Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством взаимного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Наше поколение растет в век компьютерных технологий, когда дети все чаще смотрят фильмы или играют в компьютерные игры, исследуют пространства интернета. Поэтому у школьников наблюдается снижение интереса к книге, особенно художественной, к самому процессу чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
illyustratsii_v_detskoy_literature.doc | 60.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Исследовательская работа
«Иллюстрации в детской литературе»
Выполнила: Эргашева Мухайё,
ученица 6 В класса МБОУ «СОШ № 17»
Руководитель: Михайлова О.А.,
учитель ИЗО и черчения МБОУ «СОШ № 17»
г. Усолье-Сибирское
2013 год
Содержание
Введение.
| 3 4-5 6 7 8 9 10 |
Введение.
Детская книга всегда являлась основой духовного воспитания, средством взаимного общения, эмоционального и умственного развития ребенка. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Наше поколение растет в век компьютерных технологий, когда дети все чаще смотрят фильмы или играют в компьютерные игры, исследуют пространства интернета. Поэтому у школьников наблюдается снижение интереса к книге, особенно художественной, к самому процессу чтения.
Восприятие и осознание читаемого происходит у детей не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы". Но существует также "обратная связь" - привлечение к книге через иллюстрацию. Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам с большим количеством картинок. Поэтому часто при выборе произведения для чтения школьники ориентируются именно на рисунки, а не на содержание произведения.
Цель данной работы – обосновать значимость иллюстрации в детской литературе и ее влияние на формирование художественных образов в детском сознании.
Объект исследования: книжная иллюстрация
Предмет исследования: значимость иллюстрации в детской литературе
Задачи:
- Рассмотреть историю появления иллюстрации.
- Рассмотреть работы знаменитых художников иллюстраторов
- Выявить положительные стороны иллюстрации как средства восприятия литературных образов.
Методы исследования: - исследовательско - поисковый, обобщающий
История иллюстрации.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. Illustratio – освещение, наглядное изображение) – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст, сказано в словаре. Далее приводится дополнительное определение этого понятия, а именно, что это «область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения». Иллюстрация детской книги имеет свое прошлое и настоящее, ее сочетание с литературным текстом и есть то, что называется детской книгой, которая оставляет в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.
Первые иллюстрированные книги возникли более ста лет назад, в конце 19 века. Но отсчет стоит начать еще на двести лет раньше, с конца 17 века. В 1692 году появился "Букварь славянороссийских письмен..." Книга была преподнесена Карионом Истоминым вдовствующей царице Наталье Кирилловне для ее внука цесаревича Алексея. Был тот рукописный букварь расписан нежными красками. 17 марта 1694 года вышел букварь печатный, гравированный художником Леонтием Буниным (Приложение 1). В букваре Кариона Истомина уже было заложено все то, что в 20 веке станет неотъемлемой частью детской книги: познавательность, занимательность, художественность. На каждой страничке первые строчки показывали ребенку букву, которая представляла собой человеческую фигуру или две фигуры - как в букве "М", например. Далее следовали изображения предметов на данную букву с соответствующей надписью, а затем стихи, объясняющие изображенное. Так в 17 веке в детской книге возникла характерная взаимосвязь картинки и текста, слова и изображения. В "Букваре" Кариона Истомина раскрывалось многообразие предметного мира и мира духовного, прививалось внимательное отношение к самому искусству книги. Последующие столетия не дали ни одного подобного букваря.
В настоящее время существуют сотни произведений детской художественной литературы, в том числе и классической, а также тысячи различных книжных изданий, в которых представлены эти произведения. Некоторые издания печатают более экономные варианты книг, с редкими иллюстрациями, как правило, только на титульном листе. Этого бывает достаточно, чтобы ознакомиться с текстом произведения и понять его суть. Но самыми интересными и увлекательными являются книги красочно оформленные, содержащие иллюстрации к наиболее ярким текстам. Самые любимые литературные произведения мы выбираем в хорошем оформлении, с множеством содержательных иллюстраций. Часто детские писатели являются одновременно и оформителями своих книг, сами создают иллюстрации к своим произведениям. В этом случае до нас доходит более полный и содержательный смысл написанного.
Знаменитые художники-иллюстраторы.
Знаменитые детские иллюстраторы 20 века:
Сутеев Владимир Григорьевич (1903 – 1993)
Чарушин Евгений Иванович (1901- 1965)
Зарубин Владимир Иванович (1925-1996)
Щеглов Евгений Борисович (1927-1991)
Эти имена нам знакомы с раннего детства. Их произведения мы любим читать и перечитывать, а красочные картинки навсегда остаются в памяти.
Развитие детских способностей происходит постепенно. Сначала мы умеем видеть и слышать, затем учимся говорить, держать в руках карандаш, создавая при этом детские каракули, и только значительно позже мы осваиваем чтение и письмо. И одним из самых первых предметов познания становится детская книга. Еще совсем маленькому ребенку показывают яркие картинки, объясняя, что они означают, и выражают определенные эмоции, которые они должны вызывать. Так, у ребенка с детства создаются образы, которые он в дальнейшем переносит на реальные предметы. Некоторые произведения детской литературы имеют исторический или вымышленный характер, в них присутствуют несуществующие в жизни персонажи. Когда дети еще не умеют сами читать книжки, они изучают их по картинкам, сами додумывают сюжеты. Так развивается их творческое мышление, фантазия.
Наиболее запомнившиеся события дети изображают сами в виде рисунка. Они или срисовывают картинки из книги, или сами придумывают образы, передавая так свое отношение к героям, перенося свои эмоции на бумагу. Очень интересно бывает потом обсудить эти рисунки с друзьями или родителями, ведь отношение к одним и тем же героям и событиям может быть различным.
Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах.
Иллюстрация как способ привлечения внимания к детской литературе.
В настоящее время интерес к художественной литературе, к самому процессу чтения книг у детей сильно ослабел. Почти во всех современных семьях есть телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры. В продаже существуют тысячи кассет и дисков, множество ярких и увлекательных фильмов. Поэтому как никогда важно привлечь интерес детской аудитории к книге, чтобы сохранить традиции поколений. Литература является своеобразными воротами в науку и искусство. Через книги мы узнаем о прошлом и настоящем, получаем многочисленные знания, которые нам пригодятся в жизни, при выборе профессии и во многих других случаях. Для школьников очень интересно изучать различные энциклопедии. Это наши первые научные знания. Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для детского понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание.
Наверное, как и все дети, я очень люблю рисовать. Рисую пейзажи и натюрморты, графические рисунки и пастельные зарисовки. Особенно я люблю рисовать природу и животных, а также мифических существ из древних народных легенд.
Многие картины я рисую к праздникам в качестве подарков своим родным и близким. Это доставляет мне особенное удовольствие.
Систематически участвую в конкурсах рисунков различных уровней.
Специально для научно-практичекой конференции я подготовила рисунки к известным сказкам: « Кот в сапогах», «Золушка», «Свинопас» и др. В этих произведениях присутствуют сказочные персонажи которые сочетают добро и зло, любовь и ненависть, искренность и коварство. Эти сказки не могут оставить равнодушия, они воодушевляют к творчеству.
Заключение
Красочная иллюстрация к интересному произведению – это и есть то необходимое, что воодушевляет детей к чтению, делает книги интереснее и содержательнее. Так дети учатся познать мир и раскрывают свои способности и таланты, учатся видеть прекрасное.
Интерес детей к чтению и рисованию можно совместить путем организации литературно-художественных кружков. Принимать участие в работе таких кружков могли бы школьники, заинтересованные в чтении дополнительной литературы, обсуждении ее в кругу сверстников, а также художественном представлении заинтересовавших их событий. Это отличное времяпрепровождение, интересное и полезное. Важно, чтобы дети сами участвовали в выборе произведений, сами решали, какой текст они хотят проиллюстрировать. Я думаю, что таким образом можно раскрыть новые таланты, развить творческое начало способных детей.
Список используемой литературы
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как нарисовать зайчика
Юрий Алексеевич Гагарин
Фильм "Золушка"
Прекрасная арфа