В данной исследовательской работе показано, как во время Великой Отечественной войны тувинский народ собрал деньги и на эти деньги купил 10 самолетов - бомбардировщиков. Ученица собрала материалы о судьбе данных самолетов во время ВОв.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._podarok_tuvinskogo_naroda_frontu.docx | 28.69 КБ |
podarok_tuvinskogo_naroda.pptx | 124.75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. КЫЗЫЛА
Исследовательская работа на тему:
Подарок фронту от тувинского народа.
Самолеты.
Выполнила учащаяся 5 «б» класса
МОУ СОШ № 2 г. Кызыла
Ооржак Даяна Алдын-ооловна
Руководитель Кужугет Р. Д.,
учитель русского языка и
литературы, классный руководитель
Кызыл-2015
22 июня 1941 года Великий Хурал Тувинской Народной Республики единодушно принял декларацию «Об участии Тувинского народа в борьбе против фашистского агрессора», в которой провозглашалось, что тувинский народ готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним. [11].
С первого же дня войны Тува мобилизовала весь свой потенциал, материальные и людские ресурсы на оказание помощи СССР в разгроме фашизма. В распоряжение советского правительства был передан весь золотой запас республики. С июня 1941 по октябрь 1944 ТНР отправила на фронт пять эшелонов подарков, поставила для нужд действующей армии 50 тысяч лошадей, более 700 тысяч голов скота, 52 тысячи пар лыж, 12 тысяч полушубков, 15 тысяч пар валенок и много других товаров на общую сумму более 66 миллионов рублей. [стелла ]
Жители города Кызыл выступили инициаторами сбора денег и ценностей для постройки авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республика». Народ вслед за кызылчанами начал сдавать в фонд обороны все свои сбережения и ценные вещи, драгоценности. Тувинские араты на постройку самолетов внесли 1,8 млн рублей. [Шойгу] Этот дар был отправлен в составе третьего эшелона, который возглавлял его Генеральный секретарь ЦК ТНРП Салчак Тока. Некоторых членов делегации зачислили почетными бойцами частей Брянского фронта, вручили гвардейские значки.
В марте 1943 года на аэродроме Чкаловский (военный аэродром, находящийся в 31 км к северо-востоку от Москвы. Основан в начале 1930-х годов.) делегация Тувинской Народной Республики 133-му истребительному авиационному полку ВВС Красной Армии передала 10 истребителей Як-7Б, построенные на средства народа Тувы. При передаче присутствовал нарком авиапромышленности А. И. Шахурин.
Что мы знаем об этом полке? 133-го Истребительный авиационный полк сформировался в мае 1940 года. Полк, вооружённый бипланами И-153, вступил в боевые действия в декабре 1941 года в составе 25-й смешанной авиадивизии на Закавказском фронте. С февраля по май 1942 года часть воевала на Крымском фронте, после чего была выведена из действующей армии для доукомплектования личным составом и переучивания на новую технику. В октябре - декабре 1942 года на самолётах Як-1 полк принял участие в боях на Калининском фронте в составе 266-й штурмовой авиадивизии, а затем вновь убыл в тыл для пополнения лётчиками и материальной частью. Всего за 1941 - 1942 годы истребители полка сбили в воздушных боях 49 самолётов противника.
На день передачи самолёты, сконструированные на 153-м заводе в Новосибирске, не имели тактических номеров (их нанесли позже на килях истребителей). Схема камуфляжа была стандартная: чёрно - зелёная. Следы эксплуатации незначительные, в основном на коках и лопастях винтов. Звёзды с чёрной окантовкой в шести позициях. Головная машина с заводским номером "3952", которую взял себе командир полка, несла на борту крупную белую надпись "От Танды хошуна ТНР". На остальных "семёрках" было написано "От Тувинского народа" шрифтом помельче, также белой краской.
В 1943 году одновременно с "тувинской десяткой" полк получил ещё 20 "Яков" от трудящихся Мытищинского района Московской области и, таким образом, полностью комплектовался "народной" техникой. В связи с вручением новых самолётов командир части Майор Амельченко издал следующий документ:
"Приказ по 133-му истребительному авиационному полку № 38
16 Марта 1943 г.
Аэродром Чкаловская.
В дни Великой Отечественной войны все народы Советского Союза в содружестве со всеми братскими народами горят желанием добиться скорейшего разгрома немецкого фашизма. Дружественная нам Тувинская Народная Республика сегодня передала нашей части 10 самолётов - истребителей, построенных на средства тувинского народа для того, чтобы беспощадно уничтожать на земле и воздухе немецких фашистов. Приказываю:
Полученные самолёты Тувинской Республики передать командиру 3-й авиационной истребительной эскадрильи Новикову и закрепить за следующими экипажами:
Именной самолёт "От Танды хошуна" [ Хошун - территориальная единица ТНР, соответствующая району, то есть самолёт построен на деньги, собранные жителями Тандынского района] закрепляю за собой.
1. Самолёт № 38112 за командиром эскадрильи В. С. Новиковым, авиационным механиком А. И. Налетовым.
2. Самолёт № 3746 за заместителем командира эскадрильи У. А. Маминым, авиационным механиком С. В. Шкарбановым.
3. Самолёт № 3838 за командиром звена И. Т. Сазоновым, авиационным механиком В. И. Посвянским.
4. Самолёт № 3872 за пилотом С. И. Силаевым, авиационным механиком Н. А. Афанасьевым.
5. Самолёт № 3827 за пилотом Е. И. Сапрыкиным, авиационным механиком Н. И. Мартыновым.
6. Самолёт № 3829 за пилотом А. И. Фолькиным, авиационным механиком М. С. Соколовым.
7. Самолёт № 3918 за пилотом М. И. Новиковым, авиационным механиком В. Е. Холоша.
8. Самолёт № 3905 за пилотом И. Е. Кировым, авиационным механиком Г. И. Флек.
9. Самолёт № 3847 за пилотом В. А. Лещинским, авиационным механиком Г. Г. Очаковским.
Командир 133-го ИАП Майор Амельченко.
Начальник штаба 133-го ИАП Капитан Васильченко"
Что же собой представляет самолет Як-7?
Як-7 — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ. На базе учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ установлено полноценное вооружение: одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82. Установлена бронеспинка, снят фото-кинопулемет, непротектированные бензобаки заменены протектированными, установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом, демонтировано оборудование и управление из кабины инструктора, после чего она могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей. Производился с 1942 года, всего было построено 6399 самолётов, включая учебные и боевые, 18-ти различных модификаций.
Як-7 Назначение: Истребитель. Первый полёт: 1941. Принят на вооружение: октябрь 1941. Производитель: ОКБ имени Яковлева. Всего построено: 6399. Характеристики: Экипаж- 1 чел., макс. скорость у земли: 471 км/ч., макс. скорость на высоте: 560 км/ч Дальность полёта: 643 км Практический потолок: 9250 м Скороподъёмность: 735 м/мин Размеры - Длина: 8.50 м, высота: 2.75 м, размах крыла: 10.00 м. Площадь крыла: 17.15 м² масса пустой: 2697 кг., снаряжённый: 3235 кг., силовая установка Двигатели: ПД М-105ПА Тяга (мощность): 1050, вооружение стрелково-пушечное вооружение: 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов) два 7.62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов) Подвесные вооружения 6 РС-82.
Какова дальнейшая судьба «тувинской десятки»?
К сожалению, дальнейшая судьба машин и лётчиков "Тувинской десятки" сложилась трагически. Когда 133-й ИАП, пополненный людьми и самолётами, вновь вступил в боевые действия в июле 1943 года на Брянском фронте ( в составе 234-й ИАД Полковника Татанашвили ), в строю, судя по всему, оставался всего один Як-7Б, полученный от тувинской делегации в Чкаловской. Остальные к этому времени оказались разбиты или повреждены в различных лётных происшествиях и сданы в ремонтные органы. А в первом же соприкосновении с воздушным противником 10 июля 1943 года был потерян и этот "Як"... Тот вылет также стал последним сразу для четырёх пилотов 3-й эскадрильи.
В фондах Подольского архива удалось найти подробное описание событий, произошедших в этот июльский день:
"Шестёрка самолётов Як-7Б в составе ведущего группы Л-та Новикова, Ст. с-та Силаева, Ст. с-та Фолькина, Ст. с-та Лещинского, Л-та Мамина, Ст. с-та Новикова в 13:50 произвела взлёт на патрулирование в районе Поныри, Ольховатка. На цель пришли в составе шести самолётов Як-7. Л-т Новиков наблюдал, как группа Як-7Б другого полка вела воздушный бой с ФВ-190, количество самолётов противника - до 30, по его команде 6 Як-7 вступили в бой, после 3-х минут воздушного боя у Л-та Мамина был перебит руль поворота, пробиты бензобаки, вышел из строя киль, рули глубины, повреждён воздухозаборник, перебит трос триммеров. Вышел из воздушного боя на подбитом самолёте, благополучно произвёл посадку на своем аэродроме.
После первой атаки у Л-та Новикова отказало радио, самолёты группы были разбиты и действовали попарно и одиночно. В период воздушного боя в 14:12 - 14:15 Л-ту Новикову в хвост зашёл ФВ-190. Ст. с-т Лещинский, видя зашедший в хвост Новикову ФВ-190, с дистанции 40 метров под ракурсом 1/4 в 14:15 - 14:20 сбил ФВ-190, который начал разрушаться в воздухе и упал в районе северо - западнее 2-е Поныри. В это время на виражах Л-т Новиков сбил 1 ФВ-190. После 15 минут боя пристроился к четвёрке Як-7Б, шедших курсом 190 градусов, при подходе к самолётам своих не обнаружил и вернулся в этот же район, где вел воздушный бой с группой ФВ-190. После 5 минут воздушного боя в 14:50 - 14:55 сбил ещё 1 ФВ-190. В это время увидел, как Ст. с-т Фолькин вёл бой с группой самолётов противника на вертикалях. Пристроившись к нему, в паре стал вести воздушный бой с 8 ФВ-190, здесь Ст. с-т Фолькин на вертикалях сбил 1 ФВ-190, который из облачности горящим упал в районе Поныри. Видя, что горючее на исходе, Л-т Новиков вышел из боя, после 10 минут полёта курсом 90 градусов вышел на аэродром Русский Брод, произвёл посадку, дозаправился, взлетел и произвел посадку на своем аэродроме.
...В результате воздушных боёв с самолётами противника с боевого задания не вернулись пилоты Ст. с-ты Новиков Михаил Иванович, Фолькин Аркадий Иванович, Силаев Сергей Иванович, Лещинский Виктор Андреевич."
Среди заводских номеров самолётов, потерянных 10 июля, фигурирует и машина № 3918 - очевидно, последний представитель "тувинской десятки".
Приняв активное участие в летних боях 1943 года на Курской Дуге, 133-й ИАП затем до победного мая 1945 года активно воевал на 1-м Белорусском фронте, получив почётное наименование "Барановичский" и орден Красного Знамени. Особенно отличился в Берлинской операции. Всего за период участия в Великой отечественной войне лётным составом полка было сбито в воздушных боях 262 самолёта противника.
Из лётчиков, за которыми приказом командира 133-го ИАП от 16 марта 1943 года закреплялись "тувинские" машины, помимо 4-х уже упоминавшихся, погибли, защищая Родину, ещё трое: лейтенант Сазонов Илья Тимофеевич - не вернулся из боевого вылета 15 октября 1943 года; младший лейтенант Сапрыкин Егор Иванович - не вернулся из боевого вылета 19 октября 1943 года; младший лейтенант Киров Иван Егорович - умер в госпитале от ран, полученных в воздушном бою 30 октября 1943 года.
До конца войны дожили только 3 пилота самолётов, построенных на средства народа Тувы: Тимофей Федорович Амельченко ( проживал после войны в Харькове ); Василий Савельевич Новиков, сбивший лично 7 вражеских самолётов ( жил в Киеве ); Усам Абдрахимович Мамин ( жил в посёлке Лисий Нос Ленинградской области ).
В годы Великой Отечественной Войны тувинский народ честно выполнил свой высокий интернациональный долг перед советским народом. Он всемирно содействовал укреплению Красной Армии и ее тыла, внес посильный вклад в разгром общего врага.
Тувинская Народная Республика взяла на себя все расходы по обеспечению призыва в армию проживавших в Туве советских граждан Русской самоуправляющейся трудовой колонии, многие из которых покрыли себя неувядаемой воинской славой. Всей стране стали известны в те годы имена шестерых братьев Шумовых, воевавших в составе одного минометного расчета, на счету которого было несколько сот уничтоженных солдат противника. Герой Советского Союза гвардии сержант Михаил Бухтуев, погибший при освобождении Белоруссии, в бою у деревни Черные Броды на горящем танке таранил вражеский бронепоезд.
20 мая 1943 года на фронт отправилась первая группа тувинских добровольцев из 11 танкистов. 1 сентября 1943 года на фронт был отправлен добровольческий эскадрон Тувинской народно-революционной армии под командованием капитана Тюлюша Кечил-оола, особенно отличившийся при освобождении украинского города Ровно, ставшего в советские времена побратимом города Кызыла.
Слайд 1
Подарок тувинского народа. Самолеты-истребители Выполнила Ооржак Даяна , ученица 5 «б» класса МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла Руководитель Кужугет Р.Д.Слайд 2
Самолет-истребитель ЯК-7
Слайд 3
Цель исследовательской работы: изучить историю подаренных самолетов, построенных на добровольные пожертвования тувинского народа во время Великой Отечественной войне
Слайд 4
Задачи: Поиск и сбор необходимой информации по данной теме Изучить литературные источники, архивные материалы. Обработка данного материала 4. Рассказать, какую материальную помощь оказывала Тува фронту.
Слайд 5
Актуальность исследования Актуальность: воспитание чувства патриотизма через подвиги людей в годы Великой Отечественной Войны
Слайд 6
Предмет исследования: самолет-истребитель ЯК-7 Методика работы : работа с научно – популярной литературой по данной теме
Слайд 7
План выступления Д екларация ТНР «Об участии Тувинского народа в борьбе против фашистского агрессора» С бор денег для постройки самолетов «Тувинская Народная Республика». Что же собой представляет самолет Як-7? 133-й Истребительный авиационный полк
Слайд 8
22 июня 1941 года Великий Хурал Тувинской Народной Республики единодушно принял декларацию «Об участии Тувинского народа в борьбе против фашистского агрессора», в которой провозглашалось, что тувинский народ готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним.
Слайд 9
С июня 1941 по октябрь 1944 ТНР отправила на фронт пять эшелонов подарков, поставила для нужд действующей армии 50 тысяч лошадей, более 700 тысяч голов скота, 52 тысячи пар лыж, 12 тысяч полушубков, 15 тысяч пар валенок и много других товаров на общую сумму более 66 миллионов рублей.
Слайд 10
Жители города Кызыл выступили инициаторами сбора денег и ценностей для постройки авиаэскадрильи «Тувинская Народная Республика». Народ вслед за кызылчанами начал сдавать в фонд обороны все свои сбережения и ценные вещи, драгоценности. Тувинские араты на постройку самолетов внесли 1,8 млн рублей . Этот дар был отправлен в составе третьего эшелона
Слайд 11
В марте 1943 года на аэродроме Чкаловский, недалеко от Москвы , делегация Тувинской Народной Республики 133-му истребительному авиационному полку ВВС Красной Армии передала 10 истребителей Як-7Б, построенные на средства народа Тувы
Слайд 12
Самолёты сконструированы на 153-м заводе в Новосибирске. Головная машина с заводским номером "3952", которую взял себе командир полка, несла на борту крупную белую надпись "От Танды хошуна ТНР". На остальных "семёрках" было написано "От Тувинского народа" шрифтом помельче, также белой краской.
Слайд 13
Что же собой представляет самолет Як-7? Як-7 — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной войны . Был разработан в начале войны по инициативе бригады ОКБ А. С. Яковлева
Слайд 14
На нём установлено полноценное вооружение: одна мотор-пушка с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий по три под каждое крыло
Слайд 15
Производился с 1942 года , всего было построено 6399 самолётов
Слайд 16
Какова дальнейшая судьба «тувинской десятки»? К сожалению, дальнейшая судьба машин и лётчиков "Тувинской десятки" сложилась трагически. Когда 133-й ИАП, пополненный людьми и самолётами, вновь вступил в боевые действия в июле 1943 года на Брянском фронте оставался всего один Як-7Б, полученный от тувинской делегации в Чкаловской. Остальные к этому времени оказались разбиты или повреждены в различных лётных происшествиях и сданы в ремонтные органы. А в первом же соприкосновении с воздушным противником 10 июля 1943 года был потерян и этот "Як"... Тот вылет также стал последним сразу для четырёх пилотов 3-й эскадрильи.
Слайд 17
Какова дальнейшая судьба «тувинской десятки»? А в первом же соприкосновении с воздушным противником 10 июля 1943 года был потерян и этот "Як"... Тот вылет также стал последним сразу для четырёх пилотов 3-й эскадрильи.
Слайд 18
Из лётчиков, за которыми приказом командира 133-го ИАП от 16 марта 1943 года закреплялись "тувинские" машины, помимо 4-х уже упоминавшихся, погибли, защищая Родину, ещё трое: лейтенант Сазонов Илья Тимофеевич - не вернулся из боевого вылета 15 октября 1943 года; младший лейтенант Сапрыкин Егор Иванович - не вернулся из боевого вылета 19 октября 1943 года; младший лейтенант Киров Иван Егорович - умер в госпитале от ран, полученных в воздушном бою 30 октября 1943 года. До конца войны дожили только 3 пилота самолётов, построенных на средства народа Тувы: Тимофей Федорович Амельченко ( проживал после войны в Харькове ); Василий Савельевич Новиков, сбивший лично 7 вражеских самолётов ( жил в Киеве ); Усам Абдрахимович Мамин ( жил в посёлке Лисий Нос Ленинградской области ).
Слайд 19
В годы Великой Отечественной Войны тувинский народ честно выполнил свой высокий интернациональный долг перед советским народом. Он всемирно содействовал укреплению Красной Армии и ее тыла, внес посильный вклад в разгром общего врага.
Сказка "Узнай-зеркала"
Почта
Сторож
Рукавичка
Как Снегурочке раскатать тесто?