Данная работа рассказывает о династии педагогов Новиченковых, состоящая из 15 представителей разных поколений. Её общий педагогоический стаж составляет 484 года!
Вложение | Размер |
---|---|
a.docx | 46.85 КБ |
Введение
Гипотеза: Педагоги династии Новиченковых внесли большой вклад не только в становление и развитие системы образования и воспитания, но и многое сделали для развития района и поселка.
Цель: Изучить историю династии, определить её вклад в развитие района.
Задачи:
- встретиться с представителями династии;
- опросить родственников об известных им фактах из истории семьи;
- изучить материалы, хранящиеся в семейных архивах;
- собрать биографические сведения и систематизировать собранный материал;
- составить генеалогическое древо династии Новиченковых;
- посчитать общий педагогический стаж династии;
- определить вклад в развитие образования, района;
-защитить работу.
Актуальность: Сориентироваться в выборе профессии всегда сложно. Кто поможет в этом? Родители, учителя. Именно эти люди сопровождают нас в течение всей жизни. Наши школьные наставники несли и несут доброту сердца и свет образования детям. Они любят свою работу, воспитывают любовь ко всему окружающему и к учительской профессии в своих детях. Только так рождается династия. Она проверена и временем, и поколениями, а значит, приобретает знак качества , что особенно значимо.
3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кесовогорская средняя общеобразовательная школа
имени дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина
Краеведческие чтения
«Кесовогорский край : история, традиция, культура»
Номинация «Летопись родного края»
Исследовательская работа по теме:
«Династия педагогов Новиченковых».
Выполнил: Майоров Всеволод,
учащиеся 7 «Б» класса.
Руководитель: Морозова
Людмила Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
п. Кесова Гора, 2016г.
Оглавление:
1.Введение____________________________________________3стр.
2.Основная часть_______________________________________
Глава1
Вступление__________________________________________________________4стр.
Глава 2
Династия Новиченковых____________________________________5-10стр.
Глава 3
Из воспоминаний учеников, коллег___________________________11-12стр.
Заключение______________________________________________13-14стр.
Список литературы_____________________________________15 стр.
Приложения
Глава 1
Вступление
В прошлом учебном году я работал над проектом « Моя малая родина: природа, культура, этнос». Собирая материал, встречался и беседовал со старожилами родной деревни Елисеево. У села есть своя история, и мы , её жители, гордимся ей. Особую ценность села составляет её население. Много замечательных людей живет на елисеевской земле. Каждый здесь на виду. Особенно учитель. Как сдали экзамены, куда поступили, как устроились в жизни ученики. В этом большая заслуга учителей: бывших и настоящих. И династии педагогов здесь играют немаловажную роль.
4
Основная часть
Глава 2
Династия Новиченковых
Педагогические династии – наша гордость. Они вносят огромный вклад в дело образования и воспитания школьников. В нашей деревне сложилась такая династия, и я этим горжусь. Это люди, которые преданы гуманной профессии, служили и служат детям.
А начну я свой рассказ о династии Новиченковых с Поликарповой А.В., посвятившей всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Она бывший директор Елисеевской школы, учитель немецкого языка, химии. Эту добрую, не утратившую живой интерес к жизни женщину я знаю давно. Но по – настоящему заинтересовался её личностью и судьбой , когда брал у неё интервью для предыдущей работы. Именно тогда я впервые услышал о сложившейся династии Новиченковых, почетным представителем которой и является моя собеседница.
«В деревне Карабузино 1934 года я появилась на свет. Училась в Брылинской сельской школе ,затем в Кесовогорской средней школе, которую окончила в 1952 году. Я выросла в многодетной семье, нас было шестеро детей. Детство и юность совпали с тяготами военного и послевоенного времени. Отец погиб в сентябре 1943 года. Старшей сестре ,Кате (Новиченкова Екатерина Васильевна – учитель русского языка и литературы - именно с неё и начинается наша династия, -работала 1944года по 1995-стаж 51год)
было в 1941 году 15 лет. Она окончила семь классов, а брату Васе 14 лет. Он окончил шесть классов. Остальные братья и сёстра были младше их. Встал вопрос: кто должен учиться, а кто работать? Мой отец очень дружил с учителем начальных классов, Михаилом Михайловичем Смирновым. Друг постоянно твердил отцу, что Катя умная, очень ответственная, грамотная, сообразительная. Она обязательно должна стать учительницей, заменить его в нашей школе. Об этом все знали у нас. И Вася решил, что учиться должна сестра, а он заменит в колхозе ушедшего на фронт отца. Сестра окончила Кесовогорскую среднюю школу в 1944году и с сентября была назначена учителем начальных классов в Воробьёвскую начальную школу. Так зародилась наша династия. Тогда об этом никто и не думал. Брат так и остался с образованием шесть классов .Он и мама работали, чтобы прокормить нас и старую бабушку - мать нашего отца. В такое трудное время учительский заработок был « кладом». Все от мала до велика помогали в работе по дому. И уже тогда мы , все младшие, с упоением слушали её рас сказы о школе и понимали, что она любит свою работу.
5
Рассказы были очень эмоциональными, и у «нашей учительницы» ( так мы ласково называли её дома) горели глаза. Её истории из опыта работы были интереснейшим открытием для нас.
Она, требовательная к себе, была требовательной и к окружающим. Ценили и уважали Екатерину Васильевну дома и на работе. Её разговоры были только о школе и детях, этим и жила. Поэтому это не могло не сказаться в семье. Её сын , Николай, стал тоже учителем( физики ).
Мне , Поликарповой ( Новиченковой) Антонине Васильевне ,как и всем, было интересно, и поэтому я не думала о выборе профессии, а твёрдо для себя решила - идти по стопам сестры (а она уже заканчивала заочно педагогический институт).Для этого необходимо образование . Учиться очно не было финансовой возможности. На выпускном вечере десятиклассников заведующая РОНО Майорова С.С. обьявила: «Кто хочет работать учителем немецкого языка с условием поступления в это лето педагогический институт заочно, приходите завтра в РОНО, оформим направление». Мечта почти сбывалась! Я очень дружила с моей двоюродной сестрой, Мораловой Лидой. Училась с ней с первого по десятый класс, и обе мечтали об одном. Очень показательным был пример нашей Кати. Он стал для нас целью всей жизни. Итак, с 1952 года мы с сестрой учителя немецкого языка: я в Дубовской семилетней школе, она в Польцовской(тогда это был наш Кесовогорский район). Поэтому наша династия учителей, благодаря доброй рекомендации нашего незабываемого учителя Смирнова М.М., имеет две ветви Мараловых и Новиченковых.
Как сложилась судьба нашей семьи? Брат Вася был призван в армию. Там разрешали учиться в вечерней школе. Он закончил семь классов и вместо побывки домой в августе сдал экзамены в школу машинистов в Лодейном поле(она давала среднее образование),которую закончил после демобилизации. Брат Иван закончил Кашинский сельскохозяйственный зооветтехникум. Остались младшие ,Анна и Юрий, для которых не вставал вопрос с выбором профессии: как сёстры, быть учителями. Анна окончила институт с правом преподавания биологии и химии. Её стаж работы составил 24 года. Юрий стал учителем географии. Проработал в школе 20 лет.
Его жена, Новиченкова Людмила Ивановна, тоже была учителем ( математики) . И отдала этой профессии …
Одна из их дочерей , Новиченкова Евгения, окончила Торжокское педагогическое училище и получила специальность – учитель начальных классов. Но по специальности не работала. Стала воспитателем и долгое время возглавляла педагогический коллектив детского сада «Берёзка» в д.Зав.Горка. Потом перешла на работу в поселковый детский сад «Ласточка». Затем решила попробовать себя в торговле. Работала в магазине «Запчасти». Как ей казалось, с людьми, но легче. Но скоро поняла, что глубоко ошиблась.
6
Скучала по прежней работе, тянуло к детям. И вскоре вернулась к любимой профессии.
И сейчас работает в детском саду №1 поселка Кесова Гора воспитателем.
Так вот из шести детей семьи Новиченковых четверо стали учителями в нашем районе и работали в разных школах: Троицкой, Дубовской, Брылинской, Гребнёвской, Сутокской, Лисовской, Васильковской, Елисеевской. Так получилось, что и муж мой был учителем.
В 1957 году я вышла замуж за учителя физики и математики Елисеевской школы , Поликарпова Владимира Фёдоровича. Связав свою жизнь с елисеевской землей, с 1958 года работала в Елисеевской школе и учителем, и директором. Мой общий педагогический стаж составляет 48 лет.
Владимир Фёдорович ( 40 лет педагогического стажа)тоже из семьи учителей - его дядя Жуков Сергей Сергеевич - бывший директор Елисеевской школы, для которой он тоже многое сделал. С 1939года именно при его руководстве семилетняя школа стала десятилетней. Позднее он возглавил РОНО Кесовогорского района. Его стаж работы в педагогике составил 50 лет. Владимир Фёдорович родился в д.Поповка. часто бывал в доме у своего дяди. Жил, можно сказать в окружении учителей. Жена дяди и сестра тоже были учителями. Выбор учительской профессии был и для него неслучаен. Ему пришлось ещё трудней начинать работать в школе. В 1944году он был призван в армию. Образование его составляло всего семь классов. По возвращении из армии он работал библиотекарем в школе и окончил Краснохолмское педучилище заочно. Ему предложили работать учителем в начальных классах. Согласился. Позднее окончил педагогический институт и получил специальность - учитель математики и физики. Все оканчивали институт заочно. Учились без отрыва от «производства». Работал, вел кружок электромехаников. Под его руководством учащиеся создали при школе электростанцию! В классах светлее стало, появилась возможность просматривать фильмы. Возникла необходимость в создании нового кружка – кинодемонстрантов. И среди учеников появилось много «юных киномехаников». Были и такие, кто с этим связал свою дальнейшую жизнь. Кроме этого Владимир Федорович возглавлял производственную бригаду по выращиванию овощей. И ребята добивались высоких результатов по их выращиванию, особенно капусты. За долгих сорок лет работы накопил богатый багаж наград.( См. Приложение 1)И про учебу не забывал. За свою работу неоднократно награждался Почетными грамотами и благодарностями.
Тяжело было учиться, но была цель, к которой стремились. В те времена с заочников требовали знаний. Между сессиями нужно было выполнить контрольные. Тогда списать было невозможно (ни Интернета, ни компьютера, даже учебников в сельских библиотеках для института не было).Не знаешь, не писал конспекты на лекциях в сессию, не сумел достать учебник, не сделал контрольную в срок, не допустят до экзаменов. У меня был учебник один на двоих с подругой из Васильковской школы.
7
Когда поджимали сроки отправления контрольных, приходилось идти туда или ей ко мне, а это восемнадцать километров!!!
И часто пешком. Нужны были знания. Часто приходилось сидеть ночами и «зубрить», кроме того, что надо знать материал для уроков, проверить тетради.
В сельских школах учитель вёл кроме своих предметов по специальности ещё другие предметы. Уже в первый год в Дубовской школе мне предложили, кроме немецкого языка, физику в 6 классе, а в седьмом вёл директор Андреев Николай Андреевич - очень добрый, спокойный, отзывчивый человек. Он меня многому научил. В школе по тем временам был хороший кабинет физики, так что я уже хорошо разбиралась в приборах по предмету. Это помогло мне в дальнейшем, когда меня перевели в Троицкую школу, где мне предложили немецкий язык , физику и химию в шестых – седьмых классах. В этой школе седьмой класс был первым выпускным. Наглядных пособий почти не было. В свой методический день ходила в Дубовскую школу и просила приборы и химические реактивы. В следующий выходной несла обратно. Делать опыты по химии мне помогала лаборантка Брылинского молокозавода : давала , кислоты, лакмус. Дорога в Троицкую школу из Карабузина проходила мимо молокозавода. Расстояние от дома до школы - пять километров, дорога большей частью узкая тропинка ,по которой ходили рабочие молокозавода, почтальон и я. Зимой в заносы на лыжах ходили или по дороге в обход через Брылино, а это лишние километры. Но молодость и любимая работа не вызывали уныния, раскаяния. А как было радостно подходить к школе, когда тебя встречают шумной толпой и несут твой портфель с тетрадями! Потом в 1958 году начала работать в Елисеевской школе учителем немецкого языка. Появились собственные дети. В школе количество учащихся стало меньше, сократились классы, а значит и число учителей. Пришлось снова вести и другие предметы: кроме немецкого языка, опять химия. Теперь уже самой пришлось разбираться в кабинете химии. Он был полон всего. Спросить было не у кого, так как учитель химии скончался скоропостижно. Приходилось за помощью обращаться к своей бывшей учительнице Брылинской школы Смирновой Надежде Петровне. Сходить из Елисеева в Брылино 12 километров, если просёлками , и все , если через Кесову Гору. Позвонить или узнать по телефону не было сначала возможности. Но чаще всего я ходила к своей старшей сестре Кате, учителю русского языка Брылинской школы .Она была всегда рада, но на правах старшей ,строго спрашивала о работе, о том, что читаешь, как работаешь с классом, о разных новинках в образовании: «Что, неужели не читала? Не знаешь? Ты что?» В 1962году меня назначили директором школы. Проработала 6 лет и ушла по собственному желанию, так как заболел мой сын Саша, ученик третьего класса. За эти шесть лет свалилось работы по перестройке: сначала интерната, затем школы. Вспоминая старое , я убеждаюсь, что мне в жизни всё – таки повезло. Кроме работы я встретила много добрых, хороших старших друзей и наставников,
8
умевших вселить уверенность и помочь во всём.
Это Архипова.М.И, Андреев, Н.А,Бритов, П.Г,Бритова, Т.И,Смирнова ,Н.П,Ушакова, А.В,Строганов. Может быть, мы жили в другое, трудное, но доброе время, когда и чай с хлебом казался особенно вкусным.
Часто спрашиваю себя: «Может, сожалею я о том, что выбрала такую судьбу, такие трудности, ведь учительская работа не из лёгких?» И сама себе отвечаю, оглядываясь назад: « Нет, нисколько не сожалею. Сколько поколений прошло через мои руки. Судьбе практически каждого жителя нашего округа я сопричастна.»
За время работы Антонина Васильевна собрала солидное «портфолио»: множество грамот и благодарностей, имеются значки и медаль «Ветеран труда» ( См. Приложение 2) Все это бережно хранит Антонина Васильевна для будущих поколений. Самой дорогой наградой для неё является грамота о присвоении звания «Почётный житель района».
Горжусь тем, что я воспитала достойных детей. Всем дали с мужем достойное образование. Моя дочь , Тимошина Ольга Владимировна, для себя выбрала педагогическую стезю. Она по окончании Калининского университета работала в Лисковской школе учителем математики , потом в с. Моркины Горы. Бежецкого района. Её стаж работы в школе составляет 7 лет. В 1994 году перешла работать в Отдел образования на должность главного специалиста и продолжает трудиться там. С детства Ольга Владимировна была активной. Об этом говорят многочисленные награды. ( См. Приложение 3)Участвовала в различных соревнованиях и занимала призовые места. Особенно ей нравились лыжные гонки. Хорошо училась, за что поощрялась грамотами и похвальным листом. « Родители большую часть времени проводили в школе, я с ними. Можно сказать, всей семьёй жили в школе.» - вспоминает Ольга Владимировна.
« Среди моих учеников многие выбрали профессию педагога. – продолжает свой рассказ А.В. Поликарпова.- Среди них
- Агафонова Валентина Александровна, учитель Брылинской и Николо – Поточинской школ ;
- Соколова Вера Ивановна , директор и учитель Матвеевской школы;
-Бойко Валентина Николаевна;
- Киселёва Нина Николаевна;
- Епишина Ольга Сергеевна;
- Новожилова Валентина Владимировна;
- Москалец Любовь Николаевна;
- Борисова Светлана Васильевна;
- Новиченкова Евгения Юрьевна;
- Демидова Елена Петровна;
- Козликова Елена Николаевна.
9
10
Глава 3
Из воспоминаний бывших учеников
Кувина Н.А.:
Антонина Васильевна вела у нас немецкий язык – предмет, который многим казался крайне трудным, но она старалась заинтересовать нас. Много рассказывала о Германии, приносила и показывала письма, открытки и даже кукол, которые присылали классу , где Антонина Васильевна была классным руководителем. Многие девочки из того класса вели переписку с ребятами из ГДР. И все это благодаря Антонине Васильевне. Она была строгим и требовательным учителем, но всегда оставалась добрым и чутким человеком. Оставляя нас после уроков, делала это не в наказание, а превращала это в бескорыстную помощь по изучению предмета. В 7 – 8 классе преподавала у нас еще и химию. Эти уроки были нам особенно интересны. В кабинет химии бежали наперегонки. Здесь нас ждали опыты. Трудности вызывали задачи. Но Антонина Васильевна ,не считаясь со временем, учила нас этому после уроков и даже в интернате.
Антонина Васильевна душой болела за спортивную жизнь школы. Она почти всегда ездила на районные соревнования, подбадривала нас, следила за каждым, радовалась нашим победам и огорчалась за неудачи. Всегда была рядом.
А сколько внимания она уделяла художественной самодеятельности! Лично присутствовала на репетициях. Мы очень часто выступали в нашем клубе, ездили по району.
Ни одно лето не обходилось без похода! Не забываемы были поездки в г. Кашин, Москву, Ленинград . И во всем Антонинина Васильевна была организатором и активным участником. Всегда среди нас, учеников.
Прошло уже более 40 лет, как я окончила школу, но часто вспоминаю эту прекрасную пору своей жизни. Антонина Васильевна запомнилась мне как справедливый, энергичный, добрый человек и учитель.
В.С.Борисова
С Антониной Васильевной мы не только односельчане, коллеги. Имея большой и богатый жизненный опыт, он всегда могла поддержать, дать совет в личной жизни и тем более в работе. Она во всем для меня наставник, пример для подражания. Это очень терпеливая, выдержанная женщина,
никогда никому не ответит грубым словом. А сколько в ней оптимизма,
любви к жизни и людям!
11
Даже находясь на заслуженном отдыхе, не теряла связи со школой. Приходила, помогала, болела душой за пед. коллектив, за учащихся. А мы были рады её участию в жизни школы.
12
Заключение
В результате исследования я пришел к следующим выводам:
2.Здесь значителен вклад каждого её члена. Педагоги Новиченковы воспитали не одно поколение жителей Кесовогорского района, и не только. География их деятельности выходит далеко за рамки района : учителя из этой династии трудятся в Московская и Ленинградской областях .
13
Внесли большой вклад не только в становление и развитие системы образования и воспитания, но и многое сделали для развития района и поселка. Взрастили не одно поколение педагогов, электромехаников, киномехаников и просто замечательных тружеников села.
3. Учителя этих династии своим собственным примером воспитывали любовь к родине, верность выбранной профессии, ответственность за доверие земляков.
Мне скоро тоже делать свой профессиональный выбор. Слушая рассказы Антонины Васильевны, я понял, что семья, её традиции играют немаловажную роль в профориентации. В нашей семье бабушка, Дмитриева Валентина Дмитриевна, проработала фельдшером 40 лет. Мама, Дмитриева Оксана Валентиновна, пошла по её стопам и работает фельдшером в д. Елисеево уже 19 лет. Скорее всего, я пойду по их стопам и стану врачом. Мне интересна биология. И тогда в нашей семье в моем лице продолжится династия медицинских работников.
14
Список литературы
1.Газета « Сельский труженик» от 6.10.1984
2.Газета «Сельский труженик», июнь 2000 г.
июль 2002 г.
3.Газета «Тверская жизнь» от 26.08.2014г., №157
4. Документы, фотографии из семейного архива Поликарповой А.В.,
Тимошиной О.В.
5. Интервью с членами династии (Поликарповой А.В., Тимошиной О.В., Новиченковой Е.Ю.)
6. Интервью с бывшими учениками ( Кувина Н.А.) и коллег ( Борисова В.С)
15
Награды В.Ф.Поликарпова
Приложение 2
Награды А.В.Поликарповой
Приложение 3
Награды О.В.Тимошиной
Приложение 4
Генеалогическое древо династии Новиченковых
Лист Мёбиуса
Горка
Дерево в снегу
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Компас своими руками