Эссе студента 1 курса Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа Желтобрюхова Вячеслава, написанное на конкурс «Содружеству независимых государств – 25 лет» Марийского государственного университета (15 января-20 февраля 2016 г.) под руководством Трибунских Н.И.
Вложение | Размер |
---|---|
zheltobryuhov_esse.docx | 26.89 КБ |
Желтобрюхов В.
25-летие СНГ - рубежный этап в деятельности Содружества.
Сейчас во всем мире происходит множество событий: некоторые страны объединяются, другие конфликтуют и становятся врагами. Но, несмотря на переменчивость внешнеполитической ситуации, мы можем наблюдать примеры устоявшихся отношений государств. Примером таких отношений служит Содружество Независимых Государств (СНГ) - международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, ранее входившими в состав СССР.
Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения были 12 государств - все бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. Такой обширный состав позволил СНГ обращаться к многочисленным проблемам, которые по-прежнему являются общими для всех стран-членов, так как ещё совсем недавно они принадлежали к единому государству. Однако вопрос о превращении СНГ в нечто большее, чем инструмент «цивилизованного развода», даже 25 лет спустя, по мнению многих исследователей и общественно-политических деятелей, остается весьма проблематичным. С чем же это связано и каковы перспективы развития сотрудничества между странами-участниками?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо обратиться к основам. В 1993 году был принят Устав СНГ, в котором были зафиксированы основные цели и задачи организации - сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации. К сфере совместной деятельности членов Содружества относятся в первую очередь обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организационной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Таким образом, СНГ представляется весьма развитой организационной структурой. Однако результаты практической деятельности Содружества в первые годы его существования оказались неудовлетворительными. После распада СССР его бывшие участники стали действительно суверенными государствами, в первую очередь заботящимися о собственных интересах, поэтому неудивительно, что это привело к возникновению внутренних противоречий в СНГ. Важно понимать, что в последующие годы СНГ также не превратилось в механизм или инструмент создания нового мира или государства.
Поиск выходов из сложного положения, однако, не оказались совершенно бесплодным. Если раньше члены Содружества были неопытны, то спустя два десятилетия они стали более опытными и начали понимать, в каком направлении нужно идти для достижения согласия с другими участниками СНГ при сохранении верности своим собственным государственным интересам. Хотя на данный момент СНГ не стало важной частью внутреннего политического поля участников, ими признается необходимость правильного выбора на пути к сближению и стиранию границ между государствами.
Каковы же современные тенденции развития СНГ? В нынешнее время тенденции развития СНГ очень противоречивы: вроде бы как с одной стороны и есть перспективы развития, а с другой процесс интеграции протекает очень медленно, его почти и не заметно. Но все же это можно увидеть: часто, включая новости, мы видим, что Российская Федерация оказывает кому-то помощь и заключает соглашения с соседними странами. Разве это не процесс интеграции? Ведь всё начинается с малого шага, а в будущем может случиться так, что Российская федерация объединится или улучшит связи с каким–либо государством.
Тенденции развития экономической интеграции СНГ также перспективны из-за того, что страны СНГ простираются на 11 часовых поясов, они занимают без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что почти в 7 раз превышает площадь всех 15 государств Европейского Союза. СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,$ % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10 %, в Казахстане и Туркменистане — около 10 %. В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 %. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. наверняка станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
Но в СНГ есть так же свои проблемы. Одной из них является налоговая система и налоговое администрирование. Самой сложной проблемой является налоговая администрация. С одной стороны, она неэффективна в выполнении своих чисто фискальных функций: об этом свидетельствуют размеры теневой экономики и уклонения от уплаты налогов. С другой стороны, наблюдается произвольное отношение к налогоплательщику, у которого нет достаточных средств для своей правовой и фактической защиты.
Я считаю, что необходима разработка программ согласованных мер, учитывающих новые реалии сложных процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и согласованы интересы партнеров по Содружеству.
В настоящее время наиболее обширные и устойчивые тенденции укрепления Содружества прослеживаются в одной из главных областей – области коллективной безопасности. Внутренняя и территориальная защищенность волнует каждого от мала до велика, в связи со сложившейся ситуацией на Востоке. СНГ как межгосударственная структура на сегодняшний день имеет потенциал развития, хотя мы сейчас можем заметить, что СНГ постепенно трансформирует в новые, другие образования. За последнее десятилетие произошел окончательный выбор союзных республик в выборе своих стратегических партнеров.
Создание СНГ было значимым и великим событием второй половины XX в. Тем не менее, нельзя не упомянуть о недостатках и проблемах. Статистические данные показывают, что, по состоянию на 2015 год, в целом страны СНГ представляли собой зону социального неблагополучия. Наиболее низкий уровень социального развития наблюдается в Киргизии и Таджикистане. Все процессы, происходящие в содружестве, очень сложны. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов. До сих пор определение «страны СНГ» подразумевало достаточный набор общих политических и экономических характеристик и общих проблем, позволяющих говорить об этих странах как о более или менее однородной группе. На самом деле это не так. Несмотря на общее советское наследие, медленные темпы рыночных реформ, наблюдаемые антидемократические тенденции и угрозу оказаться на периферии европейских и мировых интеграционных процессов, страны отличаются друг от друга. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой.
Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам. Результат этой борьбы определит не только степень гражданских свобод и демократизации, но и шансы на улучшение предпринимательского климата, которые во многом будут зависеть от влияния политического фактора.
Что касается ближайших и более отдаленных перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, то, несмотря на то, что в настоящее время в наибольшей мере по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, ядром модели формирования единого экономического и иного пространства в рамках СНГ мог бы стать, очевидно, не «союз двух», а Евразийский экономический союз в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, к которому присоединилась Армения, а в ближайшее время его членом, возможно, станет и Таджикистан.
В заключение хотелось бы отметить, что вышеизложенным проблемам на геополитическом и геостратегическом уровнях в России и СНГ до сих пор уделяется очень мало внимания. В практическом политическом, экономическом, военном плане решаются только частные проблемы. Цельную же стратегию, своего рода Евразийскую Геополитическую Доктрину России и Содружеству требуется срочно принять и заявить о ней всему миру. И последняя не менее важная проблема: не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении. Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности. На данный момент все складывается иначе, так как страны бывшего СССР живут каждая по себе, раньше же они представляли собой единый целостный материк, который жил одной жизнью. Опыт многих поколений показывает, что когда народам Евразии не удавалось достигнуть согласия начинались споры а в след за ними проблемы а проблемы превращались в катаклизмы. А, следовательно, нарушается геополитический баланс, который важен в нынешнее время.
Поэтому достижения мира и согласия важно в СНГ, ведь это соответствует личным интересам стран, которые входят в состав СНГ. По моему мнению, центром СНГ является Россия, так как она выдержала все испытания времени и я надеюсь, что данное положение дел сохранится и в будущем.
Разлука
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
"Разделите так, как делили работу..."