Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
v.m._shukshin.docx | 21.46 КБ |
v.m._shukshin.pptx | 881.53 КБ |
Национальный характер и его отражение в произведениях В.М. Шукшина
Литературу 1960-1970 годов и всю современную прозу невозможно представить без Василия Шукшина, без его героев.
Простота художественного подчерка писателя до сих пор вызывает неподдельный интерес, как со стороны читателей, так и со стороны критиков. Однако в настоящее время стало очевидно, что односторонний подход в отношении этого писателя обнаруживает свою недостаточность, поэтому необходимо продолжать исследование творчества Шукшина.
Тема исследования: Национальный характер и его отражение в произведениях В.М. Шукшина.
Цель данной работы: исследование национального характера на материале рассказов этого писателя.
Цель реализуется путем решения конкретных задач:
Всю свою жизнь Шукшин работал над проблемой создания, воплощения в литературе русского национального характера. (Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре [1]).
Среди качеств, присущих характеру русских, писателем выделяются доброта, способность к сопереживанию, жалостливость, твердость, порой даже жестокость, мудрость и простодушие и в то же время хитрость и напор, смелость, мужество. В.Ф. Горн в своей книге «Характеры Василия Шукшина» отмечает, что произведения В.М. Шукшина очень тесно связаны в этом смысле между собой, «словно их создатель всю жизнь свою писал один роман, одно огромное полотно, фрагментами и главами которого являются остальные его рассказы, романы, повести, сценарии, зарисовки» [4]. И средоточие этого полотна, основное содержание – национальный характер.
Русский человек, каким он выглядит во многих произведениях Шукшина, силен, прежде всего, своей неизбывной любовью к отчей земле, к родным березкам, не может жить русский человек без песни, именно народной песни.
Ключевое понятие в концепции характера Василия Шукшина – доброта. Быть добрым, полагал Шукшин, необходимо, иначе не проживешь жизнь достойно.
Критики и читатели не раз обращали внимание на необычность героев Шукшина, на несовпадение их поведения с общепринятыми нормами. Василий Макарович и сам чувствовал необычность своих героев: «странные люди», «чудаки», «чудики» - так говорят они (герои) о себе, так говорит о них и писатель.
Одним из таких «чудиков» предстает перед нами шофер Сергей Духанин в рассказе «Сапожки». Сергей купил жене сапожки, каких она и «во сне не носила». Но не подумал только он, что они ей вовсе не пригодятся. Для чего эти сапожки, если на улице грязь по колено, да и не налезут они на Клавкину ногу. Расстроился Сергей и решил их бросить в колодец. Но выясняется, что подарок все-таки остался в семье: поносит их ко всеобщей радости Клавкина дочь. «Спешите делать добро, приносите радость своим близким!» - хочет нам сказать Василий Шукшин.
Странности и чудачества героев бросаются в глаза лишь на фоне однообразно повторяемых будничных ситуаций. Напротив, в необычности поведения героев распознаются доброта, человечность.
«Чудики» Шукшина ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из волшебных сказок. На примере «чудиков» Василий Шукшин изображает такие черты русского национального характера, как безудержность, некоторую отстраненность от мира сего.
В более поздних рассказах у Шукшина появляются герои-мыслители, философы. Они размышляют о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Так, например, шукшинский герой Макар Жеребцов «въедливо учил людей добру и терпению». Герой рассказа «Микроскоп» Андрей Ерин озабочен грядущими судьбами человечества.
Каждый шукшинский мыслитель не зависим от других, но все вместе «действующие лица этой духовной драмы образуют удивительный многоголосый хор, утверждающий смысл жизни в гармонии человека с миром» [2].
Вместе с тем, тип героя-мыслителя, философа не является замкнутым. Некоторые персонажи, которых мы относим к «мыслителям», могут одновременно рассматриваться и в главах о «чудиках». Например, Алеша Бесконвойный. Его можно отнести как к «чудикам», так и к «мыслителям». Алеша Бесконвойный – хороший человек и безотказный работник, но категорически не желающий работать по субботам. Никакие уговоры на него не действовали. «В субботу он просыпался…и сразу распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел». В этот день он спокойно-медлителен, задумчив, неспешно топит баню и наслаждается ее. И узнаем мы, что он философствует о смысле жизни и в результате своих размышлений приходит к выводу: «Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем» [1]. Этот простой сельский труженик понимает, что не только работа должна поглощать человеческое существование, ведь и душе праздник нужен.
Василий Макарович Шукшин на примере характеров мыслителей, философов раскрывает такие черты русского национального характера, как любовь к матери-земле, исконная привязанность души к Родине.
Особое место в шукшинских произведениях занимает такой тип характера, как «крепкий мужик». Сюда относятся такие герои, как Шурыгин («Крепкий мужик»), Яковлев («Вечно недовольный Яковлев»). Несмотря на всю несхожесть, есть в этих характерах то общее, что позволяет объединить их в один тип. Все герои твердо стоят на ногах, это крепкие мужики в полном смысле этого слова. Этим героям присущи как физическая «крепость», так и стабильное материальное положение, хорошее, даже почетное место работы. Но, несмотря на это, деревенские жители с настороженностью относятся к ним. Все дело в черствости, душевной нечуткости, присущей таким героям. Несмотря на определенные достоинства, они отталкивают от себя людей.
Показателен в этом отношении герой рассказа «Крепкий мужик» Шурыгин. Присмотревшись к нему, мы убеждаемся в том, что он «как личность отчужден от среды и времени». Истоки отчуждения – в его внутренней заскорузлости, духовной ограниченности. Он любит и хочет повелевать, устрашать.
Чтобы объяснить суть «крепкого мужика», достаточно вспомнить эпизод с церковью: Шурыгин задумал свалить ее с помощью тросов тремя тракторами. Через три часа старинная церковь была превращена в бесформенную груду. Шурыгина привлекает возможность показать себя руководителем операции, плоды которой свидетельствовали бы о силе его как организатора.
По мнению В.М. Шукшина, «крепкий мужик» скорее неприятен, чем опасен. Это вечно недовольный, нечуткий человек. Но в любом случае такие люди были, и Шукшин, как никто другой, отразил это.
В рассказах Шукшина присутствуют и герои-мещане или, по выражению Василия Макаровича, «энергичные люди». Они особенно ненавистны писателю, так как наделены такими качествами, как эгоизм, безнравственность, энергия приобретательства, делячество. К таким персонажам можно отнести Баева («Беседа при ясной луне»). Это деревенский делец, который плел паутину интриг и мелкого жульничества. Похож на него в чем-то и «крепкий мужик» Шурыгин. И здесь опять заметна перекличка между героями, разведенными в разные типы. Однако, если к «крепким мужикам» Шукшин относится с осторожностью, понимая, что и такие люди есть в России, что они нужны, то к «энергичным людям» - с неприязнью.
Таким образом, на протяжении всего творчества Шукшин работал над созданием русского национального характера. Все его «чудики», герои-мыслители, философы, «крепкие», «энергичные люди» - русские характеры. В каждом из них можно найти исконно русские черты.
Среди качеств, присущих нашему народу, писатель выделяет доброту, способность к сопереживанию, жалостливость, твердость. По мнению Шукшина, русскому человеку свойственно простодушие, некоторая леность, медлительность и, в то же время, хитрость и напор, смелость, мужество. Но ключевое понятие русского национального характера в трактовке автора – это доброта.
Литература
1.Шукшин В.М. Рассказы
2.Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.
3.Биличенко И.А. Герой Шукшина в оценке критики // Русская литература, 1980, №2.
4.Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
Слайд 1
Василий ШукшинСлайд 2
Тема: «Национальный характер и его отражение в произведениях В.М. Шукшина»
Слайд 3
Цель: исследование русского национального характера на материале рассказов В.М. Шукшина.
Слайд 4
Задачи: 1. выделить черты русского национального характера, который Шукшин считает основными для нашего народа, последовательно воплощает их в своих героях; 2. классифицировать персонажей как носителей национального характера.
Слайд 5
Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре. (С.И. Ожегов)
Слайд 6
Качества, присущие характеру русских: - доброта, способность к сопереживанию, - жалостливость, твердость, мудрость, простодушие, смелость, мужество.
Слайд 7
Любовь к отчей земле, к родным берёзкам…
Слайд 8
«Быть добрым, необходимо, иначе не проживешь жизнь достойно…» Доброта
Слайд 9
«Странные люди», «чудики» Рассказ «Сапожки»
Слайд 10
Рассказ «Алёша Бесконвойный » Герои-мыслители, герои-философы
Слайд 11
Рассказ «Крепкий мужик» «Крепкий мужик»
Слайд 12
Рассказ «Беседы при ясной луне» «Энергичные люди»
Слайд 13
На протяжении всего творчества Шукшин работал над созданием русского национального характера. Все его «чудики», герои-мыслители, философы, «крепкие», «энергичные люди» - русские характеры. В каждом из них можно найти исконно русские черты.
Тигрёнок на подсолнухе
Снег своими руками
Пчёлки на разведках
Как я избавился от обидчивости
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт