Актуальность социального проекта «Спешите делать добрые дела» очевидна: обучающиеся проявляют чувства милосердия, гуманности, толерантности по отношению к детям из реабилитационного центра, у них формируется чувство ответственности за окружающий мир.
Цель - разработать, теоретически обосновать и реализовать волонтерский проект «Спешите делать добрые дела» для распространения среди учащихся школы толерантного отношения к детям-инвалидам.
Объект исследования – отношение социума к детям реабилитационного центра.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу.
2. Собрать информацию о том, как и где в нашем городе и районе растут и развиваются дети, имеющие отклонения и дети-инвалиды.
3. Встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами.
4. Разработать и осуществить волонтерский проект «Спешите делать добрые дела» силами учащихся школы.
5. Определить возможности проекта в решении обозначенной проблемы и сделать выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskiy_proekt.docx | 51.92 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 города Кинеля
Волонтерский социальный проект
«Спешите делать добрые дела»
Выполнили: учащиеся 9 класса
ГБОУ СОШ № 1города Кинеля
ул. Шоссейная 6 «А»
Координатор: учитель истории
и обществознания
Лаврентьева Ю.Б.
Кинель, 2012
Введение
Дети - будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества.
Широко в мире и в нашей стране обсуждается явление толерантности, как оптимальный путь решения многих социальных противоречий. На уровне государственного управления существует ряд документов, обеспечивающих социальную поддержку детям-инвалидам. Но отношение российского общества к этим особенным людям пока не отличается гуманизмом и терпимостью.
Необходимость разрешения вы явленных противоречий позволила сформулировать проблему проекта:
- Каковы практические возможности волонтерского социального проекта «Спешите делать добрые дела» в решении проблемы негативного и равнодушного отношения школьников к детям из реабилитационного центра.
Решение любой проблемы зависит от общих усилий и от вариативности подходов. Волонтерство, как общественной движение добровольной безвозмездной помощи, положительно зарекомендовало себя в разных областях деятельности.
Волонтёрство (добровольчество) – это добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной помощи. Волонтеры (добровольцы) – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Безвозмездный труд – бесплатный, неоплачиваемый труд. Благо получатели – граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Актуальность социального проекта «Спешите делать добрые дела» очевидна: обучающиеся проявляют чувства милосердия, гуманности, толерантности по отношению к детям из реабилитационного центра, у них формируется чувство ответственности за окружающий мир.
Цель - разработать, теоретически обосновать и реализовать волонтерский проект «Спешите делать добрые дела» для распространения среди учащихся школы толерантного отношения к детям-инвалидам.
Объект исследования – отношение социума к детям реабилитационного центра.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
Работая над проектом, мы познакомились с документами, которые защищают права детей:
Конституция Российской Федерации
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 38. 1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
Права ребенка, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (статья20) и Семейном кодексе РФ (статья 21) условно можно разделить на несколько групп:
- к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.;
- ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие;
- к третьей группе относится право ребенка на свободное развитие его личности;
- четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;
- пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
Семейный кодекс Российской Федерации.
Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье (ст.54 Кодекса). Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах (ст.69, 70 Кодекса).
Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам – усыновителям, опекунам либо попечителям. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.
Закон возлагает на родителей также обязанности по содержанию детей: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Согласно ст.86 Кодекса, в случаях тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельствах родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия в таких расходах определяется судом с учетом материального и семейного положения родителя.
Признание детей инвалидами
Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
В соответствии с законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. № 593-р приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. № 117 разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста. Определены порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, медицинские показания для обеспечения вспомогательными бытовыми средствами, автономными средствами передвижения.
В случае несогласия с медицинским заключением родители или опекун ребенка-инвалида имеют право обжаловать данное заключение в вышестоящих медицинских учреждениях или в судебном порядке в течение одного месяца.
Детские специализированные учреждения
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Ребенок-инвалид помещается в специализированное детское учреждение по желанию родителей. Дети раннего возраста – до 4 лет – принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.
В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для детей-инвалидов: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.
К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей.
При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержанию, воспитанию и лечению, а также уходу за ним. Если же ребенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.
Социальные пенсии детям-инвалидам
В соответствии со статьей 114 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.
Согласно закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (ст. З), минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.1992 г. № 1365 с 01.12.1992 г. в 2 раза повышены размеры социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, а также стипендий, установленных Указом Президента Российской федерации от 21.05.1992 г. № 515 "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 г.".
Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом
Согласно ст. 11 закона "О государственных пенсиях в РСФСР" (принят Верховным Советом РСФСР 20.11.1990 г.), матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Смерть ребенка после достижения восьмилетнего возраста не лишает мать права на указанную пенсию.
Льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов
В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 12.10.1967 г. (с изменениями и дополнениями от 1985 г.) отсрочка от призыва на действительную службу по семейному положению предоставлена тем призывникам, которые имеют на своем иждивении:
1) Двух и более детей или жену-инвалида I - II группы.
2) Одинокую трудоспособную мать с двумя и более детьми до 8 лет.
3) Одного или более родных братьев или сестер в возрасте до 16 лет – инвалидов с детства.
Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. №1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи":
- больничный листок работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком;
- одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка инвалида, устанавливаются:
а) выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;
б) один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6.03.1992 г. № 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений" предусматривается освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.
Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").
Льготы по проезду
Всем инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, а также лицам, сопровождающим в поездках инвалидов 1 группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда по железной дороге, на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая (если они не имеют права на более высокие льготы по другим основаниям) независимо от факта работы инвалида.
При проезде на воздушном транспорте указанная льгота предоставляется в сроки, установленные органом управления гражданской авиации.
Детям-инвалидам по зрению, детям-инвалидам, не имеющим двух конечностей или с параличом двух конечностей, а также инвалидам I и II групп других категорий этих же причин предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), в сельских районах – в пределах административного района по месту жительства.
В сельской местности бесплатный проезд на автомобильном транспорте предоставляется инвалидам как по месту постоянного, так и временного жительства. В районах, где функция транспорта общего пользования по перевозке пассажиров осуществляется ведомственным автомобильным транспортом, бесплатный проезд инвалидам предоставляется на этом транспорте.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет включительно (дети-инвалиды) обеспечиваются бесплатным проездом, бесплатной путевкой, а сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50% скидкой.
Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.1992 г. № 970 детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно.
Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами
Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше 3 лет, в соответствии с медицинскими показаниями, предоставляются бесплатно кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски (Приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. № 35). Эти средства передвижения выдаются на основании медицинского заключения детских лечебных учреждений на ребенка-инвалида в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом", утвержденными приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. № 117
Льготы по протезированию
Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий (приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. № 35 "Об утверждении инструкции "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов").
Предоставление тех или иных льгот инвалидам зависит от группы инвалидности, ее причин, видов протезно-ортопедических изделий, а также от того, находится ли инвалид на полном государственном содержании в учреждениях социальной защиты или нет.
Все инвалиды, находящиеся в профтехучилищах-интернатах для инвалидов, в детских домах-интернатах системы социальной защиты, получают протезно-ортопедические изделия бесплатно за счет средств указанных учреждений.
Всем гражданам, получающим протезно-ортопедические изделия бесплатно, ремонт этих изделий производится также бесплатно.
Жилищные и бытовые льготы
Согласно Жилищному кодексу РСФСР, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 г. № 330 с изменениями, внесенными приказом Минздрава СССР от 23.12.1986 г. № 1650 и от 5.03.1988 г. № 187.
Медицинское заключение выдается больному по его заявлению, а в отношении больных, не достигших 16 лет, и психически больных, признанных судом в установленном порядке недееспособными, по заявлению их родителей, опекунов или попечителей.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен. Эти заболевания перечислены в списке болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью. Список утвержден циркуляром НКВД и Наркомздрава РСФСР от 13-19.01.1928 г. № 27/15 и в настоящее время является действующим, поскольку не противоречит Основам жилищного законодательства.
Льготы по налогам
В соответствии со ст.9 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и ст. З закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", пенсии не подлежат обложению налогом. В соответствии с законом РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (действует с 1 января 1992 г.) совокупный годовой доход одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц), воспитывающих совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной оплаты труда.
Формирование доступной среды жизнедеятельности
Согласно указу Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики не допускается:
Научное и информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов
27 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов". Указом предусматривается, начиная с 1993 г., ежегодное целевое выделение финансовых средств и материально-технических ресурсов на организацию и проведение научных исследований - по приоритетным направлениям государственной политики в отношении инвалидов и мероприятий по научно-технической информации и пропаганде по проблемам инвалидности и инвалидов.
Правительству Российской Федерации было поручено разработать долгосрочную государственную комплексную программу научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1993-1997 гг., включающую создание национального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, региональных центров информации и исследований по проблемам инвалидности, региональных научно-практических центров по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.
В течение последних лет продолжалась законотворческая деятельность Российского государства, направленная на осуществление намеченной социальной политики в интересах детей, на выполнение Конституции российской Федерации в части защиты семьи и детства, прав и свобод граждан, на обеспечение соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов, прежде всего Конвенции ООН, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был издан Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994 г. № 1696, в котором Федеральная программа "Дети России" утверждена в качестве президентской,
В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 10.12.1993 г. № 2122 "О совершенствовании системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размера". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1994 г. № 133 был утвержден порядок назначения и выплаты этих пособий.
Потребность в изменении законодательства, регулирующая алиментные обязательства, обусловила принятие в декабре 1994 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР".
Среди законов, соответствующих Конвенции ООН по проблемам детства, важным является закон "Об образовании", который восстановил право граждан на получение бесплатного среднего (полного) пользования. Постановлением от 5.06.1994 г. № 650 утверждено новое типовое положение начального профессионального образования и Постановлением от 31.08.1994 г. № 1008 типовое положение об общеобразовательном учреждении, которые распространяются и на категории детей, имеющих проблемы развития.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.
Для обсуждения проекта «Спешите делать добрые дела» были привлечены учащиеся 9-х классов. На уроках обществознания с использованием методики мозгового штурма мы выявляли проблемы, касающиеся школы и нашего района. Это и озеленение школьного двора, и общение с детьми из реабилитационного центра, и плохая дорога к детскому саду на улице Суворова. Решили остановиться на одной, несомненно, очень важной и значимой. Это помощь детям, находящимся в Государственном казенном учреждении Самарской области «Кинельский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ»).
В нашей школе в течение 3-х лет с 2009 – 2011 годах детская добровольческая организация «Стимул», под руководством Капланской Дины Хононовны и Прянишниковой Татьяны Вячеславовны проводили акцию «Протяни руку помощи». Добровольцы организовывали сбор игрушек, газет, журналов для детей из реабилитационного центра. Затем волонтеры выступили с игровой программой в ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ». Песни, стихи, игры объединяли детей. В одной игре были задействованы до 60 человек. В том числе и колясочники. Добрая атмосфера позволила найти общий язык ребятам. В конце праздника на память о событии детям из центра волонтеры дарили игрушки. Данные встречи помогали наладить общение и найти общие интересы между детьми реабилитационного центра и учащимися нашей школы.
В начале была проведена диагностика по определению уровня коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко среди старшеклассников нашей школы (92 ученика).
В работе мы не использовали всего теста, а взяли только те его части, где изучается следующие поведенческие признаки:
Результаты тестирования (входная диагностика):
Уровень толерантности | высокий | средний | низкий |
Количество учащихся и % от числа опрошенных | 6/7% | 63/78% | 23/15% |
Максимальное количество баллов, которые можно было набрать по данным позициям – 30, что говорит о полном отсутствии коммуникативной толерантности. Соответственно, чем ниже балл, тем толерантнее человек.
Результаты тестирования (входная диагностика):
После чего мы провели анкетирование по более узкой теме, связанной с определением отношения учащихся нашей школы к детям из реабилитационного центра и задали несколько вопросов:
▪12 из опрошенных ответили, что им жаль их;
▪10 ответили, что им безразлично;
▪26 хотят им помочь!
▪39 сказали, что нет, это страшно.
▪11 сказали да, это интересно.
▪ 6 согласились, потому что разделяют мою позицию (это нужно сделать, чтобы стать добрее и терпимее к этим детям).
Именно эта группа учеников и составила нашу волонтерскую группу, перед которой стояла задача своими делами привлечь к данной проблеме других учащихся и изменить их отношение к особенным детям, но в первую очередь им предстояло измениться самим.
Реализация проекта основана на сотрудничестве реабилитационного центра с ГБОУ СОШ № 1 города Кинеля и строится на принципе взаимной ответственности каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанников реабилитационного центра, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ и группой волонтеров школы.
Реализация проекта позволит учащимся выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям из центра проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во - первых, это человеческие ресурсы – воспитанники реабилитационного центра, педагоги центра и другие специалисты. Во - вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до учащихся и задействованных сотрудников учреждения и других сфер.
Для того чтобы больше узнать о детях и о центре, в котором они пребывают, получить больше информации и владеть ей, мы пришли взять интервью у директора ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ» Желяковой Ольги Владимировны.
Из интервью с Ольгой Владимировной мы узнали, что в центр поступают не только дети-инвалиды, но и дети с ограниченными возможностями, дети с психическими заболеваниями. Правила приема в реабилитационный центр: ребенка направляет участковый врач, невролог или психиатр из Центральной районной больницы, центр диагностик ПМПК, родители (по заявлению).
В центре находятся дети от 3до 14 лет, но есть один мальчик, которому уже 16 лет, т.к. ребенок инвалид-колясочник. В реабилитационном центре нет детей сирот. Зачисление детей происходит по путевкам от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области из регламента 2010 года. Центр вмещает 36 человек (рассчитан на 36 койко-мест). После 14 лет дети отправляются учиться либо в самарские специализированные школы, либо в Малотолкайскую специализированную школу. Некоторые дети остаются дома на индивидуальном обучении. Дальнейшую судьбу выпускников центр не отслеживает, этим занимается Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Пребывание детей в центре от 3 до 9 месяцев. Режим ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ» круглосуточный, стационарный. Воспитанники живут в реабилитационном центре с понедельника по пятницу. Не все дети находятся в группах круглосуточного пребывания, многих на ночь забирают родители. Выходные дети тоже проводят с родителями дома.
Распорядок дня: подъём; процедуры; завтрак; занятия со специалистами, психологами, учителями школ; обед; тихий час; полдник; занятия с педагогами (развивающего характера); свободное время; ужин; отбой. Два раза в день прогулка на свежем воздухе.
В ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ» 3 группы: младшая, средняя, взрослая. В центре больше мальчиков, чем девочек. Есть дети, которые принимают участие в различных конкурсах.
В разговоре с директором мы так же узнали и проблемы данного учреждения. На совместной территории ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ» и детского сада совершенно нет уличного освещения. В темное время суток очень темно, страдают от недостатка освещения не только дети реабилитационного центра, но так же родители и дети детского сада. Возле реабилитационного центра быстрыми темпами идет стройка жилого дома.
Кроме вышеуказанных проблем, нас интересовало социальное партнерство центра реабилитации. Среди организаций, с которыми сотрудничает центр, Кинельское территориальное общество инвалидов, спортивный комплекс «Кинель», детская школа искусств «Камертон». В спортивном комплексе «Кинель» для детей с ограниченными возможностями проходят занятия по шашкам, стрельбе, дартсу, занятия в тренажерном зале. Детская школа искусств «Камертон» часто приглашает детей из реабилитационного центра на концерты и различные мероприятия.
В процессе работы были определены перспективы сотрудничества с ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ». Мы решили организовать волонтерскую группу, которая периодически посещала бы центр.
Из интервью с директором центра Желяковой Ольгой Владимировной мы узнали о проведении праздника «Прощание с осенью». Мы сами побывали на этом мероприятии. Праздник проходил в актовом зале, в котором собрались все дети и работники центра. Праздник был подготовлен силами педагогов и детей. Все ребята были красиво одеты, зал украшен большими цветными листьями. Дети пели песни об осени, читали стихи, играли в игры. Атмосфера была очень теплая, несмотря на осеннюю тематику.
После посещения центра группа волонтеров писала отзывы о походе в ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ».
Для дальнейшей реализации проекта мы встретились с депутатом по первому избирательному округу г.о. Кинель Ануфриевым Сергеем Ивановичем.
Наша встреча состоялась в стенах нашей родной школы, выпускником которой является и Сергей Иванович. В разговоре с ним мы осветили основные проблемы Государственного казенного учреждения Самарской области «Кинельского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями». Также мы договорились о сотрудничестве с Сергеем Ивановичем с нашей волонтерской группой. Запланировали совместное посещение детей из реабилитационного центра на День-инвалида (2 декабря).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, необходимо проанализировать, что сделано, что не удалось сделать и каковы перспективы.
Нами изучена литература о биологических, медицинских и социальных аспектах детей – инвалидов. Собрана информация о том, как и где в нашем городе и районе растут и развиваются дети, имеющие отклонения в развитии. Разработан и осуществлен волонтерский проект «Спешите делать добрые дела» силами учащихся школы для распространения среди учащихся толерантного отношения к детям – инвалидам.
Целенаправленная работа по решению проблемы, основанная на волонтерской деятельности, имеет следующие результаты:
Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей. Есть идея проведения совместных творческих занятий для детей с ограниченными возможностями, проведение праздников. В целях дальнейшего взаимодействия с центром планируется выпуск поздравительных настенных газет к праздникам, обмен опытом.
Программа реализация проекта на 2012 – 2013 учебный год
№ | Деятельность | Сроки | Ответственные |
1 | Создать волонтерскую группу «Сила добра» из учащихся школы для добрых дел в отношении детей из реабилитационного центра | Октябрь – ноябрь 2012 | Лаврентьева Ю.Б. |
2 | Знакомство с детьми центра | Ноябрь 2012 | Группа волонтеров |
3 | Посещение детей в День – инвалида. | 2-5 декабря 2012 | Группа волонтеров |
4 | Развивающие совместные занятия (рисование, лепка), игры. | Декабрь 2012 – май 2013 | Группа волонтеров |
5 | Выставка совместных работ «Наши чудеса» (ГБОУ СОШ №1) | Апрель 2013 | Группа волонтеров |
6 | Организовать совместную прогулку с детьми центра | Апрель – май 2013 | Группа волонтеров |
7 | Провести диагностику для определения уровня коммуникативной толерантности гимназии | Май 2013 | Лаврентьева Ю.Б. |
8 | Фотографирование с детьми из центра. Выставка фотографий «Мы – друзья» (ГБОУ СОШ №1 и ГКУ СО «Кинельский РЦД и ПОВ») | Март 2013 | Группа волонтеров |
Сказка об одной Тайне
Повезло! Стихи о счастливой семье
Любимое яичко
Проказы старухи-зимы
Как нарисовать черёмуху