Исследования, отвечающие на вопрос: "Вторая смена - это хорошо или плохо"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kamilly.docx | 412.36 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 города Нарьян-Мара»
Исследовательская работа
ученицы 3 «Г» класса
Каневой Камиллы
Тема: Вторая смена – это хорошо или плохо
Руководитель: Чебыкина Ирина Валериевна
2015 год
г. Нарьян-Мар
Содержание:
1. Вступление – стр. 3
2. Основная часть – стр. 3-6
2.1. Что говорят ученые – стр. 3-4
2.2. Что говорят ученики – стр. 4
2.3. Что говорят родители – стр. 5
2.4. Что говорят учителя – стр. 5
2.5. Полезные советы – стр. 5-6
3. Заключение – стр. 6
4. Литература – стр. 7
5. Приложения – стр. 8-11
1. Вступление.
В очень многих школах обучение происходит в две смены. В этом году и наша 4 школа не стала исключением. Именно мы – ученики 3-их классов были переведены для обучения с 2-х часов дня. Споров и недовольства было много. Мне захотелось понять: учиться во вторую смену – это хорошо или плохо?
2. Основная часть.
Чтобы найти ответ на этот вопрос я решила провести небольшое исследование, тем более, что эта тема для нас и наших родителей сейчас очень актуальна.
Для этого я решила начать с анкетирования среди учеников, их родителей, включая наших учителей 3-х классов. Кроме того, поискать материал, что об этом говорят ученые и медицинские работники. (Приложение 1)
Вот что я узнала:
2.1. Что говорят ученые
Современными научными исследованиями установлено, что умственная работоспособность у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену, умственно трудится в самые непродуктивные часы суток?
Хотя, другие исследования отмечают, что действительно максимальный подъем работоспособности приходится на 11 – 13 часов. Но утверждают и про второй подъем с 16 по 18 часов, правда, он более низкой интенсивности и продолжительности.
Педиатры же утверждают, что обучение детей во вторую смену вредит здоровью. Такой график обучения грозит переутомлением и тормозит развитие ребенка. Так как вместо положенного дневного отдыха (в 13-14 часов) ребенок спешит на учебу. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе. Сдвиг обучения на вечернее время неизбежно ведет к нарушению режима, сокращению времени его сна и отдыха. В результате у детей отмечаются большая утомляемость, нервно-психические нарушения, иммунные и гормональные дисфункции.
А вот наука биоритмология, которая делит людей на большие группы в зависимости от того, кто и когда встает и ложится спать, отвечает на вопрос работоспособности так. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами: «жаворонки», «совы» и «голуби».
Для жаворонков характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. «Жаворонки» наиболее работоспособны в первой половине дня. Во второй половине дня их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее приспособленных к существующему режиму обучения в «1-ую» смену.
Работоспособность людей вечернего типа — «сов» — начинает повышаться после обеда. Пики работоспособности у «сов» выявлены вечером. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, им тяжело обучаться в школе в 1-ую смену.
"Голуби" являются аритмиками, так как легко могут подстроиться по социальным часам, и каких-либо проблем с режимом дня у них не возникает. У «голубей» пик активности приходится на дневные часы.
2.2. Что говорят ученики
На сегодняшний день мы проучились полтора месяца. Давайте посмотрим, что говорят сами ребята.
В анкетировании приняли участие 3В (21 человек) и 3Г классы (22 человека).
Были предложены следующие вопросы (Приложение 2)
Ответы на 1 вопрос показали, что дети встают все по - разному, начиная с 7 утра и до обеда. Но основная часть до 9ч. Укладываются спать также в разнобой. Но все же, рекомендуемый режим сна многими ребятами выдерживается. (Приложение 3)
Третий вопрос как раз касался режима, под которым подразумевалось четкое соблюдение временных рамок.
Учащиеся 3Г класса в большинстве соблюдают режим (2 не смогли ответить), в 3В – соблюдают режим только 7 человек (2 не ответили). (Приложение 4)
К сожалению, из-за второй смены многие ребята переживали, что придется расстаться со спортом, танцами, музыкальной школой. Но ответы на 4 вопрос опровергают это. 18 человек в 3Г и 17 человек в 3В продолжают посещать свои любимые занятия вне школы. (Приложение 5)
В анкете есть еще 2 вопроса, которые дают следующую картину.
Отвечая на вопрос: « Как ты себя чувствуешь после уроков второй смены чаще всего?», классы будто поделились пополам. … (Приложение 6) Может причина в биоритмах?
Следующие результаты тоже очень интересны. Подсчитать, нравится или нет вторая смена, было трудно, так как отмечали одновременно плюсы и минусы. Зато наибольшим плюсом оказались возможность высыпаться и делать на свежую голову уроки. А вот наибольшим минусом стало в 3В отсутствие свободного времени для отдыха, а в 3Г – позднее возвращение домой и усталость.
2.3. Что говорят родители
Наши родители 3Г класса солидарны с нами и тоже в большинстве отметили возвращение домой в темное время, как один из минусов. Все остальные вы видите в таблице. (Приложение 7)
А среди плюсов также прозвучала возможность выспаться. Но были отмечены и такие моменты, как появление у детей самостоятельности, ответственности, пунктуальности, лучше учить и запоминать материал, кушать вовремя, можно гулять в светлое время, меньше детей в гардеробе и школе.
2.4. Что говорят учителя
Наши учителя тоже постарались отметить положительное и отрицательное во второй смене. Как не удивительно, но ими также отмечена возможность выспаться и со свежей головой приготовиться к работе. Кроме того, учителя больше успевают сделать домашних и личных дел. Еще отмечена тишина в школе (что для занятий немаловажно), в коридорах на переменах свободнее.
А вот в минусы наши «классные мамы» отнесли ограниченную возможность участия в школьных мероприятиях, рассеяность детей на уроках, которая часто стала проявляться и возвращение домой в очень темное время.
2.5. Полезные советы
В ходе моей работы выявлены как положительные так и отрицательные стороны второй смены по мнению тех, кто вынужден адаптироваться к новым условиям.
Помочь в нашей ситуации, во-первых, может, конечно, расписание. Да, да, именно самое обычное расписание домашних дел. Не обязательно подробно по часам отмечать в нем все-все свои поступки, нужно просто сделать список того, что выполнить необходимо в обязательном порядке. Чтобы было веселее, можно нарисовать себе на эту тему карту-схему или даже комикс, приклеить на него яркие бумажки-стикеры с надписями, сделать пометки маркером и придумать еще массу всяких забавных вещей. Главное, что такой способ действительно хорошо работает и может научить управлять своим временем, использовать его максимально эффективно.
Кроме того, вся литература, написанная учеными за годы работы школ во вторую смену, подсказывает родителям и учителям — важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать. Режим – одно из важнейших условий успешной учёбы и хорошего здоровья.
Режим дня ребенка – это, прежде всего, рациональное распределение времени на виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. При соблюдении режима дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день.
Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать удобный распорядок дня для своего ребенка. Но можно довериться мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей (Приложение 8), внося в нее свои необходимые изменения.
Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...
Ученик, занимающийся во вторую смену, должен вставать не позднее 8 часов. Если по утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, тогда вторая половина дня будет перегружена, что приводит к переутомлению.
Перед уходом в школу ученик должен обязательно пообедать.
По возвращении сразу делать уроки не стоит. Школьник устал и работоспособность снижена. Вечернее время плодотворно для творческой деятельности детей, занятий любимым делом.
Прогулки нужно не прекращать, а сократить до получаса-часа в день, совместив их со встречами с друзьями. Развлекательные мероприятия перенести на выходные и каникулы. Домашние задания вечером можно бегло просмотреть, сделав только самые сложные, в которых может понадобиться помощь родителей или старших братьев и сестер, а более легкие отложить все же на утро.
3. Заключение.
Стресс, конечно, все равно неизбежен, но его разрушительные последствия можно таким образом свести к минимуму.
Таким образом, учеба во вторую смену – это просто смена трудового режима. И как любое изменение в жизни, оно не может проходить безболезненно. Человек может и должен приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям, в чем ему помогают сила воли и терпение. И свести «минусы» второй смены к безопасному уровню вполне реально, нужно только приложить немного усилий.
Литература:
1. Интернет-источники:
http://in4p.ru/info/vtoraya-smena-v-shkole
http://womanadvice.ru/vtoraya-smena-v-shkole
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуют дети водопад
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка про Серого Зайку
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен