К 210-летию М.И. Глинки - исследовательская работа обучающейся детской школы искусств Миненковой Светланы биографического и творческого пути композитора
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt-minenkova_sv.-_k_210-letiyu_glinki_m.i.docx | 183.95 КБ |
РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕНОГО
И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ -
К 210 –ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА
Автор: МИНЕНКОВА СВЕТЛАНА
Обучающаяся «Черемисиновской ДШИ»,
Научный руководитель – преподаватель ДШИ
НАСЕДКИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА
ЧЕРЕМИСИНОВО, КУРСКОЙ ОБЛ.
2014 год.
Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)-20 мая.(1 июня)
.
Михаил Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии 20 мая (1 июня)1804 года в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки — Викторин Владислав Глинка. В 1654 году, после взятия Смоленска русскими войсками, В. В. Глинка принял российское подданство. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.
Усадьба, где родился Глинка, была прекрасна: (по словам самого Глинки – рай земной). Но маленького Мишу ничто здесь не радовало. Бабушка, которая очень любила его, не разрешала мальчику выходить на улицу. Ми-шелю не разрешалось играть с ребятами.
Эта чрезмерная опека бабушки очень вредила мальчику. Он рос болезненным, нервным. Единственной отрадой были песни и сказки молодой няни Авдотьи Ивановны. Миша был мальчиком очень способным к наукам. От священника, который ходил к бабушке, сам научился читать. В десять лет родители стали учить его разным наукам, музыке (игра на скрипке и фортепиано), языкам
В Новоспасскую усадьбу часто родители часто приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра - забывал о гостях и о танцах. Музыканты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни, переложенные для оркестра.
Больше всего юного Глинку увлекали музыка и книги о путешествиях, о далеких странах.
В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В А первые годы гувернером его был друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, и младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, и ставший его товарищем.
Глинка познакомился с Жуковским, Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Грибоедовым, как все передовые люди того времени, он думал о судьбе родного искусства, родной литературы
Все больше и больше увлекаясь музыкой, Глинка начал брать уроки у известных исполнителей. Друзья Глинки очень любили его искусную и чувственную игру на фортепиано.
Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку.
После окончания пансиона Михаил Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 году он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения, но это мешало ему реализовывать творческие планы (В июне 1828 ушел в отставку). В это время в творчестве композитора основное место занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е.Ф. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
У Глинки был особенный голос – тенор с драматическими нотками, очень прочувствованный. А. Серов говорил, что тот, кто не слышал романсов Глинки в его собственном исполнении, не может знать этих романсов
Музыка жила в нем.
( Ещё в детстве на замечание учителя [рисования], что он постоянно думает о музыке, Глинка ответил: «Что же делать? Музыка – душа моя!»)
Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для оркестра, он умел петь и работать с певцами, и мечтал писать для них не только романсы и песни.
Он не мог не сочинять, но чувствовал, что недостаточно хорошо знаком с правилами композиции.
В Петербурге не было в то время консерватории. И в 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии Глинка скоро прославился как пианист.
Три года, проведенные в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда.
Он слушал музыку в концертах, в опере, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые свежие мелодии, в которых не было там недостатка. Путешествие охватывало Варшаву, города Германии, Италию. Композитор знакомится с жизнью зарубежных стран, с их культурой, встречается с композиторами Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, овладевает искусством пения и сочинения для голоса, совершенствует свои композиторские навыки.
Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии, тем сильнее тянуло его на родину, тем яснее вырисовывался его собственный путь в музыке. Там в Италии, а потом в Вене и Берлине все стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний, русских опер, русских романсов. В последние месяцы пребывания за границей в Берлине Глинка очень сдружился с профессором музыки – Зигфридом Деном, который «привел в порядок» его мысли о композиторском мастерстве и музыкальном искусстве вообще.
В период этого путешествия им создан ряд значительных произведений.
И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к блестящим итальянским; увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей, певица в костюме крестьянской одежды (крестьянская девушка) запела по-русски грустную, песню. На сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в пышных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мундирах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно переглядывались, брезгливо морщились.
Но никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он разрешил поставить оперу и приказал дать ей название «Жизнь за царя».
У Глинки опера называлась «Иван Сусанин». Написал он ее по думе декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но Глинка пошел на уступки назвать оперу «Жизнь за царя» и вложить в уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя.
Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к Родине, храбрость и благородство. Все симпатии композитора явно были на стороне народа.
Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:
«Вчерашний вечер свершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным восторгом, актеры выходили из себя от рвения…государь – император…благодарил меня и долго беседовал со мною…»
Пушкин, Гоголь, Одоевский - передовые люди того времени - с восторгом приняли первую истинно национальную русскую оперу и защищали Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской».
Узнав об этом, Глинка заметил: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина» писал:
Слушая сию новинку,
Затоптать не может в грязь.
А 13 декабря друзья М.И.Глинки устроили ему чествование в честь премьеры, собравшись у Всеволжского А. В, на котором Михаил Юрьевич Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка
Веселися, Русь! Наш Глинка-
Уж не глинка, а фарфор!
Опера «Иван Сусанин» - первый в истории мировой музыки образец героико-патриотической музыкальной драмы. Глинка нашел метод целостного симфонического развития оперной формы, отказавшись от разговорного диалога. С замечательной чуткостью и психологической правдивостью передает Глинка характеры и переживания героев – мудрого величия Сусанина, отваги Собинина, сердечности Антониды в трио «Не томи родимый».
Вскоре после постановки оперы «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет.
Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу русской музыке.
Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра - произведение необычайно поэтическое и красочное.
В эти годы появились его знаменитые романы - «Сомнение», «Ночной зефир», «В крови, горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня».
Глинка-классик русского романса. Романс «Я помню чудное мгновенье» считается высшим достижением Глинки в вокальной лирике. Как известно, стихотворение А. С. Пушкина обращено к Анне Петровне Керн.
Глинка же посвятил романс ее дочери, Екатерине Ермолаевне (как известно ей он посвятил и симфоническое произведение «Вальс – фантазия»).
Мелодия романса – один из самых замечательных образцов вокального стиля Глинки. Она чарует своей красотой, плавностью, гибкостью, льется свободно и непринужденно. В этом романсе идеально сливаются пленительные стихи и вдохновенная музыка.
«Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» - образец светлой, жизнерадостной лирики. В ней всё - движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи.
Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу - «Руслан и Людмила».
Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое-что переделать в юношеской поэме для оперы, но не успел это сделать
.
В 1835 году М.И. Глинка женился Марье Петровне Ивановой, брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.- Увлекшись хорошенькой девушкой, он не разобрался в ее характере. Мария Петровна оказалась невежественной и пустой личностью. В 1839 году узнав, что Мария Петровна изменяет ему, он переехал к приятелю, известив жену, что более к ней не вернется.. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак - Артемовский — впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».
Это было время, когда композитор создавал свою вторую оперу – «Руслан и Людмила». Работа уже шла к концу. И, естественно, требовала спокойной обстановки. Глинка не сомневался, что развод его с женой будет оформлен быстро и, во всяком случае, без каких-либо осложнений. Ведь дело было ясное. Но бракоразводное дело длилось шесть лет.
Раздор в семье, неприятие творчества композитора высшим, аристократическим обществом - все это очень тормозило работу над новой оперой.
Однако опера была написана. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось в Большом театре в Санкт-Петербурге 27 ноября 1842 года, – день в день – ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина».(27 ноября 1836 года).
Немало переживаний доставила Глинке премьера второй оперы. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала, Тем не менее передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом. В первый свой сезон опера прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.
На одном из представлений «Руслана» побывал венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
В знаменитой песне Баяна. Глинка высказал свою любовь Пушкину, веру в вечность его прекрасной поэзии
Сказку Глинка использовал для выражения глубоких идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви.
Музыка «Руслана» богата мелодиями и яркими характеристиками героев – мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храбрый и благородный Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и коварный Черномор.
И по сей день, композиторы изучают оперное искусство по партитурам «Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены оперных театров. Но это теперь, а тогда... Несмотря на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (три месяца она не сходила со сцены) в следующий сезон Руслан уже не шел. Партитуру уже после того, когда Глинки не стало, с трудом удалось опубликовать сестре композитора.
Глинка, отдавший много сил этой опере, очень переживал равнодушие
к ней.
Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Руслана и Людмилы». расстроила его здоровье. Он не мог больше оставаться в Петербурге, тем более что семейная жизнь его сложилась неудачно.
В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Побыв в Париже он отправляется в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений.А 10 апреля 1845 года русский композитор дал большой благотворительный концерт, который с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
Побыв в Париже он отправляется в Испанию. Глинка был пленен необычайной прелестью испанской природы, изучал куль туру, нравы, язык испанского народа, записывал фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции, радовался общению с простыми людьми, восхищался их песнями и танцами.
Потом эти впечатления сложились в прекрасные образы симфонических увертюр «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
Живя за границей, композитор тосковал по родине.
Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, перезимовать решил в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе.
Здесь композитор написал знаменитую симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. Это необычайно жизнерадостная, полная юмора фантазия, наслаждаясь которой возникают ассоциации с русскими народными праздниками, народными инструментами и народным хоровым пением. Это первая русская симфония. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Петр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки: «В «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся школа русской симфонической школы».
В Петербурге 1851 –1852 г. вокруг Глинки возник кружок музыкантов разных поколений. В доме Глинки часто устраивались музыкальные вечера, проходившие в сердечной, дружеской атмосфере- А. Даргомыжский, М. Балакирев, М. Виельгорский постоянно участвовали в этих концертах.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. По ее настоянию Глинка приступил к написанию собственной биографии-летописи – «Записки» (публикованы в 1870 году). Людмила Ивановна много сделала для пропаганды его творчества.
Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842),положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма.
На фундаменте, заложенном Глинкой, выросло величественное здание отечественной музыки. Все русские классики, а также передовые музыкальные критики по праву считали себя наследниками и продолжателями великого дела Глинки. Это композиторы «Могучей кучки» и П.И. Чайковский… . ». Вместе с тем они развивали его традиции каждый по-своему, все, более обогащая отечественное музыкальное искусство.
(Тем не менее Чайковский, нисколько не отрицая достижений «отца» русской музыки, обращал внимание на то, что Глинка в итоге оставил за собой сравнительно немного произведений. Разделял отношение Чайковского к создателю выше названных опер и Тургенев. Хотя, будучи непрофессионалом, не знал столь обстоятельно творчества Глинки и, в, общем, с симпатией относился к творчеству и личности Глинки, но ему не нравилось как носились именем Глинки, ставя его иногда выше величайших мастеров западноевропейской музыки)
Глинка мечтал о новых симфониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах. Но, встречавшееся на его пути недоброжелательство вельможной публики негативно отражалось на здоровье, мешало осуществлять планы, а планов было много… .
«Ценители», жившие рядом с ним, не увидели или не хотели увидеть в композиторе будущей славы России.
Потомки нашли в нем начало начал русской классической музыки, которая после Глинки завоевала весь мир.
Как-то композитор сказал сестре: "Поймут твоего Мишу, когда его не будет, а "Руслана" через сто лет..."
Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской поэзии». Подобно тому, как Пушкин своим творчеством открыл классическую эпоху русской поэзии, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Глинка также является основоположником русской вокальной школы, его романсы --- неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы
«Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
«Глинка - поистине живой родник всей русской музыки»,- говорил Б. Асафьев. Музыка Глинки любима всеми, она прочно вошла в духовный мир культурного человека.
На своей картине «Славянские композиторы» художник (1872г. И.Е. Репин) сгруппировал всех выдающихся русских, польских и чешских музыкантов ХIХ века. И, конечно, в центре картины, возглавляя это созвездие имен, художник поместил Глинку.
В ряду великих композиторов, составляющих славу и гордость классической музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. ( Первый памятник М. Глинке был открыт в Смоленске(1887))
Глинка создал: оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии),вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры, симфонические пьесы, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др.)
Великое наследие Глинки всегда будет освещать путь музыкальному искусству в его непрестанном движении вперед
. P. S. Из форума посетителей имения - музея Глинки в Новоспасском:
Волшебное место… . Присели на скамеечке напротив главного дома, служащие включили музыку Глинки, идеально дополнившую гармонию восприятия прекрасного, вечного! Музыка, звучащая в доме во время экскурсии благотворно влияет даже на комнатные растения, колосящиеся и цветущие пуще, чем в субтропиках! Спасибо хранителям усадьбы и персонально Татьяне Михайловне, экскурсоводу высшего класса, влюбленную в жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки.
А на Украине, в заповедной Качановке Черниговской области сохранилась беседка (альтанка , которую специально для Глинки построил его друг, Григорий Степанович Тарновский (в то время - сахарный магнат), чтобы ничто не отвлекало композитора от творчества (в это время он работал над «Русланом»). Сохранился и рояль за которым он творил, посетителям заповедника разрешают на нем играть.
Рекомендую послушать -
М.И.Глинка:
1 «Жаворонок», «Попутная песня», на слова Н. Кукольника
(из вокального цикла «Прощание с Петербургом»)
2 Хор «Славься»( из оп. «Иван Сусанин»)
3 «Вальс- фантазия»
4. «Ноктюрн» - «Разлука» Глинки;
5. «Танцы» из оперы «Иван Сусанин»;
6. «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила»;
7. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».
8. «Полька»;
9. «Мазурка»
10.. «Я помню чудное мгновенье» (на стихи А.С. Пушкина)
11. «В крови горит огонь желанья»
Литература:
Васина – Гроссман В.А. –Михаил Иванович Глинка, Издательство
«Музыка» Москва 1979г.
Асафьев Б. В. - Глинка – М.1947;1950;Л.,1978.
Смирнова Э. - Русская муз. Литература - Изд. «Музыка» Москва 1972г.
Интернет – ресурсы: - htt://to-nam/ru/biography/mihail – Glinka.htm ,
http//www.vppsv.ru/stoletie.ru,
http://ru.wikipelia.org/wiki/
GlinkaSmolensk.jpg
Кто должен измениться?
Рисуем "Ночь в лесу"
Лавовая лампа
Кто грамотней?
Волшебные звуки ноктюрна