Встреча с настоящим искусством. Замечательный праздник подарил своим землякам в селе Павловке накануне Дня села Дмитрий Максимович Морозов – оперный певец, солист Республиканского академического Большого театра оперы и балета Белоруссии. Дмитрий Морозов родился в 1937 году в городе Новошахтинске Ростовской области, но детство и юность его прошли в соседнем хуторе Павловка, куда он мечтал вернуться после армии в качестве агронома. Голосистого ротного запевалу приметил старшина и почти в приказном порядке заставил поступить в Минскую консерваторию, с 5-го курса которой он был приглашен в столичный театр оперы и балета в качестве солиста оперы. Музыка стала его жизнью. Обладая высоким басом ровного звучания и красивого тембра, он исполняет партии Пимена («Борис Годунов»), Собакина («Царская невеста»), Бартолло («Севильский Цирюльник»), Мазетто («Дон Жуан»). Вот как о нем пишет пресса: « Тонкий вдумчивый музыкант Дмитрий Морозов выступает с различными сольными концертами, имеет записи на радио и телевидении». Однако, яркая, блестящая, наполненная всеобщим вниманием и славой жизнь оперного певца не испортила простого сельского паренька Митю Морозова. Своим главным выступлением он считает свои приезды-возвращения на Родину и концерты перед земляками. И в этот раз в зале собрались односельчане: родственники, близкие друзья, дети, внуки. Несмотря на простуду (подвела погода, и артист простудился) Дмитрий Максимович порадовал нас красивым пением, веселыми историями из своей жизни и даже читал стихи собственного сочинения. Его поддержала местная вокальная группа «Незабудка» и артисты Городского Дворца Культуры, приехавшие с Дмитрием Максимовичем исключительно из «любви к Белоруссии» (пошутил певец). Теплая, дружеская атмосфера сельского клуба, чудом сохранившегося в сельской глубинке, подарила всем – и артистам и зрителям - незабываемые воспоминания и много положительных эмоций. Звучали песни – русские, украинские, белорусские, в очередной раз, доказывая всем, что между музыкой наших народов нет непереходимых границ и мы по-прежнему единая нация. Мы дарим Вам наши аплодисменты! Спасибо Вам огромное Дмитрий Максимович! Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни! Надеемся увидеть Вас еще ни один раз в нашем клубе! Учитель Киселевской школы Тимофеенко И.А.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_marina_yurchenko2.doc | 94 КБ |
Городская краеведческая конференция
движение «Отечество -2013»
Номинация: «Земляки»
Тема работы: «Жизнь как песня»
(жизнь и творчество оперного певца Морозова Дмитрия Максимовича, )
Выполнила ученица 8 класса
Юрченко Марина
МБОУ Киселевская СОШ
Руководитель:Тимофеенко И.А.
Учитель краеведения МБОУ
Киселевская СОШ
г. Красный Сулин
2013г.
Содержание
Введение.
«Душа России – песня!»
Только песня остается с человеком,
Песня – верный друг твой навсегда.
В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные, смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись весёлые, жизнерадостные песни.
В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. А сколько удовольствия приносят музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.
Оказывается, жанр песни корнями уходит в глубокую древность. В античном искусстве поэзия и музыка не были разделены и существовали в виде единого искусства. Одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров эпохи средневековья обнаруживают неразрывное единство слова и мелодии. Как правило, в них ясно ощутима связь строения поэтической и музыкальной строфы, единство рифмы и мелодической каденции. Современные вокальные композиции тоже представляют собой некое единство слов и музыки. В этом, думаю, и заключается магическая сила песни, которая способна успокоить, развеселить, заставить задуматься над бренностью бытия или найти в себе силы для действия…
Признаюсь, что я с детства обожаю слушать пение других людей. И лучшие мои детские воспоминания связаны с песнями в исполнении бабушки и мамы, которые брали не вокальным профессионализмом, а душевностью. Как сейчас, помню, всякое дело сопровождалось песнями, которые и сейчас не оставляют меня равнодушной. Недаром говорится, что песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь.
Пожалуй, все люди любят петь, пусть даже не умея это делать. Часто люди напевают тихонько то, что подсказывает сердце, ведь всем хочется излить то, что на душе, а песня способна сделать это как ничто другое. К сожалению, не все люди обладают благозвучным голосом и способностями к пению. Впрочем, занятия эстрадным вокалом или обычным вокалом с опытным преподавателем, помогут развить способности и радовать своим пением не только себя и близких.
Я тоже люблю петь, при этом не обладаю особыми вокальными данными и прекрасно осознаю, что часто пою мимо нот, а в некоторых случаях из песни знаю всего несколько строк и большую ее часть вообще мычу, но… от души. Наверное, поэтому мне нравится участвовать в художественной самодеятельности нашего Павловского СДК. Впервые выйдя на сцену в 5 лет, мне очень понравился звук аплодисментов. А теперь я даже не представляю свою жизнь без песни и сцены.
В сентябре к нам в гости приезжал наш земляк – Дмитрий Морозов, солист Белорусской оперы. Он принял участие в вечере встречи « Жизнь как песня» в нашем СДК. В этом году ему исполнилось 70 лет. Пообщавшись с этим прекрасным человеком, узнав о его творчестве, жизненном пути, я заинтересовалась – « Есть ли в нашем районе такие же певцы – исполнители песен разных жанров. Так появилась моя исследовательская работа.
Целью данной работы является показ важности и величие профессии певца, творческого призвания в жизни человека.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявить земляков, чье творчество связано с песней.
2.Собрать информацию о земляках.
В работе были использованы материалы периодической печати, личные встречи и беседы с Дмитрием Морозовым и его семьей, архивные материалы.
Данная работа «Песня как жизнь!» состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В 1-ой главе я рассказываю о Дмитрии Морозове.
Во 2 главе говорится о Маргарите Алавердян.
3 глава посвящена краткому описанию жизни и творчества известных земляков.
В приложении представлены фотографии, афиши, автограф и отзыв.
Имеется презентация с фотографиями выступлений оперного певца.
Глава 1: «Мой земляк – Морозов Дмитрий Максимович»
Беседуя с родственниками Дмитрия Максимовича я составила его автобиографию.
Родился он 10 октября 1937 года в городе Новошахтинске Ростовской области. Но детство и юность провел в селе Павловка. Учился в Павловской средней школе, которую и закончил. Он с детства любил петь. Голос у него был очень красивого тембра, сильный, мелодичный. Как вспоминает его друг детства односельчанин Стебловский Иван Михайлович «бывало идем ночью по хутору из клуба, а мы просим все его, чтобы спел - и он пел, да так, что слышно было на всю округу. Заводной был в молодости, душой любой компании, юморил много, в общем там где появлялся Митька - всегда было весело. Любил дочку нашей учительницы Андреевой Анны Григорьевны - Инну. Она потом стала его женой и знаю, что у них родилось двое детей».
В 1957 году Дмитрий был призван в ряды Советской Армии на действительную службу.
Службу проходил в союзной республике Белоруссии. Там голосистого ротного запевалу заметил командир части и почти в приказном порядке заставил поступать в Минскую консерваторию. Но Дмитрий Максимович сначала поступил в музыкальное училище, а уже по окончании в консерваторию. Он мечтал вернуться после армии в свою деревню в качестве агронома, а жизнь распорядилась по-другому и с 5-го курса он был приглашен в столичный театр оперы и балета в качестве солиста оперы.
Обладая высоким басом ровного звучания и красивого тембра певец запомнился слушателям в партиях Пимена («Борис Годунов»), Собакина («Царская невеста»), Бартолло(«Севильский цирюльник»), Мазетто(«Дон Жуан») и другие. С 1970года он солист национального академического Большого Театра оперы Республики Беларусь, лауреат Международного конкурса. Жизнь его всегда была насыщена концертами, гастрольными поездками по всей нашей необъятной стране, которая называлась СССР, потом по России и за границей. В этом году его театр выезжал на гастроли в Германию. Но он всегда возвращался домой в Павловку и радовал нас, своих земляков красивым пением. В 2000 году Дмитрий Максимович объездил с сольным концертом весь Красносулинский район.
Он пишет стихи, рассказы, миниатюры – готовит к изданию книгу – сборник своих произведений.
Его племянница Наталья (дочь родной сестры Веры Максимовны) вместе с мамой живут в поселке Пригородном, братья в Новошахтинске.
Вот как отзывается о своем знаменитом родственнике племянница Наташа.
«Мой дядя очень творческий человек, я бы сказала разносторонний. Часто он видит то чего другие не замечают – найдет в лесу какую-нибудь корягу, сфотографирует, сравнит с чем-то, даст название, и таких фотографий у него целая коллекция. Очень целеустремленный. С годами стал бережней относиться к своему голосу. Одно время располнел, стал часто болеть, простывать – дядя (с любовью называет она его) занялся спортом, стал закаляться, даже моржевать. Научился ходить на лыжах и вместе с женой стали соревноваться. Чего это ему стоило, учитывая его гастрольный график, мы не знаем, но своего он добился – похудел и перестал болеть. Его даже пригласили на телепроект «Последний герой» поучаствовать в играх на выживание. Он прошел все туры (показывал нам фотографии и материалы видеосъемок) и должен был выступать в финале на острове, но руководитель проекта тяжело заболел и все расстроилось.
Сестра Дмитрия Максимовича – Вера Максимовна, тоже с любовью, по-доброму говорит о своем брате: Несмотря на такую знаменитую жизнь, любит все простое, деревенское. Если цветы, то бессмертники или букетик каких-нибудь полевых цветов нарвет, принесет и поставит в вазу, и ведь стоят долго не вянут. Природу своего края очень любит, последнее время особенно любит возвращаться домой, на родину, она как- будто питает его, дает силы для творчества и жизни. Они с братом почистили криницу и на камне надпись с назиданием оставили: «Сам напейся и с другим поделись». Очень открытой души человек, старается всем помочь, сожалеет, если у знакомых или друзей что-то не ладится.
В газете «Криница» я прочитала статью о Дмитрии Максимовиче и там есть такие слова о нем: «Тонкий, вдумчивый музыкант Дмитрий Морозов выступает с различными сольными концертами, имеет записи на радио и телевидении. Однако, яркая, блестящая, наполненная всеобщим вниманием и славой жизнь оперного певца не испортила простого сельского паренька Митю Морозова. Своим главным выступлением он считает свои приезды-возвращения на родину и концерты перед земляками».
Глава 2: Алавердян Маргарита Львовна
«Сцена для меня это жизнь»
Талант, как считали во все времена, — это прежде всего труд, путь к успеху, к славе — это упорство, настойчивость, постоянная работа над собой.
Эту истину доказывает своим жизненным примером Маргарита Алавердян, солистка Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета, хотя и природа не обделила её талантом. Красивый голос, прекрасные внешние данные, глубокая музыкальность, умение создать яркий вокальный сценический образ принесли славу, любовь и признательность зрителей нашей землячке.
Мечты
Становление Маргариты проходило на Сулинской земле. Здесь она родилась в обычной рабочей семье. Обычной ли? Её родители работали на металлургическом заводе. Отец, Лев Саркисович, — в прокатном цехе, мама, Валентина Ивановна, — в планово-экономическом отделе. Но жила в этой семье музыка и песня. А еще жил там дар Божий — талант. Дедушка — регент церковного хора, прекрасно играл на скрипке. Дяди, двоюродные братья — художники, архитекторы, музыканты. И часто, собравшись в доме Ритиной бабушки большой семьей, любили они спеть, да так хорошо пели, что соседи заслушивались.
Валентина Ивановна, мама Маргариты, вспоминает:
— Когда Риточка была еще совсем маленькой, я подарила ей игрушечное пианино, детской радости не была предела! Она, счастливая, с увлечением часами просиживала за ним, извлекая из него понятные только ей звуки. Знакомый музыкант определил, что у дочери отличный музыкальный слух. Это и определило её судьбу.
Рита росла любознательной девочкой, непоседой. Учась в средней школе № 2, ходила с удовольствием в драмкружок при Доме пионеров. Маленькая фантазерка видела себя то художницей у мольберта, то строгим преподавателем рисования, но чаще всего прекрасной принцессой в сказочно красивом платье на театральной сцене, мечты уносили её в далекое и прекрасное будущее.
Для осуществления детской мечты — быть на сцене — и стараясь совместить это с природным даром — тягой к музыке, мама советует ей поступить в музыкальную школу. В ней тогда царила необыкновенно творческая атмосфера во многом благодаря её любимым преподавателям — Лидии Ивановне Алексеевой и Людмиле Васильевне Козьяковой. Натура творческая и увлекательная, Рита много сил отдает обучению игре на аккордеоне и оканчивает музыкальную школу с отличием.
Музыкальное училище
В 15 лет она уже студентка Шахтинского музыкального училища. Поступила с желанием стать профессиональным музыкантом. Причем успешно обучается сразу на двух отделениях — народном и теоретическом. Привычке отдаваться делу « с головой» Рита не изменяет и здесь — учится упорно, целеустремленно, стремится постоянно расширить свои познания. На третьем курсе музучилища перспективная, подающая надежды аккордеонистка начинает посещать факультет по вокалу. Много лет спустя певица об этом вспоминала так: «Вот тут я как будто проснулась. В семнадцать с половиной лет впервые и очень серьезно увлеклась... вокалом».
Тогда, в далекой юности, она еще не знала, что сделала свой выбор, выбор на всю жизнь, за который придется бороться: много учиться, менять место жительства, разрываться между работой и семьей.
Судьба подарила ей встречу с замечательным преподавателем — Людмилой Васильевной Шевченко. Она не только первой всерьез отнеслась к голосу Маргариты, но, видя огромное желание девочки заниматься, занималась с ней, не жалея своего личного времени, зачастую даже по два-три раза в день. Её наставница однажды сказала родителям такие пророческие слова: «Если девочка не будет петь, то она не будет счастлива», так Людмила Васильевна определила судьбу Маргариты Алавердян.
Консерватория
Подходят к концу годы учебы в училище, и уже сделан выбор, принято решение — только петь! Окончив училище с красным дипломом, Маргарита решает поступать в Ленинградскую консерваторию, но южанке не подходит сырой прохладный климат Северной Пальмиры, и она сдает экзамены в Одесскую консерваторию, которая славится хорошей вокальной школой. И опять она упорно идет к цели, много работает, выступает, участвует в интересной поездке во Францию по линии дружбы «СССР — Франция», где выступает с концертами в посольстве и южных городах страны.В начале 80-х Маргарита выходит замуж за сокурсника. В1982 г. у нее родилась дочь Эвелина. Имея семью, маленького ребенка, Рита не оставляет сцену, готовится к выпуску из консерватории.
Оперная сцена
Желание петь и упорный каждодневный труд дают свои результаты: Одесский театр оперы и балета выделяет ее из числа выпускников, и Маргарита Алавердян начинает петь в опере, исполняя ведущие партии. Ёе дебютом была партия Иоланты в одноименной опере Петра Ильича Чайковского.
В эти годы в её жизни происходят события, одно значительнее другого: участие и победы в престижных международных конкурсах, получение звания лучшей исполнительницы вокальных произведений Моцарта на родине великого Маэстро, исполнение ведущих партий в театре, гастроли по стране и за рубежом.
В 1988 г. Маргарита стала лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени Георга Отса в г. Таллине, получив I премию.
В 1989 г. — лауреатом и обладательницей серебряной медали на международном конкурсе вокалистов имени Марии Каас в Афинах, завоевав II премию.
Она является ведущей солисткой Одесского оперного театра. Эти годы интересны большой концертной деятельностью. Маргарита выступает на сценах Греции, Испании, Японии, Германии, Финляндии, Украины. Поет в России: в Астрахани, Иркутске, Новосибирске. В репертуаре певицы — ведущие партии в операх «Дон Жуан», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Отелло», «Евгений Онегин», «Иоланта».
За этим признанием и наградами стоит не только высокая профессиональная репутация певицы, но и испытания, сложности.
В 1992 г. у Маргариты родилась вторая дочь — Ангелина. Певица и женщина-мать видит смысл жизни в семье, детях. Но так случилось, что не сложилась семейная жизнь. Рита оставляет Одесский оперный театр и в 1994 г. привозит детей в Сулин к родителям, а сама уезжает в Санкт-Петербург, в Мариинский оперный театр по приглашению главного режиссера В.А. Гиорги- ева. Нелегко дался переезд. Долго не решался вопрос с жильем. Тосковала по детям. Тяжело болел отец, а ее не было рядом. Гастроли, поездки и конкурсы позволяли навещать семью только урывками.
Приезжая домой, Маргарита всегда идет в Свято-Покровский храм и молится по-своему — часто поет во время службы в церковном хоре. Не ради славы, поклонения — потребности души. Православное христианство для нее — это прежде всего духовное родство с родными и близкими. Она считает, что физическая жизнь скучна, поэтому должна быть наполнена духовная жизнь человека. По ее мнению, «без веры нельзя, духовный стержень просто необходим ей как профессиональной певице».
Прекрасное сопрано Маргариты Алавердян продолжает завоевывать сердца многих любителей вокала. Она обычно исполняет партии молодых, романтических, эмоциональных героинь. Её любимые партии из опер итальянских композиторов Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. В опере немаловажно, кто партнер. Лучшими из них сама певица называет в Одесском театре — Анатолия Дуда, Мариинском — Народных артистов СССР Юрия Марусина и Зураба Соткилаву. В последние годы ей посчастливилось дважды петь в вагнеровских спектаклях с Плачидо Доминго в Германии в Баден- Бадене.
Малая родина
В октябре 1995 года Маргарита Алавердян впервые выступила на Донской земле — на сцене областной филармонии. Зал был заполнен до отказа. На концерте в честь открытия театрального сезона она исполнила одну из арий оперы итальянского композитора и увертюру к опере Верди «Сицилийские вечера». Музыка, проникновенное исполнение певицы тронули зрителей так глубоко, что у многих появились слезы на глазах. «Это было буквально какое-то волшебство. Зал горячо рукоплескал», — вспоминали потом о нем его участники.Я же имел счастье наблюдать за певицей с первых концертов её в городе. Ее исполнение радует слушателя не только профессионализмом, незаурядным вокалом, но и артистизмом, необыкновенной подачей образа того или иного произведения. Она с первых звуков уносит слушателей в высокие миры, в незабываемое! И это вызывает желание слушать и слушать её. Выступления Маргариты пронизаны одухотворенностью и так любимы и ожидаемы её поклонниками.В честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина в 1999 г. был записан на западе и выпущен в России диск, где звучат известные арии из опер по произведениям великого поэта. Среди исполнителей — оперных певцов с мировым именем есть и имя Маргариты Алавердян.Такой диск с автографом певицы сулинская делегация подарила космонавту Валерию Корзуну, провожая его в полет с американского космодрома имени Джона Кеннеди. Голос Маргариты Алавердян звучал над Планетой Земля!Последние годы певица очень много работает. Она постоянно на гастролях: Китай, Индия, Шри-Ланка, Таиланд, Бельгия, только в этом театральном сезоне она выступила со спектаклями в Южной Корее, Японии, США. Участвует не только в публичных массовых мероприятиях, но и закрытых — для иностранцев и элитной публики: в Дворцовских вечерах в Шереметьевском дворце в Санкт-Петербурге, в Моцартских вечерах в Одессе.
Маргарита Алавердян — яркое дарование, объединяющее в своем творчестве удивительный талант и одухотворенное отношение певицы, человека, философа, цельной личности к миру добра и света!Это очень хорошо подтверждает ее интервью, данное певицей несколько лет назад газете «Криница»:
Я люблю свой дом, свой родной город! Поездки домой для меня — это тот живительный источник, которым просто необходимо время от времени подпитываться. Встречи с родителями, любимыми дочерьми, друзьями и близкими, посещение Свято-Покровского храма наполняют меня живительной энергией, помогают залечивать душевные раны, дают мне новые силы на преодоление жизненных невзгод.
И дальше она продолжала:
Я знаю, что все происходит с нами по воле Божьей, что меня в жизни ведет ангел-хранитель. Вся наша жизнь изложена в заповедях Христа, и если б люди были в состоянии исполнять хотя бы несколько из них, то они были бы счастливы. Мы же далеко ушли от них. Нужно возвращаться к своим истокам, без своих корней мы ничего не стоим. Жизнь — это Божий дар, но люди почему-то ее не ценят. Чем больше живешь, тем больше любишь жизнь...
Глава 3: Люди искусства Донской земли
Михайлов Павел Иванович (р. 1943) — певец, народный артист РФ (1996). Родился в поселке Чичерино, окончил Чичеринскую среднюю школу (1960). Служил на Черноморском флоте. Работал в Одессе, в клубе моряков. Был приглашен в ансамбль песни и пляски Закавказского краснознаменного пограничного округа. Окончил Тбилисское Музыкальное училище. Стал солистом ансамбля песни и пляски. В 1993 году удостоен звания «Заслуженного артиста Республики Коми». Обладает прекрасным тенором, много гастролирует с ансамблем.
Юрьева Изабелла Даниловна (1899- 2000) –эстрадная певица. Заслуженная артистка России. Родилась в Ростове- на – Дону. Училась в женской гимназии и в музыкальном училище Гиршмана. Концертный дебют состоялся в ростовском городском саду в 1920г. Профессиональные выстуления начались в Московском театре сада «Эрмитаж» . Юрьеву называли « королевой русского романса в xx веке», «Мадам Вечный Аншлаг». Песни в её исполнение «Саша», « Только раз бывает в жизни встреча», « Если можешь, прости», «Он уехал» и другие входят в сокровищницу русской вокальной музыки.
Образцова Елена Васильевна (р. 1937) - певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР. Лауреат Ленинской премии. Лауреат международных конкурсов вокалистов. Профессор Московской консерватории. В 1950-е годы обучалась в Таганроге в средней школе №10 и в музыкальной школе имени П.И. Чайковского. Затем училась в Ростовском музыкальном училище. После окончания Ленинградской консерватории - солистка Большого театра СССР. Выступает
на многих ведущих оперных сценах мира: «Метрополитен -опера», «Ла Скала», «Ковент- Гарден».
Ксенофонтова Александра Олеговна (р.1988) - учащаяся Ростовского музыкального училища, выпускница средней школы №9 г. Волгодонска. Начала петь в три года Победительница 33 музыкальных конкурсов («Утренняя звезда», «Суперзвезда», «Звездочка», и др.). В 2003г. заняла первое место на IV Международном фестивале детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду» (г. Москва). Наставником и вдохновителем юной певицы является ее дедушка - заслуженный работник культуры А.С. Колпиков.
Заключение
Говорят, у каждого народа есть своя звезда — хранительница и путеводительница.
Должно быть, у всякого человека есть и своя песня.
Такие песни согревают душу, озаряют тихим светом добра и надежды. Доказано, что они обладают тайной духовного врачевания и на всю жизнь становятся любимыми и заветными.
Песни всегда с нами: в светлые мгновения делают жизнь радостнее и ощутимее, в трудные минуты поддерживают. Да и на праздниках мы нет-нет да и затянем песню, и все про то же — про любовь, про счастье...
Я еще не знаю, какую профессию выберу – врача или учителя, ….. или как моя мама стану работником культуры, но я знаю точно, что песня будет идти по жизни со мною рядом…
Список литературы.
Приложение
Снег своими руками
10 осенних мастер-классов для детей
Для чего нужна астрономия?
Сказка про Серого Зайку
Волшебная фортепианная музыка