Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskiy_portret.docx | 16.66 КБ |
МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»
Доклад на тему:
«Читательский портрет моего сверстника»
Выполнила: ученица 6 класса
Распопова А.
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Фёдорова Н.А.
2015г.
Всем хорошо известно, чтение книг влияет на повышение грамотности знаний человека: они развивают и обогащают нашу речь, расширяют словарный запас. Дети, читая книги, на примерах образов литературных героев учатся тому, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях. Они учатся понимать красоту, различать добро и зло, учатся разбираться в человеческих характерах.
Почему же снижается интерес детей к чтению? Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.
Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры младших школьников КСОШ №1, найденные мною в газете «Советское Забайкалье».
Данные анкетирования показывают: 87% младших школьников любят читать книги, 13% - нет. При этом на вопрос «Как вы проводите свободное время?» лишь 24 человека ответили, что читают книги. Большинство: смотрят телевизор и играют в компьютерные игры.
Эти цифры свидетельствуют о том, что современные школьники любят читать книги, но, по словам автора статьи, «большинство детей относятся к книге не как к «учебнику жизни», который помогает разобраться в вопросах добра и зла, а как к одному из средств информации или тренажёру для техники чтения». Также, анализируя данные анкет, мы видим: в наше время далеко не все ребята притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить телевидение и Интернет.
Изучая данную тему, я преследовала определённую цель: выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации
В ходе работы я опиралась на методы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, устный опрос.
Состояние читательской культуры современных школьников
Из газетной статьи «Советское Забайкалья» я узнала, что когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. А в 2008 году «были обнародованы следующие данные: россияне перестали быть самой читающей нацией. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие 11 часов в неделю. Мы пока входим в десятку самых читающих стран».
Почему же так происходит? Возможно, это связано с тем, что в современном мире появилось огромное количество разнообразных источников информации, но книга, не смотря ни на что, находит место в жизни школьника.
Анализ анкетирования
Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Шестиклассникам было предложено написать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты свидетельствуют о том, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как фантастика – 58%, триллеры (ужастики) – 58% и стихотворения – 50%. И лишь 2 человека (16%) предпочитают познавательную литературу.
Самыми любимыми произведениями оказались следующие: рассказ И.С. Тургенева «Муму», повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», роман А.С. Пушкина «Дубровский», фантастические произведения Сергея Недоруба «Песочные часы» и «Тайна полтергейста».
Таким образом, несмотря на увлечение ребят современными литературными жанрами, любимыми оказались произведения классической литературы.
Своим любимым писателем учащиеся моего класса признали И.С. Тургенева – 5 человек (41%). Любимым поэтом стал А.С. Пушкин – 8 человек (66%).
На вопрос: «Как часто вы читаете книги не по школьной программе?» - ответы ребят разделились следующим образом: 7 человек (58%) читают книги ежедневно, 4 человека (33%) раз в неделю. 1 человек из класса (8%) читает книги не по школьной программе 1 раз в год.
Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?
В среднем мои одноклассники уделяют чтению 2-3 часа в неделю, 30 минут в день.58% из них читают от 1 до 3 часов, 33% уделяют чтению менее 1 часа, 8% от 3 до 5 часов в неделю.
Ответы учащихся были неоднозначными и на вопрос: «С какой целью ты читаешь?» 50% опрошенных читают, потому что любят чтение, 33% делают это только к уроку литературы, 8% - по принуждению родителей.
Радует то, что познавательная роль чтения остаётся всё-таки главной. Это подтверждает ответ на вопрос: «Чтение для тебя – это…»: развлечение считают – 25%, помощь в учёбе – 16%, познание нового – 58%.
Заключение
Таким образом, результат данного исследования выглядит следующим образом: в круге чтения шестиклассников присутствует как современная, так и классическая литература. Многие предпочитают проводить время за чтением стихотворных произведений. Однако среди книг, часто выбираемых одноклассниками, оказывается фантастика и триллеры. Познавательная литература большинству не интересна.
В целом, ребята положительно относятся к чтению и осознают, что книга – это, в первую очередь, источник знаний. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать, чтобы возродить любовь к чтению. Первым шагом к этому стала моя работа. Результаты анкетирования были представлены ребятам в виде презентации. Также, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, рассказать о роли чтения. Но это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения. Закончить свою работу мне бы хотелось словами известного философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Список литературы
1.Читательский портрет младших школьников// Советское Забайкалье, 2013. (Газета)
2.Интернет-ресурсы
Анкета
«Читательские интересы»
1.Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
2.Твоё любимое произведение (указать название и автора)
3.Твой любимый писатель?
4.Твой любимый поэт?
5.Как часто вы читаете книги не по школьной программе (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц, раз в год).
6.Сколько времени в неделю уделяешь чтению?
- менее 1 часа
- от 1 до 3 часов
- от 3 до 5 часов
7. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать
- заставляют родители
- нужно читать к уроку литературы
- больше нечем заняться
- не люблю читать
8. Чтение для тебя – это…
- развлечение
- познание нового
- помощь в учёбе
- другое (указать)
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
"Не жалею, не зову, не плачу…"
"Разделите так, как делили работу..."
Пока бьют часы
Злая мать и добрая тётя