Доклад ученицы 9 класса по теме "Конфедеративное государство"
Вложение | Размер |
---|---|
referat_klyuchnikovoy_e._na_konkurs_issl._referatov.docx | 26.11 КБ |
МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23
Конкурс исследовательских рефератов обучающихся 9-х классов
РЕФЕРАТ
на тему «Конфедеративное государство: особенности и цели создания»
Ключникова Е.
Учитель:
Руденко С.Б.
г.Раменское, 2015 год
Конфедерация — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.
Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных,исполнительных и судебных органов,характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).
Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии,единой системы налогов и единого государственного бюджета.Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.
В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).
В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах,а также единой межгосударственной кредитной политикена период существования данного государственного образования.
В-пятых, конфедеративные государства недолговечны:они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.
Признаки конфедеративного устройства.
Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:
- внутри конфедерации отсутствуют границы.
- вся территория воспринимается как единая.
- общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
- гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников.
- субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
- общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны, все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
- все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.
В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.
В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.
Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Своеобразной формой конфедерации является Содружество Независимых Государств (СНГ). Своеобразие его состоит в том, что оно образовалось в результате распада некогда единого государства — СССР В силу этого в основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций — стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. Две тенденции — объединительная и разделительная — делают данный союз непрочным, а его субъектов -незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, т.е. назвать себя полностью суверенным, а с другой — СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.
Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.
Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.
Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей денежной системы, кредитной политики среди государств и других общих институтов. Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации. В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.
Плюсы и минусы конфедерации.
Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам.
Во-первых, в мире очень много военных конфликтов и локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи.
Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных.
В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.
Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод. Страны конфедеративного строя во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации.
Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.
В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в некоторых употребляются сразу 3 языка (немецкий, ретороманский и итальянский). Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание. Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, большую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения. Согласно конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен конституцией конфедерации. Поэтому они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти. Таким образом, носителем источником суверенитета по конституции является кантон, а не конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов. Однако конституция ограничивает эту правовую картину тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде, где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения. Все кантоны перечислены в заключительной части конституции конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования конфедерации подобное случилось один единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.
Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.
5 зимних аудиосказок
Сверчок
Кто самый сильный?
«Течет река Волга»
На берегу Байкала