Работа выполнена учеником 11 класса. Это размышление над высказывание Д.С. Лихачева
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2._kolmychek_bogdan.docx | 15.69 КБ |
Эссе об особенностях русской культуры по высказыванию Д.С. Лихачёва
Выполнил: Колмычек Богдан, 11 "А" класс
Учитель: Андреева Людмила Николаевна
«Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Каждый народ имеет свою уникальную, неподражаемую культуру. Всегда волнует ‒ где же её истоки, её исторические корни? Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва заставило меня задуматься об основах, первичных фундаментах русской культуры, а также попытаться обосновать соединение автором воедино двух направлений одной мысли:
‒ об оправданности народа и нации перед Всевышним фактом существования культуры;
‒ о взаимосвязи ключевой даты (одной из самых главных для русского православного человека) ‒ даты принятия Русью христианства ‒ с потенциальными возможностями, культурными альтернативами развития русского народа.
Безусловно, Д.С. Лихачёв прав, определив первоосновой для русской культуры 988 год. Философ, искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич своим размышлением дополняет многообразие суждений и выводов о уникальности развития России, её культурных ростках и роли проникновения православия в души и сердца людей. При этом авторский подход Лихачёва к определению культурных истоков русской культуры настолько отличен от всех остальных. Он оригинален, не заимствован у других авторов прошлого века и предшествующих ему веков.
Как только ни пытались мыслители определить место России, истоки её культуры в разные времена, всё же оставалась некая недосказанность, недоосмысленность. Например, проблема "Россия между Востоком и Западом", впервые поднятая Чаадаевым в "Философских письмах" породила множественные дискуссии, противостояние западнических и славянофильских настроений. Д.С. Лихачёв не отрывает Россию ни от Востока, ни от Запада, при этом он не отрицает её самобытности. Тот факт, что Лихачёв концентрирует мысль на 988 годе, подчёркивает лишь одно ‒ автор высказывания так отмечает благодатную почву для произрастания новых культурных ростков на нашей земле благодаря могущественному, значимому для русских государству ‒ Византийской империи. Византия того времени - объект зависти и восхищения для всех существующих государств. Бог дал этому экономическому исполину всё, не только деньги. - Гармонию внутреннего функционирования, внешнеполитическую силу, осознание истинной красоты, а главное ‒ созерцанье Бога. Владимир I Святой, как человек здравомыслящий, как дальновидящий политик, сумел оценить Византийский культурно-духовный ресурс для Руси, тем более после первой религиозной реформы 980 года требовались новые методы воздействия на племена с целью их дальнейшей консолидации... Но речь не о том - почему, а уже о свершившемся таинстве Крещения, которое дало русскому православному свои духовные плоды.
Во-первых, это само государство. ‒ Православие укрепило его, сделало силой, побудило уважение со стороны других стран. Я бы отметил сильное Византийское государство, поделившись духовной силой, предопределило появление себе подобного.
Во-вторых, потребность прогрессировать, сохраняя то духовное, сакральное, что было завещано Византией, ‒ ВЕРУ.
В-третьих, сама ВЕРА вырвала наш народ из невежества, черноты, беспредельности мести, научила Закону, Слову Божьему, позволила выйти русскому народу на новый уровень цивилизационного развития. Вера сплотила людей на века. Боже! Сколько тому примеров! ‒ От личностного примера Александра Невского, восклицающего о сохранении веры предков и в результате побеждающего шведов (Невская битва, 1240 г) и рыцарей Ливонского ордена (Битва на Чудском озере, 1242) ‒ до изгнания немецких захватчиков с нашей земли в годы Великой Отечественной войны (1941-45). Невозможно не связывать подвиги наших героев с тайными молитвами православных в полуразрушенных церквушках и монастырях.
И по настоящий день православие по сути своей чудотворно. А с чем ещё можно связать чудо возрождения казачества со всеми его обычаями и традициями. Ведь до революции 1917 года это сословие жило, как говорили, по Божьему, ‒ молитвенно, почитая царя, как благословенного свыше на власть. Если задуматься, сам опыт насаждения атеизма, попытки оторвать церковь от государства, от школы и от семьи, закончились весьма плачевно. Теперь мы возрождаем, как и казачество, наши пышущие красотой храмы. Разве они не производная от 988 года? ‒ Конечно, да.
Мои аргументы и доказательства ‒ крупица, которую в силу своих раздумий я почерпнул из сокровищницы православия.
В настоящее время, на мой взгляд, изменилось само отношение смертного человека к пониманию БОГА. Человек приходит в храм не из-за любопытства, как зритель, а осознанно, он ищет для себя благодати через БОГА. Число по-настоящему верующих растёт. Души людей открыты. В мире, где столько жестокости, кто же поможет, если не БОГ?!
Размышляя над проблемой исторических первооснов русской культуры ‒ проблемой, поставленной Д.С. Лихачевым, приходишь к одному выводу: существование русских, нашей культуры, оправдано перед БОГОМ фактом выбора Владимиром Святым православной веры для всего русского народа.
Ворона
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сказка "Колосок"
Солнечная система. Взгляд со стороны
Снегири и коты