Исследовательская работа "О чем говорят загадки". объектом исследования стала газадка про лук.
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_govoryat_zagadki.doc | 70.5 КБ |
Районная научно – практическая конференция школьников
«Мир открытий».
Исследовательская работа
«О чём говорят загадки?»
Авторы: Кондратенко К.,
Черепанов Д., Штей.В.
1 класс, «Мазуровская средняя
общеобразовательная школа».
Руководитель: Салдина Л.Н.,
учитель начальных классов,
«Мазуровская средняя
общеобразовательная школа».
Кемеровский район
2012
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Часть 1
Теоретическое исследование содержание загадки…………………………….4
1.1. Загадки про лук…………………………………………………………… 4
1.2.Как образуются чешуйки у лука………………………………………….. 6
1.3. Почему от лука появляются слёзы………………………………………. 7
Часть 2.
Интерпретация полученных результатов практического исследования.…… 8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список используемых источников и литературы……………………………..11
Введение
Дети всегда любят отгадывать загадки. Ведь загадка развивает и речь и мышление. Мы часто при отгадывании загадки опираемся на часть загадки, которая определённо показывает свойства того или иного предмета. И порой не вникаем: а всё ли содержание загадки соответствует свойствам описанного предмета. В пору, когда участились простудные заболевания мы часто прибегаем к средствам народной медицины. И не одно лечение не проходит без лука и чеснока. И тут нам всем вспоминается известная загадка «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». А почему в этой загадке лук назвали дедом, и почему он заставляет плакать? И действительно ли у него «сто» одёжек?
Предметом нашего исследования стала именно эта загадка.
Цель нашего исследования: доказать достоверность содержания загадки.
Выдвинутая гипотеза:
1. У лука может быть разное количество чешуек.
2. От лука действительно появляются слёзы.
3.Появляются слёзы потому, что он выделяет какое-то раздражающее вещество.
Задачи:
1. Сравнить содержание других загадок про лук.
2.Определить количество чешуек у разных луковиц.
3. Найти в источниках информацию о содержании раздражающих веществ в луке.
В исследовании мы применили несколько методов: наблюдение, описание, сравнение, опрос, моделирование
Часть 1
Теоретическое исследование содержания загадки
1.1
Загадки про лук
Лук относится к очень интересным овощам. Он принадлежит к семейству лилейных и происходит из Азии. В качестве пищи лук используется в течение многих тысячелетий, с незапамятных времен.
Про лук существует много загадок.
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
(Лук)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
(Лук)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него взрослые, и дети?
(Лук)
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук)
В загадках лук называют по - разному: и барином, и дедом, и даже Таней в жёлтом сарафане.
Кстати, многие сорта лука имеют, совсем, не жёлтую окраску. Есть лук фиолетовый, есть лук белого цвета. Но у всех сортов лука очень небольшая корневая система. При созревании корневая сиcтема становится более ветвистой и в ней нет пигмента. Она почти белая. Поэтому, наверное, и есть в некоторых загадках про лук сравнение со старым человеком.
2.1.
Как образуются чешуйки у лука?
При развитии листьев из сердцевины образуется ложный стебель. Он поддерживается в вертикальном положении молодыми листьями, нарастающими по центру изнутри. По мере роста происходит утолщение оснований листьев, образуются мясистые чешуи, из которых формируется луковица. Постепенно листья отмирают, начиная с самых первых по времени появления, ложный стебель подсыхает, образуя шейку луковицы. Чем раньше подсыхает шейка, тем она тоньше и тем скорее созревает луковица.
По отношению к свету репчатый лук является довольно требовательным растением. Короткий день способствует вегетативному росту луков: ветвлению, увеличению числа и размера листьев, росту корневой системы.
3.1.
Почему от лука появляются слёзы.
Каждый раз, когда вы моргаете, вы плачете! Дело в том, что под внешними уголками обоих глаз располагаются слезные железы. Каждый раз, когда закрываете веко, оно делает качок, при помощи которого из слезной железы откачивается некоторое количество жидкости. Эту жидкость мы называем слезами.В обычных условиях эта жидкость выполняет одну задачу: она орошает роговицу глаза, чтобы предотвратить ее высыхание. Ну а если какое-то раздражающее вещество все-таки попадает в глаз? Тогда веко автоматически моргает и появляются слезы, чтобы промыть глаз и защитить его от раздражителя.
Все мы знаем, что бывает, когда в глаз попадает дым: на глаза наворачиваются слезы. Ну а лук тоже является источником раздражающего вещества. В луке содержится масло, в состав которого входит сера, что не только придает луку резкий запах, но и раздражает глаза. Реакцией на это служит моргание и выделение слез, чтобы смыть раздражитель! Так что все очень просто.
Кроме то мы узнали, что лук, вызывая слезы, помогает очистить роговицу от посторонних частиц, а также помогает очистить от слизи нос, что очень полезно делать во время простуды.
Глава 2.
Интерпретация полученных результатов практического исследования
Чтобы подтвердить теоретические сведения, полученные из разных источников, мы применили несколько методов исследования: наблюдение, описание, сравнение, опрос, моделирование.
Мы сравнили несколько загадок про лук, наблюдали за свойствами эфирных веществ лука, провели опрос среди учащихся и взрослых школы, моделировали способность дыма вызывать слёзы.
Сравнивая различные загадки про лук, мы отметили, что не во всех загадках упоминается число 100,определяющее число чешуек. Часто в загадках вообще не говорится об их количестве. После сравнения сделали вывод, что описание числа чешуек у лука не является существенным признаком этого объекта.
В подтверждении этих выводов мы провели дополнительно наблюдение, подсчитав количество чешуек у луковиц разного размера.
№ луковицы | Количество чешуек |
№1 | 12 |
№2 | 11 |
№3 | 9 |
В результате наблюдения еще раз подтвердился вывод, что данная часть содержания загадки не выявляет существенные признаки.
Пронаблюдав за содержанием всех загадок, мы отметили, что в каждой загадке про лук говорится о слёзах, которые он вызывает.
В первую очередь мы проверили, действительно ли от лука плачут.
Что мы делали?
1.Снимали чешуйки все вместе.
2. Одна группа снимала чешуйки, а другая сидела поодаль.
3.После перерыва продолжили снимать остальные чешуйки.
В результате мы сделали вывод: после снятия первых чешуек на глазах появились слезы; слёзы появились лишь у тех, кто сидел рядом с луком; к концу «раздевания» лука слёзы уже не выделялись.
Значит, эта часть загадки действительно отображает характерное свойство лука.
Почему же лук вызывает слёзы?
Мы провели опрос учащихся и взрослых школы по вопросу «Почему плачут от лука?»
В результате опроса выслушали следующие мнения:
1. Лук пахнет, потому и плачут;
2.Лук раздражает глаза;
3. Лук горький;
4. В луке содержится раздражающее вещество- сера.
Чтобы подтвердить истинность или ложность этих утверждений, мы провели ряд наблюдений за запахами, вкусом и создали модель дымовой завесы.
В результате мы сделали выводы:
Почему в загадке лук назвали дедом?
На этот вопрос мы сделали предположение: корень созревшего лука длинный и белый и очень похож на седую бороду деда.
Наша гипотеза подтвердилась.
В загадках достоверно называются свойства предметов, но ещё используются выражения, придающие загадке поэтичность.
Заключение
Загадка определенная логическая задача. И чем больше вдумываешься в её содержание, тем больше знаний получаешь. Загадка способствует гибкости нашего мышления, развивает наш словарный запас, предоставляет нам неограниченные возможности для исследования, знакомят нас с окружающим миром, явлениями природы.
Это мы доказали на примере хорошо известной всем детям и взрослым загадки «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». Кроме этого, изучая загадку, мы применили знания многих учебных предметов: математики, ботаники, русского языка.
Список используемых источников и литературы
Всё обо всём. Популярная энциклопедия детей. Составители Шалаева Г.П., Кашинская Л., Саакян А. АСТ. Москва 200г.
500 загадок про слова для детей. Творческий дом Сфера. Москва.2008г.
Подрезова Т.И. Развитие речи. АИРИС ПРЕСС. Москва. 2008г
Ушакова О.Д. Загадки. Издательский дом Литера. Санкт- Петербург.2008г.
Итернет- ресурсы.
http://life.wmwebwork.com/luk-repchatyj/
http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-luk
http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-luk
"Морская болезнь" у космонавтов
Браво, Феликс!
Сказка "Морозко"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
"Разделите так, как делили работу..."