ВВЕДЕНИЕ
Как говорил в своё время Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Наша научная работа посвящена комплексному исследованию современного образа учителей с опорой на словарные статьи и представления носителей немецкого и русского языков. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Считается, что в настоящее время учитель должен строить образовательный процесс, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся и осуществляя максимальное развитие их личности. При этом современный учитель должен быть одновременно специалистом, воспитателем, исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.
Объектом нашего исследования является образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.
Предметом исследования являются структура и содержание слов «Lehrer» и «учитель» по данным толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.
Цель нашей исследовательской работы – изучить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.
В этой связи ставятся следующие задачи:
А) исследовать теоретическую базу исследования (понятия этимологии, лексикографии, свободного ассоциативного эксперимента, ассоциативного поля, денотата);
Б) проанализировать словарные статьи «учитель» и «Lehrer», представленные в немецких и русских лексикографических источниках;
В) провести свободный ассоциативный эксперимент со словами-стимулами «учитель» и «Lehrer» среди немецких и русских учащихся;
Г) интерпретировать данные свободного ассоциативного эксперимента;
Д) провести словарный анализ словарных и ассоциативных структур слов «учитель» и «Lehrer»;
Е) представить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах на базе данных проведённого исследования.
Материалом исследования послужили данные толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.
Методы исследования: этимологический, дефиниционный, сравнительно-сопоставительный методы, приём количественной обработки, а также методы свободного ассоциативного эксперимента и моделирования словарной и ассоциативной структур исследуемых слов.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании языковых средств репрезентации образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах; моделировании образа учителя с опорой на словарные дефиниции и представления об учителей носителей немецкого и русского языков.
Структура работы. Реферат состоит из введения, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, двух приложений.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_uchitel_2.docx | 53.66 КБ |
Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова
Образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах
Ученица: Туниекова Елена, 9 "В"
Учитель: Шулбаева Т. П.
Абакан – 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Как говорил в своё время Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Наша научная работа посвящена комплексному исследованию современного образа учителей с опорой на словарные статьи и представления носителей немецкого и русского языков. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Считается, что в настоящее время учитель должен строить образовательный процесс, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся и осуществляя максимальное развитие их личности. При этом современный учитель должен быть одновременно специалистом, воспитателем, исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.
Объектом нашего исследования является образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.
Предметом исследования являются структура и содержание слов «Lehrer» и «учитель» по данным толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.
Цель нашей исследовательской работы – изучить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.
В этой связи ставятся следующие задачи:
А) исследовать теоретическую базу исследования (понятия этимологии, лексикографии, свободного ассоциативного эксперимента, ассоциативного поля, денотата);
Б) проанализировать словарные статьи «учитель» и «Lehrer», представленные в немецких и русских лексикографических источниках;
В) провести свободный ассоциативный эксперимент со словами-стимулами «учитель» и «Lehrer» среди немецких и русских учащихся;
Г) интерпретировать данные свободного ассоциативного эксперимента;
Д) провести словарный анализ словарных и ассоциативных структур слов «учитель» и «Lehrer»;
Е) представить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах на базе данных проведённого исследования.
Материалом исследования послужили данные толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.
Методы исследования: этимологический, дефиниционный, сравнительно-сопоставительный методы, приём количественной обработки, а также методы свободного ассоциативного эксперимента и моделирования словарной и ассоциативной структур исследуемых слов.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании языковых средств репрезентации образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах; моделировании образа учителя с опорой на словарные дефиниции и представления об учителей носителей немецкого и русского языков.
Структура работы. Реферат состоит из введения, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, двух приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование, посвящённое моделированию и сравнению образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах, позволило нам сделать вывод о том, что образ учителя в разных лингвокультурах имеет общие и индивидуальные черты его репрезентации.
Общим в немецкой и русской лингвокультурах является то, что:
Уникальным в немецкой и русской лингвокультурах является то, что:
В качестве перспектив исследования предполагаются следующие виды научных работ: анализ хакасских лексикографических источников, проведение САЭ среди носителей хакасского языка, изучение фразеологического фонда немецкой, русской и хакасской лингвокультур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ:
ПРИЛОЖЕНИЕ
– сходства, – отличия
Что общего у травы и собаки?
Два Мороза
Золотая хохлома
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем белые грибы пастелью