Научно - практическая работа , с которой мой ученик выступил на школьной НПК и занял 2 место, став призером.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
1
МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков»
Тема: Эта знакомая, незнакомая ВОДА…
Выполнил ученик 1 А класса
Шмыков Александр
Научный руководитель
Гайда Оксана Михайловна
Пермь, 2015г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ОБРАЗОВАНИЕ ВОДЫ………………………………..………………....4
СВОЙСТВА ВОДЫ………………………………………..………………4
НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ…………………………………..……………..5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...……6
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ……………………………………………………8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
.
И тогда я поставил перед собой цель: узнать как и откуда берется вода, где и как мы ее используем, показать значение чистой воды для всего живого на Земле.
Для этого мне необходимо решить ряд задач:
- изучить литературу о воде;
-изучить свойства воды;
-провести анкетирование и узнать, знают ли ребята откуда берется вода, для чего мы ее используем, а также какие свойства воды они знают.
Новизна этого проекта заключается в том, что загрязненность атмосферы, воды, является следствием человеческой деятельности на нашей планете, и я хочу проверить в маленьком масштабе своей квартиры, можем ли мы, люди, исправить эту глобальную, совершенную нами самими, ошибку?
Гипотеза: Я предполагаю, что в домашних условиях, при помощи подручных средств, можно очистить грязную воду и сделать ее пригодной для употребления.
Введение
Я несколько раз был на Черном море. Оно огромное, мне казалось, что даже бесконечное. Но когда мы с мамой рассматривали глобус, я увидел, какое оно маленькое по сравнению с океаном. А ведь океанов на свете несколько. Почти весь глобус был голубым. Мама тогда сказала, что поверхность земного шара на 71 % покрыта водой! И я тогда подумал, что нашу планету можно было назвать не ЗЕМЛЯ, а ВОДА!
На уроке я узнал, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды. Мой вес 27 кг, и когда мы посчитали, оказалось, во мне около 18 кг воды. Я тогда даже пошутил: я что- водяной?
Сначала мы просмотрели книги в нашей библиотеке: «Храм воды», «Про каплю Акву», «Детскую энциклопедию», «В воздухе, в воде и на суше»; находили загадки и пословицы о воде: «Вода камень точит», «Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?», «Пролитую воду не соберешь», «Кругом вода, а пить нечего», «Много меня- пропал бы мир, мало меня- пропал бы мир».
ОБРАЗОВАНИЕ ВОДЫ
4,5 миллиарда лет назад Земля представляла собой огненный газовый шар. Понемногу она остыла и окуталась огромными слоями облаков: это и было началом зарождения Воды на Земле, а первые живые существа появились именно в Воде. То есть получается, что именно Вода и создала жизнь на нашей планете. Значит Вода и Жизнь- понятия неразделимые. Нет на свете вещества, более важного для нас, чем вода.
СВОЙСТВА ВОДЫ
Часто мы можем наблюдать дождь, снег, туман, образование облаков, появление ручейков. Вода есть повсюду: это родники, водопады, океаны, моря. Часть воды постоянно находится в воздухе в виде невидимого водяного пара, облаков, туч. Вода есть и под землей. На Северном и Южном полюсах она находится в виде огромного скопления льда.
Получается, что вода такое уникальное вещество, которое может находиться в нескольких состояниях: жидком (вода), твердом (лёд), газообразном (пар, облака).
1)Вода прозрачна, то есть не имеет цвета, это можно доказать, поместив картинку за стакан с водой - изображение прекрасно видно. Свойство прозрачности воды мы используем в аквариумах, бассейнах, фонтанах.
2)Вода не имеет запаха и вкуса, понюхав и попробовав воду, мы ничего не чувствуем. Это её свойство можно использовать при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду, как след будет потерян.
3)Вода течет, если пролить, получится лужа. Это свойство текучести используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода течет по трубам, поступая в наши дома.
4)Предметы в ней кажутся больше, это свойство можно назвать свойством лупы или свойством увеличения.
5)Она является прекрасным растворителем, поэтому в природе невозможно встретить абсолютно чистую воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.
6)Вода обладает таким свойством, как преломление света. Летом, когда мы ходили в лес за грибами, нашли брошенную кем-то бутылку с водой. Папа сказал, что это очень опасно, так как солнечный луч, попав на бутылку, может отразиться, потому что свойство воды - отражать свет, и луч, попав на сухое дерево или траву, может их поджечь. Мы вылили воду, чтобы не случилось беды.
НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ
Вода входит в состав любого живого организма. Помяв в руках лист растения, мы увидим в нем влагу. А сколько сока в апельсине, арбузе, лимоне, а ведь сок- это вода с растворенными в ней различными веществами. Организм человека более чем наполовину состоит из воды, а в медузе воды 99 % от ее веса.
Таким образом, мы видим, что в состав любого живого существа входит вода!
Кроме этого, вода является домом для многих живых организмов - рыб, водорослей, планктона и т.д.
При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Например, человек без еды может прожить месяц, а без воды только три дня. За сутки человек употребляет около 2 литров воды.
Воду пьют все: люди, животные, птицы, леса, поля…
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ
Вода - наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине - во всех сферах человеческой деятельности.
Вода - это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вода ещё и кормит - по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.
На реках строят большие гидроэлектростанции с мощными генераторами. Реки перекрывают плотинами, чтобы создать запас воды для электростанций.
В металлургии вода используется для охлаждения оборудования. Только на охлаждение одной доменной печи используется огромное количество воды ежечасно.
В медицине вода - растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.
Огромное количество воды используется в сельском хозяйстве: для растений, для животных и птиц.
В быту вода - средство санитарии и гигиены, она «помогает» приготовить пищу. Вода моет всех: людей, машины, дороги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств - ничего не сделать без воды!
Но, несмотря на важность и ценность воды, иногда человек забывает о том, что к ней нужно бережно и заботливо относиться!
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ
Я сам был свидетелем того, как ранее чистая речка стала грязной и дурно пахнущей: в селе, где живет моя бабушка, течет маленькая речка, даже не речка, а ручеек. Мы переходили через него по маленькому мостику из двух досочек. В прошлом году на речке поставили запруду, в результате чего появилось озеро, около него построили какое-то здание с большой трубой, после того, как из трубы начал идти дым - речка стала грязной и люди перестали там ходить. Бабушка мне сказала, что это асфальтовый завод, который сбрасывает отходы своего производства в озеро, из которого сейчас и вытекает речка. Вот так, как по мановению волшебной палочки, чистая речка превратилась в неприятный ручеек. А ведь он впадает в Чепцу, та – в Вятку, Вятка – в Каму, Кама – в Волгу, а Волга несет воды нашего грязного ручейка в Каспийское море. К сожалению человечество свыклось с загрязнением воды и воспринимает это как нечто естественное и неизбежное. В наше время реки ежедневно выносят в океан огромное количество нефтепродуктов, бытовых сточных вод, сельскохозяйственных удобрений, промышленных отходов.
В последнее время люди начинают глубже осознавать масштабы катастрофы, которую может повлечь за собой загрязнение морей и океанов. Поэтому во всем мире наблюдается стремление к созданию систем контроля за качеством воды. Специальные экологические организации следят за работой предприятий, загрязняющих природные водоемы.
Я предположил, что в домашних условиях, при помощи подручных средств, можно очистить грязную воду и сделать ее пригодной для употребления.
А сейчас давайте представим себе, что мы оказались в лесу, нам очень жарко, а питьевая вода закончилась!!! Всё, что у нас осталось- это пустая бутылка из-под воды! Но…в лесу недавно прошёл дождь и есть лужи! Правда в воде плавает грязь… Давайте же проверим, что произойдет, если набрать грязную воду в сосуд и подождать некоторое время.
Опыт 1. Итак, мы имеем стакан с грязной водой, через 30 минут мы видим, что грязь осела на дно и если осторожно перелить воду в другую ёмкость, то осадок останется в первом сосуде, вода стала чистой, вот только стоит ли пить такую воду, ведь в ней всё равно остаются невидимые глазу микробы и бактерии. Для уничтожения микробов можно применить такой метод обеззараживания воды, как кипячение, а уж если вы находитесь в лесу, то при кипячении в воду можно добавить зверобой, который является природным антисептиком. При кипячении я увидел, что на крышке образуется прозрачный конденсат, я собрал его в стакан и он оказался чистым и пригодным для питья.
Опыт 2. Так же поможет нам при очистке воды от грязи и мусора чистая ткань (например- платок, сложенный в несколько раз), через него можно профильтровать воду, только не забывайте, что в любом случае воду необходимо не только очистить, но и продезинфицировать, добавить марганцовку или йод- всего один кристаллик марганца или 2-3 капли йода сделают воду пригодной для питья.
Опыт 3.Если у вас под рукой есть вата, марля либо бинт, активированный уголь, то при помощи воронки можно сделать бытовой угольный фильтр. Для этого, в воронку нужно положить смоченный кусочек ваты, с помощью палочки уплотнить его в конусной части воронки, сверху положить кусок марли либо бинта, на него насыпать слой размельченного активированного угля и снова положить толстый слой влажной ваты, последним слоем плотно все прижать. Воронку поместить в ёмкость, куда будет стекать очищенная вода, в воронку налить грязную воду и ждать, когда она пройдет через наш фильтр. После очистки мы получили пригодную для питья воду, а на фильтре остался грязный осадок.
Вывод: проведя опыты я доказал предположения о том, что в домашних условиях, при помощи подручных средств, можно очистить грязную воду и сделать ее пригодной для употребления,что все вышеперечисленные способы очистки воды достаточно эффективны.
Узнав столько нового о воде не стало интересно, а что о ней знают мои одноклассники. Для этого я провел небольшое анкетирование в своем классе и вот что узнал: из 14 человек, ответивших на вопросы в моей анкете почти все (13) знают, что первые живые существа появились в воде, а вот то, что сначала появилась вода, а уж потом земля, знают только 8 человек. И на вопрос, можно ли с помощью воды зажечь костер, почти все мои одноклассники (12 человек) ответили отрицательно, а ведь воду можно использовать вместо линзы.12 человек знают, что вода занимает 71 % поверхности земного шара, и свойства воды, хотя бы одно-два знают девять человек из класса. А вот со вкусом чистой воды у ребят возникли затруднения- 11 человек посчитали, что она или сладкая, или кислая, или соленая, и только 3 человека ответили, что вода вкуса не имеет.
Таким образом, я считаю, что моя работа расскажет моим друзьям и одноклассникам много нового и полезного о такой знакомой, и как оказалось, совершенно незнакомой ВОДЕ!!!
Астрономический календарь. Май, 2019
Свинья под дубом
Пчёлы и муха
Астрономический календарь. Март, 2019
Простые новогодние шары из бумаги