Со времени Крещения Руси прошло уже более тысячи лет. В 1988 году весь христианский мир торжественно праздновал 1000-летие Крещения Руси.
А день памяти святого князя Владимира — 28 июля в православном церковном календаре теперь выделен красным цветом. Это праздничный день для русских, украинцев, белорусов, помнящих, что исток нашей православной веры и культуры — это крещальная Днепровская купель и что Крестителем Руси стал князь Владимир.
1 июня 2010 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон, согласно которому 28 июля — день памяти святого равноапостольного князя
Владимира — ежегодно отмечается как День Крещения Руси.
В 2015 году исполнится 1000 лет со дня кончины святого великого князя Владимира. Это событие позволит мне разобраться и осознать величие подвига князя Владимира для Руси.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knyaz_vladimir.doc | 148.5 КБ |
Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ
Моршанского района
Тамбовской области
( исследовательская работа, посвященная
великому князю Владимиру )
Выполнила: Кузьмина Ольга, 9 класс
Руководитель: Петрикова Наталия Анатольевна
С. Карели
2014г.
Свою исследовательскую работу я посвятила неординарной личности, сыгравшей огромную историческую роль для русской земли – князю Владимиру.
Цель проекта: разобраться и осознать величие подвига князя Владимира для Руси.
Задачи:
- изучить жизненный путь князя Владимира;
- выяснить, что способствовало принятию христианства на Руси;
- проследить изменения духовного мира князя, после принятия православной веры;
- проанализировать, какие последствия имело принятие христианства для страны;
- выявить, какие исторические памятники посвящены князю Владимиру.
Гипотеза: христианство преображает человеческую душу, направляя
человека на правильный путь
Методы исследования: анализ литературы, газетных публикаций; поиск информации в Интернете; сбор фото; компьютерная обработка материалов.
Этапы проекта:
I этап –организационно-подготовительный: выбор темы исследования, определение цели и задач, составление предварительного плана работы.
IIэтап – поисково–исследовательский: разработка программы исследования, сбор и изучение необходимой информации, проведение исследовательской работы .
III этап – отчетно–оформительский: утверждение окончательного названия проекта, составление содержания, оформление работы, подбор и оформление приложений, создание презентации проекта.
IVэтап – информационно–презентативный: обсуждение итогов работы, дискуссия по обсуждению выполненного проекта, защита проекта на школьном конкурсе проектов, выявление пути оптимального продолжения работы над проектом, возможного участия в различных конкурсах, конференциях.
Данная работа предназначена для использования на уроках истории, литературы, факультативах по православной культуре, во внеклассной работе.
«Мы должны быть вечно благодарны Крестителю
Руси за сделанный им судьбоносный выбор:
принятие святой православной веры, которая,
является бесценным сокровищем народа».
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
Со времени Крещения Руси прошло уже более тысячи лет. В 1988 году весь христианский мир торжественно праздновал 1000-летие Крещения Руси.
А день памяти святого князя Владимира — 28 июля в православном церковном календаре теперь выделен красным цветом. Это праздничный день для русских, украинцев, белорусов, помнящих, что исток нашей православной веры и культуры — это крещальная Днепровская купель и что Крестителем Руси стал князь Владимир.
1 июня 2010 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон, согласно которому 28 июля — день памяти святого равноапостольного князя
Владимира — ежегодно отмечается как День Крещения Руси.
В 2015 году исполнится 1000 лет со дня кончины святого великого князя Владимира. Это событие позволит мне разобраться и осознать величие подвига князя Владимира для Руси.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — ЯЗЫЧНИК
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
Конечно, происхождение Владимира не могло не наложить определенный отпечаток на характер будущего князя и его поведение в начале карьеры. По велению отца, который после смерти княгини Ольги в 969 г. передал управление государством своим сыновьям, Владимир стал княжить в Новгороде Великом ( Прил.1). С ним на север отправился и его дядя и воспитатель Добрыня, фактически управлявший новгородскими землями от лица малолетнего' племянника.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол( Прил.2.). В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником( Прил.3-4.). Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие (Прил.5). Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.
Негоже храброму и сильному народу
Жить в темноте.
Пора ему почувствовать свободу
От идолов слепых и безучастных,
Камней обычных, мертвых и безгласных.
Тебе, Владимир, снова повторю:
Припомни Ольгу, бабушку свою.
Её молитвы, добрые дела.
Когда она крещенье приняла,
Когда христианскую она познала веру
И стала милосердия примером.
Как много сделала княгиня для Руси!
Об этом мудрых старцев ты спроси!
КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА
Многие историки считают, что князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. По легенде, он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений( Прил.6-7). Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры. и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они
разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир! Великий князь!
Мы видели много стран –
Католиков, магометан,
Мы долго блуждали во мгле,
Но дивной такой красоты
Нет больше нигде на земле,
Как в храме Святой Софии
В заморской стране Византии!
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны(Прил.8-9). Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».(Прил.10)
Итак, согласно легенде, Владимир отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употреблять вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии» - так якобы ответил он на соблазны мусульман.
Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле.
Не принял он и предложения, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что и княгиня Ольга отвергла католичество.
Только представитель православной византийской церкви произвел на него приятное впечатление, так как его послы назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.
Как ни странно, за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.
В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий.
Православная церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточно-славянской традиции, где князь был одновременно главой религиозного культа. Православие было наиболее терпимо к местным традициям. Католическая церковь не учитывала местные особенности и всегда соперничала со светской властью, что и оттолкнуло Владимира от этой формы христианства.
Существовали и другие предпосылки принятия русскими православия.
Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти. Так же присутствовали международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, создавало условия для развития равноправных отношений, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относившихся к язычникам как к нелюдям. При этом нужно учитывать, что настоящий раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 году.
Социальные факторы тоже имели значение. Нараставшая социальная неоднородность, а также менявшиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.
Третий фактор – это личные соображения Владимира. Существуют мнения, что Владимир задумался о духовном очищении, о деянии которое могло бы прославить его. В качестве условия принятия Русью христианства Владимир выдвинул требование отдать ему в жены сестру византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно укрепляло и княжескую власть.
В общественной мысли России есть и другие трактовки причин принятия христианства. Советские историки, например,считали, что выбор православия носит экономический характер, а именно выбор торговых путей. Современная же история принимала во внимание всю сумму фактов: геополитических, экономических, политических и культурных.
Я разделяю именно эту точку зрения, и считаю, что необходимо принять во внимание все выше перечисленные факторы, так как каждая из этих причин в той или иной степени могла повлиять на выбор православия.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком. После крещения Владимир велел строить христианские церкви во всех городах Руси: «повеле рубити церкви и поставляти по местом, иде же стоял ще кумир Перун и прочий, иде же творяху потребы князь и людье»
Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.
По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
В источниках о Крещении Руси говорится о том, что крещение проходило насильственным путем. Но, на мой взгляд, это было бы невозможно. Это событие массовое и если бы оно проходило насильственным путем, то вызвало бы протест народа и волнения. Наверное, уже тогда люди понимали важность такого события.
Русский поэт и философ Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) написал стихотворение, прославляющее Киев как купель Крещения Руси и как святое место православных паломников, любивших ходить на богомолье в Киев.
КИЕВ
Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром;
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.
Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!
Громко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон.
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?»
«Я оттуда, где струится
Тихий Дон, краса полей».
«Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»
«Край мой —
тёплый брег Евксина!»
«Край мой —
брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».
«Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов —
Там страна моя родная!»
«Мне отчизна старый Псков».
Принятие христианства изменило духовный мир князя Владимира. По воскресным дням и большим церковным праздникам звонили колокола,
на церковных службах славословили хоры. После главной церковной службы — обедни — князь Владимир выставлял для киевлян обильные праздничные столы, а певцы пели для них былины и духовные стихи.
Благодаря летописи до нас дошли сведения о том,как 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь Владимир «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим,и странникам и по церквам, и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо,и рыбу, и сыр, желая, чтобы все
приходили и ели, славя Бога».И не только в Киеве, но и по другим городам князь Владимир приказал возить телеги со съестными припасами и
выкликать: «Где больной или нищий, кто не может ходить?» — и велел доставлять таким людям всё необходимое.
С тех пор на Руси начали ценить не только воинскую доблесть и богатство. Русские люди стали восхищаться красотой православных храмов, икон и церковного пения, удивляться духовной доблести христианских подвижников, обогащаться книжной мудростью. Книга на Руси была окружена особым почитанием: книга говорила о любви к родине, к ближнему, воспитывала чувства ответственности каждого за всех.
Для более прочного усвоения новой христианской веры Владимир открыл сначала в Киеве, а затем и в других городах школы. Князь приказал набирать в них детей бояр для обучения грамоте. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в неизвестные до той поры школы, плакали о них, как о мертвых. В быстро возникавших монастырях сосредотачивались основные силы ученых, писателей, художников того времени. Церковные писцы, зодчие, иконописцы приезжали из Византии и других стран и передавали русским секреты мастерства. Вскоре русские мастера уже самостоятельно воздвигали храмы, писали фрески и иконы, которые приводили в восхищение иностранцев и вошли в золотой фонд мировой культуры.
Таким образом, русским, как и всем европейским народам, первую письменность, культуру и просвещение принесла христианская Церковь. В 2000 году российские археологи в Великом Новгороде нашли маленькую деревянную книгу, относящуюся к самому началу XI века. Оказалось, что это учебная Псалтирь. Она состояла из страниц_дощечек, залитых воском, по которому остро отточенной палочкой был написан текст.Находка оказалась древнейшим из известных учебным пособием! И потом, в последующие столетия, Псалтирь служила учебником грамоты и духовно_нравственного воспитания.
МОНЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».
ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ВЛАДИМИРА
Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.
В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ
Десятинную церковь в Киеве построили по указу князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».
Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной. Начиная с эпохи Владимира, церковь существовала за счет десятины- десятой части доходов от всех налогов, отчислявшиеся в её пользу.
В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.
СМЕРТЬ И МОЩИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.
В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ЛИКЕ СВЯТЫХ
Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.
Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.
Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве. Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.
С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящен в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
ИКОНА СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЛАДИМИРА
Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.
Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.
Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.
ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира, показывая тем самым особое почитание. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.
В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь.
ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ В КИЕВЕ
На протяжении многих веков народ помнит и почитает князя Владимира, создавая в его честь памятники, храмы. По всей Руси их огромное количество, но мне хочется остановиться на самых значимых из них.
Памятник князю Владимиру, крестителю Руси, стоит в парке на Владимирской горке в Киеве. Над крутым берегом Днепра высится фигура святого Владимира. В правой руке князь держит крест, в левой - княжескую шапку. Постамент построен из кирпича и облицован чугуном. По форме он напоминает часовню. Горельеф, размещенный на пьедестале памятника Владимиру, изображает сцену крещения жителей Киева.
Существует легенда, что во время Великой Отечественной войны немецкая администрация будто бы решила уничтожить памятник Князю Владимиру. Киевляне убедили немцев, что взрывать памятник нельзя, так как он закрывает собой колодец с подземными водами. Стоит только тронуть памятник, как бурные воды затопят Киев. Это более современный вариант легенды о море, спрятавшемся под Андреевской церковью.
КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
находится в Санкт-Петербурге был достроен к 800-летию Крещения Руси, освящен 1 октября 1789 года.
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома. Посвящен 900-летию Крещения Руси, освящен 20 августа 1896 года.
МОСКОВСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДОМ С ХРАМОМ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.
ИМЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ
В честь князя Владимира назван залив Владимира Японского моря( Ольгинский район Приморского края)
Вывод.
На мой взгляд, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность, более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославович. Нелёгкая ему выпала судьба, долгим и тернистым был путь к власти. Переломным моментом в жизни Владимира стало приобщение в 988 г. к православию и крещение подвластных ему земель. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким убийцей, пьяницей и насильником, после - христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира. Таким остался Владимир и в памяти последующих поколений. Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян, оно имело большое значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Ведь православная вера несёт людям идеи добра, справедливости, толерантности, благородства и ведет борьбу с насилием, жестокостью и злом.
В 2015 году исполнится 1000 лет со дня кончины святого великого князя Владимира . Этому событию в нашей стране уделено много внимания, проводится много конкурсов, олимпиад.
Совместно с руководителем проекта организовали участие учеников нашей школы в олимпиаде по основам православной культуры, конкурсе посвященным князю Владимиру.
Активное участие приняли ученики 4 класса, 5 класса, 8 класса, 10 класса.
По итогам своей исследовательской работы я решила сделать презентацию, которая содержит много тематических изображений, картин, фотографий сохранившихся храмов, карт, икон с изображением князя Владимира. Презентацию можно использовать на уроках истории, литературы, факультативах по православной культуре, во внеклассной работе.
Список используемой литературы:
Т.С. Голубева «От Руси к России» ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС»»
Л.Войтович «Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало
XVI в.)»
«Русские народные былины» М.: Детгиз, 1958
А.И.Юрьев История России (IX- XX в.в.) Москва Астрель, 2007
Список используемых Интернет-ресурсов:
http://www.xliby.ru/istorija/polnyi_kurs_russkoi_istorii_nikolaja_karamzina_v_od
noi_knige/p2.php
http://tainy.info/history/svyatopolk-ne-okayannyj/
http://www.bibliotekar.ru/karamzin/9.htm
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&uinfo=ww-1345-wh-652-
fw-1120-fh-448-
pd1&p=1&text=причины%20крещения%20руси%20таблица&noreask=1&pos=
31&rpt=simage&lr=10804&img_url=http%3A%2F%2Falchevskpravoslavniy.ru%
2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F07%2F140.jpg
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Знакомые следы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Машенька - ветреные косы
Сказочные цветы за 15 минут