Ученица участвовала с данным рефератом на районной научной практической конференции. Тема реферата "Место русского языка в социальной паутине". Призер.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_rtf_2_avtosokhranenny.docx | 79.71 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………….....................стр
Глава I: Исследование интернет - источников популярных в XXI веке
Глава II: Влияние интернет – общения на грамотность подросткового поколения (на примере учащихся 6-11 классов КССОШ)………………………
2.1. Анализ социального опроса………………………………….….стр
2.2. Анализ ошибок, допускаемых в интернет – общении…….......стр
2.3. Отношение интернет – пользователей к проблеме грамотности
2.4. Влияние сленга на лексику современного подростка……......стр
Заключение………………………………………………….......стр
Литература……………………………………………………....стр
Приложение №1
Вопросы для анкетирования:………………………………………….……..стр
Введение
Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения «Олбанский язык». Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилась моя работа - исследование по теме: «Влияние общения в сети интернет на практическую грамотность учащихся».
Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.
Цель работы: определить, действительно ли влияние сленга отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.
Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».
Действительно ли это так? Сленговые слова, попадая в русский текст, подчиняются русским правописаниям, и получается некое искусственное смешение американо-русских слов, придающих, как нам кажется порою, общению легкое ироничное звучание, а информация, преподнесённая в таком тоне, воспринимается, соответственно, несерьезно. Таким образом, «модный сленг» позволяет людям среднего возраста «как бы стать современнее», а молодому поколению - отгородиться от старших, создать свой, пусть призрачный мир.
Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, я увидела, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинула следующую гипотезу:
Отсутствие знаков препинания в предложениях и неправильное написание слов при общении в Интернете не только ведёт к снижению языковой грамотности учащихся, как устной, так и письменной, но и снижает культуру общения между подростками.
И поставила перед собой следующие задачи:
1.Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;
2.Выявить самые часто посещаемые сайты;
3.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
4.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок
5.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Объект исследования - материалы сайтов.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. «Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.
Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение двух недель. В течение этого периода я посетила сайты и проанализировала записи из личных страниц пользователей, сделала выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провела социологический опрос на тему: «Волнует ли тебя проблема грамотности?», результаты обработала, представив их в форме диаграмм.
Методы исследования:
-Сбор и анализ информации
-Социальный опрос
-Классификация ошибок в правописании
-Анализ причин допущенных ошибок
Глава I: Исследование интернет - источников популярных в XXI веке
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet). Сейчас существует множество социальных сетей, меня заинтересовало какие из них наиболее посещаемы на сегодняшний день?
Для этого я задала ученикам нашей школы (6-11 классы) вопрос: «Какие социальные сети вы посещаете!»
Я пришла к выводу, что подростки общаются в Сети, используя разные формы Online-общения, но чаще всего они выбирают общение при помощи сайтов В контакте и Одноклассники, то есть в наше время молодежь предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение.
1.2. В контакте
Разберем несколько примеров переписке В контакте :
Вариант 1 | |
- Прив)* | -Привет. |
- Хай :D | -Привет. |
- Как настр?** | -Как настроение? |
- Норм, а у тя?) | -Нормально, а у тебя? |
- Тож, ок ;D | -У меня тоже. |
- Чем маешься? | -Чем занимаешься? |
- Уже ничем ты* | -Ничем, а ты? |
- Ммм… я тож) | -Тоже ничем |
- Какие планы на седня? | -Какие планы на сегодня? |
- Никаких. Мож погуляем? | -Никаких. Может погуляем? |
- Ок, давай. Во скоко? | -Хорошо. Во сколько? |
- Через пол часа. | -Давай через пол часа? |
- Угу. ^-^ | -Давай. |
Вариант 2 | |
- Прив)) | -Привет. |
-Привет) | -Привет. |
-Как у тя дела? Чо делаешь? Как день прошёл?) | Как у тебя дела? Что делаешь? Как день прошел? |
-ого! прям целая поэма)) все окей) а у тебя? ничего… литру читаю… а ты? да хорошо прошел. особенно на биологии и истории.. после них тоже) ну ты в курсе) а у тебя как прошел)) | -Все хорошо. Литературу читаю, а ты? День хорошо прошел, особенно биология и история. А у тебя как? |
-Тоже все хорошо, фильм смотрю. Тоже отлично) | -Тоже все хорошо, фильм смотрю. Тоже отлично! |
-Какой фильм? | -Какой фильм? |
-Хатико… уже 5 или 6 раз смотрю это фильм и каждый раз плачу… :*( | -«Хатико».Уже 5 или 6 раз смотрю и каждый раз плачу. |
-аа.. я тоже смотрела.. и тоже плакала.. печалька*( | -А! я тоже смотрела и тоже плакала. |
-Да, очень хороший фильм) | -Да, фильм очень хороший. |
-Ага… ваще супер) ^-^ | -Вообще супер! |
-Лан, пойду я спать… | -Ладно, пойду я спать. |
-Споки ноки)^-^ | -Спокойной ночи. |
-И тебе… пока =* | -И тебе пока |
Можно сделать следующие выводы:
Во-первых, специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.
Во-вторых, в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков - смайликов для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). Так называемые смайлы «первой волны» были статичные, нарисованы в очень простой форме. В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов.
В - третьих, манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
В - четвёртых, русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»).
Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.
В - пятых, язык интернета - это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.
Я решила узнать, распространен ли сайт В контакте среди учащихся нашей школе, и спросила: «Общаешься ли ты В контакте?»
1.3.Что такое «никнейм»?
Сегодня очень многие пользователи при общении в Интернете используют не свое имя, а, так называемый, «ник». Что такое никнейм? Это наше альтернативное имя в Интернете, наш псевдоним, та “одежка”, по которой встречают пользователя другие пользователи Сети. И выбирается эта “наклейка” далеко не случайно. Интернет дает каждому из нас небывалый шанс – выбрать себе имя самому, причем сделать это имя максимально “говорящим”. Так как имя дается человеку при рождении, и сам он повлиять на этот выбор не в силах, он исправляет то, что ему было не дано исправить ранее. Чем руководствуется человек, выбирая сетевой псевдоним? Как показывает практика, существует одно железное правило, которого придерживаются абсолютно все пользователи – никнэйм отражает ту черту характера, внешности или принадлежности к социальной ячейке, которых катастрофически не хватает хозяину псевдонима. Причем создавая его человек, как правило, не осознает своего внутреннего порыва.
1.4. Причины регистрации в социальных сетях
Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны – это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несет в себе Online-общение.
Самая главная проблема состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством Online -переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, они начинают тратить свои деньги на платные ресурсы, причем иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные. Большой процент пользователей пытается удалиться из сетей, но по прошествии определенного времени, они возвращаются туда снова, это говорит о том, что люди осознают свою прямую зависимость, но никак не могут её перебороть. Хотя есть и те, кто всё-таки смог отказаться от постоянного пребывания в сети, ведут достаточно яркий образ жизни, отдавая предпочтение живому общению и вполне этим довольны. Тогда почему же люди целиком и полностью отдаются Интернету?
Чтобы узнать для чего они используют социальные сети, я задала учащимся нашей школы еще один вопрос: «Для чего вы используете социальные сети?»
По результатам – 50% опрошенных используют Интернет в основном для общения, разве нельзя использовать реальное общение, и вступать в реальные контакты с людьми, обмениваться чувствами и эмоциями?
1.5. Олбанский язык
Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно в среде молодежи, но не только.
В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго.
Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. Например, деревенской бабушке никогда не понять переписку подростков по аське или в чате. А растущая доступность технологий увеличивает влияние интернета на современный русский язык все сильнее и сильнее.
Ситуация стала меняться в самое последнее время, когда все больше и больше стал заявлять о своих правах так называемый «олбанский» язык, получивший огромное распространение на всем постсоветском пространстве. Основой «олбанского» языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский». Это, во-первых, правило : «пиши, как слышишь», во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное. Но на самом деле «олбанский» язык (так еще довольно часто называют «олбанский» язык) имеет весьма солидную предысторию.
Начнем с того, что от него прямо-таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства достаточно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»: «В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыла некагда барыня, вдава, акружонная многачисленнай дворней...» Как видим, и Тургенев в какой-то степени «жжот», хоть и не подозревает об этом, «олбанский» язык представляет собой разновидность совершенно невинного языка, позволяющего хотя бы на время сбросить оковы ненавистной орфографической регламентации (уйти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»).
Однако на проблему можно посмотреть и с другой стороны, и тогда все станет значительно серьезнее. Так, если мы вспомним, что границы нашего мира совпадают с границами нашего языка, то увидим, что «олбанское» наречие разъедает привычную структуру реальности, подменяя ее целостность тем единственным «срезом», где действуют законы и нравы «олбанского» сообщества. При таком подходе «олбанский» язык превращается в своеобразное лингвистическое Косово, грозящее стать эпицентром будущих — и совсем уже не филологических потрясений. Язык, как известно, до Киева доведет. Куда приведет нас «олбанский» язык, никто, увы, пока толком не знает.
Сокращения, замена и нарочитые ошибки в словах, иноязычные слова
Норм= нормально
Прив= привки=ку=привет
Чё=чо=что
Ха=хах=хех=пхах= смешно
Спс=сяпки=спасибо
Нзч=не за что
Пож=плиз=плз=пожалуйста
Ок=окей=океюшки=хорошо
Щас=ща=сейчас
Други=френды=друзья
Мдя=да уж
Седня=сегодня
Мож=может
Мб=может быть
Для того, чтобы узнать, на сколько популярен «Олбанкий язык», замена и сокращение слов в нашей школе, я задала учащимся (6-11 классы) следующие вопросы:
Глава II: Влияние интернет – общения на грамотность подросткового поколения (на примере учащихся 6-11 классов КССОШ)
2.1Анализ социального опроса
6-11 классы Копьевской селькой СОШ
Больше половины опрошенных указали, что предпочитают «Online-общение» «реальному».
Я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи очень часто.
Я поняла, что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения между людьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что это «быстро» и «модно». Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке. Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующее: «так короче», «так проще», «быстрее печатать», «лень писать».
Разочаровывает то, что многие выбрали вариант ответа «иногда». Но немало опрашиваемых ответили «да»,и то радует. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность. Но вспоминают про орфографию при переписке с учителем.
Ответили «да» - 45%, 40 % -«нет»,а 15% даже не знают влияет ли изменение слов на их грамотность.
На вопрос «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением В контакте?» 94% учеников ответили, что лучше они пообщаются В контакте
Вывод: Люди желают выделиться через допущенные ошибки, символы, цифры, смайлы. И, к сожалению, это становится нормой.
2.2.Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении
Почти все молодые пользователи общаются В контакте, используют сленг. Причем употребляют его постоянно, так как использование такой речи им нравится и дает возможность «сэкономить время» .
Нехватка времени - одна из примет XXI века,оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» - «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет»
Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.
Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.
Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов (www.mail.ru, https://vk.com/ , www.odnoklassniki.ru) я выявила следующие ошибки:
1)Замена букв
Типичные замены
Примеры
Буква «в» заменяется на буквы «фф»
здарофф
Буква «ч» меняется на букву «ш»
«што»
Написание английских слов русскими буквами
«Нi!»-«Хай!»
2)Сокращения (привет-прив)
3)Звукоподражания (Ммм...; Бугага!; Хахахаха)
4)Написание слов по произношению (Сегодня=сёдня)
5) Отсутствие пунктуации (Привет как ты?)
6)Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=) )
7)Написание имён собственных с маленькой буквы (таня,мы с тобой)
8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах («Мне нравитЬся Вася», «Нужно долго старатся»)
9)Опечатки ( Полько(только); учудщает(ухудшает);доспуп (доступ);
Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:
1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.
2. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«здраствуй»), звонкие согласные меняются на глухие, «А» на «О», и наоборот, (например, «с празникам», «правильна»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.
Встречаются отдельные случаи, когда совершенно невозможно определить, использует ли пользователь «олбанский язык» или же просто абсолютно безграмотен. Например, «народ, а кагда белеты прадавать будут ,я в касы ганял а там никаго нет, кто знает, если 3ванил туда?»
Выводы: Молодежь во время переписки в Интернете из-за бездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут руководствуются принципом «Пешу как хачу!!!!» Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения в России. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.
2.3.Отношение Интернет - пользователей к проблеме грамотности
С одной стороны, кажется, что речевая свобода является благом для языка, так как она на первый взгляд, способствует его развитию и вовлекает в активную сферу пользования различные языковые пласты, а именно: разговорную речь, просторечие, жаргон, современный компьютерный сленг. Но с другой стороны, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий» [М.Ю. Лермонтов «Бородино» Собр. соч. в 4-ти томах т.3 с 48 «Правда» 1969], то есть получается некая искусственная смесь, которая не только не делает русский язык богаче, но и не воспринимается серьезно. Почему? Потому что человек, грамотно владеющий языком, понимает, что такая речь лишь «коверкает» родной, обладающий огромными способностями, «великий, могучий русский язык»[ И.С. Тургенев. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968]
Меня очень радует то, что многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотности пользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос: «Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как ты к этому относишься?»
На него откликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет- общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, одна из них ответила:
«Однозначно да. При общение в форуме, аське и т.д. используются различные славечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются... К этому делу быстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизни используешь эти славечки…»
Даже читая это сообщение, видишь в нём ошибки.
Но некоторые пользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижение грамотности:
«Почему же снижение? Если у меня уже сформировалась грамотность, то неужели какой-то форум может её испортить? Другое дело, что ради экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому в этом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написание слов иногда и страдает...»
В нашей же школе ответы на этот вопрос были таковы:
Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родного языка.
2.4.Влияние сленга на лексику современного подростка
Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Положительные стороны Интернет-общения:
1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.
2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.
3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.
Отрицательные стороны Интернет-общения.
1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).
2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.
3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.
4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Заключение
Проведённая работа по данной теме показала следующие результаты:
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из - за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых,отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным, грамотным человеком», - говорят они.
И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь, взрослея, бережнее относится к своему языку, а значит, понимает, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность.
Считаю, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для учащихся школы, его следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету. Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Список литературы
1.Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. … Серия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая обложка, 256 стр.
2.Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005.
3.Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005.
4.Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах т. т.3 с 48 «Правда» 1969
5.Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968
Список используемых электронных сайтов:
www. Instagram
www.face book.ru
https://vk.com/
Приложение №1
Вопросы для анкетирования:
1)Какие социальные сети вы посещаете?
2) Для чего вы используете социальные сети?
3) Используете ли вы в общение сокращения и замену слов?
4)Общаешься ли ты В контакте?
5)Какие формы общения предпочитаешь?
6)Используешь ли ты при общении сленг?
7)Почему ты используешь сленг?
8)Применяешь ли ты при переписке орфографические правила, когда общаешься в Интернете?
9)Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?
10)Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность?
11)«Общаешься ли ты в Интернете?»
12) «Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?»
Выбери путь
Зимний дуб
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Бабочка
За чашкой чая