Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_deyatelnost_dekabristovdocx.docx | 22.9 КБ |
МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»
Доклад на тему:
«Педагогическая деятельность декабристов в Сибири»
Выполнил: ученик 9 класса
Еремеев Егор
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Фёдорова Н.А.
2014г.
Введение
189 лет назад в России произошло крупнейшее событие – восстание декабристов, которое оставило значительный след в истории России. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство. Огромен и бесценен вклад передовых людей своего времени – декабристов в хозяйственную, научную, медицинскую сферу жизни страны. Особого внимания заслуживает педагогическая деятельность декабристов.
Тема исследования: «Педагогическая деятельность декабристов в Сибири».
Цель данной работы: освещение педагогической деятельности декабристов в годы сибирской ссылки. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть причины, побудившие декабристов заниматься педагогической деятельностью в Сибири;
- проанализировать работы, посвященные изучению педагогической деятельности декабристов.
- определить влияние педагогической деятельности декабристов на дальнейшее развитие Сибири.
Педагогическая деятельность декабристов в Сибири
Одним из главных направлений деятельности ссыльных декабристов в Сибири можно считать – педагогическую деятельность.
Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике.
В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.
Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, братья Борисовы, Кюхельбекер, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, первый декабрист В.Ф. Раевский и многие другие.
Дмитрий Иринархович Завалишин занялся распространением образования и просвещения в Забайкалье. На этом поприще он хотел показать личный пример совмещения физического труда с умственным. Постоянно занимаясь тяжелым крестьянским трудом, он требовал и от учеников организованной им школы, чтобы они «не покидали летнее время сельских работ, помогая родителям, и чтоб приносили от них свидетельства, что в работе по силам их, были прилежны и занимались работой обстоятельно» [3, 15].
Создавая свою педагогику, Завалишин исходил из того, «насколько каждый по обстоятельствам мог и способен чему-либо учиться» [3, 15]. Одних он подготавливал к поступлению в семинарию и обучал классическим языкам и математике, других (детей купцов) - английскому языку, третьих (детей бедных чиновников, мещан, казаков и крестьян) - чтению, письму и арифметике.
Таким образом, Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.
Педагогическая деятельность Завалишина имела огромное значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб «Общественное собрание», при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.
Глубокий след в культурной жизни Западной Сибири, в том числе в развитии образования, оставила Ялуторовская колония декабристов в лице М.И. Муравьёва-Апостола, И.И. Пущина, П.В. Басаргина, И.Д. Якушкина, Е.П. Оболенского и других. Душой, организатором и руководителем мужской и женской школ, открытых декабристами в Ялуторовске, был Иван Дмитриевич Якушкин. Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825 г. И. Д. Якушкин учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так как просвещение, по его мнению, помимо улучшения материального благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развитию способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым к подрыву устоев крепостничества. И.Д. Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в «каторжной академии».
Выйдя из Петровского каземата и поселившись в 1836 г. в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много внимания самообразованию, особенно в области естественных наук.
В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс. «В Ялуторовске, без всяких средств, он вздумал завести школу для бедного класса мальчиков и девиц, - вспоминал Басаргин, - и одною, своею настойчивостью, своей деятельностью и, можно сказать, сверхъестественными усилиями достиг цели» [5, 21].
С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, Оболенского, в большей степени на их средства, Якушкину удалось в 1842 году открыть первую школу для народа в Западной Сибири. «Отсутствие телесного наказания, легкость и занимательность приемов обучения привлекали детей в школу» [5, 23].
В школе преподавались русский и церковнославянский языки, география, гражданская и священная история, чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и латинская грамматика. Кроме того, преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок. Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно-урочной системы и системы взаимного обучения.
В школе учились дети различных сословий и национальностей. И. Д. Якушкин строго следил за тем, чтобы между ними были дружеские взаимоотношения. Вместе с горожанами обучалось много «крестьянских сирот из разных деревень, даже других уездов». Содержались они, по всей вероятности, за счет декабристов. И. Д. Якушкин был решительным противником физических наказаний и целиком опирался на личный пример и авторитет учителя. Не случайно дети любили его школу, а родители охотно отдавали их в обучение. За 14 лет (1842—1856) в школе для мальчиков обучалось 1600 чел., 531 из которых окончили полный ее курс. С 1843 г. школа И. Д. Якушкина официально именовалась Сретенским духовным училищем, и доступ в нее был открыт для всех сословий. Довольно обширная программа, усваиваемая учащимися в течение четырех лет, давала намного больше знаний, чем программа уездных училищ, не говоря уже о приходских. Школа И.Д. Якушкина стала своего рода учительской семинарией, в которой учителя и смотрители уездных училищ Западной Сибири приобретали опыт ведения занятий по методу взаимного обучения.
Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом, принести пользу народу и целому сибирскому краю.
Большой вклад внесли декабристы и в открытие первого в городе Тобольске женского учебного заведения, преобразованного вскоре в Мариинскую женскую школу (1852 г.).
Таким образом, деятельность декабристов по развитию народного просвещения в Западной Сибири, в частности женского образования, развернувшаяся по инициативе И.Д. Якушкина, вышла за пределы Ялуторовска. Открытие декабристами при поддержке местной общественности первой женской гимназии в Тобольске - являлось знаменательным событием в культурной жизни Западной Сибири.
Если в Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, то в Восточной Сибири следует отметить школу декабриста Раевского, применявшего в ней принципы ланкастерской системы, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучают слабейших.
В. Раевский много энергии и средств потратил на создание в селе Олонках (на Ангаре) постоянной школы. На свои средства он нанял помещение, пригласил учителя, некоего Гусарова, и убеждал всех крестьян учиться, говоря, что «ученому везде легче». Сначала его предложение не имело успеха. Вполне понятно, в народе существовал взгляд, что занятие чтением, писанием ведет к зачитыванию, «помрачению ума». Но позже крестьяне охотно отдавали своих детей в школу.
Усть-Кудинские крестьяне, делясь своими воспоминаниями о декабристах, говорили: «декабристы нас соберут, разговаривают, угощают, наукой кормят, завещая держаться за грамоту крепко» [4,27].
Также просвещением занимались и декабристы, сосланные в Енисейскую губернию. Первым на поселение в 1826 году прибыл осужденный на 20 лет поселения в заполярном Туруханске Ф.П. Шаховской. Сразу по прибытии к месту ссылки Шаховской занялся устройством школы для детей местного населения и оказанием медицинской помощи жителям Туруханска. Сотник Сапожников в одном из донесений гражданскому губернатору Степанову сообщает: «Находящийся в Туруханске государственный преступник Шаховской принял на себя обязанность обучать грамоте малолетних детей здешних жителей, за что отцы их к нему, Шаховскому, расположены в высшей степени с большой благодарностью и почтением» [4, 31].
В 1839 году, после тринадцати лет каторги в Благодатном руднике, Нерчинске и Петровском заводе, в Красноярск на поселение прибыл В.Л. Давыдов. Очень скоро квартира декабриста стала центром культурной жизни города. В.Л. Давыдов, зная о запрете заниматься обучением детей, создает лишь «домашний класс» для своих детей, который, однако, посещали и дети жителей города. Давыдов написал программу обучения для своей «домашней школы», которая отличалась «гражданской направленностью, интересом к естественным и социальным наукам», а позже стала основой «программы первой красноярской мужской гимназии» [4, 33].
Он относился к числу декабристов, считавших детское чтение «важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи», понимал необходимость "расширения круга понятий и знаний детей" [4, 33].
В 1841 году в село Назимовское прибыл на поселение А.И. Якубович, также занимавшийся педагогической деятельностью. Александр Иванович был глубоко убежден, воспитание детей - это гражданский долг. Причем, нужно давать детям истинное, нравственное воспитание, образование должно сделать их «полезными Отечеству и тогда семейство исполнит свой долг», писал декабрист в одном из писем сестре. Главной же целью образования, считает Якубович, заключается в воспитании у детей понятия о высоком предназначении личности через убеждение, что «не на пир… дана жизнь, но на труд, на борьбу». А.И. Якубович подчеркивает, что воспитание гражданственности не зависит ни «от способностей ума», ни от «твердости воли и заслуг», если в основу его не положено твердое нравственное убеждение в том, что «они рождены быть слугами Отечества, которому должны жертвовать имуществом, жизнью, честью» [4,35].
Преследования со стороны властей за педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири гласил: «Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте» и, находя это занятие «противным прямому смыслу существующих узаконений» и «желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников», предписал Енисейскому гражданскому губернатору «положить предел этому злу, допущенному местными властями» [1, 7].
Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И, несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.
Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.
Из школ декабристов вышло немало талантливых людей, испытавших культурное и нравственное влияние дворянских революционеров и пополнивших ряды сибирской интеллигенции.
Заключение
Исследуя данную проблему, мне удалось установить, что декабристы сделали многое для развития образования Сибири. Благодаря своей образованности, широте мысли добились значительных успехов в обучении и воспитании детей. В ходе работы я пользовался справочной, научно-популярной, учебной литературой.
На этом моё исследование не заканчивается. Я планирую рассмотреть другие сферы деятельности декабристов и буду способствовать тому, чтобы современная молодежь с уважением относилась к наследию прошлого.
Список использованной литературы
1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.
2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.
3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.
4.Декабристы и Сибирь. – М: Сов. Россия – 1988.
5.Немеров В.Ф. Чита. История. Судьбы. Чита, 1994.
6. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.
7. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.
8.Энциклопедия Забайкалья: Читинская область. Новосибирск, 2006.
9.Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. – М., 2001.
10.Эпов А.Г. Декабристы в Забайкалье. htt://www.epov.ru
Снеговик
Волшебная фортепианная музыка
Флейта и Ветер
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Л. Нечаев. Яма