В исследовательской работе «Демографический портрет учащихся школы», рассмотрены вопросы:
- что изучает наука демография
- историческая справка о демографическом процессе в России
- демографическая ситуация в школе
Структура исследовательской работы выдержана, имеется вводная, основная и заключительная части. Оформление титульного листа, содержание, список источников составлен в соответствии с требования к их содержанию. В работе данная тема рассмотрена не только теоретически, но проведена практическая работа «Демографическая ситуация в школе». В работе определены задачи, выдвинута гипотеза, проведено анкетирование, проанализированы собранные данные. В заключение подведены итоги, сделан вывод. Вопросы рассмотрены полностью, при написании работы использовалась дополнительная литература, Интернет ресурсы.
Материал изложен доступно, интересно.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskiy_portret_uchashchihsya.doc | 569 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семигорская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция старшеклассников
Демографический портрет учащихся школы.
Исследовательская работа.
Автор: Малиенко Анастасия
Семигорская сош, 10 класс
Руководитель: Петрусева Анна
Александровна, учитель географии
2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Что изучает наука демография? ……………………………………………………...4
2. Историческая справка о демографическом процессе в России…………………….6
3. Демографическая ситуация в школе………………………………………… ………7
3.1. Численность и половой состав учащихся за последние 10лет…………………...7
3.2. Естественный прирост в нашей школе……………………………………………..8
3.3. Количество детей окончивших школу...……………………………………………8
3.4. Социальное положение семей………………………………………………….........9
3.5. Динамика потенциальных первоклассников ………………………………………9
Выводы…………………………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………….11
Библиографический список……………………………………………………………...12
Приложения………………..……………………………………………………………...13
Введение
Население является главной производительной силой общества. 2008 год В.В.Путин назвал годом семьи. Причиной этому послужила кризисная демографическая ситуация в стране. Демографы рисуют довольно страшные картины сегодняшнего положения дел и перспектив на будущее.
По результатам Отдела народонаселения ООН к 2050 году численность россиян сократится со 142 до 108 миллионов. Одной из причин этого явления они определяют снижение рождаемости. А со слов заведующего кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ А.А.Антонова к 2050 году население России может сократиться с 120 до 40 миллионов человек.
Основное богатство России – ее многочисленное население, миллионы людей с вполне надежным базовым образованием и значительным объемом профессиональных навыков. И будущее нашей страны в XXI веке определяют не только ее природные ресурсы, производственный потенциал, технологии и инфраструктура, но прежде всего – состояние и динамика народонаселения, его количественные и качественные характеристики.
Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. Проблема депопуляции населения – устойчивого превышения смертности над рождаемостью – настолько обострилась, что требует безотлагательного решения.
Таким образом демографическая ситуация является одной из актуальных проблем нашего времени. В связи с этим нам захотелось узнать какова же демографическая ситуация в нашей школе.
Целью нашей работы было: проследить демографические изменения в нашей школе за 10 лет.
Актуальность в сельской местности, школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из села, меняется возрастной состав населения, становится много людей пенсионного возраста. Значит, у такой деревни нет будущего.
Задачи:
1. Изучение истории переписи населения в стране.
2. Собрать информацию, обработать данные.
3.Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию п. Семигорск
4. Определить примерное демографическое будущее поселка.
Объект исследования – Семигорская СОШ.
Предмет исследования – демографический портрет школы.
Гипотеза исследования – школа является зеркалом современных демографических процессов.
Методы исследования
1.Анализ литературных источников.
2. Проведение социологического опроса учащихся школы.
3. Сбор и обработка данных.
4. Составление и анализ диаграмм.
6. Умение обобщать, выделять главное.
1. Что изучает наука демография?
Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука, изучающая присущими ей методами численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений, взаимосвязь социально – экономических факторов и изменений в населении; она раскрывает закономерности воспроизводства населения в широком смысле этого слова, и полученные знания ставит на службу общественного развития. Термин «демография» образован из двух слов: «демос» - народ и «графия» - писание. Можно сформулировать коротко: демография – наука о народонаселении.
Под народонаселением понимается совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: страны или ее части, группы стран, всего мира. Воспроизводство населения в широком смысле – это постоянное возобновление населения в результате естественного движения (рождения и смерти), механического движения, или миграции (передвижения между территориями) и переходов людей из одних состояний в другие (начало трудовой жизни, получение образования и т.д.), без чего не может быть воспроизведена структура (состав) населения.
Население есть совокупность, непрерывно обновляющаяся вследствие естественной смены поколений. Поэтому, непременной координатой демографических явлений, складывающихся из событий в жизни людей, служит возраст. Вне учета возраста и пола нельзя анализировать ни изменения семейного положения людей, ни образование и структуру семей, ни процессы рождения и смерти, ни переходы людей из одних состояний в другие. Отсюда особое значение в демографии изучения возрастно-половой структуры населения и ее влияния на все исследуемые явления.
Демография рассматривает структуру населения и в других аспектах. Характеристика населения в некоторый момент времени, а также соотношение в этот момент между ним и материальной частью производительных сил, размерами и структурой производства зависят от динамики населения, которая обусловлена обновлением через смену поколений и изменением характеристик людей, а поскольку имеется в виду население некоторой территории, то и миграционными процессами. Население всегда подвержено изменению, даже если его характеристики стабильны, хотя бы в силу того, что человек переходит из одной возрастной группы в другую.
В изучении динамики населения центральное место занимает воспроизводство населения в целом и составляющих его частей. Естественное движение населения совершается через рождения и смерти. Соответственно демография изучает процессы рождаемости и смертности, темпы естественного движения населения и другие явления, связанные с перечисленными процессами причинной и следственной зависимостью. Задача исследования заключается в определении закономерностей названных явлений. При исследовании воспроизводства структур населения в поле зрения демографии обязательно попадают и переходы из групп в группы, соотношение численности лиц той или другой группы, демографические процессы в этих группах, а также влияние на них различия между группами.
Демография – наука не новая. Ей уже больше 300 лет. Но она всё ещё остаётся новой наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или телевидению.
Демографические проблемы теперь всё чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.
Демография влияет на ход различных общественных процессов: экономических, политических и прочих. К примеру, низкий уровень рождаемости ведёт к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определённое время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и тому подобное.
2. Историческая справка о демографическом процессе в России.
Быль про убыль
Естественная убыль населения России в последние годы составляет в среднем более 920 тыс. человек в год. Она коснулась большинства национальностей и этносов, проживающих в стране. В начале 90-х потери компенсировались за счет миграции. В 1994 г. миграционный прирост составил 810 тыс. человек. Но в 2004 году в Россию мигрировало всего 39 тыс. человек. И в отличие от, например, стран Западной Европы у нас не просто депопуляция, а настоящий демографический кризис — катастрофически падает еще и «качество» населения. В стране 2 млн. беспризорников, 12% детей школьного возраста не ходят в школу, 9 из 10 школьников больны. Только в Москве больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. По официальным оценкам, в стране 4 млн. наркоманов. Каждый год преждевременно умирает 450 тыс. трудоспособных мужчин, 300 тыс. россиян в год погибает от табакокурения, 70 тыс. молодых людей умирает от наркотиков. В стране идет процесс «дебилизации» молодежи. Налицо общая деградация населения — и физическая, и духовная. Однако неутешительные выводы по поводу демографии делал еще М.В. Ломоносов. В 1761 году он написал трактат «О сохранении и размножении российского народа», в чем видел «величество, могущество и богатство всего государства». Кстати, он же предлагал привлекать в страну иммигрантов, правда, «ежели к тому употреблены будут пристойные меры». По наблюдениям Ломоносова, тогда в православных семьях на 1 тыс. родившихся умирало более 300 младенцев, в мусульманских семьях — 150. Но, несмотря на проблемы, население России увеличивалось. Дело в том, что в начале XIX века в стране у одной женщины в среднем рождалось до 7 детей. Это один из самых высоких показателей в мире на тот период. Сейчас этот показатель составляет всего 1,3 вместо необходимых 2,2. Поэтому в ближайшее время население России продолжит сокращаться.
3. Демографическая ситуация в школе.
В 2014-2015 году в нашей школе обучается 91 ученик. Участие в опросе приняли 57 учеников 6 – 11 классов. Из них 44% мальчиков и 56% девочек.
Данные анкет (Приложение 1) были обработаны и на основе этого мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МОУ«Семигорская сош».
При выполнении работы мы изучили классные журналы, провели опрос- анкетирование учащихся, изучили школьные документы по численности, половому составу школьников.
3.1.Численность и половой состав учащихся в школе
Для того чтобы проследить изменения численного состава обучающихся школы, мы провели анализ ежегодных статистических отчетов. Полученные данные мы поместили в таблицу (Приложение 2). Данные этой таблицы вызвали у нас большую тревогу, количество обучающихся в нашей школе за 10 лет сократилось.
Из диаграммы видно, что количество учащихся сокращается примерно на 5-6 человек ежегодно. В 2015 году численность обучающихся в школе уменьшается со 154 (2005 г.) человек до 91 (2015 г.) человека. В целом мы наблюдаем демографическую картину характерную для страны. Снижение численности населения в России с 147 млн. до 143 млн. В Иркутской области с 2545 (2005 г.) до 2414 (2015 г.). В поселке Семигорск 1205 (2005г.) до 1049 (2015г.).
Половой состав учащихся. В школьном возрасте мы не наблюдаем уменьшение количества мальчиков, это произойдет на более позднем возрастном рубеже. А сейчас мы наблюдаем типичную картину количество мужского населения превышает женское. Это соответствует тому, что в России и в мире мужчин рождается больше, чем женщин.
3.2. Естественный прирост в нашей школе.
Сравнили количество первоклассников и выпускников за последнее десятилетие. Сразу бросается в глаза, что соотношение выпускников и первоклассников изменяется не в пользу последних.
Проанализировав и сопоставив все данные нашего исследования, мы пришли к выводу, что ждать прироста количества обучающихся в нашей школе, не приходится.
3.3. Количество детей окончивших школу.
Проанализировав данные приложения 3, мы составили диаграмму.
Из диаграммы видно, что количество выпускников в школе постепенно сокращается. Самое большое количество выпускников было в 2008-2009 учебном году. По данным можно сказать, что многие учащиеся после 9го класса продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях.
3.4.Социальное положение семей.
Собрали данные на сегодняшний день по количеству братьев и сестер у учащихся нашей школы провели опрос (Приложение 1). Проанализировав собранные данные, составили таблицу (Приложение 4) и диаграмму.
Проанализировав диаграмму, сделали вывод, что в основном в семьях учащихся два современный тип воспроизводства населения. Лишь в шести семьях один ребенок.
Собрав и проанализировав сведения о рождаемости в наших семьях, нашли подтверждение тому, что за 10 лет рождаемость сильно снизилась. Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на число детей в семье, является неполный их состав. Неполная семья – проблема очень серьезная. В стране распад семей приводит к уменьшению числа детей в семьях. В нашей школе в настоящее время 19 неполных семей. Количество семей, в которых один ребенок неустанно растет - это общероссийская тенденция.
3.5. Динамика потенциальных первоклассников (с 2008 по 2013 год рождения).
На этой диаграмме мы показали, сколько учащихся придет учиться в школу в течение пяти лет с 2015 по 2020 годы.
По данным видно, что в будущем придет в школу достаточное количество учащихся от 8 до 6 учащихся. В 2015 году будет в первом классе семь учеников (если не будет вновь прибывших). Это дети, родившиеся в 2008году. Что удивительно для нашего поселка: реформа правительства с материнским капиталом не привела к всплеску рождаемости. Это говорит о том, что многие люди не верят в светлое будущее, или это связано с кризисом в стране. Но есть и положительное: в нашем поселке в 2013 году родилось 7 детей. При такой динамике, с 2015 по 2020 год число учащихся будет уменьшаться, и к 2020 году будет стабильно составлять 60-65 человек.
4. Выводы
1. Демографический портрет Семигорской сош в целом отражает общую демографическую ситуацию в поселке, области, России.
2. Как показал опрос (Приложение 1), большинство школьников растут в семьях, где двое детей.
Ребята считают, что поселок не является привлекательным для места жительства и после учебы в средних и высших учебных заведениях, не желают возвращаться домой.
3. Демографическая ситуация в моей школе, представленная в работе наглядно отражает положение учеников в школах страны, расположенных вдали от крупных городов.
Заключение
Проделанная работа отразила важность, актуальность демографического вопроса в нашем поселке.
Основной способ решения демографической проблемы я вижу в увеличении финансирования молодых семей. Многие семьи отказывают себе в детях по причине того, что не смогут дать своему чаду все нужное для благополучия в этом мире.
Вопросам демографии уделяется большое внимание в средствах массовой информации. На мой взгляд, главная задача на данном этапе для нашего общества – повышение статуса семьи и улучшение социально-экономических условий.
Я попыталась проанализировать и сравнить демографические показатели за последние десять лет; выявить причины снижения численности населения и последствия сложившейся демографической ситуации. Следует отметить, что мне это удалось. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза моего исследования подтвердилась т.к. демографические проблемы школы напрямую зависят от демографических проблем поселка, страны.
Если сейчас государство не обратит самое пристальное внимание на проблемы села, то через 10 лет жить и трудиться в наших селах будет некому.
В заключении хочется сказать, что в слове «демография» есть каждый из нас. Демография – живая наука, которая касается каждого из нас.
Библиографический список:
1. Архив МОУ «Семигорская СОШ» : классные журналы, алфавитная книга, отчеты школы.
2. Алексеев А.И. География России. Природа и население. «Дрофа» 2010 год
3. Интернет источники (ru.wikipedia.org/wiki/)
4. Статистические данные сельского совета п.Семигорск
Приложение 1
Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Дата и место рождения
3. Указать пол (мужской, женский).
4.Сколько детей (включая тебя) в твоей семье?
5. Кем работают твои родители (указать сферу деятельности)?
Приложение 2
Численность и половой состав учащихся МОУ «Семигорская сош»
Год | Всего учащихся | Мальчики | Девочки |
2004-2005 | 154 | 98 | 64 |
2005-2006 | 145 | 95 | 64 |
2006-2007 | 141 | 91 | 59 |
2007-2008 | 135 | 78 | 57 |
2008-2009 | 124 | 75 | 51 |
2009-2010 | 118 | 66 | 42 |
2010-2011 | 109 | 63 | 37 |
2011-2012 | 101 | 62 | 38 |
2012-2013 | 105 | 53 | 52 |
2013-2014 | 99 | 52 | 47 |
2014-2015 | 91 | 51 | 40 |
Приложение 3
Количество учащихся получивших аттестат МОУ «Семигорская сош»
Учебный год | Основная школа (9 класс) | Средняя школа (11 кл) |
2004-2005 | 8 | 14 |
2005-2006 | 17 | 11 |
2006-2007 | 15 | 3 |
2007-2008 | 15 | 8 |
2008-2009 | 18 | 6 |
2009-2010 | 8 | 2 |
2010-2011 | 9 | 4 |
2011-2012 | 6 | 4 |
2012-2013 | 5 | 1 |
2013-2014 | 10 | 4 |
Приложение 4
Количество детей в семьях учащихся
Кол-во детей в семье | 6 Класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Один | 2 | 2 | 2 | |||
Два | 3 | 3 | 3 | 8 | 3 | 1 |
Три | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | |
Четыре | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | |
Пять | 1 | 1 | 1 | 1 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семигорская средняя общеобразовательная школа»
Рецензия
на исследовательскую работу по теме «Демографический портрет учащихся школы», выполненный ученицей 10 класса Малиенко Анастасией.
В исследовательской работе «Демографический портрет учащихся школы», рассмотрены вопросы:
- что изучает наука демография
- историческая справка о демографическом процессе в России
- демографическая ситуация в школе
Структура исследовательской работы выдержана, имеется вводная, основная и заключительная части. Оформление титульного листа, содержание, список источников составлен в соответствии с требования к их содержанию. В работе данная тема рассмотрена не только теоретически, но проведена практическая работа «Демографическая ситуация в школе». В работе определены задачи, выдвинута гипотеза, проведено анкетирование, проанализированы собранные данные. В заключение подведены итоги, сделан вывод. Вопросы рассмотрены полностью, при написании работы использовалась дополнительная литература, Интернет ресурсы.
Материал изложен доступно, интересно, научно обоснован. Работа выполнена аккуратно, без нарушения языковых норм, этически корректна. Тема соответствует содержанию, раскрыта.
Рецензию составила учитель географии
Петрусева А.А.
Всему свой срок
Рисуем "Ночь в лесу"
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ёжикина Радость
Сказка "Дятел, заяц и медведь"