Научно-исследовательская работа содержит теоретический и исследовательский характер по обозначенной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по русскому языку | 664.7 КБ |
XVI Районная заочная научно-практическая конференция школьников и студентов «Шаг в науку»
Экология речи обучающихся
ГАПОУ «Краснокаменский горно – промышленный техникум»
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
Выполнила: обучающаяся 16 группы
ГАПОУ "Краснокаменский
горно – промышленный техникум"
Гуторова Валерия Сергеевна
(секция русского языка)
Научный руководитель:
Пересыпкина Галина Анатольевна,
преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГАПОУ "Краснокаменский
горно – промышленный техникум"
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Основная часть | 2 |
1.1. | План исследования | 4-5 |
2. | Научная статья (описание работы) | |
2.1. | Что такое экология | 6-10 |
2.2. | Исследование чистоты и культуры речи обучающихся ГАПОУ «Краснокаменский горно - промышленный техникум» | 10-17 |
2.3. | Решение проблемы сохранения чистоты нашей речи | 17 |
3. | Рекомендации | 17 |
4. | Вывод | 17 |
Литература | 18 |
Экология речи обучающихся ГАПОУ «КГПТ»
Гуторова Валерия Сергеевна
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум»
16 группа
Аннотация
Проблема сохранения чистоты нашей речи (устной и письменной) остаётся актуальной по сегодняшний день, потому что с каждой минутой, с каждым днём появляются новые слова, которые входят в нашу речь. Речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Особенно это проявляется у молодёжи, которая стремится употреблять те слова, которые сейчас модны. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Экология речи обучающихся ГАПОУ «КГПТ»
Гуторова Валерия Сергеевна
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум»
16 группа
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Берегите чистоту языка, как святыню!
И.С. Тургенев.
План исследования
Проблема исследования заключается в том, что русский язык засоряется ненужными словами.
Гипотеза: если говорить, обращать внимание и делать замечания обучающимся о засорённости их речи разными словами, возможно, обучающиеся будут работать над своей речью, возможно, над речью своего собеседника (друзей, одногруппников).
Объект исследования: обучающиеся групп 10, 20 по профессии «Автомеханик», группы 16 по профессии «Повар».
Методы эмпирического уровня:
- анкетирование обучающихся (анкета №1, анкета №2), обработка, выводы;
- анализ речевых ошибок обучающихся группы 16.
Методы теоретического уровня:
- изучение теоретического материала (статьи) языковедов о чистоте речи (изучение, обобщение, систематизация, описание);
- анализ и синтез.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Методы обработки материалов:
- описание;
- таблица;
-диаграмма.
Таблица 1: Этапы исследования
Номер этапа | Название | Содержание |
I | Подготовительный | Разработка программы исследования. Определение задач исследования. Изучение научной литературы. |
II | Анкетирование. Анализ речевых ошибок | Проведение исследования. Опрос обучающихся методом анкетирования. Составление обобщающей таблицы |
III | Обработка и анализ материала | Подготовка и обработка полученных данных. Изучение и описание полученной информации. Анализ. Выводы. |
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования помогут посмотреть, насколько речь обучающихся засорена и как с этим справляться.
Библиография
1.Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org).
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М,: Просвещение, 2010г.
3.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
4.Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М.: Знание, 1980
5.Ширяев Е.Н., Что такое культура речи// Мы сохраним тебя, русская речь.- М.: Наука, 1995.С.9-10.
6.Полная энциклопедия - www.polnaja-jenciklopedija.ru © 2011-2012
7.Чернышев В., М., Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики. Серия: Лингвистическое наследие XXвека ЛКИ, 2010г., 264стр.
Экология речи обучающихся ГАПОУ «КГПТ»
Гуторова Валерия Сергеевна
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум»
16 группа
Научная статья (описание работы)
Цель: изучение теоретического материала известных языковедов о чистоте речи, анкетирование и анализ речевых ошибок обучающихся техникума с целью выявления степени осознанности этой проблемы.
Задачи:
- выявить, какие слова засоряют речь (устную и письменную) обучающихся ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум», какие из них являются наиболее употребляемыми;
- предложить обучающимся рекомендации (буклет – памятка) по работе над чистотой речи.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
А. Ахматова.
1. Что такое экология
Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. Наша собственная окружающая среда — это все, что мы видим, и многое из того, чего мы не видим вокруг себя (например, воздух, которым мы дышим). Она в основном неизменна, но её отдельные детали постоянно изменяются.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
- Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
- Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
- Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах[1].
Чистота речи, экология речи – отсутствие в ней лишних слов, слов – сорняков, слов – паразитов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют нашу речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Известный современный лингвист Е.Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые
В определённой ситуации общения при соблюдении современных норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»[2].
Культура речи в понимании ведущих советских теоретиков подразумевает не только теоретическую дисциплину, но и определённую языковую политику, пропаганду языковой нормы: в ней решающую роль играют не только лингвисты, но и педагоги, писатели, «широкие круги общественности». Просветительская деятельность в области языковой нормы носила в СССР весьма широкий характер: велась передача всесоюзного радио «В мире слов» (с 1962), детская передача «Радионяня», выходил телевизионный альманах «Русская речь» (с 1966).
Владение «культурой речи» советские теоретики разделяли на «правильность речи» (соблюдение литературной нормы, определяемой категорически: например, недопустимость вариантов вроде одел пальто или сколько время?) и «речевое мастерство» (умение выбора наиболее стилистически уместных, выразительных или доходчивых вариантов); в этом последнем случае варианты характеризуются не как «правильный или неправильный», а оценочно — «лучше или хуже» (ср. нежелательность я кушаю, а не я ем, или я сумел в смысле «смог»).
Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями, словесными штампами и «канцеляризмами».
Крайностями, между которыми находится культура речи, считаются пуризм, ведущий к «отрыву от народной почвы, живых процессов национального языка» и «антинормализаторство» (отрицание необходимости вмешательства в языковой процесс)[3].
Суждения о культуре речи, содержащиеся в советских лингвистических работах, обычно содержат много идеологических и философских деклараций: она связывается с общей культурой человека, любовью к языку, культурными традициями народа, достоянием социалистической культуры.[4]
Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.
В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.
Нормативная стилистика развивалась в России задолго до революции под античным, немецким и французским влиянием. Однако понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают лишь в 1920-е годы в связи с появлением новой советской интеллигенции и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы «массы» «овладевали рабоче-крестьянской (пролетарской) культурой», важной частью которой была борьба за «чистоту русского языка». Книга под названием «Культура языка» написана Г. О. Винокуром (2-е издание в 1929), о «культуре русского языка» в 1930-е годы писал С. П. Обнорский. Обычным термин «культура речи» становится после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет С. И. Ожегов, под редакцией которого с1955 по 1968 г. выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи». Этому понятию посвящены теоретические работы В. В. Виноградова 1960-х годов, Д. Э. Розенталя и Л. И. Скворцова 1960—1970-х годов, в это же время появляются попытки отграничить его от термина «культура языка» (под которой предлагают понимать, прежде всего, свойства образцовых литературных текстов)[5].
Уместно привести в работе высказывания писателей о чистоте русской речи:
- Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С.Тургенев
- Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
- По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.
А.П. Чехов
- Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
- Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
- Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.
А.П. Чехов
2. Исследование чистоты и культуры речи обучающихся ГАПОУ «Краснокаменский горно - промышленный техникум»
Обучающимся Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Краснокаменский горно-промышленный техникум» групп 10 и 20 по профессии «Автомеханик» было предложено две анкеты.
Анкета №1.
В анкетировании приняло участие 35 обучающихся: 13 человек – группы 20,
22 человека – группы 10. Ответы респондентов распределились следующим образом:
1. Какая речь, по вашему мнению, является хорошей?
- спокойная: 6 (17%);
- без ненормативной лексики: 3 человека (8.5 %);
- грамотная: 11человек (31%);
- не засорённая ничем: 5человек (14%);
- без разницы: 2человека (5.7%);
Что Вы цените в речи?
- внятность: 5 человек (14%);
- грамотность: 11 человек (31%);
- дикция: 4 человека (11.4%);
- конкретность: 6 человек (17%);
-чёткость: 8 человек (22.8%);
- без разницы: 1 человек(2.8%)
- понятная: 8человек(22.8%)
2. Как Вы оцениваете речь своих друзей, родных?
-речь друзей:
нравится: 31человек (88%);
не нравится: 4человека (11.4%)
-речь родителей:
нравится: 35человек (100%)
не нравится: -
3.Как окружающие отзываются о Вашей речи, как характеризуют её?
- никак: 25человек (71%);
- родители делают замечания: 6человек (17%);
- друзья делают замечания: 4человека (11.4%)
4. Что Вам больше нравится: рассказывать или описывать что-то?
- рассказывать: 27человек (77%);
- описывать: 8человек (22.8%)
5. Какие затруднения Вы испытываете, когда пишите или говорите?
- произношение (ударение): 12человек (34%);
- написание слов: 18человек (51%);
- расстановке знаков препинания: 5человек (14%)
6. Исправляете ли при проверке письменных работ (сочинений, изложений) написанные слова, потому что они чем-то не понравились Вам?
- исправляю: 20человек (57%);
- не исправляю: 15человек (42.8%)
7. Понимаете ли Вы, какие ошибки допустили в письменных работах после исправления преподавателем?
- понимаю: 31человек (88%);
- не понимаю: 4 человека (11.4%)
8. Нравятся ли Вам замечания окружающих по вашей речи?
- мне безразлично: 7человек (20%);
- нравятся: 18человек (51%);
- не нравятся: 10человек (28.5%)
Анкета №2
1. Встречаются ли в Вашей речи:
а) жаргоны
б) слова-паразиты
в) речевые штампы
г) неправильное словоупотребление и расположение слов
д) орфоэпические ошибки
е) нецензурные слова? (можно выбрать несколько ответов)
2. С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь?
а) самоутвердиться
б) поддерживать хорошие отношения
в) обмениваться информацией и узнавать новое
г) придать своей речи живость, юмор
3. Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да, то какие?
а) матерные
б) юмористические
в) иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
4. Как относятся родители к Вашей речи?
а) никогда не делают мне замечаний
б) они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю
в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи
6. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей
б) моих родителей
в) моих преподавателей
г) то, как говорят на телевидении
Ответы респондентов:
1. Встречаются ли в Вашей речи:
а) жаргоны: 23 человека(65.7%);
б) слова-паразиты: 26человек(74%);
в) речевые штампы: -
г) неправильное словоупотребление и расположение слов: 15человек (42.8%);
д) орфоэпические ошибки (произношение): 7человек (20%);
е) нецензурные слова: 18человек (51.4%)
2. С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь?
а) самоутвердиться: 4человека (11.4%);
б) поддерживать хорошие отношения: 18человек (51.4%);
в) обмениваться информацией и узнавать новое: 9человек(25.7%);
г) придать своей речи живость, юмор: 4человека (11.4%)
3. Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да, то какие?
а) матерные: 18человек (51.4%);
б) юмористические: 5человек (14%);
в) иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании: 12человек (34%)
4. Как относятся родители к Вашей речи?
а) никогда не делают мне замечаний: 17человек(48.5%);
б) они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю: 6человек(17%);
в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи: 12 человек (34%)
6. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей: 8человек (22.8%);
б) моих родителей: 14человек (40%);
в) моих преподавателей: 13 человек (37%);
г) то, как говорят на телевидении: -
Исходя из ответов анкетирования, можно сделать следующие выводы: большинство респондентов считают хорошей речью – грамотную речь (диаграмма 1), эталоном речи является речь родителей (диаграмма 2), в своем повседневном лексиконе они используют слова-паразиты, жаргоны и нецензурные слова (диаграмма 3).
Диаграмма 1. Какая речь является хорошей.
Диаграмма 2. Эталон речи
Диаграмма 3. Слова, засоряющие речь.
2.1. Из анализа речевых ошибок обучающихся группы 16 по профессии «Повар» следует:
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность.
Таблица 2: Анализ речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных в сочинениях по пьесе А. Островского «Гроза»
№ п/п | Вид ошибки | Допустили обучающиеся |
Р1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | 3 |
Р2 | Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов | 3 |
Р3 | Неудачное употребление местоимений | 4 |
Р4 | Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов | 2 |
Р5 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | |
Р6 | Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте | |
Р7 | Нарушение лексической сочетаемости | 1 |
Р8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | 5 |
Р9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | |
Р10 | Неоправданное повторение слова | 5 |
Р11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | 3 |
Р12 | Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Таким образом, большинство обучающихся допускают следующие речевые ошибки: употребление слов в несвойственном им значении, неудачное употребление местоимений, употребление лишних слов, в том числе плеоназмов, неоправданное повторение слов, что говорит о небогатом словарном запасе.
3. Решение проблемы сохранения чистоты нашей речи
Бороться за чистоту, точность и правильность языка можно и нужно. Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания. Необходимо также воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Мои рекомендации
На мой взгляд, для чистоты, красоты и правильности собственной речи, как письменной, так и устной, я бы рекомендовала обучающимся в учебных заведениях читать русскую классическую литературу, как можно чаще писать сочинения и изложения; категории граждан, которые уже закончили обучение, стараться писать рукописные письма друзьям и родным. Изучение иностранных языков может поспособствовать усовершенствованию родного языка. Как сказал английский писатель и журналист Джеффри Вилланс: «Вы никогда не поймёте родной язык, пока, по крайней мере, не освоите ещё два». Выступать с докладами, сообщениями, презентациями на уроках общеобразовательного и профессионального циклов. Составить мини – словарики (орфографические, орфоэпические) для использования в речи. Создавать творческие работы и публиковать их в литературном альманахе и газете техникума. Ну и, конечно же, исключить из своей речи ненормативную лексику.
Вышеизложенный материал позволяет сделать вывод: обучающиеся техникума понимают и работают над допущенными ошибками в устной и письменной речи, знают лексическое значение слов - паразитов, употребляемых в речи; работают над ошибками, т.е. выступают за экологию речи.
Результаты работы могут быть использованы обучающимися и педагогами ГАПОУ «КГПТ» как дополнительный материал к урокам русского языка и литературы, воспитательным часам, а также могут быть опубликованы в литературном альманахе и газете техникума.
Литература
1.Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org).
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М,: Просвещение, 2010г.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
4.Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М.: Знание, 1980
5.Ширяев Е.Н., Что такое культура речи// Мы сохраним тебя, русская речь.- М.: Наука, 1995.С.9-10.
6.Полная энциклопедия - www.polnaja-jenciklopedija.ru © 2011-2012
7.Чернышев В., М., Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики. Серия: Лингвистическое наследие XXвека ЛКИ, 2010г., 264стр.
[1]Материал из Википедии – свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org).
[2]Ширяев Е.Н., Что такое культура речи// Мы сохраним тебя, русская речь.- М.: Наука, 1995.С.9-10.
[3]Материал из Википедии – свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org).
[4] Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М.: Знание, 1980
[5] Материал из Википедии – свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org).
Финист - Ясный сокол
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Муравьиная кухня
Круговорот воды в пакете
Калитка в сад