Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy_vokrug_nas.pptx | 2.69 МБ |
bioritmy_vokrug_nas.doc | 425.5 КБ |
Слайд 1
Биоритмы вокруг нас Выполнила Кон Вероника Ученица 7 «Б» класса школы № 68 Руководитель проекта: Попова Ольга Витальевна Учитель биологии Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 Г. Хабаровск 2015г.Слайд 2
Цель: Узнать какие бывают биоритмы . Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. Задачи: 1 . Изучить теорию вопроса. 2. изучить влияние биоритмов (физического, умственного и эмоционального) на успеваемость учеников; 3. изучить влияние суточных биоритмов (совы, жаворонки, голуби) на жизнь учащихся ; 4 . Провести тестирование учащихся МБОУСОШ № 68 по определению биоритмов школьников. 5 . Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности обучающихся МБОУСОШ № 68 6 . Разработать рекомендации по улучшению работоспособности обучающихся.
Слайд 3
Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме
Слайд 4
Наука изучающая биоритмы- хронобиология. На биоритмы человека влияют: внешние природные явления, социальные, внутренние, которые находятся в голове и в сердце. Несмотря на то, что биоритмы человека подстраиваются под различные факторы, это не значит, что надо пренебрегать естественным суточным биоритмом.
Слайд 5
• физические (цикл составляет 23 дня). Знание собственного физического биоритма особенно важно для спортсменов и людей, чья профессия связана с физическими нагрузками. В фазе подъёма человек чувствует, как правило, прилив энергии и выносливости, физическая работа дается легко. Переломный день биоритма - это, как правило, критическое время: здоровье слабеет, обычная работа требует больших усилий. 3 основных типа биоритмов:
Слайд 6
• эмоциональные (28 дней) Этот ритм влияет на нашу способность к внутреннему и внешнему восприятию, чувствительность, вообще на наш мир чувств, интуицию и творческий потенциал. Особенно важен он для тех, чья профессия связана с общением, - воспитателей, врачей, учителей и т.п. В фазе подъема чувства более подвижны, легко быть оптимистом. Эмоциональные
Слайд 7
• интеллектуальные (33 дня). Он затрагивает, прежде всего, способность работать головой и по плану. Он воздействует на такие области, как логика, ум, обучаемость. Переломные дни этого ритма тормозят духовную работоспособность. Не на высоте оказывается реакция. Нередко в эти дни отказывает способность усваивать новый материал. Интеллектуальные
Слайд 8
Хронотип — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее определенное время.- утренний («жаворонки»), дневной («голуби »), вечерний («совы »). Хронотипы
Слайд 9
«Жаворонки» – категория людей, которые чувствуют себя работоспособными и бодрыми в первой половине дня. Они рано просыпаются и рано ложатся спать. Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными Жаворонки
Слайд 10
«Голуби» - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком. Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня. Голуби
Слайд 11
«Совы» – категория людей, у которых время наибольшей творческой продуктивности приходится на ночные или вечерние часы. Совы поздно засыпают и поздно встают. Совы
Слайд 12
1) Трудно ли вам вставать рано утром? Да, почти всегда – 3 Иногда – 2 Очень редко- 0 2) В какое время вы предпочли бы ложиться спать? После 1 часа ночи – 3 С 23 до 1 часа ночи – 2 После 21 часа – 1 До 22 часа – 0 3) Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе ? Плотный – 3 Менее плотный – 2 Вареное яйцо или бутерброд – 1 Достаточно чая или кофе – 0 4) Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они происходят? В первой половине дня – 0 Во второй половине дня – 2 5) От чего вам легче отказаться? От утреннего чая или кофе -2 От вечернего чая – 0 Тест «определение хронотипа Жаворонок, голубь или сова». 6) Легко ли вам изменить ваши привычки, связанные с едой? Очень легко- 0 Достаточно легко- 1 Трудно- 2 Не меняю - 3 7) Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать? Более чем на 2 часа -3 1-2 часа – 2 Менее чем на 1 час – 1 Как обычно – 0 7) Настолько точно ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по-вашему, мнению пройдет минута, снова посмотрите на часы: Вы опоздали – 2 Вы поторопились- 0 Итоги: 0- 7 баллов – жаворонки 8 – 13 баллов – голуби 14 – 21 балл - совы
Слайд 14
печень - с 1 до 3 часов ночи; легкие - с 3 до 5 часов утра; толстая кишка - с 5 до 7 часов утра; желудок - с 7 до 9 часов утра; селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра; сердце - с 11 до 13 часов дня; тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня; мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня; почки - с 17 до 19 часов вечера; органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера; органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи; желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи. Время максимальной активности органов человека в его суточном биоритме:
Слайд 15
1. Когда вы любите вставать в свободный день? 2.Когда вы предпочитаете ложиться спать. Если нет планов на завтра?
Слайд 16
3.Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания? 5.Всегда ли вы можете рано вставать без будильника? 4. Какой у вас аппетит после вставания?
Слайд 17
6. Если у вас завтра нет ни каких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным днем? 7.Легко ли вы встаете утром? 8. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время?
Слайд 18
10 . Когда вы сильно уставшие, во сколько ложитесь спать? 11. Если вы ложитесь спать в 23часа, вы чувствуете себя очень уставшим? 9. Когда у вас период высшей работоспособности?
Слайд 19
12. Говорят – «Утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите? 13. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы?
Слайд 20
Обобщение полученных данных показало, что в школе в основном обучаются дети, которые относятся по определению хронотипа к «совам». В 7 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником.
Слайд 21
Вести размеренный образ жизни. Приём пищи, работа, отдых, сон - регулярно и, по возможности, в одно время. Избегать переутомления (умственного, физического) и недосыпания, вредных привычек. На ужин, перед сном, не употреблять острой пищи. И, конечно, следует избегать продуктов, обладающих тонизирующим действием на организм: чая, кофе, напитков, содержащих кофеин. А вот в бананах содержится серотонин, который является медиатором процессов торможения в головном мозге. Так что, 1-2 этих вкусных и питательных фрукта на ночь не повредят никому. Как настроить биологические часы
Слайд 22
- количество прожитых лет без учета високосных нужно умножить на 365; - затем посчитайте количество високосных (каждый 4-й год) и умножьте его на 366; - полученная сумма покажет количество прожитых дней. Разделив ее на 23 дня (физический цикл) получим число с остатком. Например, если остаток равен 18, то идет 18-й день физического цикла биоритмов. Точно также можно определить день эмоционального и интеллектуального циклов. В году бывает 6 дней, когда начало двух циклов совпадает. Эти дни будут достаточно сложными, а в 1 день в году совпадают начала всех трех циклов биоритмов, этот день будет особенно тяжелым. В течение жизни человека есть периоды наивысшей активности биоритмов, эти годы получили на звание акмэ. У мужчин они повторяются каждые 3 года, начиная с 15-16 лет, у женщин – каждые 2. День рождения считается поворотным от неприятностей к радости, и первый месяц после дня рождения – самый благоприятный. Также будут благоприятными 5-й и 9-й (10) месяц. Неблагоприятными будут 2-й и 12-й (особенно) месяц после дня рождения. Как рассчитать биоритмы на каждый день
Слайд 23
Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. -М.: Медицина.1990. -280с. Дубов А.П.Основы биоритмологии, хроногигиены и хронопрафилактики. -Новосибирск.: 2001.-320с. Силл Х. Применение эндогенных биоритмов в апитерапии.-М.: Медицина. 1964.-48с. Ужегов Г.Н. Биоритмы на каждый день. – М.: Издательство Торговый Дом «Грант» Агентство «Фаир», 1997.-680с. Ужегов Г.Н. Биоритмы. «Хорошие» и «плохие» дни в вашей жизни. – Ростов н\Д.: Феникс, 2000.-540с. Шапошникова В.И, Левин М.Я, Левин В.Р. Критические периоды в жизни человека(человек и среда) .-Л.: 1975.-240с. http://health-hunter.ru/doc105 http :// www.chernetskaya.ru/stati_bioritmu.htm http:// stroiniashka.ru/publ/20-1-0-1137 Интернет-ресурс для подсчёта индивидуальных биоритмов http ://terr.ru /?terr_bio=1 Литература
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 Биоритмы вокруг нас.
Выполнила Кон Вероника Ученица 7 «Б» класса школы № 68 Руководитель проекта: Попова Ольга Витальевна Учитель биологии Г. Хабаровск 2015г. |
Содержание
Цели и задачи……………………………………………………………...1
Введение…………………………….……………………….…………….2
Основная часть……………………………………………………………3
Биоритмы………………………………………………………………….3
Типы биоритмов……………………………………………………..……3
Хронотипы…………………………………………………...……………4
Биоритмы в разное время…………………………………………...……5
Как рассчитать биоритмы на каждый день……………………………...8
Практическая часть……………………………………………………….9
Рекомендации……………………………………………………………..10
Заключение……………………………………….…………...…..………11
Литература…………………………………………………………...……12
Приложения……………………………………...………………………..13
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Узнать какие бывают биоритмы. Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи.
ЗАДАЧИ:
Введение
Еще в древности люди знали, что в определенное время мы чувствуем себя бодро, а в другое – расслабленно. Так сказываются на состоянии организма суточные биоритмы человека. Эти колебания необходимо учитывать, и тогда день пройдет на высоте!
В начале 20 века ученых (Вернадский, Павлов) заинтересовало чередование фаз активности и отдыха человека и они стали проводить серьезные исследования и эксперименты в этом направлении. Так возникла наука – хронобиология.
На биоритмы человека влияют внешние природные явления, такие как луна, солнце и т.д., социальные, например, график работы, перелеты, внутренние, которые находятся в голове и в сердце. Несмотря на то, что биоритмы человека подстраиваются под различные факторы, это не значит, что надо пренебрегать естественным суточным биоритмом.
Например, люди, ведущие ночной образ жизни, чаще подвержены сердечным заболеваниям, проблемам с печенью, так как едят в то время, когда организм должен отдыхать и очищаться и спят, когда происходит активность органов. При неправильной работе биоритмов, которая возникает в результате ночного образа жизни, злоупотреблении алкоголем, частых перелетах, возникают проблемы со здоровьем: тревожность, ухудшение работы внутренних органов, головные боли. Если биоритмы человека соответствуют природным, то его здоровье от этого только улучшается. К тому же, зная естественные биоритмы человека, можно учитывать их в своих тренировках, питании и умственной деятельности.
Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. В Швейцарии и Японии, применяют биоритмы с большой эффективностью, для уменьшения риска при операциях, предотвращения автомобильных аварий и промышленного риска. Проявили интерес к биоритмам страховые компании. Сопоставление статистики смертей, дат рождения жертвы и биоритмического профиля на день неудачи сделали очень много для поддержки теории биоритмов.
Так ты сможешь адаптировать свой личный график к суточным биоритмам и будешь добиваться наиболее высоких результатов как в учебе или работе, так и спорте, сможешь сохранить здоровье на долгие годы.
Что такое биоритмы
Биоритмы не остаются неизменными в течение всей жизни. В подростковый период продолжительность сна около 10.00 часов, а пик бодрости в 15.00 часов. Долгий сон в выходные дни-это необходимая компенсация «недосыпа» за предшествующую неделю. С 20 до 70 лет количество сна практически не меняется и составляет в среднем 7-8 часов. Человек начинает раньше ложиться и раньше вставать. Вообще в пожилом и старческом возрасте амплитуда практически всех биологических ритмов уменьшается.
3 основных типа биоритмов:
• физические (цикл составляет 23 дня).
Знание собственного физического биоритма особенно важно для спортсменов и людей, чья профессия связана с физическими нагрузками (танцор, строитель и т.д.). Такие люди отчетливей, чем все остальные, ощущают влияние физического биоритма. В фазе подъёма человек чувствует, как правило, прилив энергии и выносливости, физическая работа дается легко, все "горит в руках", улучшаются спортивные показатели. Растет также предприимчивость, динамичность, вера в себя и мужество. Переломный день биоритма - это, как правило, критическое время: здоровье слабеет, обычная работа требует больших усилий; создается впечатление, что в отлаженный механизм нервов, мышц и суставов попал песок.
• эмоциональные (28 дней)
Этот ритм влияет на нашу способность к внутреннему и внешнему восприятию, чувствительность, вообще на наш мир чувств, интуицию и творческий потенциал. Особенно важен он для тех, чья профессия связана с общением, - воспитателей, врачей и т.п. В фазе подъема чувства более подвижны, легко быть оптимистом.
• интеллектуальные (33 дня).
Он затрагивает, прежде всего, способность работать головой и по плану. Он воздействует на такие области, как логика, ум, обучаемость, предусмотрительность, умение сопоставлять, ориентироваться во внутренних и внешних проблемах. Это время удачно для принятия командирских решений, ведения переговоров, подписания контрактов. Переломные дни этого ритма тормозят духовную работоспособность. Не на высоте оказывается реакция. Нередко в эти дни отказывает способность усваивать новый материал. Чтобы пережить эту "смену духовного климата", лучше временно не браться за сложную, требующую концентрации работу.
Хронотипы
Хронотип — это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы. Для каждого из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее определенное время.
Жаворонки в 6–7 утра уже на ногах, продуктивно работают примерно до обеда, а в 21–22 часа — уже сладко спят. Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день очень активно трудятся, ложатся спать около 23 часов. Совы — с утра их и танком не разбудишь, до обеда это достаточно вялые и медлительные люди, зато вечером энергия бьет из них настоящим фонтаном, спать ложатся далеко за полночь. Примерно 20 % людей имеет хорошо выраженный утренний или вечерний тип активности.
Хронотип передается по наследству, как, например, цвет глаз или цвет волос.
С ним связаны определенные черты характера, показатели здоровья. Считается, что наиболее уравновешенными и приспособленными к современным условиям жизни являются голуби. Общепринятый режим труда и отдыха наиболее близок голубиным биоритмам, к тому же голуби могут подстроиться без ущерба для здоровья практически к любому расписанию. Жаворонков отличают очень высокие показатели здоровья, однако их биоритмы наименее пластичны, поэтому любая смена режима с утреннего на вечерний тут же негативно отражается на их самочувствии. На первый взгляд, кажется, что меньше всех повезло совам: рабочее настроение приходит к ним в тот момент, когда коллеги собираются домой, да и показатели здоровья сов гораздо хуже, чем у жаворонков. Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, а все потому, что их адаптивные способности более высоки. К тому же совы менее подвержены стрессам, их отличает более оптимистичный жизненный настрой в противовес жаворонкам, которые весьма склонны к состояниям депрессии и тревоги.
«Жаворонки» – категория людей, которые чувствуют себя работоспособными и бодрыми в первой половине дня. Они рано просыпаются и рано ложатся спать. Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными
«Голуби» - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком. Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.
«Совы» – категория людей, у которых время наибольшей творческой продуктивности приходится на ночные или вечерние часы. Совы поздно засыпают и поздно встают.
Биоритмы в разное время:
Энергетические подъемы: Энергетические спады:
с 5 до 6 утра с 9 до 10 часов
с 11 до 12 часов с 14 до 15 часов
с 16 до 17 часов биоритмы человека с 18 до 19 часов
с 20 до 21 часа с 22 до 23 часов
с 24 до 1 часа ночи с 2 до 3 часов
Биоритмы человека 6.00-7.00
Наступает время бодрствования – организм просыпается. Этот временной отрезок считается идеальным для перехода от сна к бодрствованию, поскольку все органы нашего тела начинают активизироваться. Просыпаться нужно, не спеша: очень осторожно приводить организм в рабочее состояние, поскольку во сне расслабляется позвоночник, замедляются обменные процессы, снижается объем циркулирующей крови. Прежде чем вскакивать с постели, потянись, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, посиди минутку, а затем сделай комплекс упражнений.
В это время температура тела человека начинает расти, нарастает выработка адреналина, т.е. гормонов, ответственных за активность. В это время давление становится выше, дыхание глубже и т.д. Все органы начинают активизироваться, происходит первый подъем бодрости. Вся работа организма находиться в тонусе. Все эти явления усиливаются под действием света. Свет-это самый сильный синхронизатор суточных ритмов, так как он является внешним задателем для внутренних биологических часов.
Биоритмы человека 7.00-9.00
Лучшее время для первого завтрака. Продукты, которые ты скушаешь в течение дня, лучше усвоятся. На завтрак следует, есть пищу, богатую протеинами – она медленно переваривается, а значит, избавит от чувства голода до самого обеда.
Биоритмы человека 9.00-10.00
9 утра. В это время хорошо планировать дела, решать несложные задачи, потому что наблюдается небольшой спад активности.
10 утра. Происходит повышение иммунитета, работоспособность человека растет, кратковременная память работает на высоком уровне. В это время хорошо укреплять иммунитет, принимать различные пищевые добавки, повышающие иммунитет, Это время подходит как для занятий умственной деятельностью, так и физической. Все органы находятся в активном состоянии. Работа организма на очень высоком уровне.
Биоритмы человека 11.00-12.00
Утро - самое время для похода к врачу – болевые ощущения притуплены.
Лучшее время для интеллектуальной деятельности. До 12.00 стоит решить все серьезные вопросы. Сладости, съеденные до 12.00, не нанесут вреда фигуре!
12 часов утра. Работоспособность человека начинает снижаться, в кровь начинает поступать меньше глюкозы, отличное время, чтобы немного переключиться, отдохнуть, выпить чашечку чая
Биоритмы человека 13.00-14.00
Перерыв на обед. В это время активно работает тонкий кишечник – еда усваивается быстро и без труда. На обед лучше съесть белки, зерновые, картофель, бобовые, свежий салат с растительным маслом. И не надо забывать про суп!
14 часов. Человек в это время находиться в очень работоспособном состоянии. Это касается интеллектуальной деятельности и физической, также происходит активная работа всех органов и очищение организма.
Биоритмы человека 14.00-15.00
15 часов. Работоспособность человека находиться в ровном состоянии. Время долговременной памяти, подходит для запоминания.
Помимо этого, в организме мало статического электричества, поэтому следует сделать стрижку: волосы будут послушны и легко примут нужную форму.
Биоритмы человека 16.00-18.00
Это пик физической активности. Идеальное время для фитнеса, посещения бассейна.
16 -17 часов. В это время очень хорошо работает кровообращение, что весьма благоприятно для занятия физическими упражнениями.
Биоритмы человека 18.00-19.00
18.00 - прекрасное время для ужина. Ужин должен быть не позже, чем за 4 часа до сна. Ужин должен быть легким, состоять из рыбы или постного белого мяса и овощного гарнира.
Биоритмы человека 19.00-21.00
19 часов. Организм входит в режим восстановления. Также в это время отмечается пик различных переживаний, в это время можно дать легкую физическую нагрузку. В это время повышается кровяное давление, люди становятся более нервными, может болеть голова.
20 часов. Начинает активизироваться работа мозга, хорошо даются задачи, требующие высокой интеллектуальной активности. Психическое состояние стабилизируется.
21 час. Организм начинает готовиться ко сну, температура тела начинает понижаться.
Биоритмы человека 21.00-22.00
Количество энергии уменьшается, а суставы подвижны. Поэтому это время идеально для занятий йогой, пилатесом или растяжкой. Таким образом, гармонизируется душевное состояние, а нервы придут в порядок. Наблюдается ощутимый энергетический спад. Этот период стоит посвятить отдыху с любимым, встрече с друзьями, семьей.
Биоритмы человека 23.00-6.00
23 часа. Лучше всего лечь спать, иначе произойдет сбой в работе ритмов, можно начать опять есть и тем самым сбить естественные ритмы
0 . Происходит интенсивное восстановление организма, его клеток.
2- 4 часа ночи. Умственная работа снижена, как и координация движений, сила мышц. Частота сердечных сокращений и температура тела также снижены, в это время происходит активная работа печени по ее очистке и организма в целом. В это время работа организма направлена на очищение и восстановление. У людей, которые привыкли бодрствовать в это время, отмечаются боле частые случаи депрессивных состояний, нервных срывов.
Очень важно вставать до 6 утра, потому что именно в этот момент происходят важные энергетические процессы, позволяющие человеку жить в соответствии с природными биоритмами, что дарует здоровье. Учет естественных биоритмов может помочь наиболее эффективно проводить оздоровительные мероприятия и т.д.
Около 3.00-4.00 часов утра. Самый глубокий сон. Минимальная температура тела. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы снижены. Наибольшая частота инфарктов и инсультов приходится именно на предутренние часы.
Время максимальной активности органов человека в его суточном биоритме:
печень - с 1 до 3 часов ночи;
легкие - с 3 до 5 часов утра;
толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
желудок - с 7 до 9 часов утра;
селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
сердце - с 11 до 13 часов дня;
тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
почки - с 17 до 19 часов вечера;
органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.
Максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела - в 20 часов, минутного объема дыхания - в 13, лейкоцитов в крови в 24 часа.
Работоспособность органов кровообращения в различное время суток также не одинаково. Дважды в день она резко снижается - около 13 часов и около 21 часа. В это время нежелательно подвергаться большим физическим нагрузкам.
Существует суточный ритм и в работе органов пищеварения. В утренние часы усиливаются перистальтика кишечника и моторная функция желудка. Очищение кишечника создает в организме дефицит поваренной соли и воды. В эти часы вырабатывается наименее кислый желудочный сок.
Вечером наиболее выражена выделительная деятельность почек, минимум же ее приходится на период между 2 часами ночи и 5 часами утра.
Ритм работы органов пищеварения и выделения призывает нас регламентировать время приема пищи, ее количество и качество. В частности, в первой половине дня должна преобладать белковая и жирная пища, а во второй - углеводная и молочная.
В течение суток у человека имеют место несколько подъемов физиологической активности.
В дневное время они наблюдаются с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Это время наиболее благоприятно для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний.
Ночной физиологический подъем приходится на время от 0 до 1 часа ночи. Некоторые с успехом используют это время для творчества.
Наиболее благоприятное время отхода ко сну - 21-23 часа - приходится на один из физиологических спадов. И если не удается заснуть к 23 часам, то позже это сделать труднее из-за приближающегося к 24 часам физиологического подъема. Особенно это полезно знать людям, страдающим от бессонницы.
Как настроить биологические часы
Вести размеренный образ жизни. Приём пищи, работа, отдых, сон - регулярно и, по возможности, в одно время. Избегать переутомления (умственного, физического) и недосыпания, вредных привычек. На ужин, перед сном, не употреблять острой пищи.
И, конечно, следует избегать продуктов, обладающих тонизирующим действием на организм: чая, кофе, напитков, содержащих кофеин.
А вот в бананах содержится серотонин, который является медиатором процессов торможения в головном мозге. Так что, 1-2 этих вкусных и питательных фрукта на ночь не повредят никому.
Как рассчитать биоритмы на каждый день
Существуют специальные программы расчета биоритмов, но рассчитать день биологического цикла можно и самостоятельно:
- количество прожитых лет без учета високосных нужно умножить на 365;
- затем посчитайте количество високосных (каждый 4-й год) и умножьте его на 366;
- полученная сумма покажет количество прожитых дней. Разделив ее на 23 дня (физический цикл) получим число с остатком. Например, если остаток равен 18, то идет 18-й день физического цикла биоритмов. Точно также можно определить день эмоционального и интеллектуального циклов.
В году бывает 6 дней, когда начало двух циклов совпадает. Эти дни будут достаточно сложными, а в 1 день в году совпадают начала всех трех циклов биоритмов, этот день будет особенно тяжелым.
В течение жизни человека есть периоды наивысшей активности биоритмов, эти годы получили на звание акмэ. У мужчин они повторяются каждые 3 года, начиная с 15-16 лет, у женщин – каждые 2.
День рождения считается поворотным от неприятностей к радости, и первый месяц после дня рождения – самый благоприятный. Также будут благоприятными 5-й и 9-й (10) месяц. Неблагоприятными будут 2-й и 12-й (особенно) месяц после дня рождения.
Практическая часть
Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МБОУ СОШ№68. Изучение влияния биоритмов, на работоспособность обучающихся проводилось в течение 2014-2015 уч. г. В исследовании были выбраны некоторые из 7 классов. Произведено тестирование учащихся МБОУ СОШ №68 с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования. На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов.
Тестирование среди обучающихся МБОУСОШ №68.
Анализ влияния биоритмов, на работоспособность обучающихся был проведен в виде тестирования (прил. .1 Тест для определения индивидуального биологического профиля по Доскину В.А. 1989г.) Главной целью тестирования было выявить, какой хронотип школьника наиболее часто встречается в школе, где проводилось исследование. Обобщение полученных данных показало, что в школе в основном обучаются дети, которые относятся по определению хронотипа к «совам».
Вывод: Выявление взаимосвязи биоритмов школьников, с их работоспособностью анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. В 7 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны.
Рекомендации
Заключение
В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика
1) Знание биоритмов помогают человеку. Биоритмы бывают годовые, суточные, биоритмы труда и отдыха, сна и бодрствования, физической активности и покоя, около месячные и около недельные ритмы, биоритмы состояния обмена веществ в организме, биоритмы функционирования пищеварительной системы.
2) Физические, умственные, эмоциональные биоритмы влияют на физическое состояние, в том числе на учебу, что подтверждается нашими исследованиями
Литература
1. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. - М.: Медицина.1990. -280с.
2. Дубов А.П.Основы биоритмологии, хроногигиены и хронопрофилактики. - Новосибирск: 2001.-320с.
3. Силл Х. Применение эндогенных биоритмов в апитерапии. - М.: Медицина. 1964.-48с.
4.Ужегов Г.Н. Биоритмы на каждый день. – М.: Издательство Торговый Дом «Грант»
Агентство «Фаир», 1997.-680с.
5.Ужегов Г.Н. Биоритмы. «Хорошие» и «плохие» дни в вашей жизни. – Ростов н\Д.:
Феникс, 2000.-540с.
6. Шапошникова В.И, Левин М.Я, Левин В.Р. Критические периоды в жизни человека (человек и среда). - Л.: 1975.-240с.
7.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия,1977.
8.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
9. АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. - Самара: Учебная литература, 2005.
10. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967.
11. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984.
12. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. - Л. Наука, 1984.
13.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. - М.: Знание, 1989.
14. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). - М.: Знание, 1999.
15.http://health-hunter.ru/doc105
16.http://www.chernetskaya.ru/stati_bioritmu.htm
17.http://stroiniashka.ru/publ/20-1-0-1137
18. http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html#fokus-optical-illusion
19.Интернет-ресурс для подсчёта индивидуальных биоритмов http://terr.ru/?terr_bio=1
Приложения
Приложение 1
Тест «Определение биоритмов»
3.Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания?
4. Какой у вас аппетит после вставания? 5.Всегда ли вы можете рано вставать без будильника?
6. Если у вас завтра нет никаких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным
днем?
7.Легко ли вы встаете утром? 8.Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время?
9.Когда у вас период высшей работоспособности? 10. Когда вы сильно уставшие, во сколько ложитесь спать?
11. Если вы ложитесь спать в 23часа, вы чувствуете себя очень уставшим?
12. Говорят – «Утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите? Четко к «утреннему»
15. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы?
Приложение 2
Тест «определение хронотипа Жаворонок, голубь или сова».
Ответьте на вопросы теста, выбрав тот вариант ответа, который является наиболее подходящим для вас. Долго не раздумывайте, важна первая реакция.
1) Трудно ли вам вставать рано утром?
Да, почти всегда – 3
Иногда – 2
Очень редко- 0
2) В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
После 1 часа ночи – 3
С 23 до 1 часа ночи – 2
После 21 часа – 1
До 22 часа – 0
3) Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе ?
Плотный – 3
Менее плотный – 2
Вареное яйцо или бутерброд – 1
Достаточно чая или кофе – 0
4) Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они происходят?
В первой половине дня – 0
Во второй половине дня – 2
5) От чего вам легче отказаться?
От утреннего чая или кофе -2
От вечернего чая – 0
6) Легко ли вам изменить ваши привычки, связанные с едой?
Очень легко- 0
Достаточно легко- 1
Трудно- 2
Не меняю - 3
7) Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете
спать?
Более чем на 2 часа -3
1-2 часа – 2
Менее чем на 1 час – 1
Как обычно – 0
7) Настолько точно ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по-вашему, мнению пройдет минута, снова посмотрите на часы:
Вы опоздали – 2
Вы поторопились- 0
Итоги: 0- 7 баллов – жаворонки
8 – 13 баллов – голуби
14 – 21 балл - совы
Рисуем крокусы акварелью
Дымковский петушок
На горке
Лавовая лампа
Ласточка. Корейская народная сказка