Работа представляет собой исследование роли символов в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"
Вложение | Размер |
---|---|
no1.doc | 67 КБ |
Научно практическая конференция
«Великое русское слово»
Номинация: «Прикладная лингвистика»
Тема работы: Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
Авторы: Сахапова Рушанна Фаимовны (16 лет),
Первойкина Валерия Николаевна (16 лет)
10 «А» класс МАОУ СОШ №11 город Калининграда.
Научный руководитель: Мартынова Ольга Владимировна преподаватель русского языка и литературы МАОУ СОШ №11 города Калининграда.
Содержание
I. Введение
II. 1 глава. Творчество раннего Горького.
1.1 Горький и его раннее творчество.
1.2 Идейно- художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль».
III. 2 глава. Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
2.1. Символы и символика в литературе.
2.2. Символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», их значение, роль в раскрытии замысла писателя.
IV. Заключение
V. Список использованной литературы
Введение
Тема представленной работы – роль символов в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»
Актуальность данной работы состоит в том, что мы хотим донести до читателей, что помимо буквального понимания текста, в произведении также имеется скрытый смысл, выраженный в символах, словах и именах.
Цель исследования: определить роль символов в произведении «Старуха Изергиль».
В соответствии с целью мы ставим перед собой задачи:
Проанализировать символику рассказа «Старуха Изергиль».
Раскрыть смыслы символов в рассказе, определить значение, роль в тексте.
Объектом исследования является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Предметом исследования являются выявление скрытого смысла в словах, выражениях, именах, событиях.
Глава 1 Творчество раннего Горького
Настоящее имя Максима Горького — Пешков Алексей Максимович (1868). Прозаик, драматург, публицист. Известные произведения М.Горького: «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Мои Университеты», «Детство», «Егор Булычёв и другие», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике».
Произведение «Старуха Изергиль» (1894) относится к раннему творчеству Максима Горького. Главный вопрос этого произведения - вопрос о свободе и несвободе человека.
В своих рассказах Горький описывал обычных людей, со всеми их противоречиями и недостатками.
Рассказ «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, легенда о Данко и воспоминания Изергиль о её жизни. Композиция произведения — «рассказ в рассказе»: кроме старухи, в произведении присутствует ещё один рассказчик — это сборщик винограда, которому старуха рассказывает о своей жизни.
Произведение построено так, что с одной стороны-отрицательный Ларра, с другой- положительный Данко, а посередине связующая часть с настоящей действительностью - старуха Изергиль. Каждая часть рассказа имеет свой финал. В каждой из легенд Изергиль о её жизни представлены разные понятия свободной личности. Свобода человека - высшая ценность, но у Изергиль, Данко и Ларры свои понятия свободы.
В Данко и Ларре Горький пытался обратить внимание на потенциальные возможности человека, и на то, как эти возможности можно использовать.
Ларра,- сын орла и земной женщины, презирает людей, считая себя выше их. Люди для него- это средство, возможность реализовать свои любые желания. Ларра хотел получать пищу, кров и любовь, не желая ничего давать взамен. Хладнокровно он убил девушку, оттолкнувшую его. Люди изгнали его за гордыню и презрение по отношению к ним. Итогом стало для Ларры одиночество: «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого» (1.1); [М.Горький,1894 год-3 страница]. «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары».(1.2) [М.Горький,1894 год-3 страница]. «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»(1.3). [М.Горький,1894 год-3 страница ]. «…он стал уже как тень и таким будет вечно!»(1.4). [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего.»(1.5) . [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира.».(1.6) [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти»(1.7). [М.Горький,1894 год-4 страница ].
«И все ищет, ходит, ходит..»(1.8). [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...»(1.9). [М.Горький,1894 год-4 страница ].
Вырвав из груди «сердце, пылающее» любовью и состраданием к людям, Данко, герой второй легенды, освещает путь из мрачного леса на волю к солнцу и свободе, словно факелом, спасает свое племя. Данко погиб, а его сердце растоптал «осторожный» человек. О подвиге Данко напоминают искры, вспыхивающие в степи перед грозой, эти искры в небе напоминают о сердце Данко, его подвиге.
«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.(1.10). [М.Горький,1894 год-10 страница]. « Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни». (1.11). [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей».(1.12). [М.Горький,1894 год-11 страница].
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем «(1.13). [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…»(1.14).[М.Горький,1894 год-11 страница ].«Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.»(1.15). [М.Горький,1894 год-11 страница ].
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер» (1.16). [М.Горький,1894 год-11 страница ].
Старуха Изергиль одобряет подвиг гордого красавца Данко и осуждает холодный эгоизм и стремление к абсолютной свободе Ларры. Однако её собственная жизнь - это соединение эгоизма и самопожертвования. Изергиль — из тех, «кто умеет жить», брать от жизни всё, что считает нужным, часто не считаясь ни с кем и ни с чем. Она с гордостью рассказывает о настоящих «красавцах» — гордых и сильных мужчинах, с которыми её сводила жизнь, но она никогда не любила , а только пользовалась ими, забавляясь чужими чувствами, как игрушкой, и расставаясь без сожаления. Только одному мужчине получилось оставить глубокий след в ее памяти — Аркадэк — надменный шляхтич, такой же равнодушный. Старуха до конца не уверена, какую же она жизнь прожила: достойную или наоборот, растратила свое время впустую. Кукушка — эта характеристика ставит под сомнение ценность той абсолютной свободы, которую проповедует Изергиль.
«Старуха Изергиль» — романтическое произведение Горького, который представил на суд читателей абсолютную свободу от общества, свободу чувств и высшее выражение свободы — подвиг во имя человечества. Авторская позиция заключается в осуждении индивидуализма и утверждении героического подвига во имя свободы и счастья народа.
Глава 2 Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
С целью определить значения слова «символ», обратимся к словарю Ожегова.
Символ - принятое в науке условное HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o1523.html" \o "Обозначение - Процесс действия по знач. глаг.: обозначить, обозначать (1)...." обозначение HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/k588.html" \o "Какой-нибудь - Тот или иной, не больше чего-нибудь; всего лишь, всего-навсего..." какой-нибудь HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/e265.html" \o "Единицы - 1. Первый справа разряд многозначных чисел, обозначаемый цифрами в пре..." единицы, величины
Символ- то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи
Символ в Энциклопедическом словаре:
Символ - (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке(логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа не отделим от его HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o1720.html" \o "Образной - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: образ (2*), связанный с ним. 2. Пред..."образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория) какого-нибудь культа
Значение слова Символизм по Ожегову:
Символизм - Направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.
Символизм в Энциклопедическом словаре:
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания,
Символическое значение, приписываемое чему-нибудь С. цветов.
2. совокупность каких-нибудь символов
3. СИМВОЛИКА - 1) выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов); 2) совокупность символов.
Рассмотрим символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», попробуем разобраться в их значении, понять какую роль они играют в раскрытии замысла писателя.
В рассказе «Старуха Изергиль» у Горького чётко прослеживаются образы тьмы и смерти с одной части, и красоты и света с другой .
Перед повествованием о каждой легенде Горький сначала описывает природу.
В легенде о Ларре описание начинается с теней: «темней и гуще, чем другие», в одной из теней Изергиль показалось, что она увидела Ларру: «Он уже стал теперь как тень (...) Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..» При переходе к легенде о Данко, сначала появляются «маленькие голубые огоньки», которые напомнят Изергиль «искры от горящего сердца Данко». Эти образы-символы задают эмоциональный настрой, которым будет пронизана легенда.
Символ-деталь – глаза Ларры, которые холодны, в них отражено чувство собственного достоинства. «Все (...) видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Образ символа – птицы, орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.
В легенде о Ларре он не случайно сын именно орла. Птица в фольклоре очень часто соотносится с миром смерти. Ее функция всегда одна и та же: она переносит героя в иное царство . Чаще всего в этом качестве выступают вороны и орлы. Непосредственно образы орла и смерти связаны в Новом завете. Так, в Евангелии от Матфея сказано: "Где будет труп, там соберутся орлы". В русской загадке: "Летит орел через немецкие города, берет орел ягоды зрелые и незрелые", отгадка - смерть.
Абсолютная свобода, дарованная Ларре, обернулась для него трагедией. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...». Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания, нет жизни и нет смерти – вот, что ждёт в финале того, кто хотел все, ни за что не заплатив.
Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень "...в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там."
Здесь солнце является не светом, а чем-то ужасным, ведь это "жестоко жаркое" солнце, тень здесь- это символ не тепла , радости и любви, а наоборот приближающегося холода, тьмы и одиночества . Известно, что черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма, зло, смерть.
В цветах эта часть рассказа окрашена от серого к темно- серому, а затем к темному, что в восприятии достаточно безысходно.
Данко- полная противоположность Ларре. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко готов отдавать всего себя людям, он ,в отличие от Ларры, ничего не ждёт в замен и готов служить людям. Он мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу, Данко совершит его и будет полезным людям
При более внимательном прочтении легенды о Данко просматривается связь с Христом и Прометеем, образами, которые несли свет. В то же время, если Христос все свои деяния объясняет как волю небесного отца, то Данко- сын человеческий, и все его действия направлены на помощь человеку. Сострадание к людям зажгло в его сердце огонь.
Почему сердце? В древнееврейском языке сердце родственно глаголу «пылать», «гореть», «быть накалённым». У Горького метафора «огонь сердца» становится буквальной. Горящее сердце должно пробудить веру в лучшее и желание свободы. Символ сердца у славянских народов- это центр зарождения эмоций и сосуд для нахождения души, при этом сердце бьётся, закипает, пламенеет, холодеет, грубеет, трепещет. Сердце- это световой центр, центр жизни психической, духовной: «сердце подсказало», «сердце горит», «гореть сердцем»
Сердце может быть, с одной стороны, точкой соприкосновения с богом – сердобольный, с другой- источником греха,- «бессердечный».
Данко как раз «сердобольный» юноша, который хочет помочь своим соплеменникам. Огонь любви в его сердце, превратился в пылающий факел. Глубокая вера в людей превратила Данко в сподвижника, человека, который ставит перед собой цель- быть полезным людям.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Данко устанавливает новый порядок, новый закон бытия человека среди людей, он становится лидером в глазах соплеменников. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Образ Данко создается при помощи цветовой гаммы, которая состоит в основном из: золотого, красного, солнечного.
Свет в народной традиции- воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности. С солнечным и золотым связана святость. Красный говорит о могуществе, воле к победе, лидерстве. Красный цвет – цвет сильной энергии. Он символизирует страсть: страстно ненавидит, очень страстно любит, ждет страстно. Красный «странствует» в вечных поисках справедливости. «Красные» люди – отличные руководители и начальники. Они обладают выносливостью, открытостью и смелостью. Поэтому мы можем сказать, что Данко является "красным"человеком.
Красный и черный цвета всегда идут бок о бок, они воюют за главенство, что символизирует оппозицию жизни и смерти " Река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из груди Данко". Сравнивая цвета, видим, что в легенде о Данко последние строки насыщены светлым цветом, а легенде о Ларре, наоборот, все насыщено тёмным цветом.
Нельзя не заметить, как по- разному в первой и второй частях звучит смех.
Если в легенде о Данко смех- это символ радости победы над страхом и смертью, то в части о Ларре смех для него –это символ испуга и страха «…он дрожал, слыша смех».
Достаточно символичными, на наш взгляд, являются и имена персонажей.
Значение имен:
Данко: Бог - мой судья (еврейское имя), также его имя связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».
Имя Ларра созвучно с "лары" (лат. lares) - это духи, покровители дома, почитание которых восходит к культу мертвых . Значение имени Ларра: отверженный, выкинутый вон, изгой. Первоначально культ лар сопровождался человеческими жертвоприношениями. И, видимо, не случайно у Горького Ларра совершает убийство. Это своего рода жертвоприношение самому себе.
Однако этим суть имени героя не исчерпывается. Ведь Ларра к тому же еще и "отверженный, выкинутый вон" . А слово "отверженный" соотносится с однокоренным словом "изверг", которое является традиционным эпитетом Антихриста. Ведь и Антихрист, Сатана, был низвержен, изгнан с неба, "выкинут вон".
Фонетически слово "Изергиль" близко к слову "игграззиль" ("иггдразиль"). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень - структурная основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.
IV.Заключение
Таким образом, проведя исследование роли символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», мы пришли к выводу, что символы у Горького определяют мотив в сюжете, выполняют роль предсказателя, формируют сквозные образы, помогают воспринимать события в цветовой гамме и определяют интонацию событий
V. Список использованной литературы
М.Горький «Старуха Изергиль» М. Детская литература 1966 г стр.96
Теория мифа в русской филологической науке XIX века А.Л. Топоркова. М. Индрик 1997г. Стр. 456
Словарь иностранных слов. Под ред. А.Москвина М. Центрполиграф 2008г. Стр. 688
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой М. АЗЪ 1995г. Стр. 928
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова М. Дом Славянской книги. 2011г. Стр. 960.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем домики зимой
Серебряное копытце
Весенние чудеса
Астрономический календарь. Декабрь, 2018