Объект исследования: текстовые задачи учебников математики 5-7 классов.
Предмет исследования: наличие задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Цель работы: Обосновать целесообразность использования на уроках математики задач, содержащих сведения о факторах, влияющих на здоровье человека.
Задачи:
1. Проанализировать учебники математики 5-7 классов.
2. Изучить литературу по теме.
3. Составить сборник задач.
Практическое значение исследовательской работы:
разработан сборник задач по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти применение на уроках математики.
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadach.ppt | 363.5 КБ |
Слайд 1
Сборник задач «Математические задачи - источник знаний о здоровье» Автор: Колеконова Яна ученица 9 класса Учитель математики: Ивлиева Марина Васильевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Арбузовка» Номинация: занимательная математикаСлайд 2
Здоровье – это самое главное в жизни. Это и счастье, радость, свобода, труд, спорт и общение с родными и друзьями. Это – сама жизнь. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Много пословиц есть о здоровье, например , «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял», «Где здоровье, там и красота», «Здоров будешь - все добудешь». Сейчас много говорят о здоровье и здоровом образе жизни. Нас убеждают в том, что спорт и физическая культура – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху. Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Математика – один из основных предметов в школе. А может ли математика помочь здоровью? Надо сказать, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках. И я решила составить свой сборник задач. Для этого я использовала факты из разных информационных источников: учебники природоведения и биологии, интернет ресурсы, САНПИН, а найденные статистические данные применила для составления задач. Сборник получился небольшим, но, думаю, очень полезным. Он состоит из 5 частей. 1. Математика и экология. 2. Математика и знание своего тела. 3. Математика и здоровое питание. 4. Математика и здоровый образ жизни. 5. Математика и вредные привычки.
Слайд 3
Объект исследования: текстовые задачи учебников математики 5-7 классов. Предмет исследования: наличие задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Цель работы: Обосновать целесообразность использования на уроках математики задач, содержащих сведения о факторах, влияющих на здоровье человека. Задачи: 1. Проанализировать учебники математики 5-7 классов. 2. Изучить литературу по теме. 3. Составить сборник задач. Практическое значение исследовательской работы: разработан сборник задач по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти применение на уроках математики.
Слайд 4
Сборник задач по математике. 1. Математика и экология. Есть на земле огромный дом под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья, Живешь в том светлом доме ТЫ и все твои друзья. Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем. ПРИРОДОЮ родной земли зовется этот дом. Л.Дайнеко Предлагаю несколько задач, которые можно использовать в процессе изучения математики: Задача №1. Уровень загрязнения атмосферы в РФ остается высоким. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживают 55,1 млн человек, что составляет 53% городского населения России. Сколько человек проживает в городах со сравнительно чистым воздухом? (Статистические данные – интернет)
Слайд 5
Задача №2. По данным Росгидромета, в Российской Федерации в 2011г. забор воды из природных водных объектов составил 77 млрд 640 млн куб. м. Структура водопотребления характеризуется следующими показателями: производственные нужды – 60,2%, хозяйственно-питьевые нужды – 15,8%, орошение – 13,2%, сельскохозяйственное водоснабжение – 0,5%, прочие нужды – 10,3%. Сколько млн куб. м. воды пошло на хозяйственно-питьевые нужды? (статистические данные – интернет) Задача №3. В 2011г. объем образования отходов производства и потребления в России составил, по данным Роспотребнадзора, 4,3 млрд т, что на 16,2% больше объема отходов, образовавшихся в 2010г. Каким был объем образования отходов производства и потребления в России в 2010 году? Задача № 4. Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал 5 ходок? Расстояние от вокзала до деревни равно 15 км. Задача №5. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей на место 15 вырубленных взрослых?
Слайд 6
Задача №6. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать? Задача №7. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы. Задача №8. Для изготовления пяти одинаковых скворечников потребовалось изготовить 20 прямоугольных и 10 квадратных дощечек. Сколько дощечек потребуется для одного скворечника? Задача №9. Высокий уровень шума, воздействующий на органы слуха в течении нескольких часов, может привести к снижению остроты слуха. Выясните, какой шум опасен для вашего здоровья, если он составляет 367% от нормального уровня шума в 30 дб. Задача №10. На территории Смоленской области протекает 1150 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется?
Слайд 7
2. Математика и знание своего тела Задача №1. Одна таблетка лекарства весит 30 мг и содержит 8% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,2 мг активного вещества на каждый кг веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку весом 6 кг в течение суток? (сборник ОГЭ) Задача №2. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? Задача №3. Нормальный вес человека условно равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли считать нормальным вес в 90 кг, если рост мужчины составляет 168 сантиметров? Каким должен быть его нормальный вес? Задача №4. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? Задача №5. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 50 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?
Слайд 8
Задача №6. Статистика по состоянию здоровья школьников нашей страны неутешительна – только около 3% выпускников абсолютно здоровы. Сколько здоровых выпускников покинут школу в текущем году, если всего их 80? Задача №7. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут? Можно ли считать человека здоровым, если за 15 секунд его сердце делало 19 ударов? Задача №8. Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения для учащихся 8-11 классов может составлять до 25 минут от урока. Сколько процентов учебного времени на уроке может быть занято просмотром этих изображений? Задача №9. В нашем кабинете стоят 8 столов: 2 с красной маркировкой, 2 с зелёной маркировкой, 4 с голубой маркировкой. Столы с красной маркировкой соответствуют росту ребёнка 145-160 см, с зелёной – 160-175, с голубой -175 и выше. В этом кабинете занимаются 4 класса. В 5 классе 11 учеников ростом от145 до 160см, в 7 классе 3 ученика ростом от 145 до 160 см и 3 ученика ростом от 160 до 175 см, в 8 классе 4 ученика ростом от 160 до 175 см, в 9 классе 3 ученика ростом от 145 до 160 см, 5 учеников ростом от 160 до 175 см, и 3 ученика выше 175 см, в 11 классе 3 ученика ростом от 160 до 175 см и 3 ученика от 175 см. Правильно ли подобраны столы в кабинете? Нужно ли заменить или поставить ещё столы и каких маркировок, если площадь кабинета допускает постановку ещё двух столов? (СанПиН)
Слайд 9
3. Математика и здоровый образ жизни Задача №1. Спортсмен, рост которого 1 м 85 см, прыгая с шестом, преодолел планку на высоте, которая в 3 раза превышает его рост. На какой высоте стояла планка? На сколько сантиметров высота планки больше роста спортсмена? Задача №2. Один спортсмен пробежал расстояние 800 м за 1 мин 41 с, а другой за 104 с. Чей результат лучше? Задача №3. Для спортивной школы купили 14 мячей, гантелей на 34 штуки больше, чем мячей, а гимнастических матов в 6 раз меньше, чем гантелей. Сколько гимнастических матов купили? Задача №4. В течение четырёх дней врач принимал каждый день по 11 больных, а на пятый день он принял 19 больных. Сколько больных принял за 5 дней? Часто ли вы болеете? Задача №5. Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1,5 ч. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется? Задача №6. Бегун пробежал 450 м за 50 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна. Ответ дайте в км,ч.(Сборник ОГЭ)
Слайд 10
Задача №7. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? Задача №8. Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Кукую часть суток спит взрослый человек? Сколько часов проспит взрослый человек за неделю? Задача №9. Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Ребёнок должен спать 11 ч в сутки. На сколько процентов сон ребёнка должен быть больше сна взрослого человека? Задача №10. Составь режим дня школьника по решению задачи. Занятия в школе длятся 5 часов. Сон в 2 раза больше, чем занятия в школе. Прогулка на 3 часа меньше, чем занятия в школе и на 30 минут больше, чем подготовка уроков на следующий день. Остальное время занимает досуг. Зачем нужно соблюдать режим дня? Задача №11. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Какова вероятность, что в среду у пятиклассников будет урок физкультуры, если у них пятидневная рабочая неделя и в расписании на день физкультура не повторяется.
Слайд 11
Математика и здоровое питание Задача №1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Мама дала сыну 2 таблетки поливитамина. Сколько граммов витамина С получил ребёнок? Почему мама убирает баночки с витаминами и лекарствами в недоступное для детей место? Задача №2. В июле ребята заготавливают для школьной столовой 5 кг липы. Сколько стаканов чая можно будет заварить, если на один стакан идёт 2 г цветов? На сколько дней хватит липы, если в школе питаются 70 человек? Задача №3. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 40 кг на один день. Задача №4. Таня, Вова и Саша помогали бабушке собирать в саду яблоки. После этого Таня съела 7 яблок, Вова – на 3 яблока меньше, а Саша съел столько же, сколько Вова. Сколько всего яблок съели дети? Вскоре у детей разболелись животы. Почему? Задача №5. Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время?
Слайд 12
Задача №6. В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. Сколько приблизительно воды выпьет человек за 14 лет жизни? Задача №7. В летнем лагере на каждого участника полагается 40 г сахара в день. В лагере 164 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 9 дней? Задача №8. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? Задача №9. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 6 литров маринада? Задача №10. Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 27 кг вишни? Задача №11. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
Слайд 13
5. Математика и вредные привычки Задача №1. Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день? Задача №2. В нашей школе было проведено анонимное анкетирование, которое установило, что 25% старшеклассников пробовали курить. Определите, сколько старшеклассников пробовали курить, если всего опросили 20 учащихся. Задача №3. Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому? Задача №4. Некоторые фирмы за одну и ту же работу курящим работникам устанавливают заработную плату на 5 тысяч меньше, чем некурящим. На сколько процентов меньше получит курящий человек по сравнению с некурящим, если заработная плата составляет 25000 рублей.
Слайд 14
Задача №5. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько будет весить новорожденный, если: курит папа; курит мама; курят оба. Задача №6. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми? Задача №7. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить? Задача №8. Сердце здорового человека бьется 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курящего человека за сутки? Задача №9. По данным зарубежных экспертов в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина – самого страшного и опасного наркотика. Это количество в 3,5 раза больше чем в США и Канаде вместе взятые и в 2 раза больше чем в Китае, и это не смотря, что в Китае миллиардное население. Сколько тонн героина (приблизительно) оседает в США, Канаде и Китае вместе. Что произойдёт с нашей страной, если ничего не изменить?
Слайд 15
Здоровье-это самое ценное, что есть у человека. В одной из пословиц говорится «было бы здоровье, а остальное приложится». В период обучения в школе многие дисциплины знакомят школьников с основами здорового образа жизни. А математика? Каким же образом математика может стать источником знаний учащихся о здоровье человека? Я подумала, так как в математике много текстовых задач, то именно через содержание задач можно знакомить учащихся с фактами из реальной жизни о здоровье человека. Решение задач с таким содержанием не только способствует сохранению здоровья, но и пропагандирует здоровый образ жизни, вызывает негативное отношение к вредным привычкам, в ненавязчивой форме обучает правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Для составления задач я использовала различные информационные источники. Читая информацию об экологии, изучая статистические данные об уровне наркомании, алкоголизма в России, о вреде курения для всего нашего общества, я пришла к выводу, что наша страна находится в ужасной ситуации. С этим нужно что-то делать. Я пришла к выводу, что математика так же, как и другие школьные дисциплины может помочь сохранить и укрепить здоровье. Мой сборник пока очень мал, но, думаю, будет полезен. Моя идея может заинтересовать и других учеников. Я надеюсь, что она станет хотя бы маленьким кирпичиком задания под названием «Здоровье нации». Берегите себя, свое здоровье и тогда жизнь станет прекрасной и удивительной.
Слайд 16
Литература 1. Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". 2. Решение текстовых... 2. festival.1september.ruРешение текстовых задач 3.Математика здоровья Сборник задач по математике о здоровье... nsportal.ruap…drugoe/matematika…sbornik…zdorove… 4. Культура здоровья на уроках математики и во внеурочной работе в рамках...uchportal.ruСтатьи23-1-0-3886
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Три загадки Солнца
Лиса-охотница
Как нарисовать лимон акварелью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?