Домашнее задание для финалистов
Вложение | Размер |
---|---|
opk-dz-16_1.doc | 157 КБ |
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Олимпиада по Основам православной культуры
«Русь Святая, храни веру православную!»
2015/16 уч. год. V - XI классы
Заключительный тур
Домашнее задание для финалистов
Участие финалистов в научно-исследовательской работе по Новейшей истории Русской Православной Церкви XX века.
1. Святые, память которых приходится в мой день рождения.
Дата Вашего рождения 5мая | Ваши ФИ, обл, р-н, город/поселок Попова Марья город Каменск-Шахтинский |
ФИО или монашеское имя | священномученикЕвстафий(Малаховский) (05.05.1918) |
Сан, если есть, дата последнего рукоположения, если есть | священник |
Место последнего служения (с указанием епархии, если есть) | В 1916 году после уничтожения во время мятежа киргизов села Покровского отец Евстафий был назначен настоятелем церкви села Благовещенского Андижанского уезда; в этом же году он был переведен в село Егорьевское Черняевского уезда, а затем в Покровский храм в станицу Надеждинская* Верненского уезда. |
Даты рождения и смерти | Священномученик Евстафий родился 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. Священник Евстафий Малаховский был убит пришедшими к власти безбожниками-большевиками во время Пасхального крестного хода 22 апреля/ 5 мая 1918 года. |
Есть ли отдельная икона в БД | |
Ориентировочное расстояние от Вашего города до ближайшего места служения* | 3 200 км село Карабулак Казахстан |
Наиболее важные с Вашей точки зрения моменты биографии, если они известны. | Евстафий (Малаховский ) вспоминал : «Все сели на свои воза в ожидании команды – трогать. Проехали вперед десятка полтора конвоиров. Слышно было, как впереди разбирали баррикады и починяли мост. Минут через десять раздалась тихая команда: “Трогай”. В полутьме видно было, как поднялись руки, творя крестное знамение. Послышались сдавленные рыдания. Я сидел на козлах, а в тележке за мной беззаботно дремали, тесно прижавшись друг к другу, мои дети… “Неужели же, Господи, Ты не помилуешь их?” – мелькнула у меня мысль, и вместе с тем болезненно сжалось сердце при мысли о том, что станет с ними в случае нападения киргиз. Слезы затуманили мне очи, а руки творили над ними образ Креста Господня. Затем, сотворив мысленно молитву Пресвятой Богородице, я благословил весь обоз. Как в тумане каком помню, как ехали по улицам догоравшего села. По выезде из села стали попадаться трупы убитых русских. Стук телег, ржание лошадей, поднятый семьюстами подвод, привели меня в отчаяние… С минуты на минуту я ждал, что вот с гор послышится зловещий вой, и содрогался при мысли о той картине, которая тогда получится. Только что проехали верст пять, как на горах показался огонь. “Сигнальный”, – подумал я и на время прямо остолбенел. Затем всем сердцем своим стал молиться. В таком напряженном состоянии духа доехали до села Иваницкого, то есть 15 верст. Вдруг обоз остановился и спереди послышались крики. Значит, подстерегли… Слышны рыдания женщин и молитва… Но, благодарение Создателю, – того, чего ждали, не случилось. Оказалось, израненные и полуживые остатки жителей села Иваницкого, заслышав шум обоза, выползли к дороге, и их стали подбирать на телеги. По всему селу Иваницкому перекликались петухи, но мы знали, что в нем нет ни одной живой души. Обоз наш тронулся дальше… вот уже до города верст восемь. На пути стало попадаться много изуродованных трупов убитых русских людей, как взрослых, так и детей. Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят… Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых, клали в ряды и топтали лошадьми. Если вообще страшна смерть, то подобная смерть еще страшнее. Жутко становилось при виде всего этого. Ехали мы уже около шести часов, и стало светать; вдруг позади раздался крик, что гонятся киргизы. Что произошло далее, легко вообразить. Люди, что есть мочи, гнали лошадей; сваливались вместе с телегами с мостов; те, у которых что-либо ломалось или распрягались лошади, безумно обращались с просьбой к скачущим о помощи, но все думали только о себе… Вот уже и город. Навстречу бегут с пиками и ружьями дружинники… Мы спасены… и литургию в день Успения Богоматери могли служить в Пржевальске. Над нами явно совершилось чудо. Пояснение одного из бежавших пленных подтверждает это… Когда назавтра в Покровское пришли киргизы, они рвали на себе одежды, драли головы ногтями и вопили, а затем убили своих двадцать человек часовых, которые так крепко спали, что не могли слышать стука и шума обоза, растянувшегося на десять верст. Разве это не явная помощь Царицы Небесной, внявшей молитвам недостойных рабов своих? Ни один человек из выехавших из Покровского не погиб. Пусть задумаются люди над этим. Наказал нас Господь, но смерти не предал» |
*Ориентировочное расстояние от Вашего города до ближайшего места служения (посмотреть по масштабной карте, расстояние можно указать с точностью до 100 км, например: менее 100 км, около
200 км, более 300 км)
2. Пострадавшие за Христа, память которых отмечается сегодня.
Упокой, Господи, душы усопшихъ рабъ Твоихъ, за Тебя пострадавшихъ: | ||
иерея | Василия | (Афанасьев Василий Константинович, +17.01.1938) |
иерея | Василия | (Веселовский Василий Константинович, +17.01.1935) |
монахини | Анны | (Жигалова Анна Артемьевна, +17.01.1938) |
Алексия | (Земляницин Алексей Иванович, +17.01.1938) | |
Александра | (Малинин Александр Васильевич, +17.01.1938) | |
Артемия | (Романчук Артемий Андреевич, +17.01.1938) | |
Анны | (Стоматель Анна Ивановна, +17.01.1938) | |
Ианнуария | (Стоматель Ианнуарий Евгеньевич, +17.01.1938) | |
и сотвори имъ вечную память. |
3. Икона Святых Отцов Поместного Собора 1917-1918гг.
Вид информации в БД | ФИО или монашеское имя |
ФИО или монашеское имя | Прпмч. Кронид (Любимов) |
Сан | архимандрит |
Последнее место служения сан/должность/год начала-год окончания | В 1908 году он стал архимандритом и был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, каковым и осталася вплоть до ее закрытия. |
Последнее место проживания: год начала-год окончания | 20 ноября был выдан ордер на его арест и обыск в квартире по улице Штатно-Садовой в доме № 3 в городе Загорске, где в то время проживал архимандрит Кронид. Во время обыска изъяли “паспорт на имя Любимова Константина Петровича за № БУ35894”. В описи конфискуемого больше ничего не числилось |
Последнее осуждение: год осуждения/обвинение/приговор | Ослепшего архимандрита Кронида арестовали в ноябре 1937 года. Его обвинили в "руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства". |
Последнее заключение: место/год начала-год окончания | 1937 Москва |
Кончина: ориентировочная дата смерти/причина/место смерти/место захоронения | 27 ноября (10 декабря) , в праздник иконы Божией Матери “Знамение”, 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и захоронен в общей могиле. |
Канонизация: чин святости/дата канонизации | Глубоко почитает принявшего мученическую кончину за Христа архимандрита Кронида Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, по благословению которого совершается подготовка материалов к возможной канонизации отца Кронида и готовятся к изданию его проповеди и неизданные богословские сочинения. |
Как Вы понимаете, в чем состоял подвиг этого святого | 4 марта 1919 г. братия Лавры во главе с наместником архимандритом Кронидом также обратилась к Председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного Сергия: Не место здесь говорить, чем является Преподобный для нас и других верующих и сколько признания находит также и в среде неверующих как великий исторический деятель, как пример любви и кротости — тех нравственных начал, на которых только и может строиться человеческая жизнь в ее личном проявлении и в общественно-государственном. Отсюда понятно, как дорог для нас, для общества, для Русской Церкви Преподобный Сергий и всё, решительно всё, связанное с его памятью. Мы чтим его идеи, мы чтим его останки, мы чтим то немногое, бесконечно для нас дорогое, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира народа. Ведь материальные остатки былой жизни всегда священны в глазах всех народов, и прах отцов всегда мыслился и мыслится неприкосновенным; но тем более он дорог, когда дело идет о духовном родоначальнике, связь с которым не только родовая, но и идейная <…> Мы, недостойная братия Троице-Сергиевского монастыря, преемственно несущая на себе долг охраны памяти Преподобного, обращаемся с настоящей докладной запиской к Народным Комиссарам во имя любви и мира, святых заветов основателя великой русской Лавры: не допустите того, что часть общества назовет кощунством, а что вы назовете по меньшей мере политической ошибкой. Наместник Лавры Архимандрит Кронид. |
Ориентировочное расстояние от Вашего прихода до места последнего служения | 1 018 км |
4. Новомученики и исповедники нашего края.
4.1. Ответьте в следующей таблице на вопросы: есть ли сайт Вашего прихода, благочиния, епархии и есть ли там икона Собора Новомучеников и Исповедников Российских или отдельные иконы новомучеников и исповедников российских; имеется ли информация о пострадавших за Христа в Вашем крае; жизнеописания местных святых.
Попова Марья 10 ин класс МБОУ лицей № 5 город Каменск-Шахтинский Ростовская область Благочинный Покровский приход Шахтинская епархия | |||
Сайт прихода | Сайт благочиния | Сайт епархии | |
Интернет-адрес | http://saint-andrey.cerkov.ru/ | http://kamshaht.blagochin.ru/duxovenstvo/ | http://shahteparh.ru/blagochiniya/kamensk-shahtinskoe.html |
Есть ли на сайте икона Собор «Новомучеников и исповедников российских» | ------------ | ------------- | -------------- |
Есть ли на сайте иконы других Соборов Новомучеников, например, города, монастыря и т.п.? если есть, скопируйте ее и вставьте в конце работы. | -------------- | -------------- | ------------- |
Есть ли на сайте иконы отдельных новомучеников и исповедников (перечислить имена) если есть, скопируйте ее и вставьте в конце работы | ----------- | ------------ | ---------- |
Размещены ли на сайте жизнеописания местных новомучеников и исповедников (перечислить имена) | ----------- | ------------ | ------------ |
Размещены ли на сайте краткие биографические справки о местных святых (перечислить имена) | ----------- | ------------- | --------- |
Размещены ли на сайте библиографические сведения о том, что были изданы книги или брошюры о местных святых | ------------ | ---------- | ----------- |
Примечания ** |
-
4.2. Есть ли информация об участниках Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг от вашей епархии?
1.Абрамов, Николай Матвеевич, профессор Донского Политехнического института, мирянин от Донской епархии, 41 год, Новочеркасск.
2.Верховской, Павел Владимирович, профессор Донского Университета, член Предсоборного Совета, от Донского Университета, Ростов-на-Дону
3.Ивановский, Александр Иосифович, присяжный поверенный, мирянин от Екатеринославской епархии, 33 года, Ростов-на-Дону.
4.Кашменский, Фёдор Гаврилович, преподаватель Урюпинского реального училища, мирянин от Донской епархии, 60 лет, станицаУрюпинская области войска Донского.
5.Кунцевич, Лев Захарович, миссионер, проповедник, мирянин от Донской епархии, 41 лет, Ростов-на-Дону.
6.Митрофан (Симашкевич), архиепископ Донской и Новочеркасский, председатель Отдела личного состава, 71 год, Новочеркасск.
4.3. Были ли в Вашей семье или семьях Ваших знакомых те, кто пострадал в годы гонений? Напишите, что Вы о них знаете.
Семья моей прабабушки Ермаковой (Поповой) Александры Яковлевны была раскулачена и сослана на 10 лет в Казахстан. Ее отец Яков Владимирович Попов был певчим в
ст. Николаевская Семикаракорское благочиние Волгодонская и Сальская епархия.
Станица образована в 1836 году из Нижне- и Верхне-Михалевского городков.
Михалёв городок, а затем Нижне- и Верхне-Михалевские казачьи городки возникли на реке Дон рядом с тем местом, где сейчас находится станица Николаевская в конце XVII века. Первое упоминание о Михалеве городке относилось к 1672 году. В 1696 году были известны уже Нижне- и Верхне-Михалевские городки.
В 1748 году в станице Нижне-Михалевской начала действовать Архангельская церковь. Сооружена она была как и многие казачьи храмы и часовни из дерева. Прослужив до 1781 года она сгорела от пожара. В1783 году усилиями станичников, прихожан Архангельской церкви, вместо сгоревшей была построена новая — однопрестольная деревянная с колокольней.
По данным 1775 года в станице Верхне-Михалевской уже действовала Николаевская однопрестольная деревянная церковь с колокольней. Ежегодно с разливом Дона обе станицы подтапливались. Особенно страдал Нижне-Михалев городок. В связи с этим в начале 1836 года казаки ст. Нижне-Михалевской 1-го Донского округа обратились в Войсковое правление с просьбой о переселении станицы на новое место. 27 июня1836 года Войсковое правление вынесло решение об удовлетворении просьбы казаков о переселении станицы Нижне-Михалевской выше по реке Дон к станице Верхне-Михалевской. По решению Правления станицы должны были объединиться в одну под названием Николаевская. Такое название новая станица получала от Никольской церкви, находившейся в станице Верхне-Михалевской. В 1842 году по распоряжению Епархиального начальства в связи с переездом станицы, прихожане, ризница и утварь Архангельской церкви станицы Нижне-Михалевской были приписаны к Никольской церкви станицы Верхне-Михалевской. Архангельскую церковь разобрали и использовали в строительстве нового более просторного Никольского храма уже на территории станицы Николаевской. В период советской власти храм был разрушен. Мой прапрадед рьяно защищал храм от разрушения, за что ,по словам прабабушки, и была сослана вся семья В Казахские степи.
5. Московский Епархиальный дом.
В этом году 26 июля, в рамках празднования 1000-летия блаженной кончины святого равноапостольного великого князя Владимира, Патриарх Кирилл освятил Свято-Владимирский храм Московского Епархиального дома.
5.1 Чем знаменит этот дом? Благодаря какому событию он вошел в историю Русской Церкви?
В 1917—1918 годах в здании проходил Поместный собор Русской православной церкви, который 17 ноября 1917 года принял постановление о восстановлениипатриаршества.
5 ноября 1902 года состоялось освящение дома, а 30 декабря был освящён храма во имя равноапостольного великого князя Владимира. Протоиерей Иоанн Мансветов сказал в проповеди
За два года Московскому епархиальному дому возвращен первозданный облик. Появилась пристройка, воспроизводящая исторический главный фасад. Построена колокольня.
Тщательное внимание уделялось чистовой отделке и художественному убранству здания. Все работы по этой части определялись и утверждались художественным советом ПСТГУ под председательством ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и с участием главного древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина.
Князь-Владимирский храм расписали выпускники и студенты факультета церковных художеств ПСТГУ.
В двух боковых крыльях главного здания расположились учебные аудитории, которые займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ. В новом мансардном этаже в перестроенной крыше разместится университетская библиотека. А в сохранившейся мемориальной части здания планируется разместить музей ПСТГУ, проводить университетские и общецерковные образовательные и культурно-просветительные мероприятия.
26 июля 2015 года Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм восстановленного Московского Епархиального дома в Лиховом переулке. Его Святейшество передал в дар университету частицу мощей святителя Тихона и икону равноапостольных просветителей Руси — Кирилла, Мефодия и князя Владимира. Ректора университета протоиерея Владимира ВоробьеваПатриарх наградил орденом святого Владимира III степени.
Отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ благодарит участников олимпиады за предоставляемые вами сведения, многие из которых очень интересны и важны и могли бы быть включены в нашу БД.
Сказка "Узнай-зеркала"
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Муравьиная кухня
Как зима кончилась
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"