Презентация рассказывает об истории создания математических и навигацких наук в России при Петре Первом, о содержании преподавания в школах России, первых учителях, первых русских учебниках по математике, Материал можно использовать на уроках математики, истории, а так же на внеклассных мероприятиях
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_matematicheskih_i_navigatskih_nauk.pptx | 935.61 КБ |
Слайд 1
ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК Работу выполнил : ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского рвйона Саратовской области Тарасов Андрей . РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель математики ФЁДОРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА Здание Сухаревой башни, где размещалась Школа математических и навигацких наукСлайд 2
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 1.Познакомиться с историей математического образования в России. 2.Познакомиться с историей навигацких школ в России. 3.Познакомиться с теми, кто положил начало этим школам и наукам. 4.Познакомиться с первыми русскими учебниками и их авторами. ЛИТЕРАТУРА: А.В. Дорофеев «Школа математических и навигацких наук»-журнал «Математика в школе» №1 1986 г. 2. https://yandex.ru/images/search?texl= картинки . 3. www.psyoffice.ru/6-1041-navigackaja-shkola.htm. 4.htts:// yandex.ru/search/? lr =1948 Магницкий, Ломоносов.
Слайд 3
ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ Реформы Петра I, направленные на усиление мощи государства Российского, на ликвидацию его экономической отсталости, поставили новые задачи в области образования. Для государственного аппарата, преобразуемой армии и морского флота была необходима подготовка специалистов. В 1701 г. По указу Петра I в М оскве открылась Школа математических и навигацких наук. Она размещалась в Сухаревской башне. В России ещё не было общеобразовательных школ, и навигацкая школа стала прежде всего давать учащимся общее образование. В школе учили грамоте и арифметике с элементами алгебры и геометрии юношей 12-20лет. После этого учащиеся, принадлежавшие к низшим сословиям, поступали на службу учителями, писарями, аптекарями и т.д..Дети дворян переходили в высшие классы, где изучали геометрию, тригонометрию и их приложения к геодезии и мореплавании, основы навигации и астрономии. Первый начальник школы адмирал Ф.А. Головин постоянно находился в разъездах, и её делами фактически управлял А.А. Курбатов, бывший крепостной графа Б.Д.Шереметьева, выдвинувшийся при Петре I I . едор Алексеевич Головин жил на стыке средневековой и новой истории России. Он не выделялся на полях сражений, в морских баталиях; его таланты организатора, дипломата во многом оказались заслоненными гигантской фигурой самого царя, военными победами России или сокрыты от глаз современников профессиональными тайнами. В значительной мере поэтому биография Ф.А. Головина меньше, чем других сподвижников Петра Великого, обеспечена исследованиями, опубликованными источниками, свидетельствами мемуаристов. При всем том, Ф.А. Головин входил в число наиболее значимых фигур политического Олимпа страны первой половины петровского царствования. В 1714 - 1715 гг. брауншвейг-люнебургский резидент Ф.Х. Вебер видел портрет Ф.А. Головина с латинской надписью: «Кто всею душою, с ревностью и искусством исполняет свою должность, тот только способен к делам великим и чрезвычайным». Это высказывание Цицерона было жизненным credo генерал-адмирала, фактического главы Посольского и еще семи других петровских приказов. (1650 – 1707г.г. Адмирал Российского флота, но больше заслуг у него на поприще дипломатии ПЁТР I Курбатов Алексей Александрович (?- 1721)
Слайд 4
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 25 января 1701 года по указу Петра I была создана Школа математических и навигацких наук, которая размещалась в Сухаревой (Сретенской) башне в Москве, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Навигацкая школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров для комплектования строящегося военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки. Сухаревская школа (так неофициально называлась Московская Школа математических и навигационных наук), 14 лет существовала как самостоятельное учебное заведение, являясь первым в России светским и полноценным военно-учебным заведением. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей. Число ее учащихся колебалось в пределах 300-500 человек, изначально она управлялась Оружейной палатой (до 1706 года), а впоследствии — Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. Большую часть учеников составляли подростки и юноши горожан всех сословий (кроме крепостного) в возрасте от 12 до 20 лет. Они получали казенное содержание, нуждающиеся — полное государственное обеспечение, а весь учебный курс состоял из трех классов — начального (чтение, письмо, счет), арифметического (арифметика, геометрия, тригонометрия) и высшего навигаторского, который включал в себя высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и практическую навигацию. В школе преподавали известнейшие в то время русские педагоги Л. Ф. Магницкий и А. Д. Фархварсон , а также выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Специально для школы были подготовлены печатные учебные пособия: “Арифметика” Магницкого 1703 года, “Таблицы логарифмов и синусов” Фархварсона , Гвина и Магницкого (1704 год).
Слайд 5
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого. Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили в 1753г. после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого.
Слайд 6
ПЕРВЫЕ УЧЕБНИКИ И ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ Для преподавания пригласили иностранных учёных: профессора Абердинского университета Фархвасона - англичанина, хорошо знавшего астрономию и караблевождение , и математиков Гвина и Грейса , воспитанников Оксфорда. Преподаватели не знали русского языка, ученики же не только не владели английским, но и зачастую не умели читать и писать на родном языке. Учебников не было. Курбатов исправил ошибку своих начальников. Он понял, что необходим русский учитель, и пригласил на должность преподавателя Леонтия Филипповича Магницкого. Л.Ф. Магницкий (1669-1739 Л.Ф Магницкий –уроженец Тверской губернии , сын крестьянина Телятина, в математике был самоучкой. В одной из биографий его юность описывается так: «В малых летах неславный и недостаточный человек, работой своих рук кормивший себя, сам научившись чтению и письму, был страстный охотник…разбирать мудрёное и трудное… Из уст царя переименован был Магницким. Как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил на себя внимание».
Слайд 7
ВРАТА УЧЁНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА На Магницкого возложили написание учебника по математике для Навигацкой школы. В 1703г. Вышла в свет его знаменитая «Арифметика», ставшая на долгие годы основным учебником математики для многих учебных заведений. Она проникла во все уголки России. В далёкой северной деревне, в доме односельчанина Дудина юный Ломоносов впервые в жизни увидел недуховные книги: «Грамматику» Стругацкого и «Арифметику» Магницкого. «Неотступные и усиленные просьбы, чтобы страрик ссудил его ими на несколько дней, оставались всегда тщетными», - читаем мы в биографии Михаила Ломоносова. После смерти Дудина его сыновья подарили 13-летнему Михаилу эти книги. «От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непременно читая, вытвердил их наизусть». Сам Ломоносов потом называл их вратами своей учёности. «Грамматику» и «Арифметику» он принёс в котомке их Архангельска в Москву и хранил их до конца своих дней. Ломоносов Михаил Васильевич Российский учёныи ̆ Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических процессов. Родился: 19 ноября 1711 г., деревня Мишанинская (ныне - село Ломоносово ), Архангелогородская губерния, Русское царство Умер: 15 апреля 1765 г. (53 года), Санкт-Петербург , Российская империя Чем известен: учёный-энциклопедист, основатель Московского университета . Пётр I . Мозаика М.В. Ломоносов
Слайд 8
«АРИФМЕТИКА» МАГНИЦКОГО Магницкий, Леонтий Филиппович (1669—1739). Учился в московской Славяно-греко-латинской академии в первое время ее существования. Изучив там языки латинский и греческий, а вне академии также немецкий, голландский и итальянский, Магницкий получил возможность самостоятельно изучить не преподававшиеся в академии математические науки и притом в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII стол. Вскоре после состоявшегося в 1701 г. открытия в Москве школы "математических и навигацких , то есть мореходных хитростно наук учения", помещавшейся в здании Сухаревой башни, был назначен в нее преподавателем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. Должность преподавателя в этой школе занимал до конца жизни. М. составил учебную энциклопедию по математике "Арифметика, сиречь наука числительная и т. д." (1703), содержащую пространное изложение арифметики», Объём «Арифметики» составляет 662 стр.. Все правила в ней объяснены на большом числе задач. Теоремы и доказательства отсутствуют, как и в других практических учебниках математики XVIII в.. Книга делится на 2 части: первая содержит собственно арифметику, а вторая – алгебру с геометрическими приложениями, начала тригонометрии, географию и навигацию. Хорошо знавший ряд языков, Магницкий изучил много европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником. Благодаря этому учебнику в русской научной литературе впервые появились квадратные уравнения, десятичные дроби, прогрессии, а в математическом языке утвердились термины: множитель, делимое, пропорции, прогрессии и др..
Слайд 9
ВЫВОДЫ: В 1752 г. Петербургская Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус, что превратило её в узкопрофильное учебное заведение. Навигацкая школа была распущена, и лишь дети дворян переведены из неё в Морской корпус. Но учебник, созданный для этой школы, продолжал служить просвещению народа спустя многие десятилетия. Его использовали составители последующих учебников. Обращаются к нему и до сих пор. Так, в 1985 г. Опубликована книга «Старинные и занимательные задачи» С.Н. Олёхина , ю.В . Нестеренко, М.К. Потапова. В неё вошли многие задачи из «Арифметики» Магницкого. Они доступны учащимся младших классов, привлекают занимательностью, развивают сообразительность. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, написанная выходцем из народа и для народа, живёт и в наше время. В 1715г. Пётр I учредил в Питербурге Морскую академию, куда были переведены старшие классы Навигацкой школы и её преподаватели Фархварсони и Гвин (Грейс умер в 1709 г.). Навигацкая школа превратилась в подготовительное училище для Морской академии. Магницкий стал старшим преподавателем и заведующим учебной частью школы. До конца своей жизни он преподавал в ней математику, занимался всеми организационными делами. Школа математических и навигацких наук сыграла значительную роль в истории русской культуры. Многие её воспитанники стали государственными деятелями, видными военачальниками, педагогами, инженерами. История школы неразрывно связана с жизнью и трудами Л.Ф. Магницкого, отдавшего ей 40 лет своей жизни. Здесь он воспитал новые кадры учителей, которые продолжили его деятельность по улучшению преподавания математики в России.
Яблоко
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Валентин Берестов. Аист и соловей
Пчёлы и муха