Данный проект выполнила ученица 5 класса в рамках конкурса "Кулинарное путешествие " в номинации "Семейная фотография". Автор рассказывает о семейных традициях татарской кухни, которые передавались в их семье из поколения в поколение, она делится особенностями приготовления кош теле.
Вложение | Размер |
---|---|
kulinarnoe_puteshestvie_.rar | 3 МБ |
Введение
Меня зовут Камыр. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по Татарстану. Я познакомлю вас с историей, культурой Татарстана, традициями татарской семьи. А самое главное мы совершим путешествие по татарской кухне.
Общие сведения
Республика Татарстан - один из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу субъектов Российской Федерации. Она образована 27 мая 1920 года.
Исторические сведения
Историческое прошлое определяет богатое этническое и культурное Наследие республики. Заселение территории современной Республики Татарстан относится к эпохам раннего палеолита и каменного века. В IV -VII вв., с усилением зависимости от Тюркского каганата, здесь появляются тюркские племена в смешиваются с булгарами, вытеснившими в IХ в. на запад протовенгров - мадьяр. Эти племена стали основным населением сложившейся к концу IХ в. Волжско-Камской Булгарии. Во время своего существования на протяжении пяти веков это государственное образование достигло высокого уровня развития культуры, земледелия, ремесел и оказало определяющее влияние на формирование многих народов Поволжья. В 1236 году Волжско-Камская Булгария была покорена Батыем и в 1241 году вошла в состав Золотой Орды, сохранив некоторую автономию. В XV - XVI вв., в период распада Золотой Орды и формирования народности казанских татар, территория края входила в состав Казанского ханства. Обострение отношений между Казанским ханством и Русскмм государством привело к Казанским походам 1545 - 1552 гг. Ивана IV Грознгою, в результате которых часть ханства, а в 1558 году все его земли были присоединены к России и началось проникновение сюда русского поселения. В 1670 - 1671 гг. Татарстан был охвачен Крестьянской войной под предводительством С.Т. Разина. В 1708 году была образована Казанская губерния и началось промышленное развитие края с возникновением суконных, судостроительных, кожевенных, мыловаренных и медеплавильных мануфактур. В 1773 - 1775 гг. население губернии участвовало в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. В середине XIX века в Казанской губернии началось формирование татарской буржуазии и многонационального пролетариата; усиливалось революционное движение. Советская власть была установлена 26 октября (8 ноября) 1917 года. В 1918- 1919 гг. губерния была охвачена гражданской войной. С образованием 27 мая 1920 года Татарской АССР начался бурный рост экономики и культурное возрождение республики. В годы Великой Отечественной войны народы Татарии участвовали в борьбе против фашистов. В послевоенные годы в Татарии началось развитие нефтяной и газовой промышленности. В 1960 году для сохранения и изучения южной тайги и смешанных лесов был основан Волжско-Камский заповедник. В 70-х годах в Набережных Челнах был построен автомобильный гигант КАМАЗ.
Территория
Площадь Республики Татарстан - 67 837,4 кв. км. Наибольшая протяженность в меридианном направлении - 290 км, в широтном направлении - 460 км.
Местоположение
Республика Татарстан имеет удобное транспортно-географическое положение. Она расположена на востоке Восточно-Европейской (Русской) равнины, на низменных равнинах Предволжья, Предкамья и Закамья, частично охватывает Приволжскую (на юго-западе) и Бугульминско-Белебеевскую (на юго-востоке) возвышенности (высота до 343 м).
Государственная граница: на севере - с Кировской областью; на северо-западе - с Республикой Марий Эл; на северо-востоке - с Удмуртской республикой; на западе -с Чувашской республикой; на востоке - с Республикой Башкортостан; на юго-востоке - с Оренбургской областью; на юге - с Самарской и Ульяновской областями.
В состав республики входят 43 административных района, 20 городов, в том числе 13 городов республиканского подчинения, 21 поселок городского типа, 900 сельских Советов.
Традиционная культура татар.
Обстановка интерьера жилища татар была представлена длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. Особую живописность интерьеру жилища придавала декорирование стен, простенков, углов, навершия и т.д. матерчатыми украшениями с ярким цветочным колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдак). Вдоль матицы, верхнему периметру стен навешивались подзоры (кашага). Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками.
Накопленный за много веков богатый строительный опыт особо вы-разительно проявляется в приемах внешнего архитектурно-декоративного жилища. Настоящим архитектурным музеем представали селения казанских татар. В декорировке отдельных архитектурных элементов срубного жилища казанских татар искусно сочеталась древняя техника трехгранно-выемчатой резьбы с накладной контурной, пропильной и отчасти глухой резьбой. Ими оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, резкие орнаменты присутствовали и в деталях крыльца. Мотивы резных узоров были разнообразны, составлялись из набора растительных и геометрических фигур в виде розеток, пальметок, ромбов, витого жгута, солнечного сияния.
Верхняя одежда татар были распашной со сплошной приталенной спинкой. По верх рубашки одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортами и низку тесьмой или мехом. Распространенным головным убором мужчин (кроме кряшен) является четырехклинная, полусферической формы тюбетейка (ТYбƏТƏЙ). Из женских украшений у казанских татар наиболее распространенными были крупные миндалевидные серьги – алка, подвески к косам – чулпы, нагрудное украшение – воротниковая застежка с подвесками – яка чылбыры, эффектные широкие браслеты.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), а также разнообразные каши, хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины (коймак). Старинное национальное кушанье – бƏлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусачками из мешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп в виде блюда, готовящегося в горшке: сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чƏк-чƏк (свадебное блюдо). Мяса использовалось много (баранина, конина, телятина, птица). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленную колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь (приносили в виде подарка во время таких праздников, как джиен и др.). Молочные продукты очень разнообразны: катык (особый вид кислого молока), сметана (сөт, өсте, каймак), сөзмә, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Чай был основным напитком. Употребляли айран – смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбәт – напиток из фруктов и растворенного в воде меда. Сохранились некоторые ритеальные блюда - әлбә (жаренная сладкая мука), мед, смешанный с маслом (бал-май) – свадебное блюдо и др. В современном питании ряд элементов традиционного питания еще бытует (бәлеш, өчпочмак, чәк-чәк идр.). Некоторые блюда традиционной кухни готовятся на промышленной основе (катык, чәк-чәк, өчпочмак).
Специфика традиционной праздничной культуры татар заключилась в том, что она включала в себя как религиозные, так и светские (безрелигиозные) праздники, приуроченные к определенному времени сельскохозяйственного цикла.
Мусульманские праздники являлись обязательными, массовыми ввиду специфики исламского календаря не имели постоянной даты (по лунному календарю ежегодно дата проведения смещается на 11-12 дней вперед).
Среди казанских татар весной, до сева, праздновали сабантуй. Он не имел не только точной календарной даты, но определенного (установленного) дня недели. Все зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега, и соответственно – степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определенной очередности. Кульминацией праздника были мәйдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - көрәш, и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть. В частности карга (дәрә, зәрә) боткасы – коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. В угощении и приводимых там играх участвовали все деревенские ребятишки. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашенных яиц, которые готовила каждая хозяйка. Проводили его до сбора подарков, рано утром. Сам сбор продолжался часа 2-3. Затем дети высыпали на улицу и там начинались различные игры с собранными яичками.
С 1992г. два религиозных праздника Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Республики Татарстан.
Семейные традиции у татар
Традиции татарской семьи развивались очень долго. Хотя к XVIII веку наметилась тенденция к уменьшению семей, взаимопомощь в хозяйстве никуда не делась и все тяготы и радости традиционно делятся на всех членов семьи. Также сохранился и традиционный патриархальный уклад, с небольшим присутствием женского затворничества.
Как и у других народов, у татар главными событиями в семье были рождения детей и свадьбы. На праздник, посвященный рождению ребенка, мужчины приглашались отдельно от женщин. Историк Каюм Насыри описывает обряд на рождение ребенка: когда все приглашенные соберутся, ребенка, лежащего на подушке, подносят мулле. Тот задает родителям вопрос об имени ребенка. После мулла располагает дитя ножками в сторону Каабы и читает молитву. После он трижды произносит фразу «Пусть твое драгоценное имя будет» и называет выбранное ребенку имя. Каждому гостю после подносят масло с медом. Беря угощение, гость кладет на поднос деньги – подарок. Время идет, сегодня в качестве подарка могут и купить автомобиль, но церемония остается неизменной.
Свадьбы в татарской традиции бывают трех видов: сватовство, уход девушки без благословления родителей и похищение невесты без ее согласия. Чаще всего молодые люди женились после сватовства. Невесту выбирали родители жениха, а потом посылали сватов. Обговорив все «детали», родственники невесты начинали приготовления к свадьбе. Накануне бракосочетания семья жениха отправляла семье невесты подарки и выкуп. Это самая «современная» часть ритуала – подарки и выкуп всегда соответствовали духу времени. Раньше ими были ковры или живность, а теперь в качестве калыма могут и купить автомобиль или квартиру. Во время самого сочетания и свадебного обеда жених и невеста традиционно не присутствуют – их представляют отцы. Традиционная свадьба заканчивается подачей щербета семье жениха, свидетельством принятия выкупа за невесту.
Есть в осени первоначальной...
Рисуем ананас акварелью
Пейзаж
Басня "Две подруги"
Неньютоновская жидкость