В нашем посёлке есть чудесное место - это наш Свято-Никольский Храм, во дворе которого находится могилка Батюшки Серафима. Люди спешат сюда из разных уголков, ищут здесь помощи, поддержки, успокоения. Они молятся, просят о милости, пишут записочки дивному Старцу с надеждой и верой в светлую жизнь. А кто же он такой, наш Отец Серафим? Почему у его могилки всегда многолюдно? Почему нам каждый раз хочется взглянуть в его добрые глаза и почувствовать любовь и понимание? Поэтому мы и заинтересовались его жизнью. Своей работой мы хотим показать вам человека, который действительно жил в этом мире и оставил после себя добрые плоды в душах многих людей.
Вложение | Размер |
---|---|
mogilka_na_tserkovnom_dvore_rabota.docx | 410.06 КБ |
XIV ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Краеведение
Тема: МОГИЛКА НА ЦЕРКОВНОМ ДВОРЕ
Автор: Желябовская Елена Владимировна,
Лунтовская Анастасия Сергеевна
Научный руководитель: учитель
начальных классов
МОУ «Ракитянская СОШ №2
имени А.И. Цыбулёва»
Цигикал Алла Анатольевна
Место выполнения работы:
МОУ «Ракитянская СОШ №2
имени А.И. Цыбулёва»
2015
Содержание:
Стр.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Основная часть……………………………………………………………………4
1.1. Краткое жизнеописание Архимандрита Серафима…………………………4
1.2.Отец Серафим как священнослужитель Свято-Никольского храма
поселка Ракитное……...……………………………………………………………6
1.3. Житие архимандрита СерафимаТяпочкина в период с 1960-1982
по воспоминаниям очевидцев……………………………………...……………….7
2. Заключение……………………………………………………………….……….11
Список литературы и источников………..……………………………….………..12
Приложения………………………………………………………………….……...13-20
Введение
Во все времена человек стремился к познанию смысла жизни. На сегодняшний момент каждого из нас тоже посещает эта мысль. Душа каждого человека стремится к чистому, светлому, непорочному источнику, который смог бы указать верный путь, дать совет, успокоить. Но, увы, нынче не так просто найти живого носителя той пламенной веры, которой горели святые Апостолы, мученики и преподобные.
В нашем посёлке есть чудесное место, откуда не хочется уходить. Это наш Свято-Никольский Храм, во дворе которого находится могилка Батюшки Серафима. Это место притягивает к себе каждого. Людиспешат сюда из разных уголков, ищут здесь помощи, поддержки, успокоения. Они молятся, просят о милости, пишут записочки дивному Старцу с надеждой и верой в светлую жизнь(см. приложение 7). А кто же он такой, наш Отец Серафим? Почему у его могилки всегда многолюдно? Почему нам каждый раз хочется взглянуть в его добрые глаза и почувствовать любовь и понимание?
В наше время трудно встретить таких людей. Мы, конечно, можем читать жития преподобных, чтобы стараться быть на них хоть немножечко похожими, стремиться к тому светлому и чистому, к чему нас призывают святые отцы, но гораздо полезнее будет знакомиться с нашими современниками, которые продолжают вести праведный образ жизни и подавать нам благочестивый пример. А отец Серафим – это наш Ракитянский Старец. Поэтому мы и заинтересовались его жизнью. В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Архимандрита Серафима (Тяпочкина), история его жизни не была наполнена красотой, радостью, чудесами, коих так ждут многие. Но сведения, добытые нами, нисколько не преувеличены и правдивы. Своей работой мы хотим показать вам человека, который действительно жил в этом мире и оставил после себя добрые плоды в душах многих людей.
Совершенно очевидно, что благодаря православной церкви и христианству русское государство стало крепким и могущественным. Лучшие образцы живописного, музыкального, литературного творчества были созданы авторами, которые черпали вдохновение в христианской культуре.
Архимандрит Серафим был живым носителем пламенной веры и горячей любви, которая всегда лежит в основе христианской культуры (см. приложение 1).
Цель нашей работы – изучить и проанализировать жизнь Архимандрита Серафима.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Предметом нашей работы является деятельность Архимандрита Серафима Тяпочкина в поселкеРакитное Белгородской области.
Объект работы – отец Серафим
Научная новизна заключается в обобщении материалов по жизни архимандрита в период с 1960 по 1982 гг.
1.Основная часть
Архимандрит Серафим Тяпочкин родился 1/14 августа 1894 года в уездном городе Новый Двор Варшавской губернии. Отец его, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, был начальником почты в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Мать отца Серафима Элеонора (в крещении Александра), урожденная Маковская, тоже была дворянского рода. Благочестивые родители нарекли сына Дмитрием в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В большой и дружной семье Дмитрий был самым младшим из детей. Его старший брат Константин служил в кадетском корпусе и в 1922 году был расстрелян большевиками. Второй брат Александр также погиб в годы революции. Две сестры — Мария и Елена — стали врачами, третья была домохозяйкой. Самому младшему Господь судил стать известным старцем, молитвенником и истинным служителем Церкви Христовой.
С самого раннего детства Дмитрий тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовного училища.
Здесь у него впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Во время богослужения маленький Дмитрий увидел икону святого, которая поразила его. Он сказал отцу в порыве детского вдохновения, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский, к которому Дмитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение.
Вскоре Дмитрий был принят в духовное училище. Затем последовала учеба в Холмской духовной семинарии, которую будущий архимандрит окончил блестяще и поступил в Московскую духовную академию. Там он проучился всего один год, так как в 1918 году академию закрыли.
В 1920 году Дмитрий обвенчался с Антониной Викторовной, учительницей математики. А 18 октября того же года в Екатеринославле Дмитрий был рукоположен в пресвитера епископом Евлампием.
С 1921 по 1936 год отец Димитрий был благочинным в Солонянском районе Днепропетровской области. Он активно боролся с обновленцами и раскольниками, отстаивая чистоту Православия. Гонители Церкви стремились избавиться от любимого народом пастыря.
Когда приход в селе Михайловка был закрыт, отец Димитрий вынужден был совершать литургию в домах верующих. Отца Димитрия арестовывали много раз, но, допросив и предупредив, отпускали.
В 1933 году отец Димитрий овдовел: его супруга умерла от туберкулеза. Из их пяти детей голодные годы пережили только три дочери.
В 1941 году отец Дмитрий был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. По истечении этого срока следователь спросил:
— Чем ты будешь заниматься на воле?
— Тем же, чем и занимался, — служить Богу, — ответил батюшка.
— Ну, тогда посиди еще....
Отца Димитрия отправили в ссылку на пять лет в северный город Игарка.
Одному Богу было известно, что батюшке пришлось испытать за эти годы. Но и там, в неволе, он оставался верным служителем Христовым. Лагерная жизнь с ее ужасами и лишениями не сломила отца Димитрия, научив подлинному состраданию и любви. Не теряя присутствия духа, пребывая в непрестанной молитве, он, чем мог, помогал тем, кто был рядом с ним.
После освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и в течение нескольких месяцев был настоятелем прихода. Прихожане полюбили благоговейного пастыря. Но властям это никак не могло понравиться, и отец Димитрий был удален из епархии. Поводом для этого стало следующее. В день памяти Предтечи Господня Иоанна он произнес проповедь, вызвавшую у многих слезы покаяния и умиления. В проповеди были такие слова: «И теперь уже секира висит над миром».
Они стали известны областному уполномоченному по делам религии, который, вызвав отца Димитрия к себе, сказал: «В моей епархии вам места нет».
ОднаждыОтец Димитрий поехал в Патриархию, где встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить в своей епархии. Здесь,наконец, осуществилась заветная мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с самого детства. Сам постриг был совершен в Курском Сергиево-Казанском соборе, который строили родители преподобного. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни отныне покойного знаменитого старца — архимандрита Андроника (Лукаша), который в свое время так же, как и батюшка, был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни.
В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное (см. приложение 2).С этого момента мы и хотим начать раскрытие его образа через литературные источники и интервью очевидцев.
1.2.Отец Серафим как священнослужительСвято-Никольского храма поселка Ракитное
В беседе с Протоиереем Николаем Германским, мы выяснили, что с первых дней пребывания отца Серафима на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов многочисленные почитатели и духовные дети. Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Были благоговейные, ни с чем несравнимые богослужения. Но более всего запомнилась всем его любовь к людям, которая позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь и давать ему ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его почти тут же начинали поправляться. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди вновь обретали себя и исцелялись. Перед Святым Престолом он обычно стоял с наклоненной головой, и глубоко сосредоточившись. Литургию в праздничный день отец Серафим заканчивал часа в 2-3 после полудня(см. приложение 3).
Отец Серафим проповедовал за каждым своим богослужением. Речь его была тихой и ровной, каждое его слово исходило как бы из самого сердца. Проповедуя, отец Серафим всегда плакал. Никто из ныне живущих очевидцев не помнил ни одной проповеди, которую бы он произнес без слез. Это были слезы умиления и сокрушения. Батюшка постоянно говорил о грехах и беззакониях наших с целью возбудить у прихожан покаянное настроение. Но он говорил и о своих грехах. Он не отделял себя от своих собратьев и вверенных ему Богом духовных детей. Проповеди отца Серафима действовали на сердца слушателей духовностью, глубокой искренностью и простотой, жизненностью. Многие, слушая проповедь плачущего батюшки, тоже плакали.
Кушал батюшка мало. Никогда батюшка не делал замечание своим служительницам по поводу качества пищи. Вообще же обыденный стол был богат и разнообразен. Это изобилие яств, приносимое и приготовленное его духовными детьми, лично ему совершенно было ненужно. Но гостей своих он всегда угощал любезно, приглашая кушать все, что стоит на столе.
Бесчисленное множество людей оставили свои воспоминания об отце Серафиме, которые помогли нам понять его внутренний мир.
Память об архимандрите осталась в сердцах благодарных потомков. В поселке Ракитное установлен памятник Серафиму Тяпочкину (см. приложение 4).
1.3. Житие архимандрита Серафима Тяпочкина в период с 1960-1982 по воспоминаниям очевидцев
Интервью очевидцев жизни архимандрита Серафима Тяпочкина
Дата интервью: 10.01.2014 г.
Ф.И.О. Зинич Евгения Максимовна
Род занятий: служитель церкви
Как долго был знаком с персоной работы: 22года
Отец Серафим был человеком уникальным, сейчас таких не встретишь. Добрый, ласковый, обходительный, вежливый – таким он был и остался в наших сердцах. Батюшка как будто видел человека насквозь. Очень любил детей, всегда привечал их и хвалил. Кто бы ни заходил в храм, всех всегда принимал, помогал, поддерживал. У отца Серафима было очень доброе сердце. Во время проповеди он плакал, и многие люди плакали – с такой искренностью он молился.
У батюшки Серафима всегда было много людей, которые ехали к нему издалека. А все потому, что он людям помогал и исцелял. Служба проходила с утра и до 2 часов дня. Так много было людей и за каждого нужно было помолиться. Приезжали издалека, спаси в сараях, так как храм был в убытке, и не было места. Даже в храме спали на полу. Прихожане шли к нему целый день, и когда бы они ни пришли, он всегда выслушивал их, помогал, давал совет. Часто уединялся в келье для молитвы, почти не спал: сядет в кресло, отдохнет, подремлет и дальше идет к людям (см. приложение 5). Всех обязательно кормил, и с собой еду отдавал, которую люди в храм приносили. Каждодневная трапеза у отца Серафима всегда была долгой, во время ее всегда разрешались многие вопросы и зачастую определялись человеческие судьбы. Никто не уходил из-за стола голодным. Лишь отец Серафим всегда едва прикасался к еде. Его главной пищей была молитва.
Однажды у меня очень сильно болела голова, и нужно было идти в храм. Я пришла и стала в сторонке, чтобы людям не мешать. А батюшка Серафим на этот момент уже старенький был, плохо ходил, и его на службу вели. Вот смотрю – люди расступаются. Это отца Серафима ведут. А я сразу возле входа стояла. Вот ведут его мимо меня, а он остановился, рукой своей к моему лбу прикоснулся и сильно прижал. После этого у меня головная боль прошла, и долго еще голова не болела совсем.
В те времена в храм ходить запрещали. А я была молодая, в школе училась. Вот когда батюшка Серафим приехал в Ракитное, люди пошли в церковь, чтобы на него посмотреть. Церковь была в унынии, храм разваливался, штукатурка с потолка сыпалась. Батюшка Серафим ночевал в храме на полу. Одет был просто: ватник и кирзовые сапоги. Но за все это трудное время, сколько он восстанавливал храм, никогда не жаловался, только молился Господу и Преподобному Серафиму Саровскому, имя которого он носил. Трудился, не покладая рук. К людям всегда был открыт и доброжелателен.
Умер отец Серафим на 2 день после пасхи, заранее предсказав день своей кончины. Людей на его похоронах было много. Ехали издалека. Милиция стояла возле храма и не пускала людей. Автобусы в Ракитное ехали пустые, так как запрещали приезжать и не продавали билетов. Но люди все равно добирались. Гроб с телом батюшки Серафима стоял посередине храма, и люди со всех сторон окружали его. Двигались все от входа и по кругу, прощаясь с батюшкой. Долго стоять у гроба не представлялось возможным, так как людей было очень много и всем хотелось попрощаться. В эти дни лил очень сильный дождь, и прихожане, ожидавшие на улице, через каждые десять минут вынуждены были менять верхнюю одежду. Но и по такой погоде смогли выкопать могилку возле храма и с честью похоронить. Долго еще люди приезжали к могилке, попрощаться с батюшкой, как и сейчас, приезжают за помощью и молитвой.
Он всегда перед моими глазами, невозможно забыть его образ и слова, советы, службы и проповеди. Эти теплые воспоминания врезались в мою память навсегда.
Вера в Бога только укрепилась. Ведь в те времена, мягко говоря, вера не поощрялась. Верующих людей притесняли. В храм не пускали, запрещали, строго наказывали всех, кто ходил в церковь. Как ни приду в храм, на следующий день уже все было известно в школе. Меня наказывают, а я им говорю: «Я ходила и ходить буду». И сейчас всегда хожу, плохо или хорошо себя чувствую, все равно иду. Дома сидеть не могу, тогда у меня душа болит. В храме мне спокойнее и душа радуется.
Дата интервью: 13.01.2014 г.
Ф.И.О. Федорова Александра Ивановна (монахиня Серафима)
(см. приложение 6).
Род занятий: псаломница
Как долго был знаком с персоной работы: 3 года
Добрый, внимательный, уважительный. Во время общения с отцом Серафимом на душе становилось легко, все беды и заботы забывались, настроение поднималось и не хотелось уходить. Батюшка всех любил, особенно детей. Каждого привечал, помогал всем, чем мог. Никогда не жаловался, только молился и работал.
Многие люди: молодые ребята и пожилые – приезжали из разных концов нашей страны и ближнего зарубежья за помощью к батюшке. Большинство людей ночевали в котельной на дровах или прямо в храме. Было трудно и, в то же время, радостно оттого, что люди излечивались. Батюшка и сейчас рядом с нами, дух батюшки здесь остался. Нуждающиеся в его помощи и сейчас приезжают, и всем он помогает, даже после смерти. Люди исцеляются на могилке, оставляют записочки с просьбами о помощи. Приезжающие рассказывали, что батюшка им во сне являлся и говорил приезжать сюда, к нему. Из Грузии, Сум, Харькова едут.
До переезда в Ракитное я жила в Донецкой области, на Донбассе. 18 лет тяжело болела. В 1979 году приснился мне сон: прихожу я в храм, там отец Серафим служит. Спрашивает у меня: «Что можешь делать?», а я отвечаю: «Бухгалтером работаю, в храме читаю». Затем иду на причастие. А он мне и говорит: «Езжай за причастием в Ракитное». Через некоторое время, когда я уже почти вылечилась, вспомнила сон и решила поехать в Ракитное. В это время там была матушка Евсевия. Приехала 23 мая 1979 года. Как только увидела батюшку, так сразу узнала его. Но долго не могла подойти к нему по причине многолюдства. В это время в храме шел ремонт, и были неполадки с документами, которые нужно было уже сдавать в управление. Так как я по профессии бухгалтер, то предложила свою помощь в работе с документами. До этого никто уже 2 года не вел учет. Я все сделала за ночь. На следующий день документы все сдали. После этого ко мне подошел батюшка Серафим и говорит: «Ваше место здесь. Если уедете, будет еще хуже, чем было». И вот я живу в поселке Ракитное уже более 30 лет.
Незадолго до своей смерти отец Серафим указал место своего захоронения. Говорил нам, что нужно его похоронить за храмом. Он повел нас в то место, поставил там стульчик, сел и сказал: «Какое хорошее здесь место, спокойно тут и тихо» Там его и похоронили.
Но не безынтересно и то, что пишут в своих письмах и просьбах те люди сегодня, которые нуждаются в помощи, обращаясь к отцу Серафиму в письмах, как к живому. С каждым годом растет количество писем, оставленных на могиле отца Серафима (см. приложение 8).
2.Заключение
Выполняя работу по теме исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Прочитав литературу, мы поняли, что батюшка Серафим был человеком уникальным, сейчас появление таких людей являются редкостью, полностью отдавая себя людям, он просил их лишь о молитве Господу, себе ничего не брал.
2.. Проведенное интервьюирование с людьми, знающими и помнящими этого человека, объяснило, что память об этом человеке живет в их сердцах, а приезжающие на могилку батюшки Серафима люди верят в чудесную силу этого старца, хоть уже и ушедшего в мир иной.
3.Из рассказов отца Николая мы сделали вывод, что и в настоящее время большое количество людей приезжает на могилку старца, с надеждой и верой о помощи и исцелении. Многие приходят к вере, лишь узнав о чудесах, которые происходят после смерти батюшки. Архимандрит Серафим Тяпочкин помогает людям, просящим его о помощи и после смерти. Ведь у Бога все живы.
Для меня более близкими стали такие понятия, как выбор жизненного пути, который будет приносить пользу людям и обогащать тебя самого, вера в Бога, как спасение души, и бесконечная любовь, и доброта к людям, как к равным мне и нуждающимся в моей помощи. И еще, для меня очень важно было осознать великую связь одной человеческой жизни с другими людьми, с судьбой и жизнью моей Родины. Суммируя все сказанное, мы можем предположить, что мир только и держится еще потому, что в нем живут такие люди, как отец Серафим.
Поскольку люди стремятся к добру и любви, то можно предположить, что миром правят любовь и доброта.
Не зря Господь послал на Ракитянскую землю, в эту тогда «Духовную пустыню», этого духовного святителя архимандрита Серафима Тяпочкина. Факт, который определяет, что Ракитянский район был «духовной пустыней» - к тому времени (1960 г.) на территории 2 районов – Ракитянского и Краснояружского – остался только 1 храм.
Список литературы и источников
Воспоминания
1.Зинич Е.М., 1948г.р., п.РакитноеРакитянского р-на
2.Федорова А.И. 1937г.р., п.РакитноеРакитянского р-на
Литература
Приложение 1
На снимке изображен Архимандрит Серафим. Дата изготовления снимкаконец 1970-х годов.
Приложение 2
На снимке изображен Свято-Никольский храм поселка Ракитное
Приложение 3
На снимке изображен Архимандрит Серафим Тяпочкин. Фотография начала 1980-х годов
Приложение 4
На снимке изображен Памятник Архимандриту Серафиму Тяпочкину в поселке Ракитное. Фотография 2010 г.
Приложение 5
На снимке изображена келья, в которой жил Серафим Тяпочкин. Фотография конца 70-х годов 20 века
Приложение 6
На снимке изображена Федорова Александра Ивановна (монахиня Серафима).
Фотография 2012 года
Приложение 7
Письма, оставленные на могилке прихожанами
Дорогой Батюшка,
Простите за беспокойство. Но слезно молю Вас помолитесь у могилки отца Серафима за мою дочь рабу Божию Ирину. Вот уже 13 лет она страдает расстройством нервов, врачи называют это шизофренией, а Вы и без меня и врачей знаете, что это «такое». Разговаривает нормально, делать почти ничего не может, теперь уже и Библию не понимает читать.
Что невозможно людям – возможно Господу.
Еще раз прошу прощения и молитв за Ирину на могилке отца Серафима. Слезно припадаю к могилке отца Серафима.
Мама Ирины Валентина
Заранее благодарю, и да хранит Вас Господь!
***
Батюшка, родненький!
Спаси, Господи нас всех, молитвами отца Серафима!
Еще два года прошло; я еду к Тебе, дорогой, за помощью, если Богу угодно, исцели меня, маму, отчима и Игоря от недугов телесных и душевных. О ребенке вопрос отпал. Спаси отчима, пусть поживут родители, облегчи боли моей маме, чтобы она смогла походить еще в Церковь. Она мне очень нужна. Помоги Ефросинье и Ольге, Валентине, Зинаиде, Татьяне. Мне завтра к врачу, вложи ей в ум, то, что для меня лучше.
Господу не угодно было исцелить меня в Дивеево, может ты меня исцелишь, родной, только бы не лежать. Выпроси терпенья для меня. Если Господу угодно, помоги нам.
***
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Уважаемый отец настоятель Храма, я сейчас читаю, слава Богу, книгу о старце Серафиме, который служил в вашем храме. Меня потрясает каждая строчка этой книги, а самое главное, безмерная любовь о. Серафима к Богу и людям. Я много раз плакала от благодарности к Богу и к отцу Серафиму за его молитвы о людях и их чудесном исцелении по его молитвам даже после его кончины.
Прошу Вас, помогите мне, я больна и душою и телом. Господь удостоил меня в этом году побывать у моего любимого святого батюшки Серафима Саровского, искупаться в его святом источнике.
Я очень прошу Вас, попросите у могилки отца Серафима исцеления для меня – самой грешной на всем свете, или отслужите панихиду ему. Меня звать Валентина, мне 62 года (инвалид ІІ группы). Ответьте мне, сколько это будет стоить, я пришлю.
Да будет на Вас Благодать Господа нашего Иисуса Христа!
Слава Богу за все!
Р. б. Валентина
г.Тверь, п.Старое Власьево, 10
Приложение 8
На снимке изображена могила Серафима Тяпочкина.
Фотография 2012 г.
Рисуем крокусы акварелью
Лист Мёбиуса
Ребята и утята
Карандаши в пакете
Мастер-класс "Корзиночка"