Информационно- исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_oblaka.docx | 842.98 КБ |
КОМИТЕТ ТРОИЦКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МКОУ «ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Удивительный мир облаков
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Выполнили: Лукин Антон, ученик 3класса,
Толмачев Егор, ученик 3 класс.
Руководитель: Пряхина Надежда Викторовна,
учитель начальных классов
2014
Содержание
Введение
I.Описание методик исследования
II. Результаты исследования
2.1.Из чего состоят облака;
(опыт: образование облака в домашних условиях)
2.2. Условия формирования облаков;
2.4 Значение облаков в природе;
2.5.Произведения живописи;
2.6. Поэты об облаках.
Вывод
Список используемой литературы;
Приложение.
Ведение
Однажды, гуляя по улице, мы увидели, как по небу плывут не похожие друг на друга облака.
Их причудливые формы пробудили в нас воображение. Мы стали разглядывать облака и представлять в них зверей, лица людей и других предметов.
И нас заинтересовали вопрос : « Что такое облака?» Как они образуются? Почему они такие разные?» Мы решили сами найти ответы на эти вопросы.
Таким образом, возникла идея создания проекта об облаках.
Мы поставили перед собой цель: выяснить, из чего состоят облака и причины их образования.
Объектом нашего исследования были взяты облака.
Мы предположили: облака состоят из воды.
Задачи:
1.Выяснить, из чего состоят облака
2. Узнать, как образуются облака
3. Выяснить условия формирования облаков
4. Выяснить, почему облака имеют разную форму
5.Изучить основные виды облаков и их влияние на погоду
6. Выяснить значение облаков в природе
7. Выяснить в каких произведениях живописи художники описывают природное явление - облака
8. Узнать, какие поэты используют в своих стихотворениях лирический образ - облака.
Поставив перед собой цель и определив задачи, мы составили план действий и распределили между собой обязанности. Результатом нашей работы явился этот проект.
I. Описание методик исследования
Исследования проводились осенью и зимой 2013 года.
Мы использовали следующие методы: изучение литературы и Интернет ресурсов об облаках: условия формирования, виды облаков, значение облаков в природе.
Для этого изучались печатные издания: энциклопедии «Я познаю мир», хрестоматия по окружающему миру, энциклопедия для любознательных, энциклопедия окружающего мира, различные сайты по изучаемой теме.
Чтобы узнать из чего состоит облако, мы использовали метод наблюдения через поставленный опыт.
Для этого мы брали трехлитровую банку, в нее наливали горячую воду, на банку ставили блюдце с несколькими кубиками льда и в течение несколько минут наблюдали за водяным парам.
Изучив материал по теме, мы обобщили и сделали вывод.
II.Результаты исследования
II. 1.Из чего состоят облака
Из научной статьи энциклопедии мы узнали: «Облако состоит из крохотных капелек воды и кристалликов льда. Крошечные капельки воды, из которых состоят облака, сливаются в более крупные капли, облако темнеет. Постепенно капли тяжелеют и выпадают в виде дождя» (1)
Чтобы проверить наше предположение и высказывание из научной статьи,
мы провели опыт.
Налили в трехлитровую банку кипящую воду. Закрыли крышкой, на которую положили кубики льда. Теплый воздух внутри банки стал подниматься вверх и охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар стал конденсироваться, образуя облако. Этот опыт показал нам, что облако состоит из воды. (Приложение 1)
II. 2. Условия формирования облаков
Мы выяснили, что для формирования облаков в природе, необходимы следующие условия:
1.Действие солнечной энергии.
2. Наличие гор.
3.Близость морей и океанов. (4)
II.3. Как образуются облака
Солнце нагревает поверхность Земли, согревает воду в океанах, морях, реках, в каждой луже. Вода испаряется, превращается в легкий водяной пар. Он поднимается вверх. А там, далеко от Земли, холодно. Поэтому пар охлаждается, превращается в крошечные капельки воды или кристаллики льда. Скопление таких капелек и кристалликов мы наблюдаем с земли в виде облаков.(2)
II. 4. Почему облака имеют разную форму?
Все дело в том, что они образуются на разной высоте и при разной температуре. Вот и получается у каждого облака своя форма. Да и она непостоянна. Ведь ветер гонит облака по небу. Они движутся и попадают то в более теплую, то в более холодную зону. Там, где тепло, вода испаряется, а где холодно, водяные пары еще больше охлаждаются и превращаются в капельки воды. Вот поэтому облака так не похожи друг на друга. (4)
II. 5. Основные виды облаков и их влияние на погоду
Мы выяснили, что облака различаются по формам, они бывают
Перистые облака
Перистые облака — образуются на высотах более 6 километров. Это нежные облака белого цвета, волнистые или нитевидные. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки. Но зато именно эти облака могут подсказать, что через 12-36 часов небо будет затянуто сплошными тучами, которые и принесут с собой обложные дожди.
Слоистые облака
Слоистые облака — это однообразный серый слой облаков, который придает всему небу одинаковый хмурый, пасмурный вид. Эти облака могут принести дождь, но этот дождь будет не такой сильный.
Кучевые облака
Кучевые облака всем нам очень хорошо знакомы.
В летние ясные дни эти облака появляются к полудню на небе, медленно куда-то плывут и к вечеру исчезают.
У таких кучевых облаков есть еще одно название - кучевые облака хорошей погоды.
Дождевые облака
Дождевые облака имеют темно- серый цвет, находятся на высоте 3- 4 км, обрушивают на землю ливневыми дождями, грозами, градом.(1)
II. 5.Значение облаков в природе
В природе облака имеют весьма важную роль, именно они являются для земли основным источником влаги, служат надежной защитой в зимний период от переохлаждения, летом защищают от знойных, палящих лучей Солнца.(3)
II.6. Облака - в произведениях живописи
Мы узнали, что многие художники в своих картинах описывали неповторимую красоту облаков. Например, И.Левитан написал известную картину « Облако», Иван Шишкин - « Облачный день», Архип Куинджи - « Облако», И.Айвазовский- « Облако над морем». (5.2.) (приложение 2, 3)
II.7. Поэты об облаках
Облака — известный лирический образ, его используют многие поэты в своих произведениях, например, А.Фет « Воздушный замок», В. Брюсов. « Облака», Н.Асеев «Глядя в небеса» (5.3.) (приложение 4)
II.8. Выводы
Таким образом, в ходе работы над проектом наша гипотеза о том, что облака состоят из воды, подтвердилась.
Было установлено, что:
-для формирования облаков нужно действие солнечной энергии и близость морей, океанов, озер, рек;
-облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы;
-с помощью облаков можно предсказывать погоду;
-облака являются основным источником влаги и защитником всего живого на Земле от перегрева;
- художники в своих картинах описывали красоту природного явления - облаков, многие поэты используют облака как лирический образ.
Изучая мир облаков, мы стали более внимательными и наблюдательными, чаще стала замечать всё красивое.
Литература
1.Д.Кларк, К.Твист, К.Хэар, Т. Хэар «Энциклопедия окружающего мира». Москва «Махаон»»2005г.
2. Т.А. Фролова Энциклопедия для любознательных (ред.) Издательство: Мaхaoн ISBN: 5-18-000904-9 Год 2007
3.В.Н.Маркин « Я познаю мир». Издательство «АСТ»1988г.
4. О. Н.Федотова, Г.В. ,Трофимова, С.А.Трофимов. Окружающий мир (Хрестоматия). М.: Академкнига /Учебник.2012г.
5. Интернет ресурсы
5.1. gdekakpochemu. ru› tags/oblaka/
5.2. http://aria-art.ru/0/O/Oblako/1.html
5.3 stihi-russkih-poetov.ru›tags/oblaka
Приложение 1
Облако состоит из воды
Приложение 2
Архип Иванович Куинджи.
Облако.
Иван Иванович Шишкин.
Облачный день.
Приложение 3
Исаак Ильич Левитан.
Облако.
Иван Константинович Айвазовский.
Облака над морем.
Приложение 4
Воздушный город
Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.
То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.
И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою -
Да крыльев лететь не дает!
Афанасий Фет
ОБЛАКА
Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили,
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия,
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов…
Брюсов В.Я.
Как лёд облака, как лёд облака,
как битый лёд облака,
и синь далека, и синь высока,
за ними — синь глубока;
Летят облака, как битый лёд,
весенний колотый лёд,
и синь сквозит, высока, далека,
сквозь медленный их полёт;
Астрономический календарь. Март, 2019
Петушок из русских сказок
Две лягушки
5 зимних аудиосказок
Кактусы из сада камней