Использование языкового портфеля (ЯП) при обучении иностранным языкам получает всё большее распространение. Это связано со стремлением соответствовать единым европейским стандартам в образовании. Роль ЯП в школьном образовательном процессе очень велика. Создание портфолио – это инновационная технология обучения ИЯ, которая способствует развитию рефлексии и самооценки учащихся, демонстрирует достижения и как следствие развивает мотивацию, совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся. Языковой портфель является новым технологическим средством обучения, обеспечивающим как развитие продуктивной деятельности обучающего, так и его личностное развитие как субъекта образовательного процесса. Языковой портфель позволяет учащемуся и учителю проследить динамику владения языком в течение определенного времени и тем самым отразить своеобразную биографию своего языкового развития.
Вложение | Размер |
---|---|
языковой портфель | 140.81 КБ |
Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )
МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е
«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»
Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 –26 –44,
e-mail: sh04@nerungri.edu.ru
VII Региональная научно-практическая конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
«Языковой портфель как один из способов формирования преемственности между школой и ВУЗом»
Выполнила ученица 11а класса МБОУ гимназия №2
Бондарь Анна Витальевна
Научный руководитель учитель английского языка МБОУ гимназия №2 Губченко Любовь Васильевна
Оглавление:
1.Введение
2. Основная часть:
2.1.Языковой портфель как технология
2.2.Типы портфолио
2.3.Типы языкового портфолио
2.4. Европейский языковой портфель
2.5. Структура языкового портфолио.
2.6. Технология работы с ЯП
2.7.Цели и формы работы с языковым портфелем
2.8. Характеристика языкового портфеля как средства самоконтроля
3.Выводы
4.Заключение
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне сделать – и это станет моим навсегда» Бенджамин Франклин
1.Введение
Использование языкового портфеля (ЯП) при обучении иностранным языкам получает всё большее распространение. Это связано со стремлением соответствовать единым европейским стандартам в образовании. Роль ЯП в школьном образовательном процессе очень велика. Создание портфолио – это инновационная технология обучения ИЯ, которая способствует развитию рефлексии и самооценки учащихся, демонстрирует достижения и как следствие развивает мотивацию, совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся. Языковой портфель является новым технологическим средством обучения, обеспечивающим как развитие продуктивной деятельности обучающего, так и его личностное развитие как субъекта образовательного процесса. Языковой портфель позволяет учащемуся и учителю проследить динамику владения языком в течение определенного времени и тем самым отразить своеобразную биографию своего языкового развития.
Цель исследования: Создание электронного пособия, включающего в себя основные разделы грамматики и лексики, наиболее употребительные идиоматические выражения английского языка и тематический словарь.
Задачи исследования:
Оформить электронное пособие в виде сайта
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что разработанное электронное пособие не только отражает достижения разработчиков, но может быть использовано широким кругом лиц, изучающих английский язык.
Актуальность данной работы заключается в том, что современное Российское образование ставит перед нами новые цели, а именно: создать условия, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию ИЯ в других областях знаний.
Объект исследования: различные типы портфолио, используемые в процессе обучения.
Предметом исследования является применение языкового портфеля при изучении английского языка.
Методы исследования:
2. Основная часть
2.1.Языковой портфель как технология
Одним из новых, перспективных средств обучения иностранным языкам в последние годы становиться языковой портфель, который получает все большее распространение в системе языкового образования. Использование языкового портфеля отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т.е. на непосредственно самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель при этом рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются его достижения в овладении языком. В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам он выделяется тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития обучаемых. В центре внимания оказывается то, что они смогут воспроизвести или вспомнить, как это обычно бывает в случае формального контроля (тестирования или сдачи экзамена). Технология языкового портфеля не исключает возможности задействовать различные приемы самоконтроля. Их выбор будет определяться контекстом, в котором осуществляется учебный процесс (целями, сложившейся культурой учения и преподавания и т.д.), и возможностью их встраивания в привычные для учащихся задания и виды деятельности. С точки зрения большинства методистов языковой портфель – это пакет рабочих материалов, который отражает результаты учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком .Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося, осуществляемое на протяжении определенного времени. Он показывает стадии в процессе изучения языка и роста его владельца. Если портфель школьника средней ступени демонстрирует в большей степени «продукт учебной деятельности» и во многом напоминает портфель достижений профессионального художника или архитектора, то, со временем, он все больше и больше приобретает рабочий характер. Старшеклассники уже более осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель. Более того, его ключевыми элементами становятся рефлексия изучающего язык и самомониторинг.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем:
1.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2.Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их
3.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
2.2.Типы портфолио
В настоящее время разрабатываются несколько типов портфолио (портфелей учебных достижений учащихся) и это связано с определенными трудностями в четком определении данного термина, а также работы с ними. Типы портфолио значительно различаются не только по своим целям, но и по способам работы, их создании и т.д. Классификация портфолио выполняется также и по предметам.
В зависимости от целей, портфолио делится на несколько типов:
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу). Под первым типом портфолио также принято понимать собрание готовых работ, которые были оформлены определенным образом. Данные работы позволяют оценить общий уровень знаний учащегося, а также его образовательную биографию.
Второй тип — рефлексивное портфолио, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются сочинения, изложения, эссе, рисунки. Второй тип портфолио подразумевает под собой собрание работ школьника в той или иной предметной области. Собрание нескольких «предметных портфолио» позволяет создавать и портфель учебных достижений учащегося. Данный тип портфолио уже давно активно применяется во многих европейских странах.
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, исследовательской работы и т.
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
2.3.Типы языкового портфолио
Нередко под термином портфолио понимают так же просто собрание некоторых работ учащегося за определенный промежуток времени. В данном случае для создания портфолио не осуществляется никакая методическая работа. Стоит отметить, что некоторые сторонники идеи «портфолио» считают его чем-то большим, чем просто способ оценки работ учеников. Для них портфолио является одним из новейших способов взаимодействия преподавателей и учеников, который позволяет оптимизировать учебный процесс, а также в значительной степени повысить качество образования. Языковой портфель – это пакет рабочих материалов, которые предоставляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.
Используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:
- Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком;
- Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (причем он может варьироваться по целевой направленности: по чтению, языковой портфель по аудированию, говорению, письму).
- Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения иностранными языками.
- многоцелевой Языковой портфель.
Говоря об иностранном языке, мы можем также выделить несколько типов портфолио:
1.ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения ИЯ и уровня владения изучаемым языком Это так называемая “папка достижений”(Self-Assessment Language Portfolio), направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (грамоты, сертификаты, дипломы, табели успеваемости, и т. п.).
2. ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio).Этот тип ЯП содержит материалы, которые представляют для учащегося определенные рекомендации по самостоятельной работе над различными аспектами изучаемого языка. Наряду с этим, языковой портфель обучающего типа содержит различного рода средства самостоятельной диагностики и оценки владения речевыми умениями, а также мониторинга динамики овладения ими. В зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio), ЯП по письму (Writing Portfolio), ЯП взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);
3. ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio). Этот тип ЯП содержит, как правило, образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненных в течение определенного периода. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы,презентации).
4. ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio).Языковой портфель типа Feedback включает в себя материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности различных компетенций иноязычного речевого общения. Этот тип ЯП служит для того, чтобы по результатам выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по овладению ИЯ.
5 ЯП типа Show Case – выполняет репрезентативную функцию: накапливать и представлять образцы речевых произведений, опыта иноязычного речевого общения, использования изучаемого языка в различных ситуациях, а также самостоятельные, в том числе и творческие работы учащегося. Учащийся отбирает свои работы в этот ЯП на основании собственной оценки успешности и качества своего речевого творчества, что является проявлением и одновременно условием развития его способности к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком и культурой.
6.Многоцелевой ЯП, отражающий различные цели в области овладения ИЯ (Comprehensive Language Portfolio).
2.4.Европейский Языковой Портфель
Говоря об языковом портфеле, прежде всего нужно обратиться к опыту создания так называемого «европейского языкового портфеля».
Европейский Языковой Портфель – это технология, позволяющая ученику самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками вне зависимости от используемых методов и средств обучения. В основе Российского Языкового Портфеля для начальной школы (Никитенко З.Н. Российский Языковой Портфель для начальной школы/Под редакцией И.И. Халеевой. М.: МГЛУ, 2005) – концепция ЕЯП, разработанная в рамках проекта Совета Европы «Языки на современном этапе» с целью формирования общего образовательного пространства в сфере современных (неродных) языков Европы; – концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», изложенная в документе Совета Европы “Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference” (CEFR).
В документе «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», отражающем итоги многолетней работы экспертов стран-участниц Совета Европы, в том числе представителей России, дано описание системы уровней владения языками, которая основана на коммуникативном подходе к оценке по различным видам речевой деятельности, и также даётся инструментарий, позволяющий обучаемому самому определить эти уровни.
При этом под уровнем владения языком понимается степень владения языком с точки зрения эффективности процесса речевого общения, способности осуществлять коммуникацию в различных ситуациях с учётом содержания и объёма воспринимаемого/порождаемого речевого сообщения, беглости речи, уместности использования языковых средств и речевого материала и проявляемой при этом степени самостоятельности.
Система уровней, обоснованная учёными в рамках CEFR, включает в себя шесть взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней владения языком:
А1 – уровень Выживания (Breakthrough);
А2 – Допороговый уровень (Waystage);
В1 – Пороговый уровень (Threshold);
В2 – Пороговый Продвинутый уровень (Vantage);
С1 – Высокий уровень (Effectiveness);
С2 – уровень владения языком в Совершенстве (Mastery).
Общеевропейская система определения уровней владения ИЯ (CEFR) и Европейский Языковой Портфель являются звеньями единой образовательной цепи, облегчающей сравнение и корреляцию национальных систем лингвистического образования в Европе.
Европейский Языковой Портфель как инструмент самоконтроля и одновременно контроля за процессом усвоения знаний и результатов обучения предназначен для непрерывного использования в процессе обучения неродным языкам на всех этапах образования. Опираясь на исходные методологические позиции CEFR и концепцию Европейского Языкового Портфеля, в России разработан ЯП для начальной школы и ЯП для средней школы и для студентов-филологов.
К каждому варианту ЯП прилагается руководство для учителя, в котором предлагаются рекомендации по работе с ЯП.
Данные языковые портфели были разработаны координационной группой Московского государственного лингвистического университета при участии экспертов Совета Европы в рамках национального пилотного проекта «Языковой Портфель для России».
2.5. Структура языкового портфолио.
Языковой портфолио состоит из трех разделов:
1. Языковой паспорт - обзор индивидуальных компетенций в языке/-ах в данный период времени. Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками, паспорт включает самооценку и оценку учителем или языковым институтом языковых компетенций учащегося. Указывает, когда и кем была сделана оценка. Кроме того, включает формальные квалификации и описание опыта межкультурного общения. "Языковой паспорт" содержит личные данные (имя, фамилию, дату и место рождения, национальность), языки обучения и общения в семье, информацию о пребывании за границей и об участии в проектах, свидетельства, дипломы, сертификаты и таблицу самооценки.
2. Языковая биография - способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка. Развитие полиязычности, компетенции в ряде языков. Что я умею делать на других языках? Каков мой языковой и культурный опыт в учебном контексте и во внеаудиторное время? "Языковая биография" помогает ставить задачи и анализировать то, какими умениями удалось овладеть за последнее время, каким образом и насколько успешно этого достигли, используя контрольные листы самооценки. Контрольные листы помогают определить уровень владения языком (А1, А2, В1, В2, С1, С2) по аудированию, чтению, монологу, диалогу и письму.
3. Досье - материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка. "Досье" фиксирует любые практические примеры достижений в изучении неродных языков. Такими примерами могут быть самостоятельные работы, выполненные переводы художественных текстов, материалы учебных проектов. В "Досье" также могут быть включены справки и дипломы об окончании языковых курсов и др.
2.6. Технология работы с ЯП
Основными принципами технологии работы с ЯП являются:
1. Самооценка результатов (входных, промежуточных, итоговых) овладения конкретными видами коммуникативной деятельности. Организация процесса обучения должна быть такова, чтобы ученик каждую самостоятельно выполненную работу мог также самостоятельно оценить. Учитель должен разработать задания, позволяющие осмысливать, сравнивать, оценивать не только результат освоения темы, но и средства, использованные учеником для достижения этого результата.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга, который подразумевает необходимую коррекцию письменных работ, их тщательный анализ, отбор наиболее интересных с точки зрения ученика работ, краткую самооценку, а также, по возможности, свое мнение по поводу оценки учителя, учащихся группы или родителей.
3. Самостоятельность мышления. Организация учебной деятельности ученика и всего учебного процесса должна стимулировать самостоятельное принятие решений учеником, принятие им на себя ответственности за результаты собственного учебного труда.
4. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений (постановка задач и цели; определение критериев отбора материала; подбор средств самопроверки и самоконтроля; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного портфеля).
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфеле материалов.
6. Аккуратное и эстетичное оформление портфеля.
7. Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
Формы работы с языковым портфелем в практике преподавания ИЯ могут быть различными в зависимости от поставленной цели.
2.7.Цели и формы работы с языковым портфелем
Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. Это – гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, уровня овладения иностранными языками, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащихся.
Использования языкового портфеля как средства рефлексивного обучения обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель – зеркало этого процесса, инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством опросников, контрольных листов самооценки, что позволяет осуществлять мониторинг развития коммуникативных умений, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком.
В языковом портфеле могут отражаться все компоненты учебной деятельности учащегося по овладению языком и культурой:
- материалы накопления языковых средств, расширение словарного запаса, совершенствования качества речи;
- материалы тренировочных работ по закреплению языковых средств, схемы, таблицы, логико-смысловые карты и другие средства общения, систематизации и запоминания;
- материалы самостоятельной практики в видах иноязычной речевой деятельности (материалы дополнительного чтения, материалы письменных или подготовки устных сочинений, творческие и проектные работы и т.д.)
Характер работы с языковым портфелем основывается на самостоятельной инициативе учащегося. При этом учащийся профилирует свою учебную деятельность и определенным образом составляет профиль своих потребностей в изучении иностранного языка. В качестве показателя продуктивной учебной деятельности в процессе работы с языковым портфелем следует также рассмотреть такую особенность данной учебной ситуации, как взаимодействие с товарищами по учебной группе. Это взаимодействие может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включенных в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.
Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций.
Таким образом, языковой портфель позволяет обеспечить:
- личностно – ориентированный характер обучения иностранным языкам;
- направленность на создание личностного образовательного продукта;
- аутентичность в обучении иностранному языку, аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, взаимодействие в системе учащийся – преподаватель – учебная группа;
- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
- условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой информационной и образовательной среде;
Непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.
Таким образом, технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности учащегося.
2.8.Характеристика языкового портфеля как средства самоконтроля
Среди основных характеристик языкового портфеля как средства самоконтроля, которые выделяют известные технологи и методисты – всесторонность, спланированность и систематичность, информативность, приспособленность для определенной цели, аутентичность.
Перечисленные характеристики проявляются в следующем. Во-первых, потенциал языкового портфеля в определении глубины и состояния способностей учащегося может быть реализован через сбор данных и их анализ. Во-вторых, его применению в учебном процессе предшествует стадия планирования, включающая постановку цели, определение содержания (компонентов), составление расписания сбора данных и разработку оценочных критериев. В-третьих, информация, заносимая в языковой портфель, должна быть значимой для всех заинтересованных лиц (студентов, преподавателей, администрации учебных заведений, работодателей). В-четвертых, языковой портфель создается с учетом целей и задач обучения и потребностей индивидуального самоконтроля. В-пятых, языковой портфель предоставляет информацию, получаемую, с одной стороны, посредством естественного самомониторинга в процессе решения реальных учебных задач, а с другой – в виде продуктов креативной учебной деятельности – творческих работ, отобранных самими учащимися.
Основная польза от самоконтроля, осуществляемого посредством языкового портфеля, заключается в том, что он способствует развитию у учащихся рефлексии, которая фигурирует во всех перечисленных выше случаях. Для того чтобы она стала частью процесса ведения языкового портфеля, учащиеся должны понять, в чем состоят их потребности, цели, слабые и сильные стороны в изучении языка. От них также требуется отобрать свои лучшие работы и объяснить, почему именно эти работы были для них наиболее полезными. Наличие рефлексивного элемента в языковом портфеле делает процесс его ведения личностно-значимым. Рефлексия позволяет учащимся привнести свое осмысленное представление о собственном учении в процесс контроля и оценки. Это усиливает у них ощущение принадлежности им их работы и увеличивает возможности установления диалога между учащимися и преподавателями по поводу целей учебного курса и успеваемости. Представляется уместным высказывание одного зарубежного педагога, которое гласит: «Без рефлексии языковой портфель остается папкой для всех моих бумаг».
Языковой портфель, таким образом, является своего рода «зеркалом» процесса изучения иностранного языка. В нем посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты этого процесса, что способствует созданию условий для развития их учебной компетенции и автономии.
3.Выводы
Показатели востребованности языкового портфеля учащимися
Для выяснения востребованности языкового портфеля учащимися нами была разработана и проведена следующая анкета:
1.Что такое языковой портфель?
2.Сможешь ли ты реализовать идею создания языкового портфеля?
3.Хочешь ли ты участвовать в творческой группе учащихся по созданию языковому портфелю?
4.Готов ли ты включиться в работу?
Анкета была проведена среди учащихся 6-х классов (19 человек), 11-х классов (26 человек) и мы получили следующие результаты.
На первый вопрос учащиеся 6-х классов затруднились ответить. Наиболее часто встречавшийся ответ: «копилка достижений учащегося» (65%). 90% учащихся считают, что они смогут реализовать идею создания ученического портфеля. И 100% хотят и готовы включиться в работу.
Несколько иную картину мы наблюдаем в 11-х классах. 85% учащихся дали полноценные развернутые правильные ответы на первый вопрос. 70% считают, что смогут реализовать идею создания языкового портфеля. 45% хотят участвовать в творческой группе по работе над портфелем. И только 30% готовы включиться в работу.
Итак, мы видим, что наши старшие учащиеся в большинстве своем понимают, что такое языковой портфель и его предназначение. К сожалению, несколько иную картину мы наблюдаем среди учащихся 6-х классов, что обусловлено тем, что дети еще не сталкивались с понятием языкового портфеля. Более высокие результаты при ответах на 2, 3, 4-й вопросы в 6-х классах объясняются высоким интересом учащихся к изучению английского языка и к различным новым формам работы. 11-е классы, хотя и считают, что смогут реализовать идею создания, не очень хотят участвовать в работе по созданию языкового портфеля, так как они ориентированы на поступление в ВУЗы, в связи с чем, у каждого учащегося выделены предметы первостепенной важности, что, на мой взгляд, вполне оправданно и показывает, что работу по созданию языкового портфеля нужно начинать в средней школе.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:
1.Создание языкового портфеля – на сегодняшний день необходимое условие успешного изучения иностранного языка.
2.Работа над созданием языкового портфеля повышает мотивацию учащегося к изучению языка.
3.Языковой портфель позволяет вывести на новый уровень самостоятельную работу учащихся.
Мы работаем над созданием многоцелевого языкового портфеля (Comprehensive Language Portfolio), в котором пытаемся собрать основные лексические и грамматические темы, которые будут полезны при дальнейшем изучении иностранного языка в вузе. Известно, что обучение иностранному языку в вузах носит более специализированный и углубленный характер, но грамматические и общеупотребительные лексические темы обязательны для изучения в каждой профессии. Соответственно, мы работаем над созданием универсального ЯП, который при дальнейшем обучении в вузе будет полезен каждому обучающемуся, а также будет расширяться и дополняться. В результате проделанной работы представляем Языковой Портфель школы следующей форме (см. дополнение)
Заключение:
Список литературы:
Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования. Каро, СПб, 2007.
Кудрявцева Е.Ю. Использование языкового портфеля в изучении немецкого языка как второго иностранного. // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7 (22).
Лабазина Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся оп иностранным языкам. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2 (35).
Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №7 (48).
Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 1 (19).
Сороковых Г.В., Шумова И.В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1 (54).
Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая языкового самообразования. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5 (76).
Рисуют дети водопад
Одеяльце
Пчёлы и муха
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Заяц-хваста