Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости и здоровья. Чтобы сохранить и приумножить наши богатства, мы должны знать и использовать многовековой опыт народа, его культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа всегда существовал культ природы. Большой интерес вызывает культ деревьев. Почитание деревьев было широко распространено у многих народов.
Вложение | Размер |
---|---|
kult_derevev_u_buryat_tezisy_k_nir_radnabazarovoy_zhargalmy.doc | 25.5 КБ |
Тезисы к научно-исследовательской работе «Культ деревьев у бурят» Раднабазаровой Жаргалмы.
Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости и здоровья. Чтобы сохранить и приумножить наши богатства, мы должны знать и использовать многовековой опыт народа, его культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа всегда существовал культ природы. Большой интерес вызывает культ деревьев. Почитание деревьев было широко распространено у многих народов.
В культуре бурятского народа был и остается самый древний культ- культ природы.
По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья, на ветках которых развешаны ленты, лоскутки новых тканей. Одиноко стоящие деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний и разноцветных полос ткани. В том случае, если с собой не было ничего из названных даров, то привязывали несколько волос из хвоста или гривы своего коня. Такие деревья нельзя было ломать и рубить. У бурят бытует поверие, что дух, хозяин леса живет в самых крайних деревьях леса и их тоже нельзя рубить. Старые деревья, насчитывающие не одну сотню лет, символизировали непрерывность жизни, цикличность смены поколений и их связь.
Культ деревьев и вся сопровождающая его культовая практика должны были обеспечить естественный ход событий, гармонию в природе и жизни людей, они играли важную роль в магико-религиозных обрядах, обеспечивающих увеличение жизненной силы животных, людей.
Священными деревьями, обладающими живительной силой и магической энергией, у бурят считаются лиственница, сосна, кедр, береза.
Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического почитания, выступают в следующих аспектах: носители жизненной силы; воплощение древесного духа, его обиталище; путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; символ круговорота времени, знак смены сезонов года; один из пяти элементов мироздания.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Заколдованная буква
Растрёпанный воробей
Горячо - холодно
Пустой колос голову кверху носит