Презентация
Вложение | Размер |
---|---|
shamanizm_v_buryatii.pptx | 2.07 МБ |
Слайд 1
Шаманизм в Бурятии Выполнил : Васильев Сергей, 13 лет ученик 7 «и» класса МАОУ «СОШ №35» г. Улан-Удэ, Республика БурятияСлайд 2
Общие черты шаманизма
Слайд 3
Шамани́зм (также шама́нство ) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса (« камлание »). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов. Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения — от эвенкийского слова saman .
Слайд 4
Собрание шаманов
Слайд 5
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь . Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана. Шаман , как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания , которые, как правило, сугубо индивидуальны. Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания , когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п. Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир ( мир духов), верхний мир ( мир богов), средний мир ( мир земных духов) Особенности шаманизма
Слайд 6
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины, отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами; доставить душу умершего к её новому пристанищу; наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами .
Слайд 7
Шаманы Бурятии
Слайд 8
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти. Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д. На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств ( небожителей ).
Слайд 9
По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами. Верховный шаман Бурятии Баир Цырендоржыев
Слайд 10
Шаманизм в Бурятии
Слайд 11
Основными божествами традиционного шаманизма в Бурятии являются Вечно Синее Небо и Мать-Земля. Они олицетворяют мужское и женское начала. Кроме того, существуют различные термины для обозначения божеств: бурхан, тэнгэри , эжин и так далее. К земной сфере относятся эжины всей земли (хозяева тайги, крупных рек, локальные хозяева местности). К небесной сфере – небожитель Вечное Синее Небо и Тэнгэри , которые произошли от него, к подземному царству относятся грозное божество Эрлик-хан и его подчиненные. Также существуют бытовые духи и божества. Религиозная организация шаманов « Тэнгэри » в Бурятии
Слайд 12
– Во время обрядов мы обращаемся к духам предков, которые помогают своим потомкам. При этом у каждого рода существуют свои покровители. Чаще всего к шаманам люди обращаются с бытовыми вопросами, – отметил заместитель председателя РОШ « Тэнгэри » шаман Алексей Шолонов . – Приходят и буддисты, и православные, и мусульмане. Это нормальное явление, ведь шаманизм является самой толерантной и лояльной религией. Людям можно помочь путем просвещения. Когда человек становится духовно богатым, то и жизнь становится более осмысленной и легкой. «Снаряжение» шаманов
Слайд 13
Встреча Сагаалгана Наиболее крупные тайлганы , когда призывается весь пантеон божеств, проводятся не так часто. В том числе и празднование Сагаалгана . Перед этим праздником шаманы рекомендуют провести в доме уборку, накрыть богатый стол для членов семьи. Особенно приветствуются мясные и молочные блюда. – В этот день мы призываем всех богов (13 северных хатов , родовых божества и других). В этот день также проводится обряд Угаал (очищение), чтобы в новый год люди вошли чистыми духовно, – рассказал Алексей Алексеевич. – Будем варить два котла аршана . Один сагаанар ( по-белому ), а другой хараар (по-черному). Кроме того, на территории будет костер. Этот обряд в дацанах еще называют Дугжууба . После проводов старого года наступает Буту удэр . А на следующий день – в 5 утра начинается обряд Уhан луу жэлэй угтамжа (встреча нового года). Шаманы будут просить у божеств благополучия на весь будущий год.
Слайд 15
В настоящее время основной проблемой шаманов считается увеличивающийся отрыв человека от своих родовых корней . «Многие буряты не знают своего языка. В шаманизме главным считается возрождение своих корней, духовных традиций, – отметил шаман. Кстати, пить алкогольные напитки не является бурятской традицией. До определенного возраста люди не имели права даже пробовать водку. В последнее время молодежь начинает активно интересоваться своей историей, возрождением национальных традиций.
Слайд 16
В начале лета шаманы « Тэнгэри » собираются провести крупный тайлган (молебен), посвященный благополучию и процветанию жителей республики и соседних регионов. На мероприятие, которое будет проводиться в Тункинском районе, кроме главы Бурятии, будут приглашены руководители Иркутской области и Забайкальского края. Место для такого большого тайлгана выбрано не случайно – рядом с селом Далахай находится одна из главных бурятских святынь – Белая гора Буха-ноёна Бабая . Буха-ноён считается прародителем бурятских племён булагат , эхирит и хори. Там учеными были обнаружены следы старых кострищ, свидетельствующие, что ранее шаманы там проводили обряды.
Слайд 17
Таилган (жертвоприношение коня) на бубне.
Слайд 18
– Еще до советских времен в каждом селе были свои святые места. В настоящее время мы возрождаем наиболее крупные из них. Это памятник природы « Табан хурган » («Пять пальцев») недалеко от села Галтай в Мухоршибирском районе, – рассказал Алексей Шолонов . – Около горы Омулевка находится седалище хозяина долины Селенги – Бухэ Баатар ноёна , одного из 13 северных хатов (небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба). Бухэ Баатар считается покровителем военных, спортсменов, сотрудников правоохранительных органов. Он дает большую энергетическую силу.
Слайд 19
Табан хурган - пять пальцев. Республика Бурятия. Табан хурган - пять пальцев В Бурятии, в Тугнуйской долине близ села Галтай , находиться памятник природы – каменный останец, внешне похож на ладонь человека с поднятыми вверх пальцами. Табан хурган – в переводе с бурятского языка “пять пальцев”. Ежегодно шаманы Бурятии проводят свой ритуал почитания это сакрального места. Существует легенда, что “ Табан хурган ” окаменевшая левая рука Чингис-хана , а правая рука находится в Монголии.
Слайд 20
Список наиболее известных святых мест продолжает гора Бархан-уула в Баргузинской долине. По мифологии, гора Бархан-Уула – место пребывания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из 13 хатов .
Слайд 21
В Закаменском районе святыней считается скала в виде наковальни. Однако наиболее почитаемым считается «сакральное сердце Сибири» – остров Ольхон . Ольхон
Слайд 22
В мифах и легендах бурят Ольхон есть обиталище грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба Хан-Хото Бабай , посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын Хан-Хубуу Нойон, который первым получил шаманский дар от Тенгри . Остров Ольхон считается сакральным центром северного шаманского мира, и до сих пор возле мыса Бурхан (Скала Шаманка), на берегу озера рядом с поселком Хужир, трепещут на ветру ленточки на деревьях: это бурхан — место поклонения духам. По старинным народным преданиям в пещере скалы Шаманки жил владыка этих мест и всего острова Ольхона — Эжин , или Бурхан. Таким же священным у бурят местом почитается высочайшая гора острова Ижимей , высота которой не достигает 1300 м (1274 м). Где-то у подножья этой горы якобы прикован цепью бессмертный медведь.
Слайд 23
Главный шаман Ольхона — Валентин Хагдаев
Слайд 24
Заключение Уже сейчас технократическое знание все более становится целостным, объективность становится субъективностью и наоборот, гуманитарные науки сливаются с техническими, академическое знание в целом сливается с пограничным и т.д. В наше время современные технологии соизмеримы уже не с жизнью человека (60-80 лет), а с одним-двумя десятилетиями, и даже годами. Нам все чаще приходится повышать уровень своей профессиональной квалификации, чем бы мы ни занимались. Иногда нам приходится полностью менять свой род деятельности, и все чаще это происходит по причине смены технологий. В таких ситуациях человеку приходится заново учиться и приобретать опыт новой деятельности, и для него это не просто новая деятельность,- это новая жизнь. Мы по несколько раз перерождаемся ( реинкарнируем !) в течение одной биологической жизни. Тенденции времени таковы, что реинкарнация возможна здесь и сейчас. И даже более того: современный уровень коллективного сознания диктует необходимость постоянно перерождаться здесь и сейчас. В культурологии известен цикл 40 дней. Говорят, что это минимальный срок, в который человек может перевоплотиться полностью. Посвящения в шаманы у различных народов, серьезные религиозные мистерии (например, 40-дневный срок поминовения души усопшего), чудо-исцеления , как правило, проходят в течении 1,5 - 2-х месяцев. Когда уровень знания современных технологий будет меняться каждые 40 дней (условно), тогда Знание будет присутствовать во всем, чем является Наш мир: в нашем осознании, в материи, в наших действиях. В этом - основная цель педагогики шаманизма.
Слайд 25
Источник информации: 1. http : //ru.wikipedia.org/wiki источник заимствованных иллюстраций: 1. http : //ru.wikipedia.org/wiki
"Морская болезнь" у космонавтов
Н. Гумилёв. Жираф
Одна беседа. Лев Кассиль
Акварельные гвоздики
Сочини стихи, Машина