Эссе посвящено утраченным историческим памятникам малой Родины, тем, где проживает и учится автор - Корнеева Ксения.
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе об утраченных исторических и культурных памятниках Подмосковья | 20.85 КБ |
Г. М О С К В А , В О С Т О Ч Н Ы Й О К Р У Г
Г Б О У «Ш К О Л А № 448»
Окружная олимпиада по школьному краеведению
Номинация: «историческое краеведение»
«УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ»
Работа ученицы 11 «А» класса
Корнеевой Ксении
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
Малышкина Н.А.
Москва, 2016
Родной край – это место, где ты родился и вырос. С ним связаны самые теплые воспоминания, веселые истории и радостные события. И хотя жизнь непредсказуема и неизвестно, куда меня может занести, но родные места навсегда останутся в моей памяти. Даже разъезжая по миру, путешествуя, знакомясь с новыми людьми, в сердце всегда живет один-единственный уголок тепла и уюта, где чувствуешь себя не просто как дома, а действительно там, в своем родном краю. Так уж получилось, что будучи ученицей московской школы № 448 ВАО пос. Акулово я проживаю в микрорайоне « Мамонтовка» г.Пушкино Московской области. Поселок Акулово появился в 1937г. на окраине Мамонтовки. Там были поселены бывшие заключенные ГУЛАГА, строители Учинского водохранилища для обслуживания Акуловского гидроузла. Так эта часть пушкинской земли стала Москвой.
Природа подмосковной Пушкинской земли многолика, а каждый сезон года по-своему уникален. Летом я очень люблю проводить время на реке Уче. Она почти всегда холодная, но чистая, благодаря сильному течению. Зима же покрывает все пушистым снегом и создается ощущение, что время вокруг остановилось. А как же красиво в это время года в лесу! Мы всей семьей каждые выходные идем кататься на лыжах и наслаждаемся окружающей нас красотой деревьев, чьи верхушки покрыты снежными шапками.
Так же подмосковный город Пушкино богат архитектурными памятниками. В разные годы и при разных обстоятельствах печальная участь не обошла стороной ряд памятников истории и культуры Пушкинского района. Мне не безразлична история моей родины, поэтому я решила поделиться с вами историей о ее разрушенных памятниках, ведь каждое утраченное строение можно приравнять к вырванной странице из истории края. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное прошлое, отбрасывая, как ненужный сор, древние обычаи, традиции, складывавшуюся веками культуру. Страшно себе представить, сколько церквей, старых домов, древних дворянских усадеб было уничтожено столетие назад и сколько их разрушается сейчас.
Начать свой рассказ мне бы хотелось с утраченной церкви в селе Алешино Пушкинского района. Название села вовсе не связано с мужским именем, как считают многие. Село прозвано так от ольх, росших на его месте, да и село в прежние годы всегда звалось Ольшней, а речка называлась Ольшанка. Итак, Ольшня – Олешня (Алешня) – Алешино.
По документам, село известно с конца XVI века. В 1585 году в нем был возведен деревянный храм Великомученика Георгия.
В 1702 году в селе Алешне была построена новая церковь, а старая перевезена в село Максимково на реке Клязьме и возведена там в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Максимково в 1702 году принадлежало князьям Львовым – дяде и племяннику.
В селе Алешне в 1646 году находилось 44 двора крестьянских, в 1704 г. двор вотчинников и 80 дворов крестьянских. Много лет Алешня была дворцовым селом, то есть все доходы с него шли на содержание царского двора. Но в 1691 году село было пожаловано боярину Федору Семеновичу Урусову. В 1700 году вдова Урусова – Фекла Семеновна отдала Алешню в приданое за дочерью Марьей Федоровной, выданной замуж за владельца соседнего Ельдигина князя Бориса Ивановича Куракина. В 1730 их дочь Екатерина Борисовна была выдана за А.Б. Бутурлина, и Алешня с деревнями Якшино и Ординово перешли в их владение.
Бутурлинский период – один из самых значительных в истории села. В Алешне Бутурлин построил богатую усадьбу и часто наезжал в нее. Была в усадьбе возведена каменная Казанская церковь – красоты необыкновенной. В 1930-е годы она была разобрана Алешинским колхозом на кирпичи.
Искалечена и другая Алешинская церковь – Егория, как называют ее сторожилы. Построил ее в 1833-1839 годах очередной владелец села Н.И.Муханков. Колхозники сломали за ненадобностью колокольню, а внутренние помещения приспособили под хозяйственные нужды.
Не менее печальная судьба постигла знаменитый сарай Архипова, который находился в г. Пушкино. В околотеатральных кругах Пушкино, в воспоминаниях участников и созерцателей становления театра названо и конкретное место – дощатый сарай Н.Н.Архипова на его дачной усадьбе. Николай Николаевич Архипов службу начинал помощником знаменитого адвоката Ф.Н.Плевако, но уже с 15-ти лет участвовал в любительских спектаклях.
С 1903 года Архипов полностью отдался сценическому искусству и стал известен театральному миру под псевдонимом Арбатов. Вся зрелая творческая жизнь Арбатова прошла в Петербурге – Ленинграде. Но в молодости для него самого и для ряда известных в дальнейшем актеров и режиссеров хорошей школой стал вошедший в историю отечественного театра как «сарай Архипова».
С весны 1897 года, на небольшом пустопорожнем участке земли с приткнувшимся к забору сараем, застучали топоры: возводилась сцена, сарай приспосабливали под театр для репетиций.
Открытие «театрального сарая» состоялось 16 июля 1897 года.
Летом 1898 года, когда труппа Художественно – общедоступного была уже создана, а переоборудование театрального помещения должно было только закончиться в сентябре, снова выручил сарай Архипова. Кроме сцены и небольшого зрительского зала, пишет К.Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве», здесь устроили «две комнатки – одну для отдыха мужчин, другую для женщин, пристроили крытую террасу, на которой свободные артисты ждали своего выхода на сцену и пили чай».
Артисты разместились в снятых для них дачах в Пушкино, сам Станиславский каждое утро приезжал из Любимовки – имения отца на берегу Клязьмы, в шести верстах от станции Пушкино. Репетиции шли с 11 до 5 дня. Затем артисты купались в Уче, обедали, а с 8 вечера и допоздна репетировали другой спектакль.
«Все эти работы,- продолжает Станиславский, - происходили в период удушливой жары, доходившей до 40 и более градусов, так как лето было исключительно жаркое. На беду, наш сарай был крыт железом. Легко себе представить, какая температура создавалась внутри репетиционного зала».
Триумф нового московского театра в трудах и заботах закладывался «около дачной местности Пушкино».
В музее МХАТа экспонируется макет сарая Архипова. А на Пушкинской земле, у территории автобазы, которая поглотила бывшую дачную усадьбу Архипова, со временем будет установлен памятный знак в честь МХАТа. Сам бывший сарай Архипова обветшал и в один далеко не прекрасный день сгорел.
Хотя название Пушкинского района никаким образом не связано с именем великого российского поэта А.С. Пушкина, наш район является одним из самых литературных в Подмосковье.
Литературную известность нашему городу принесло стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт прожил в Пушкино 5 дачных сезонов. Недаром в стихотворении «Дачный случай» он пишет возвышенным слогом о нашем городе: «Я нынешний год проживаю в опять в уже классическом Пушкино». Из тех дач, что арендовал Маяковский, достоверно известны две – одна, уцелевшая на своем месте у Акуловой горы и переоборудованная под библиотеку – музей, и та самая румянцевскаяя, перевезенная в Новую деревню; остальные утрачены и даже их точные места неизвестны.
Имя другого популярного в свое время поэта-бунтаря – Демьяна Бедного – было тесно связано в 1922-44 годах с поселком Мамонтовка: его дача стояла на улице Ленточка. В 1929 году поэт писал из Германии, где проходил курс лечения: «Если в Баден-Баден не поеду, а в Берлине не задержусь, то застану еще жаркую погоду в доме в Мамонтовке. Пол- августа до сентября в Мамонтовке… Чего лучше!».
Дача сгорела; на ее месте после войны была построена школа. Но фотография дачи, сохраненная сыном поэта в семейном альбоме, стала достоянием пушкинских краеведов.
Архитектурные сооружения разных эпох и стилей – это своеобразная летопись трудов и забот разных поколений. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен воспринимать наследие прошлого как ненужный хлам. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и потому каждый из нас обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
Как я избавился от обидчивости
Бабочка
Денис-изобретатель (отрывок)
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Весёлые польки для детей