В работе говорится о становлении станиц в Динском районе Краснодарского края.
Вложение | Размер |
---|---|
dinskoy_rayon.rar | 1.07 МБ |
Заселение территории Динского района Кубани
в пореформенный период
Ковальчук Екатерина
Ученица 10 класса БОУ СОШ № 21 С.Красносельское
Динской район
Краснодарский край
Научный руководитель:
Сороченко Любовь Ивановна
Учитель истории и обществознания
БОУ СОШ № 21
С. Красносельское
Динской район
Краснодарский край
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Заселение территории Динского района Кубани в пореформенный период.
I.1. Характеристика куренных селений с 1792 по 1840 годы.
I.2. Динской курень, ныне станица Динская.
I.3. Васюринский курень, ныне станица Васюринская.
I.4. Пластуновский курень, ныне станица Пластуновская.
I.5. Мышастовский курень, ныне станица Старомышастовская.
I.6. Нововеличковское куренное селение.
I.7. Титаровское поселение, ныне станица Новотитаровская.
II. Социально-экономическое развитие станиц Динского района Кубани с 1840 по 1861 годы.
II.1. Характеристика куренных селений с1840 года.
II.2. Динской курень.
II.3. Васюринский курень.
II.4. Пластуновский курень.
II.5. Мышастовский курень.
II.6. Нововеличковский курень.
II.7. Титаровский курень.
III. Хозяйственное развитие станиц в дореформенный период.
III.1. Сельское хозяйство.
III.2. Промышленность.
IV. Культура и быт станиц в дореформенный период.
IV.1. Религия.
IV.2. Образование и культура.
IV.3. Быт и культура.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение.
Обширные и бескрайние просторы прикубанской низменности своими плодородными землями привлекали многие народы.
Беспокойным, с перезвоном металла был для кубанской степи конец XVIII века. Россия спешно занималась вопросами строительства южного оборонительного рубежа, т.к. Турция и Англия, не желая укрепления государства Российского, разжигали ненависть народа Кавказа к русским.
Историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных её регионов. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему.
Целью моей работы является изучение образования и становления станиц в Динском районе. «История непрерывна, её нельзя повернуть вспять, но её надо знать и помнить, ибо история нашего края – это часть общероссийской истории, это часть нашей общей биографии»1. В связи с повышением научного, историко-познавательного интереса кубанцев к своему прошлому актуальность данной работы возросла и она имеет важное практическое значение.
«Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие его останки на Кубани относятся ко времени 600-700 тысяч лет назад»2.
Специального монографического исследования по истории Кубани нет. Ценный фактический материал по данному вопросу разбросан по многочисленной литературе.
Наиболее важным ориентиром в в изучении истории Кубани является использование новейшей научной литературы и первоисточников, прежде всего документальных материалов.
Изучением истории Кубани посвящены труды следующих авторов:
____________________________________________________________
1. Ратушняк В.Н. История Кубани. С древнейших времен до конца XIX века. Краснодар. 2000, с. 3.
2. http://www.wikipedia.org/wiri/
В.Н. Ратушняка, И.И. Марченко, Т.В. Феофилактовой, Г.Н. Шевченко, О.В. Матвеева, В.Н. Черникова, П.П. Матющенко, О.В. Ратушняка, А.М. Авраменко, В.П. Громова, А.И. Мархоцкого, Ф.А. Щербины и др.
Подходить к этим трудам следует с позиции историзма, с учетом того нового, что наработано отечественной исторической наукой на современном этапе.
I. Заселение территории Динского района Кубани в дореформенный период .
I.1. Характеристика куренных селений с 1792 по 1840-е годы .
Казачьи переселенцы на Кубани возникли при оседании на постоянное жительство так называемых куреней, то есть полков. Динской курень относится к старинным куреням Запорожья. В преданиях говорится, что после разгрома народного восстания на Дону, которое возглавлял Кондратий Булавин, остатки повстанческих казаков – борцов против царского гнёта бежали "в вильну Запорожскую Сечь" и основали там курень Динской. Дон по-украински произносится как Дин, поэтому и курень назвали Динской.
После разгона Запорожской Сечи (1775) в 1792 году правительством Екатерины II в Грамоте от 30 июня она жаловала земли юга России, чтобы укрепить границы России с Турцией. Из-за Буга на Кубань были переселены остатки запорожцев, но уже в качестве Черноморского казачьего войска.
«14 января 1788 года Екатерина II поручила князю Г.А. Потемкину-Таврическому, главному администратору страны решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учетом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани». В апреле 1790 году князь Потемкин-Таврический определил треугольник между Черным морем, Бугом и Днестром местом поселения черноморцев.
В конце февраля 1792 г. в Петербург во главе с войсковым судьей А. Головатовым была отправлена специальная депутация с целью получения жалованной грамоты на право владения будущими казачьими землями.
Выданная императрицей жалованная грамота от 30 июня 1792 года совершенно точно определяла лишь западные и и северные пределы войсковой территории. Черноморское войско получало остров Фанагорию. От низовьев Кубани граница шла вверх по реке до устья р. Лабы, с одной стороны, и по берегу Азовского моря вплоть до устья р. Еи, с другой стороны. В общей сложности российская императрица пожаловала Черноморскому казачьему войску примерно 30691 квадратную версту земельных и водных угодий».1
Следующим важным шагом войскового правительства в организации жизни черноморцев на новых местах явилось упорядочение заселения и «привязка» 40 куренных селений к определенной местности. 15 февраля 1794 года собирается сбор казаков от всех куренных селений. В этот день состоялась жеребьевка мест поселений куреней.
Формы землевладения и землепользования казаков определялись «Порядком общей пользы». Согласно этому акту, вся земля являлась собственностью всего казачьего войска.
«Порядок общей пользы – документ регламентирующий управление,
расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске. Принят 1 января 1794 года, составлен кошевым атаманом З. Чепегой, войсковым судьей А. Головатым, войсковым писарем Т. Котляревским. В нем объявлялось о сформировании войскового правительства, « навсегда управляющего войском на точном и непоколебимом основании всероссийских законов» Резиденцию войскового правительства было решено устроить при р. Кубани, в Карасунском Куте, и назвать ее « для вечного достопамятства» царицы Екатерины Алексеевны градом Екатеринодаром». Для заведения и утверждения по всей войсковой земле « благоустройного порядка» на территории ЧКВ была разделена на пять округов: 1) Екатеринодарский для местностей, тяготеющих к войсковому граду; 2) Фанагорийский в Тамани; 3) Бейсугский в районе Бейсуга и Челбас
до Ачуева; 4) Ейский по р. Ее с прилегающими местами; 6) Григорьевский со стороны Кавказского наместничества»2.
По старому запорожскому обычаю был брошен жребий, распределивший местоположение 40 куреней – поселений, получивших
_______________________________________________________________
1. http://www.krasnodar.ru/content/441/show/3860.
2.. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997, с. 355.
впоследствии название станиц.
«Из наказа Войскового правительства Черноморского казачьего войска от 1 января 1794 года: «По воинской дисциплине ради собрания войска, устроения довлеемого порядка и прибежища бездомовних казаков во граде Екатеринодаре выстроить 40 куреней под названием сим – Екатерининский, Кислякивский, Иванивский, Конелевский, Сергиевский, Динский, Крилевский, Каневский, Батуриеский, Поповичевский, Васюринский, Незамаевский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаревский, Шкуренский, Коренеевский, Рогивский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянкивский, Нижестиблиевский, Вышестедлиевский, Джерелиевский, Переясловский, Полтавский, Мишастовский, Менский, Тимашевский, Величкивский, Леушкивский, Пластунивский, Дятькивский, Брюховецкий, Ведмедивский, Платнировский. Пашкивский, Кущевский, Березанский»1.
В сформированных военно – административных единицах учреждались окружные правления из полковых писарей, есаулов и хорунжих. Каждое правление имело свою отличительную печать с изображением, присущим данной местности. Окружные правления во всем были подотчетны перед войсковым правительством во главе с кошевым атаманом. Главную их обязанность составляло наблюдение за исправностью
вооружения и готовностью к военным действиям казаков, « чтобы на войсковой земле за всяким делом: ездить, ходить, хлеба пахать, рыбу ловить, скот на пастьбу гонять – без военного оружия никто не дерзал, а и кто в сем ослушанным окажется, на том же месте штрафовать». Относительно форм владения « Порядок общей пользы» предусматривал привилегии для старшин, « в отменное воздаяние» которым, «яко вождям-наставникам и попечителям общих сего войска благ, при своих хуторах сродственников и вольножелающих людей поселять дозволяется и
________________________________________________________________
1. Ратушняк В.Н. История Кубани. С древнейших времен до конца XIX. Краснодар, 2000, с.103.
определять их земли по штатной росписи». Выдаваемыми « открытыми листами» войсковое правительство попыталось ввести частную собственность на земли, принадлежавшие всему войску. В заключительной части документа установлены обязанности населения по отражению набегов «закубанских зловредных сосед».
«В 1777 году, приняв Кубанский корпус, сюда прибыл великий русский полководец А. В. Суворов, под началом которого уже к лету 1778 года была создана Кубанская оборонительная линия. Она протянулась от Тамани до Ставрополя на 140 верст. С именем полководца связана и легенда о происхождении названий трех рек Кочеты. Визирь-паша турецкий решил "сделать русским перехват" – ни одной подводы с провиантом не пропустить в крепость, что выросла на высокой горе при слиянии Кубани с Лабой, – форштадт, где находился штаб А. В. Суворова. И стал своими войсками визирь-паша поперек дороги у верховий трех безымянных рек. "Не возьму силой гяуров – возьму измором!" – сказал он. Суворов решил проучить врага, отдал приказ "идти на басурман" и разбить их. В приказе говорилось: "Как только пропоет первый кочет – привал, запоет второй – ускорить марш, а третий – решительный штурм". Русские войска разбили врага, и тот бежал с позором»1.
Так родились "суворовские Кочеты": Первая, Вторая и - Третья реки Кочеты.
Во времена русско-турецкой войны, войска Суворова противостояли "бусурманам". Русским солдатам пришлось сражаться на рубеже трех безимянных рек, в верховье которых расположился противник, непропускавший подводы с провиантом.
Суворов решил проучить врага и отдал приказ: "Как только пропоет первый кочет - привал, запоет второй - ускорить марш, а третий - решительный штурм". Русские войска разбили врага, и турки бежали с позором. Так и появились "суворовские Кочеты": Первая, Вторая и Третья. ___________________________________________________________
1 Дубинин В. И., Чекрыгина Т. А. Динская. Краснодар, 1988., с. 7.
Именно у реки Кочеты и находятся наши станицы.
В 1794 году на реке Кочеты основана станица Динская как куренное селение Черноморского казачьего войска. После 1842 года все первые сорок куренных селений Черноморского казачьего войска, в том числе и Динская, были переименованы в станицы.
«В 1783 году полководец снова был послан на Кубань, стал во главе Кубанского корпуса. Чтобы привести к присяге ногайцев, подчинявшихся до того крымскому хану Шагин-Гирею. После переселения черноморских казаков на берег Кубани, А.В.Суворов помогал им устроиться и обжиться на новые места. Но однажды бывал у них в гостях»1.
«Если взглянуть на карту Краснодарского края, то можно еще и теперь найти географические названия, связанные с пребыванием Суворова на Кубани. Так есть речки и хутора с названиями: Первые Кочеты, Вторые Кочеты, Третьи Кочеты. В верховьях речки Кочеты долгое время находился главный суворовский лагерь. С вечера перед наступлением главнокомандующий Суворов своему войску приказал: по первым петухам вставать, по вторым – завтракать, а по третьим – выступать. Отсюда и речка, а потом и хутора получили названия Кочетов. Один из кочетинских хуторов
переименован в Суворовский – в честь пребывания здесь великого русского полководца»2.
I.2. Динской (Донской) курень, ныне станица Динская – районный центр Краснодарского края.
«Один из 38 бывших запорожских куреней, организовано прибывших на Кубань в 1792-1793 в составе ЧКВ. Образовался по земляческому принципу. Казаки, основавшие поселение, были потомками тех, кто основал в Запорожской Сечи курень под названием "Донской". Постепенно название "Донской" зазвучало как "Динской", да так и осталось. Позднее (1842 г.) Динской курень был переименован в станицу Динскую (ударение ________________________________________________________________
1. http://www.krasnodar.ru/content/441/show/3860.
2.http://www.wikipedia.org/wiri/
на у,а), а жителей станицы называют динчанами.
К марту 1794 года в Черноморию прибыло 234 человека, 288 из них числились в графе « служивших от бывшего Запорожья», а 6 – « служивших не от Запорожья, а из вольных поступивших». 41 казак к тому времени уже привез на Кубань свою семью».1 При определении мест для поселения куренной атаман Михаил Столяренко вытащил жребий селиться рядом с Екатеринодаром ( в районе нынешнего поселка Гидростроителей). Как и другие курени, поселенные вдоль реки Кубани, подвергался набегам закубанцев. Динчане стали ходатайствовать о переселении в более безопасные места. 9 ноября 1807 их просьба была удовлетворена новороссийским генеральным губернатором Дюком де Ришелье. Однако осуществить сразу переселение не удалось, так как мужское население в основном было занято службой на ЧКЛ или принимало участие в войнах России с зарубежными странами. Переезд на новое место жительства совершился только в 1814. Динчане и пластуновцы были поселены рядом на реке Кочеты.
Совместное исполнение земских повинностей, служба казаков в одних и тех же конных и пеших полках привели к тому, что оба куренных селения были фактически объединены, а 9 июня 1827 последовало постановление войсковой канцелярии о юридическом оформлении сложившегося статус-кво. Динское селение вошло в состав Пластуновского. Название же «Динской» было присвоено образованному в 1822 Новокочетинскому куренному селению.
Первым заметным сооружением в Динском куренном селении стала деревянная церковь с отдельной колокольнею во имя первомученика архидиакона Стефана, построенная на средства войсковой полковницы Порываевой. Освящена в 1827, а через три года на общественные деньги
было построено станичное правление.
________________________________________________________________
1.Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997, с. 143.
I.3. Васюринский курень, ныне станица Васюринская Динского района.
«Один из 38 запорожских куреней, прибывших в 1792-1793 в составе ЧКВ на Кубань. Свое название получил скорее всего от атамана, его основавшего. Косвенным свидетельством этому служат фамилии казаков, прибывших в первых партиях на Кубань в составе войска казачьего; здесь был казак Ефим Васюра, армии поручик Степан Васюринцов, дьякон Федор Васюринцов.
К казачьему войску были приписаны: войсковой судья Антон Андреевич Головатый, опытный военачальник, непревзойденный дипломат, расчетливый хозяйственник и к тому же поэт-песенник; прапорщик Григорий Кондратьевич Матвеев, будущий атаман ЧКВ; полковой старшина Иван Мигрин, служащий войсковой канцелярии при трех атаманах и оставивший об этом записки, которые были напечатаны в журнале « Русская старина» в 80-е годы XIX века. На Кубань прибыло 693 мужчины и 381 женщина васюринцев, в том числе 171 казак и один офицер прибыли с семьями.
При жеребьевке васюринцам выпало селиться при реке Кочеты на нынешнем месте поселения. В начале мая 1794 года, оставив временные места жительства, они стали занимать « планы», строить постоянные жилища, заводить хозяйство, сады, огороды. А по получении известий об отводе куреню селитбенного места потянулись сюда васюринцы со всего Новороссийского края. К июню 1801 в казачьем войске числилось 1414 мужчин и 528 женщин; в марте 1807 здесь действовало две водяные мельницы. В 1808 на пополнение населения прибыло 35 казаков из упраздненного Усть-Дунайского Буджакского войска»1.
________________________________________________________________
1. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997, с. 81.
I.4. Пластуновский курень, ныне станица Пластуновская Динского района.
Станица Пластуновская расположена на берегу третьей речки Кочеты.
В длину она тянется на 9 километров, а в ширину на 4 километра. день рождения станицы Пластуновской считается 1 марта 1794 года.
Как же образовался Пластуновский курень? Название Пластуновского куреня исходит от фамилии польского пана – феодала Пластуновского, который имел большие наделы земель.
«Так несколько групп крепостных, выходцев из земель принадлежавших Пластуновскому, основали курень по фамилии своего пана.
В 1794 году в Пластуновском курене была одна хата и 15 казаков.
Между куренными поселениями устанавливались крепости и сторожевые посты для наблюдения за местностью. Росла численность жителей, улучшались жизнь и быт казаков. В 1821 году насчитывалось 712 человек, а в 1849 году –2058 человек. В 1861 году в станице проживало 2781 человек, а 1909г.-10811 человек. Переселялись на Кубань, черноморцы сразу же строили в куренях церковь.
В 1816 году в Пластуновском курене была построена церковь «Во имя Вознесения Господня» деревянной постройки с отдельною на столбах колокольней. Построена она была на 9 тыс. рублей серебром « от добротных приношений». В 1825 году церковь была реконструирована под деревянную
постройку, был проведен фундамент и сделана новая крыша. На эти работы потребовалось и было затрачено 3 тысячи рублей серебром от добровольных сборов мерян. В мае 1893 года станицу посетил наказной атаман гетман генерал – майор Малама. Он пишет: «В станичном правлении есть два часовых у денежного ящика, два револьвера, но нашел их не заряженными и заржавевшими. Никто за ними не смотрит. Станица имеет двух жеребцов: одного купила, а другого получила из Харьковской конюшни, На реке стоит мельница сотника Чумака»1.
При жеребьевке мест для куреней пластуновцам выпало селиться « при Кубани», недалеко от нынешнего хутора имени Ленина. В мае 1794 сюда переселились все пластуновцы, прибывшие в Черноморию, а с получением известия об отводе земли под куренное селение сюда двинулись казаки, которые боялись срываться с насиженных мест. Весной 1808 на пополнение Пластуновского курены прибыли еще 32 казака. При первом пополнении ЧКВ малороссийскими казаками в 1809-1811 в Пластуновский курень было поселено 370 человек.
Постоянно подвергаясь набегам горцев, пластуновцы, как и жители
других прикубанских селений, неоднократно возбуждали ходатайство о переселении. 9 декабря 1807 Ришелье разрешил им переселиться на речку
Кочеты, что они и сделали в 1814. 9 июня 1827 по определению Черноморской войсковой канцелярии, в Пластуновское куренное селение, в котором находилось 126 дворов, вошли 108 дворов Динского селения.
Церковь во имя Вознесения Господня, деревянная, с отдельною колокольней, построена в 1816. На ее сооружение израсходовано 9 тысяч _ рублей серебром» доброхотных приношений». В 1899 выстроено кирпичное здание Вознесенской церкви с приделом по имя св. Мефодия Патарского.
При церкви имелась церковно-приходская школа, помещавшаяся в кирпичном здании Две школы располагались в помещении церковной
читальни и на хуторе, работали 5 станичных училищ, подведомственных Министерству просвещения. Во время второго пополнения ЧКВ малороссийскими казаками в 1821-1825 в Пластуновское куренное селение прибыло 27 семей ( 152 чел) из Полтавской и Черниговской губерний, а в 1848 – 90 человек.
___________________________________________________________
1. http://www.dinskaya.info.ru
I.5. Мишастовский курень, ныне станица Старомышастовская Динского района.
«Один из 38 запорожских куреней, прибывших на Кубань из приднестровья в 1792-1793 в составе ЧКВ ( 266 мужчин и 61 женщина; 145
человек из них записаны как « служившие от бывшего Запорожья»)1.
Зимой 1794 при жеребьевке мест под курени Мышастовке досталась территория « за 5 верст от Кубани у урочища Саги», которая оказалась неудобной для поселения ввиду близкого нахождения ЧКЛ ( черноморской кордонной линии), часто тревожимой закубанцами. 7 декабря 1807 таврический генерал-губернатор Дюк де Ришелье разрешил переселиться на новые места « тем вообще селениям, которые были поселены при Кубани и терпели частые набеги от черкесов». Мышастовцы перебрались на р. Кочеты. Произошло это в 1810. Покидая только что обжитое место, мышастовцы оставили почтовую станцию на тракте Екатеринодар - Тамань,
продолжавшую называться Мышастовской. В 1823 вблизи нее было образовано новое куренное селение, которое официально 9 июня 1827 назвали Новомышастовским, а Мышастовское с этого времени стало именоваться Старомышастовким»2.
На новом месте в 1814 была освящена деревянная, с отдельной колокольней церковь во имя Вознесения Господня, построенная на «доброхотные приношения жителей в сумме 8117 рублей 14 копеек серебром». Рядом выстроили часовню. В 1189 обветшавшее здание церкви заменили новым, что обошлось в 50 тысяч рублей. При церкви была церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном деревянном здании, рассчитанном на 60 участков. Кроме нее, имелось 2 станичных училища( мужское и женское), подведомственное Министерстве просвещения.
______________________________________________________________
2.Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. с. 278.
«Во время второго пополнения Черноморского казачьего войска малороссами – переселенцами ( 1821-18250 В Мышастовском куренном селении поселилось 85 семей из Полтавской губернии.
I.6. Нововеличковское куренное селение.
Нововеличковское куренное селение основано в 1823 году казаками Величковского куреня Черноморского войска (современная станица Старовеличковская).
В 1825 году с четырех хуторов, относящихся к Величковскому, Долиновскому, Титаровскому и Медведовскому куреням, была основана станица. Величковский курень разделился так: на прежнем месте так и остался Величковский, его назвали станицей Старовеличковской, нашу же
станицу – Нововеличковской. К ней были приписаны все ближайшие хутора. И до сих пор в памяти народной сохранилось название «хуторяне»: северные, восточные, южные.
«Официальное разрешение на название поселения Нововеличковским черноморская войсковая канцелярия получила в документе от 20 декабря 1827 года за подписью генерал-лейтенанта Эмануэля, где говорилось следующее: «Вследствие рапорта ко мне одной канцелярии от 17 августа за № 16821 относительно дать одни названия селениям как давних времен поселены смежно, а устроенные вновь по внутренности войска и по Кубани из переселенцев и старожилов селения назвать при Понуре - Нововеличковским. Поселяясь на новое место. Черноморцы шли со скудными материальными средствами и малоценным хозяйством. Средства предстояло еще добыть, а хозяйство наладить. И это надо было совмещать с основным делом – охраной российских рубежей. Пока велась война с горцами (черкесами), правильная постановка казачьего хозяйства была немыслима. Заботами о благоустройстве населения были проникнуты и правящие власти. Поэтому одновременно начали возникать и развиваться два вида хозяйственных форм: хозяйство войсковое, общественное и хозяйство казачье, частное»1.
Природные условия для развития хозяйства были превосходные: плодородная черноземная почва, теплый климат, богатый травостой, обильная рыбой речка Понура.
Казаки, переселившись на новые земли, стали обустраиваться на свой вкус: спланировали в самом центре площадь, поодаль стояла церковь св. Екатерины, вокруг площади мелкие лавки, несколько торговых рядов, церковноприходская школа, которая находилась вблизи реки Понуры, по левую сторону, станичное правление. Лучами расходятся от площади широкие улицы (краи). Плотная застройка кварталов, возникших в первой половине XIX века была в центральной части станицы.
«Ближайшие населенные пункты станицы были: хутор Пархоменко, станица Титаровская, хутор Воскресенский. Главой исполнительной власти был станичный атаман, избираемый на три года. В инструкции атамана Войска Кубанского указывалось, что атаман должен быть из казаков «семейственных и достаточных». Права атамана были очень широки. Казаки и иногородние были обязаны подчиняться его распоряжениям. В нашей станице первым атаманом был Савва Яковлевич Гопкало, а судьями – Майстренко и Ананко»2.
Станичные казаки несли службу по всей кавказской границе от Каспийского до Азовского морей, на реке Аракс, в крепости Карс, Артвин.
I.7. Титаровское поселение, ныне станица Новотитаровская.
Станица Новотитаровская расположена на Прикубанской низменности, в 12 километрах к северу от Краснодара, по обеим берегам реки Понуры.
История становления станицы приходится на октябрь 1810 года. Первоначально поселение было хутором. Интересно выбирали казаки место центральной площади. Выпускали скотину (лошадей, коров) и ждали. На
том месте, где скотина располагалась на отдых, обозначали центр. Так
_______________________________________________________________
1. http://www.dinsk.kuban.ru.
2. http://www.stanica.ru/dinskaya/indeks.htm
появилась Андреевская площадь (центр).
Первые сведения о Титаровской встречаются в «Наказе войскового правительства Черноморского казачьего войска о введении управления в этом войске» от 01.01.1794 года.
«По воинской дисциплине ради собрания войска выстроить 40 куреней, в том числе Динской и Титаровский. Войска поселить куренными селениями в тех местах, где какому куреню по жребию принадлежать будут». Подлинное подписали: Атаман кошевой армии, бригадир и кавалер Захарий Чепега, Войсковой судья армии, полковник и кавалер Антон Головатый Войсковой писарь армии подполковник Тимофей Котляровский.
Царица Екатерина II указом от 14 января 1788 года образовала Черноморское казачье войско для охраны южных рубежей государства Российского от частых и разрушительных набегов кочевых племен и народностей предгорий Северного Кавказа, жаловала им кубанские земли.
Из 40 куреней на Кубани основано – 8: Васюринский, Корсунский, Пластуновский, Пашковский, Величковский, Тимашевский, Между Кубанью и Азовским морем в урочище Сечи был основан Титаровский курень по имени атамана Титарова.
Ходит легенда, что у атамана Титарова была дочь красавица и полюбила она беднейшего кузнеца. Богатый отец не дал согласия на брак, и влюбленные бежали далеко от дома, остановившись на берегу степной реки понуры. Они построили первую землянку, а затем к ним примкнули оскорбленные и униженные беженцы из России, казаки и переселенцы из Украины.
Так в 1810 году возникло поселение казаков переселенцев. Число дворов – 773, число жителей – 4776 человек.
Перед смертью атаман Титаров простил молодых и дал им хорошую помощь и богатство. После этого курень у Азовского моря, по желанию дочери атамана, стал называться Старотитаровским, а свое поселение она нарекла – Новотитаровским. Первое, что было сделано в поселении – построена церковь и школа с пятилетним образованием для казаков и трехлетним для иногородних. Основными жителями были донские казаки Запорожской сечи, 20 дворов и 62 человека жителей.
II. Развитие станиц Динского района Кубани с 1840 по 1861 годы.
II.1. Характеристика куренных селений с 1840 по 1861-е годы.
Период с 1840 по 1861 год характерен размеренным течением жизни станиц с установившимися традициями, обрядами, образом. Иногородние, которых к тому времени было достаточно много, прав на землю не имели. Казачье население, обязанное выполнять государственные функции и имеющие в своем распоряжении главное богатство - надельную землю, обращало главное внимание на ведение сельскохозяйственных работ в семейном быту. Хозяйство в большинстве случаев велось по старинке, но никто из хлеборобов не отказывался от введения нового, чтобы получить высокие урожаи зерновых. Некоторые зажиточные хозяев прибегали к использованию наемного труда (батраков), особенно во время уборки урожая. В этом случае эксплуатации подвергались не только иногородние, но и беднейшие казаки.
В конце XIX века Черноморское казачье войско прочно осело в северо-западной части Кубани, осваивая целинные степи и охраняя её рубежи.
Удачное месторасположение, хорошие климатические условия, близость к Екатеринодару – центру кубанского казачества – привлекали сюда переселенцев. К 1875 году здесь жило уже около 3,5 тысячи человек, а к началу ХХ века – более 8 тысяч. Большую роль в развитии станицы сыграла прокладка в 1888 году через нее железнодорожной ветки, соединившей основную линию Владикавказской железной дороги (от станции "Тихорецкая") с Екатеринодаром и Новороссийском.
Благодаря новому средству сообщения жители станицы получили возможность регулярно выезжать в Екатеринодар и другие города, а в самой станице стали развиваться зачатки промышленности.
II.2. Динской курень.
В середине XIX века в станице находилось 279 домов с 53 хуторами и 1549 жителями, у которых имелось 396 лошадей, 411 волов, 2000 голов крупного рогатого скота, 6000 овец, семь пасек со 155 ульями; одна лавка и кузница, 3 водяные и 19 ветряных мельниц.
В июне 1888 через станицу Динскую прошла железная дорога от станицы Тихорецкая до Новороссийска.
В 1894 году взамен обветшавшей церкви во имя первомученика архидиакона Стефана была построена новая – Троицкая, тоже деревянная, с приделом во имя архидиакона Стефана. При ней имелись две церковноприходские школы: мужская и женская. Помещались они в кирпичном здании. Так же в станице действовали по программе Министерства просвещения еще три училища: два казацких и одно иногороднее.
К концу XIX века в станице Динской насчитывалось 1836 дворов, на хуторах – 101 и при монастыре – 26. Население составляло 11272 человека.
Управление станицей и ее общественной жизнью осуществлялось станичным правлением, во главе которого стоял атаман с некоторыми помощниками. Они избирались общим казачьим сбором, представляющим высшую станичную власть.
Все казаки носили особую форму, состоящую из черкески, папахи (позже ее назовут "кубанкой"), и башлыка - чекменя. Зажиточные могли позволить себе сапоги и клинок. Гордостью каждого казака была шашка и верный друг, - конь. Казаки были превосходными воинами, отличными наездниками и земледельцами.
Занимались и ремеслом: гончар, кузнец, плотник и сапожник был обязательно в каждой станице. Женщины рукодельничали, растили детей и смотрели за хозяйством. Готовясь к свадьбе, казачка ткала свое приданое сама. Обязательными были полотенца (рушники), на которых ставилась девичья фамилия.
В районном краеведческом музее ст. Динской сохранились и собраны по крупицам атрибуты типичной "Казачьей хаты": красивые, в массивных рамах иконы, вокруг них, - лампадки и рушники (так называемый "святой угол"). Рядом круглый деревянный стол на витых ножках, самовар, глиняные чашки, другая посуда. У окна стоит прялка, ухваты. На стенах развешаны фотографии родных, в красивых рамках. Здесь же, - русская печь, и кизяки, которые использовались как топливо. В печи дымится превосходный наваристый кубанский борщ.
До революции в Динской была одна иногородняя и три казачьих школы. Казаки тянулись к грамоте, только этим обьясняется высокий показатель образованности - 30% от всего населения. Церковь находилась в центре станицы Динской и была впервые воздвигнута в 1827 году. Духовной основой казачей семьи были высокая нравственность, уважение к старшим и вековым казачьим традициям.
II.3. Васюринский курень.
Первая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, « с отдельною на столбах колокольнею» была построена в 1820 году « на доброхотодательную сумму» 2500 рублей серебром. А до этого, как и во многих других куренных селениях, обходились «камилычкой» (крестом с иконой и церковной кружкой), где проводились все церковные службы. Эта церковь быстро обветшала, и в 1887 была построена новая, тоже деревянная, с приделом во имя святого Николая Чудотворца.
К 1825 число дворов в казачьем войске достигло 400, но с начала 60-х годов оно начало сокращаться. В 1860 – 388 дворов, а через год – 354. Такой
спад объясняется делением дворов для заселения вновь образованных закубанских станиц.
«Первоначальное образование дети казаков получали в церковно-приходских школах, где их обучали письму, счету и Закону божьему. Станичное училище, подведомственное Министерству просвещения, было открыто в сентябре 1861 года. К началу ХХ века в нем обучалось 600 детей. Были мужские и женские церковно-приходские школы, а хуторяне с речки Кочеты построили здание на 50 учеников, где размещалась третья, смешанная, церковно-приходская школа»1.
«В Васюринской были бойни, ссыпки, маслобойни, мельницы, 5 кирпичных заводов, 9 кузниц, 15 охотничье-промысловых артелей. В начале ХХ века станица Васюринская описана современником: « Расположена в ровной местности в одной версте от реки Кубани. В юрте станицы очень много хуторов, расположенных по течению реки Кочеты 2-е и Кочеты 3-и. Хутора, как и сама станица, летом тонут в зелени садов рощиц. Заниматься хозяйством, разводить птицу, скот гораздо удобнее на хуторах, чем в станицах. Поэтому казаки, особенно многолюдных станиц, издавна стремились расселиться хуторами»2.
Васюринская была богатой кубанской станицей в которой имелось 1570 дворов и более 10 тысяч жителей.
II.4. Пластуновский курень.
Переселившись на новые земли Черноморское казачество приступило к освоению нового края. Основным занятием было земледелие и скотоводство. В 1880 году в Пластуновской было 2024 волов, много овец- 14тыс.
К концу XIX века у Борисенко, Гладенко, Мозгового под виноградниками было занято по 1 десятине земли. Самый богатый урожай был у Мозгового- 100 пудов. Он делал вино и продавал его по 3 рубля за ведро.
В 1897 году в станице было только 15 саманных и 1 кирпичный дом, а остальные турлучные. Интересен тот факт, что на вопрос, какой язык вы считаете родным, в 1897 году ответили, что- украинский, а лишь 2 человека сказали- русский. В 1888 году была построена железная дорога Тихорецк – Новороссийск.
Куренные службы и большинство казаков – 187 мужчин и 75
_________________________________________________________________
1. http://www.dinskaya.info.ru
2. http://www.stanica.ru/dinskaya/indeks.htm
женщин – первоначально оставались в Тамани. Строевых казаков направили охранять границу на Чернолесский, Воронежский, Калаусский и Робленный кордоны ЧКЛ. Кызылташском лимане был основан рыбный завод.
«Посетивший 26 октября 1848 станицу черниговкий атаман Г.А.Рашпиль записал в путевом дневнике: « …стога хлеба, наполняющие дворы, свидетельствуют об успехе хлебопашества…» В Пластуновской в то время имелось 422 двора и 2058 жителей, 2 водяные мельницы, 4 – ветряных, 3 лавки, 240 лошадей, 810 волов, 3500 коров, 5580 овец, 17 пасек с 300 ульями. В 1861 в станице Пластуновской находилось 485 дворов и проживало 2812 жителей, в том числе 5 иногородних. С постройкой Новороссийской ветки Владикавказской железной дороги в станице создаются ссыпки, склады и предприятия первичной переработки сельхозпродукции, идущей в основном на экспорт. В 1900 здесь работало 6 кузниц, 4 бондарных заведения.
К концу XIX века в станице Пластуновской имелось 1577 дворов, в которых проживало 7878 коренных жителя и 2078 иногородних. Юртовой земельный надел составлял 19934 десятины, в том числе 16694 десятины пахотной земли, разделенной на 2109 паевых участков»1.
II.5. Мышастовский курень.
В 1848, во время третьего переселения в станице осело 100 новосельцев. В 1861 в Старомышастовской находилось 302 двора, в которых проживало 1728 человек, в том числе 27 иногородних. В 1876 в юрте Старомышастовской проводилось отмежевание земель в частное владение офицерам – участникам Кавказской войны. Из известных кубанских родов здесь получили землю Котляревские и Калантаевский. В одном из справочников ХХ века отмечалось, что станица Старомышастовская « богата фруктовыми садами, есть несколько десятков виноградников». В общественных садах к 1904 году произрастало 8200 деревьев. К концу XIX века в ней имелось 2 кирпичных и 3 маслобойных завода, по 3 бондарных и шерстобитных заведения, 12 овчинных, 7 чембарных, одно канатное, 13 кузнечных и слесарных, одно колесное, 23 сапожных, 14 портняжных, 4 плотничных и столярных; 2 паровые, водяная и 6 ветряных мельниц»2.
Земельный надел к концу XIX века составлял 12476 десятин пахоты, разбитой на 1782 паевых надела, 500 десятин сенокосных угодий, 1379 десятин выпасов для скота, 10 десятин 1858 квадратных сажени общественного сада, 13 десятин иных угодий. В 1597 дворах проживало 6243 коренных жителя и 1912 иногородних.
II.6. Нововеличковский курень.
С конца века войсковое начальство нестрого уже наблюдало за застройкой станиц, и поэтому новые хозяйства предпочитали создавать на окраине, где нарезались более крупные приусадебные участки. Прямолинейность улиц нарушалась. Станица делилась на отдельные края или концы, имевшие свои названия. Было 9 краев, которые именовались: Дзябы, Грабки, Халявки, Иваньки, Лехоты, Бодни, Хижнивский край, Середивский, Гречаная балка.
Иногородние в нашей станице поселялись на так называемой Гречаной балке, самом неудобном месте станицы. Многие иногородние своих домов не имели, жили на квартирах. При войсковом атамане Бурсаке было разрешено продавать землю иногородним, что дало возможность иметь приезжим свое подворье.
Представительным органом самоуправления был станичный сход. Полномочия исполнительной власти осуществлялись атаманом. В станице существовали станичное правление и суд.
Для участия в станичном сборе избиралось определенное число выборных сроком на один год. Избирать и быть избранным мог каждый казак, достигший 25 лет. Но, как правило, в число выборных попадали
старики из зажиточных семей. Женщины права голоса не имели и могли выступать только в роли просительниц. Иногородние тоже избирали из __________________________________________________________________
1. http://www.dinsk.kuban.ru.
2. http://www.stanica.ru/dinskaya/indeks.htm
своей среды выборных, но их допускали на сход только при рассмотрении дел, имеющих прямое к ним отношение.
II.7. Титаровский курень.
По документам 1876 года, в станице было 775 частных, два общественных дома, 5117 жителей, одна церковь, 18 ветряных мельниц, две маслобойни, два кожевенных завода, почтовая станция, питейный дом, школа с одним учителем и 30 учениками, 14 пасек (153 улья), две кузницы, 500 лошадей, 2422 вола, 5060 коров, 12613 овец и коз.
III. Хозяйственное развитие станиц в дореформенный период.
III.1. Сельское хозяйство.
Казаки до переселения на Кубань земледелием не занимались. Теперь же свободное от службы время, сборов в летних лагерях, казаки занимались землепашеством, скотоводством. Развивались ремесла: гончарное, кузнечное, плотницкое, шорное и другие.
К тому времени в Динской имелась одна школа и один учитель, в которой обучалось 40 учеников, в основном дети богачей. Неграмотность среди населения станицы достигла 94%. В конце столетия, а конкретно 25 июня 1888 года, в Динской произошло историческое событие – прошел первый поезд по маршруту « Новороссийск – Тихорецкая». В связи с этим возрос приток сезонных рабочих. Стало заметным классовое расслоение. В 1875 году у станичных богатеев было 1100 десятин земли, 612 рабочих лошадей, 4162 вола, свыше 3000 голов крупного рогатого скота, 15 пасек с 1217 ульев.
Сельскохозяйственной техники на Кубани было больше, чем во многих местах крестьянской России. В Динской было два десятка молотилок, приводимых в движение двигательной силой, в большом ходу были каменные катки и деревянные цепы, пахота проводилась лугами, покосы – косилками.
III.2. Промышленность.
Промышленное производство было развито слабо. В станицы имелись кирпичный завод, две механизированные мельницы, производившие помол зерна на муку любых сортов, до самых высших. Две кустарные маслобойки братьев Паниных обрабатывали главным образом масляничные семена подсолнечника.
IV. культура и быт станиц в дореформенный период.
IV.1. Религия.
Динская в середине XIX была небольшая квадратная территория, обнесенная глубокой канавой, по валу стоял плетень с заостренными концами. Станица напоминала древние русские крепости или города. По углам вала стояло по орудию. Местами по валу через плетень прорезались амбразуры для оружейной пальбы. Во дворе станичного правления – небольшой пороховой погреб. Для въезда в станицу и выезда из нее были устроены высокие дубовые ворота, при которых стоял караул из казаков. В центре – наблюдательная вышка типа пожарной каланчи. Посредине селения – небольшой плац – площадь, где стояла обычно приземистая деревянная церковь.
Церковь во имя Первомученника Архидьякона Стефана строилась деревянной с отдельной колокольней в 1827 году на добровольные пожертвования.
В годы борьбы с религией была разрушена церковь, что в прошлом веке пришла на смену первой, деревянной. Стояла она на месте, где сегодня в центральном сквере разбита главная клумба, мимо которой ежедневно проходят сотни жителей и гостей станицы, но мало кто знает, что проходят они по месту, где некогда стояло здание церкви.
Напротив ее входных дверей – плохонькая лавчонка, рядом кабак. По воскресеньям в станице бывали базары. Бродячие купцы-ходебщики и приезжали торговцы привозившие разные товары. Станица обычно строилась по типу военного поселения: прямые улицы и переулки, не большие кварталы, дома повернуты передом во внутрь двора. Ранней весной, поздней осенью, зимой улицы и площади селения покрывались непролазной грязью, а летом стояла пыль столбом. Такова типичная кубанская станица в начале и середине прошлого столетия.
IV.2. Образование и культура.
Население станицы по уровню образования и культуре было несколько выше сельского населения центральных губерний России. В Динской уже было три казачьих и одна иногородняя школа, в которых обучалось 300 человек.
Основным предметом был Закон Божий, преподаванию его и церковнославянского языка, церковной истории и пинию посвящалась половина всего учебного времени. Общеобразовательные предметы были второстепенными, и их вели по одобренным церковью учебникам.
IV.3. Быт и культура.
В этот период закладывались устои казаков, их обряды, фольклор, семейный быт. Для казачества характерным было заимствование бытовых элементов у своих соседей-горцев. Они ссорились друг с другом и мирились. Угоняли скот и дарили лихих скакунов, обменивались оружием и торговали хлебом, похищали девушек и вместе пировали на свадьбе. Мстили кровным врагам и братались с кунаками. Казаки, как и горцы, носили кавказскую бурку, папаху, башлык, черкеску с газырями, бешмет, пояс, кинжал.
В свою очередь и горцы испытали немалое влияние традиционных русской и украинской культур. Традиционная культура станиц неоднородна, поскольку одни и те же праздники, семейные обряды в разных губерниях Украины и России имели свои особенности. Потребовалось немало времени для создания единого варианта культурных традиций. К примеру, свадебный обряд в отличие от простого и незамысловатого действия в Запорожской сечи, где семейная жизнь вообще, как известно, не поощрялась, стал очень сложным. Начали входить в обычаи долгие и кропотливые выборы невесты, с учетом социального и имущественного положения ее семьи, проводились традиционные смотрины, рукобитие, своды. И только потом многодневное свадебное торжество с обильным застольем.
В похоронной обрядности казаков наряду с христианскими чертами сохранились элементы древних языческих представлений. Казаки верили во вредоносную силу предметов, связанных с покойником и погребением. Считалось, что наслать на человека болезнь, а то и смерть, можно при помощи земли с могилы или воды, которой обмывали покойника.
Заключение.
В этой работе я постаралась не только отразить важные факты образования и становления станиц Динского района, но и показать особенности жизни в этих станицах в период с момента их образования до начала XX века с её бытовой неустроенностью и социальными противоречиями.
«Присоединение к России Правобережной Кубани и освоение её имело прогрессивное значение, поскольку, освободившись от притязаний отсталой Турции, она попала в сферу экономического и культурного влияние более передового Русского государства. В котором уже шел процесс складывания капиталистических отношений. Для России присоединение Прикубанья имело большое значение. Она овладела выходом из Азовского в Черное море и укрепила позиции на южных рубежах, что способствовало экономическому развитию государства»1.
Но России пришлось еще вести многолетнюю борьбу за Северо-западный Кавказ.
Кубань не зря называют жемчужиной России. С древнейших времен человек тянулся в этот благословенный край с разнообразным климатом и уникальной природой. Они во многом определили историю населявших край народов. Важную роль сыграло массовое заселение и освоение края. Когда-то малообжитая территория со слабо развитыми формами хозяйствования, Кубань постепенно превратилась в крупный культурный и экономический регион с высокоразвитым сельскохозяйственным производством. «Кубань в XIX веке стала неотъемлемой частью народнохозяйственной системы и культурного пространства России. Глубоко впитывая лучшие достижения российской экономики и культуры, Кубань, в свою очередь, вносила растущий с годами вклад в эти достижения, способствуя дальнейшему развитию нашей великой Родины – России».2
Более двух веков прошло с той поры, как родилось на прикубанских просторах Динское казачье поселение. Много лихих годин довелось пережить станицам Динского района, новсе они выстояли, идя к своему радостному, мирному расцвету и впереди у станиц чистые и ясные перспективы.
_____________________________________________________________________________
1. Ратушняк В.Н. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. Краснодар, 1994, с. 65.
2. Ратушняк В.Н. История Кубани. С древнейших времен до конца XIX. Краснодар, 2000. с.225.
Список использованной литературы и источники.
12.http://www.dinskaya.info.ru
13. http://www.stanica.ru/dinskaya/indeks.htm
14. http://www.dinsk.kuban.ru
15. http://www.krasnodar.ru/content/441/show/3860
16. http://www.wikipedia.org/wiri/
Заяц-хваста
Чья проталина?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Два плуга
В какой день недели родился Юрий Гагарин?