
2.6 Компьютерный сленг.
В жаргон школьников очень много слов пришло из компьютерного сленга. Эти слова служат для общения людей одной профессии – программистов или людей, использующих компьютер для своих целей.
Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге являются, конечно же, стремительное развитее компьютерных технологий. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа компьютерного сленга.
Многие з существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сохранению, упрощению слов.
Например: Винда - наименование операционной системы Windows; юзать – использовать; залить – расположить, петушок – название оружия в компьютерных играх, зига – узкий проход в форме зигзага в комп. играх и т. д.
В последнее время произошло увлечение молодёжи компьютерными играми. Это послужило мощным источником новых слов, используемых школьниками.
3. Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее:
Во-первых, 85% учащихся 9-11 классов школы № 9 г. Рузаевка используют жаргонизмы;
Во-вторых, чаще всего он употребляют слова близкие к просторечным, «блин» и «фиг» - 56%.
В-третьих, наблюдения над устной речью школьников показали, что спонтанная разговорно-обиходная речь учащихся 9-11 классов представляет собой результат взаимодействия литературного языка, просторечья, жаргона.
В-четвёртых, школьный жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Однако ряд тематических групп, относящихся к сферам досуга и быта, подвержены заметным изменениям, обусловленным влиянием моды и другими факторами.
В-пятых, наиболее продуктивным для школьного жаргона является суффиксальный способ образования.
В-шестых, для школьного жаргона характерно широкое употребление фразеологизмов, причём большинство из них имеют шутливую окраску.
Школьный жаргон выходит за пределы норм русского литературно языка. В нём, как и в языке целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, уровень его культуры, моральные и нравственные качества говорящих, экономическая ситуация в стране.
«Причина появления школьного жаргона – желание подростков проявить своего рода самостоятельность, выделиться на фоне сверстников, заявить о себе, показать принадлежность к какой-либо группе: группе рока, фанатам спорта и т.д. Жаргон – очень прилипчивая манера речи. Школьники будто бы говорят так для её оживления, словесной игры, потому он так и привлекателен»1.
Я считаю, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
Только поняв, что жаргон есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую поэтику литературной речи.
1.Шапошников В. «Русская речь», 1990-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп, 1998, с. 91.
4. Список использованной литературы.
1. Грачёв М. А. «Арготизмы в молодёжном жаргоне» //РЯШ, 1996 № 1.
5. Шапошников В. «Русская речь», 1990-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп, 1998.
Лепесток и цветок
"Разделите так, как делили работу..."
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Весёлая кукушка
На берегу Байкала