Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gto_v_shkolu.docx | 224.78 КБ |
Всероссийский комплекс ГТО.
ГТО в школу.
Всероссийский комплекс ГТО. ГТО в школу.
Содержание:
К числу основных факторов, определяющих будущее страны, относится качественный состав населения. В связи с этим особое внимание привлекает к себе ухудшение физического и социального здоровья подрастающего поколения, особенно детей: высокий уровень заболеваемости, возрастающий контингент рождающихся с разными видами патологии, рост контингента молодежи с девиантным поведением, следствием чего становится противоправное поведение подростков. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья детей, подростков и молодежи.
Усиление внимания к физической культуре школьников благоприятно сказывается не только на физическом, но и социальном здоровье подрастающего поколения: улучшается состояние здоровья, снижается уровень утомляемости и усталости, увеличивается возможность профессионального роста. Физическая культура имеет то значение, что двигательные потребности превратились в необходимость, активизирующую многие другие жизненно важные потребности личности. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработки на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей.
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен статьи основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.
2. Исторический аспект.
В известном детском стихотворении С.Я.Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак „ГТО“ на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне!
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы — ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
В 1930 году «Комсомольская правда» обратилась к народам СССР с призывом быть здоровыми, сильными и спортивными. В обращении впервые говорилось о всесоюзных состязаниях на право получения значка ГТО («Готов к труду и обороне»).
Спустя год комплекс ГТО был сформирован и введен официально. Спустя два года появился ГТО-2, который первыми сдали слушатели Военной академии им. Фрунзе.
На старты по сдаче ГТО выходили известные ученые, спортсмены, герои труда. Братья Знаменские, прославленные игроки московского «Спартака», подавали пример молодежи. Академик Павлов и писатель Максим Горький приветствовали интерес населения к физической культуре и спорту.
В 1934 г. для школьников разработали нормативы БГТО — «Будь готов к труду и обороне». Это стала базовой ступенью комплекса. Помимо чисто спортивных зачетов учащиеся должны были иметь знания по оказанию первой помощи, уметь проводить занятия по физкультуре и судить определенные виды спорта.
ГТО 30-х годов просуществовал более 40 лет, но в 1972 г. было принято постановление «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)».
Вместо 4-х ступеней в новом ГТО появилось шесть. Охватывали они людей от 7 до 60 лет. Позже, в 1979 г., для школьников 1–3 классов ввели начальную стадию подготовки, куда входили знания по начальной военной подготовке (НВП), гражданской обороне страны и гигиене.
Значки присуждались золотые и серебряные. У четвертой ступени дополнительно существовал золотой значок с отличием.
В целом комплекс был направлен на развитие силы, ловкости, смелости и упорства. На первой ступени для мальчиков и девочек 10–13 лет тренеры искали будущих звезд спорта.
Вторая ступень предназначалась для подростков 14–15 лет. Помимо спортивных дисциплин можно было сдать норматив на туристические навыки, отправившись в поход.
III ступень сдавали учащиеся последних классов. От мальчиков требовалось выполнить нормативы, необходимые для службы в армии (в перечне категорий присутствалмарщ-бросок).
IV ступень называлась «Физическое совершенство». Возрастные рамки: 19–39 лет у мужчин (подкатегории 19–28 и 29–39) и 19–34 лет женщин (подкатегории19-28 и 29–34).
V ступень, «Бодрость и здоровье», сдавали мужчины от 40 лет и женщины от 35 лет. Главной задачей этой категории было сохранить крепкое здоровье. Серебряных значков здесь не было, только золотые.
С 77-го года во все ступени добавили спортивное ориентирование.
С 1990-х гг. сдача норм ГТО прекратилась.
3. Цели и задачи комплекса ГТО.
Очевидно, и история комплекса ГТО это доказывает, что процесс физического совершенствования невозможен без постоянного комплекса корректировки системы критериев, позволяющих оценить, как качество педагогического процесса, так и степень развития двигательных возможностей человека и его физического состояния в целом на каждом этапе возрастного развития.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года № Пр-756, специалистами и экспертами Министерства спорта Российской Федерации была разработана Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК). Ее проект был рассмотрен 26 июня 2013 г. на совместном заседании «Межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» и «Коллегии Министерства спорта Российской Федерации». Проект Концепции ВФСК был одобрен с учетом полученных замечаний.
Цель комплекса ГТО:
Задачи:
Принципы:
Содержание комплекса:
4. ГТО в школу.
По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.
Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.
Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.
Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).
Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.
Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:
•до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
•от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
•от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
•от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.
5. Механизмы реализации.
При разработке комплекса ГТО решались два вопроса спортивной метрологии:
•выбор тестов (что и чем измерять);
•создание системы оценок (норм комплекса).
Тесты комплекса ГТО выбирались таким образом, чтобы они характеризовали:
•уровень развития основных двигательных качеств быстроты, выносливости и др.),
•владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками (плаванием, ходьбе на лыжах).
Кроме того, необходимо, чтобы эти тесты удовлетворяли следующим требованиям:
•результаты тестирования должны быть легко измеряемы;
•на результатах тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения, в частности тотальные размеры телосложения, сдающих нормы комплекса;
•тесты должны быть простыми, не требовать специальных дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массового обследования в полевых условиях.
Если для оценки каждого из основных двигательных качеств выбрать только по одному тесту и прибавить несколько контрольных заданий, определяющих уровень владения жизненно важными прикладными навыками, то содержание физкультурного комплекса составляет; 8–10 упражнений, как это и есть в комплексе ГТО.
Статистические данные свидетельствуют о том, что 53 % обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, только пятая часть юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, позволяющий им служить в армии. В целом по РФ число учащихся, отнесенных к «группе риска» составляет 43 %. Это означает, что только в среднем 35–39 % школьников в состоянии выполнить контрольные нормативы по физической подготовке.
Очевидно, что назрела необходимость создания на Государственном уровне единой системы тестирования и контроля физического состояния детей и учащийся молодежи, как основных составляющих структуры здоровья, что позволит выявить положительные и отрицательные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Основой этой технологии может стать спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества».
Программа мероприятий по апробации комплекса ГТО предусматривает:
•организацию экспериментальных площадок в различных регионах РФ;
•разработку единых для всех регионов тестирующих программ и условий приема нормативов комплекса ГТО;
•проведение испытаний нормативных требований комплекса ГТО в различных регионах РФ;
•математическую обработку результатов испытаний;
•коррекцию нормативных требований в соответствии с результатами испытаний;
•экспериментальное обоснование нормативных требований в соответствии с физическими способностями детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
Предпринятые в последние годы попытки мониторинга физической подготовленности учащихся, не только не привели к созданию национальной системы оценки и анализа физического потенциала молодежи, но даже не способствовали созданию единого комплекса тестов и разработке методологии оценки результатов.
Большое - маленькое
Как нарисовать зайчика
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Почему Уран и Нептун разного цвета