В работе "Развитие Боспорского царства во время правления династии Спартокидов" говорится о достижениях правителей этого государства античной эпохи ,социально-экономическое развитие,развитие культуры Боспорского царства
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 45.25 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
Малая академия наук Крыма «Искатель»
Отделение: история Секция: краеведенье |
Шипицына Татьяна Михайловна, ученица 10 класса общеобразовательной школы I-III ступеней с. Журавки Научный руководитель: Шипицына Наталия Васильевна, учитель истории общеобразовательной школы I-III ступеней С. Журавки |
БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СПАРТОКИДОВ
Журавки – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ СПАРТОКИОДОВ В БОСПОРСКОМ ЦАРСТВЕ………………………………………………………5
РАЗДЕЛ 2. ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОЙ ДИНАСТИИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ………………………... 7
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СПАРТОКИОДОВ………………………………………………………….…...15
3.1 Сельское хозяйство…………………………………………………….……15
3.2 Развитие ремесла…………………………………………………………….17
3.3 Торговые отношения с соседними государствами………………………19
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА……...….21
4.1 Поэзия. Лирика………………………………………………………………21
4.2 Религия……………………………………………………………………….22
4.3 Предметы материальной культуры, найденные во время раскопок…………………………………………………………………………..23
ВЫВОД………………………………………………………………………...…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ……………………………………………………….…27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Боспорское царство принадлежит к тем древним государственным образованиям, которые возникли в северном Причерноморье в античную эпоху в связи с греческой колонизацией черноморского побережья.
Из всех рабовладельческих греческих городов, основанных в течение VI—V вв. до н. э. в северном Причерноморье, наиболее благоприятные условия для развития оказались у городов-колоний (Пантикапей, Фанагория и ряд других), которые были расположены на берегах Боспора Киммерийского (теперь Керченский пролив). Объединившись вскоре после своего основания, города эти образовали обширное Боспорское государство, в состав которого вошли восточный Крым, Таманский полуостров, Прикубанье, восточное Приазовье и район нижнего Дона. Жившие на указанной территории местные племена (скифы, сарматы, синды, меоты и др.) были включены в Боспорское государство.
Цель работы: исследовать развитие Боспорского царства во время правления династии Спартокидов. Изучить экономику, культуру, быт, обычаи и традиции народа, населявшего Крым в древности.
Перед написанием работы мной были поставлены такие задачи:
Тема данной научно-исследовательской работы актуальна, так как Крым – это наша Родина, и мы должны знать ее историю. Также Крым – это курорт и жители полуострова должны доносить до гостей знания о богатой истории Крыма и о местах, которые богаты историческими памятниками.
Боспорское царство представляет исключительно большой интерес, поскольку оно в процессе своего развития очень рано приняло характер этнически смешанного греко-варварского рабовладельческого государства, в котором с особенной яркостью нашло свое проявление взаимодействие античных греческих и местных элементов, как в социально-экономической, так и в культурной жизни.
Большое внимание, уделяемое нашей наукой истории и культуре античных государственных образований северного Причерноморья, объясняется, прежде всего, тем, что с ними были длительно и очень тесно связаны скифо-сарматские племена и их культура, в которую уходит отчасти своими корнями и культура древних славянских племен.
РАЗДЕЛ 1.
СТАНОВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ СПАРТОКИОДОВ В БОСПОРСКОМ ЦАРСТВЕ
Спартокиды – династия правителей Боспорского государства 5-2 вв. до н. э. Переход власти к основателю династии Спартоку I (438-433) сопровождался, видимо, насильственным устранением предшествующей династии Археанактидов. Спарток I был, вероятно, эллинизованным выходцем из негреческой среды; имена членов династии Спартокидов – фракийские и греческие. Авторитарному государственному строю Боспора, сложившемуся при Спартокидах, была свойственна централизация управления, сосредоточение всей гражданской и военной власти в руках архонтов - царей; органы самоуправления городов (полисов) играли крайне незначительную роль. Для власти Спартокидов в 4 в. до н. э. характерна диархия: правители именовались "архонтами" Боспора, т. е. всех греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах и Феодосии, и "царствующими" над синдами и другими меотскими племенами. Спартокиды достаточно гибко проводили внутреннюю и внешнюю политику, соответствовавшую интересам господствующего класса рабовладельцев. Сами Спартокиды были крупными землевладельцами и поставщиками хлеба; они же со 2-й половины IV в. до н. э. владели черепичными предприятиями, приносившими большие доходы.
Существует еще одна версия о происхождении Спартока І, где приводятся различные соображения о высоких моральных качествах, свойственных варварам. Наряду со скифами, персами, египтянами и другими негреческими народами, Страбон, ссылаясь на греческого писателя III в. до н. э. Хрисиппа, упоминает и боспорских царей в качестве одного из примеров нравственной добродетели, свойственной варварам. Следовательно, с точки зрения греческих писателей, Спартокиды по своему происхождению были не эллинами, а варварами. Если взять все известные имена боспорских царей и их родственников, то окажется, что они или фракийские: Спарток, Перисад, Камасария, или греческие: Сатир, Левкон, Аполлоний, Евмел и др.
Все это заставляет думать, что Спартокиды были тесно связаны с Фракией, являясь, вероятно, фракийскими выходцами. Каким образом, при каких обстоятельствах и когда они оказались на Боспоре, мы не знаем. Из всех предлагавшихся уже гипотез нам представляется наиболее вероятной мысль, высказанная впервые историком Перро и поддержанная таким авторитетным исследователем, как В. В. Латышев. По их мнению, Спарток выдвинулся из командного состава наемного фракийского войска, бывшего на Боспоре. Присутствие фракийских наемников на Боспоре в IV в. до н. э. — факт хорошо известный; вполне возможно, что они были там и раньше—в V в.
Интересно отметить, что названные выше негреческие имена боспорских царей принадлежат не просто к разряду фракийских, но являются как раз такими именами, какие носили в ту же эпоху члены фракийской династии Одрисов, что может указывать на фракийское происхождение.
Необходимо в этой связи обратить внимание еще и на то обстоятельство, что выпускавшиеся царскими эргастериями на Боспоре кровельные черепицы в III в. до н. э. снабжались иногда клеймами, содержащими не только указание на происхождение черепицы из царского эргастерия но и включавшими в себя династические эмблемы в виде трезубца и дельфина. Эти эмблемы расшифровываются более поздними надписями римского времени, в которых нередко указаны мифические предки боспорских царей. Таковыми были Посейдон или его сын Евмолп, а также Геракл. Легендарная генеалогия боспорских царей возникла, несомненно, значительно раньше римского времени. Это еще одна теория о происхождении исследуемой мной династии.
РАЗДЕЛ 2.
ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОЙ ДИНАСТИИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
Правление Сатира I « рис. 1» — это период экспансии Боспорского царства, укрепление её внутреннего и международного положения. В 405 г. до н. э. он подчинил принадлежавший Афинам город Нимфей. Этот город был передан её гармостом Гелоном, родственником афинского оратора Ктесифона, в руки боспорского царя Сатира Ι, в результате чего Гелон был отозван в Афины и подвергся судебному преследованию. Не дождавшись решения суда, он бежал на Боспор, где и получил от Сатира в дар «область под названием Кепы». Отношения с Афинами от этого не испортились, так как Афины получали хлеб из Боспорского царства. Царем в соседней земле синдов поставил своего ставленника, грека Гекатея, что фактически подчинило этот народ власти боспорского царя.
Воевал Сатир с меотами, движение которых возглавила бывшая супруга Гекатея, Тиргатао. Она сильно опустошила земли синдов и территории Боспорского царства. Сатир, который в это время вел войну с Феодосией, заключил мир с Тиргатао и послал ей в заложники своего младшего сына, Метродора. После неудачного покушения на жизнь Тиргатао, когда от смерти её спас пояс, отразивший удар, она казнила Метродора и вновь начала войну, «и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни» (см. 4)
Пытался подчинить Феодосию, но последнюю поддержала Гераклея Понтийская. Сатир погиб в этой неудачной войне. По другой версии, «умер с отчаяния» после известия об убийстве младшего сына. Ему наследовал сын Левкон I.
При Левконе I «рис. 2» (389-349) имела место широкая экспансия Боспорского государства «рис. 26»: к Боспорскому государству присоединены Феодосия (около 380 до н. э.), весь Восточный Крым, племена Прикубанья (синды, тореты, дандарии и псессы.)
Когда в Синдике был свергнут союзник Боспора царь Гекатей, Левкон вмешался в дела синдов. Узурпатор Октамасад, сын Гекатея и знаменитой Тиргатао, был изгнан. Гекатей был восстановлен в качестве царя, но ненадолго: вскоре сам Левкон I в официальных надписях стал именоваться «царем синдов». Наместником в Синдике был брат Левкона, средний сын Сатира I, Горгипп. Центр земель синдов — город Синдская гавань — был переименован в его честь — в Горгиппия (совр. Анапа).
Захват Феодосии Левкон осуществил затем, чтобы монополизировать хлебный и рыбный поток из житницы и «рыбницы» Европы — Приазовья — Поднепровья в материковую Грецию. Захват обширных плодородных земель способствовал росту боспорского экспорта хлеба, особенно в Афины, что благоприятно влияло на состояние всей экономики и культуры Боспора. Демосфен сообщает, что ежегодно при Левконе с Боспора вывозилось 400 000 медимнов хлеба, что при пересчете составляет 16380 тонн. При Левконе I около 375 до н. э. в г. Пантикапей впервые начался выпуск золотых монет. Пытался также овладеть Херсонесом Таврическим.
Впервые в мире ввел в военную практику заградотрядов — при захвате торгового греческого города Феодосии царь Левкон I за спиной своих боспорских тяжелых пехотинцев — гоплитов поставил отряд союзных скифских конных лучников и приказал стрелять в каждого, кто отступит. После этого милетская Феодосия пала.
Спарток II — царь Боспорского царства (349—344 гг. до н. э.), сын Левкона I из династии Спартокидов. После смерти отца Спарток II стал править Боспорским царством, а его брат Перисад в Феодосии. После его смерти власть перешла к его брату Перисаду.
2.4 Правители Боспора конца ІV века до нашей эры
Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I «рис. 3» (344/43—310/09) Боспорское царство достигло наибольшего политического могущества. Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой вплоть до современного Новороссийска, нижнее течение Кубани и её ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами. Перисад I продолжал завоевательную политику отца, Левкона I, уделяя основное внимание покорению близлежащих варварских племен. Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла.
Растущая хлебная торговля Боспора была одной из причин, заставлявших боспорских Спартокидов расширять свои владения и вместе с тем по возможности поддерживать хорошие отношения со скифами. Упадок Ольвии обусловил направление основного потока скифского хлеба через Пантикапей, что ещё более способствовало процветанию боспорской торговли.
К началу его самостоятельного правления относят первую серию монет (343 — 335 гг.) — золотые статеры и серебряные гемидрахмы. Выпуск золота говорит о благополучии финансового положения. Сильно увеличилось производство черепицы — сам Перисад был совладельцем четырех мастерских. Вторая серия монет (335 — 325 гг. до н.э.), состояла исключительно из серебра. Прекращение выпуска черепицы сказалось и на выпуске монет — в 330 — 320 годах до н.э. был выпущен лишь один номинал серебряных монет. Последняя серия (ок. 325 — 310 гг. до н.э.) не содержит серебра, в ней только золотые статеры и медь пяти номиналов.
Положение Боспора при Перисаде I было стабильным: экономическое благополучие государства также поддерживалось вывозом зерна в Грецию (в основном, в Афины), расширилась власть над соседними племенами. Его правление завершило долгий период становления Боспорского государства. После смерти Перисада власть по наследству перешла к его старшему сыну, Сатиру II.
После смерти Перисада I обостряется борьба в среде Боспорской аристократии, со временем вылившаяся в междоусобную войну среди сыновей Перисада. Особый тиранический темперамент самого младшего из сыновей, стремившегося во что бы то ни стало единолично править в Боспорском государстве, поставил его на грань катастрофы. Подробный рассказ о его борьбе за трон сохранился у Диодора Сицилийского, который он несомненно взял из каких-то боспорских хроник III в. до н. э. Весьма подробное изложение событий дает право относиться к нему с доверием. Поэтому воспользуемся рассказом Диодора Сицилийского, чтобы яснее представить, что же на самом деле произошло на Боспоре после смерти Перисада в 309/308 г.
Как и у предшественников по правлению, у него было три сына, старшего из которых, согласно эллинской традиции, в честь деда назвали Сатиром. Остальные носили необычные для Спартокидов и вообще Боспора греческие имена Евмел и Притан. «Старший из них, Сатир, получил власть от отца, царствовавшего 38 лет; но Евмел, вступив в дружеские отношения с некоторыми из соседних варварских народов и собрав значительные военные силы, стал оспаривать у брата власть, - писал Диодор. - Сатир, узнав об этом, двинулся против него со значительным войском; перейдя через реку Фат и приблизившись к неприятелям, он окружил свой лагерь телегами, на которых привез огромное количество провианта, затем выстроил войско и сам по скифскому обычаю стал в центре боевого строя.
В ходе длительной междоусобной войны и жестокого убийства своих братьев к власти пришел Евмел «рис. 4» . Непродолжительное (309/308-304 гг. до н. э.) правление Евмела, обладавшего жестким и энергичным характером, в итоге принесло много различных благ боспорцам в основном за счет увеличения торговли и территориального расширения государства. Евмел, по-видимому, в своей политике стремился подражать правителям македонской династии и готовил почву для создания еще большего государства. «Он присоединил значительную часть соседних варварских земель и доставил своему царству большую известность, - отмечал Диодор. - Он задумал было вообще покорить все племена, окружающие Понт, и скоро привел бы в исполнение свой замысел, если бы скоропостижная смерть не пресекла его жизнь». Возвращаясь из Синдики для участия в празднествах с жертвоприношениями, он погиб от несчастного случая, когда лошади чего-то испугались и понесли. Он попытался выпрыгнуть из колесницы, но его меч застрял в колесе и Евмела протянуло на быстром скаку лошадей.
Евмел, как самый жестокий из всех правителей Боспора, не известно по каким причинам за свое непродолжительное царствование всячески старался угодить не только эллинам Боспора, предоставив им льготы, но и разным греческим городам. В противовес экспансионистской политике македонского царя Лисимаха, он помогал Византие, Синопе, другим городам на Понте. Во время осады Каллатиса воинственными македонянами Евмел сумел вывезти из него тысячу каллатийцев. Для их поселения он выделил местность Псою и разделил ее землю на отдельные участки. Все попытки археологов локализовать ее не увенчались успехом. Из этого ясно, что Евмел, как и его предшественники, лично распоряжался своими земельными владениями. Наделив землей новых греческих переселенцев, он в значительной степени укрепил гражданский коллектив на Боспоре. Кроме того, Евмел, как и его отец, всеми доступными методами укреплял авторитет Боспора на Понте. Его войска боролись с разбоями и пиратством гениохов, тавров, каких-то ахейцев, как сообщает все тот же Диодор. При Евмеле море было очищено от пиратов, за что он получил похвалу от всех торговцев, посещавших Боспор и понтийские города, что, бесспорно, улучшило торговые контакты.
Благодаря своей деятельности Евмел прославился как филэллин и достиг больших успехов в управлении государством. Очевидно, чтобы не оставить по себе дурную память, он старался своими последующими действиями сгладить вину за убийства братьев и оправдать себя в глазах всех греков. К сожалению, Диодор, говоря о завоевании Евмелом многих варварских земель и его планах покорения всех племен, обитавших вокруг Понта, не привел их названия. Поэтому никто не может точно сказать, кого же из варваров он включил в свое государство. В отличие от Левкона и Перисада, ни в одной посвятительной надписи его титулатура не значится. Вообще, в эпиграфических памятниках Боспора его имя как правителя почти не упоминается. Судя по всему все боспорские святилища этим самым выражали немой протест против правителя-убийцы.
Не исключено, что поскольку скифы выступили на стороне старших братьев и спасли сына Сатира, которого Евмел также собирался убить, в его планах, наряду с покорением припонтийских варваров, стояли и скифы. К концу IV в. до н. э. они уже были значительно ослаблены. И немалую роль в этом ослаблении сыграли боспорские цари и междоусобная война между ними. Вполне вероятно, что, укрепившись на Боспоре, Евмел воевал и со скифами с целью присоединить их к Боспорскому государству. При нем оно в наибольшей степени соответствовало эллино-варварской державе эллинистического типа, в которой армия состояла из наемников, и существовал культ Перисада. Тем не менее, Боспор все же не стал эллинистической монархией в полном значении этого слова. Евмел вынужден был считаться с гражданами городов, для которых он был архонтом. Пантикапей по-прежнему выпускал монеты с головой Сатира, Аполлона и разнообразной культовой символикой. Феодосия сохраняла особенный статус и держалась обособленно от внутренней политики Евмела.
Если Евмел в своей деятельности использовал богатства, накопленные его предками, и в основном за их счет вел войны и покорял новые народы, то, судя по тому, как после его смерти начался спад экономики и территориальное уменьшение Боспорского государства, своему сыну Спартоку III он не оставил в наследство того, что получил сам. Фактически, несмотря на то, что Боспор при Евмеле процветал, именно этот правитель, ввергнувший страну в кровавую войну, поставил ее перед порогом кризисов и экономических трудностей.
Со второй половины III в. начинается упадок Боспора. Судя по всему, в стране продолжала править династия Спартокидов, лишь с некоторыми перерывами вызванными междоусобицами и вторжения кочевниками, которые сильно усилились к концу III в. до н. э.
В страхе за своё положение Боспорская аристократия принудила последних басилевсов подписать «добровольный» договор о присоединение к Понтийскому государству. Однако угнетённое крестьянство и скифские рабы как то не оценили инициативу знати, понимая, что это грозит им лишь ухудшением и без того сложного положения. В результате в Пантикапее произошло крупное восстание, и к власти в царстве пришёл некий Савмак, некогда бывший рабом.
Вскоре восстание было подавлено полководцем Диофантом, высадившимся в Херсонесе, и в ходе ожесточённых боевых действий восстановил власть Митридата. Большая часть бунтарей была казнена, а сам Савмак был отправлен в Понт. Дальнейшая его судьба неизвестна. После подавления восстания, под властью Понта оказалась большая часть Чёрного моря, фактически превратив его во внутренний ресурс страны.
В это время сильно меняется ситуация с торговлей в Боспоре, в результате попадания во власть Понта основными торговыми партнёрами становятся его города. Не смотря на активный ввоз хлеба в постоянно ведущий войны Понт, экономика боспорцев не растёт, а наоборот истощается, поглощая саму себя. Чему только поспособствовали налоги ,установленные новой властью, гораздо суровее прежних. Все эти факторы способствуют росту антипонтийских настроений, и в 83 году Боспорцы восстанавливают свою независимость до 80 года до н. э.
В 63 г. до н. э. Митридат умирает, и власть переходит к его сыну Фарнаку. Тот ведя постоянные войны с Римом требует от боспорцев новые войска и флот. Не справляясь с обязательствами , боспорская аристократия выдвигает собственного правителя — Асандра. Тот сразу же провозглашает себя царём и объявляет независимость.
Но новая власть не приносит ни каких изменений, Боспорское царство продолжает прибывать в упадке, пока с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья. Первый и второй век нашей эры были для Боспорского царства периодом второго расцвета, но в III веке страна подвергается нашествиям готов, а в 70-х гг. IV в. вторжение гуннов и вовсе прекратило его существование.
РАЗДЕЛ 3.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СПАРТОКИДОВ
3.1 Сельское хозяйство
Преуспевание Боспорского государства зависело от развития в нем, в первую очередь, земледелия. Боспор занимал в этом отношении весьма выгодное положение, поскольку он обладал плодородными землями в восточной части Крыма, Прикубанья, Придонья. Земли эти обрабатывались местным населением. Большая часть земледельцев в Боспорском царстве, были зависимым крестьянами или рабами, работавшими на завоёванных Спартокидами землях.
Выращивали пшеницу, ячмень, просо, зернобобовые и чечевицу. В основном использовалось плужное земледелие, по словам греческого географа Страбона дававшее большие урожаи. Обнаруженные при раскопках боспорских поселений на Керченском полуострове и в Прикубанье остатки хлебных зерен позволяют заключить, что основными злаками, которые возделывались на Боспоре, были пшеница, ячмень и просо.
Культивировалась также чечевица и чечевицеобразная. Зерна пшеницы были встречены при раскопках Мирмекия и Тиритаки в культурных отложениях V в. до н. э. Пшеница, очевидно, являлась основным видом хлебной культуры, начиная с наиболее раннего времени. Тот же вид пшеницы обнаружен был в Тиритаке в культурных слоях эллинистического и римского времени.
Интересно отметить, что находимые при раскопках зерна пшеницы почти всегда сопровождаются зернами ячменя. Судя по находкам остатков хлебных растений, на Боспоре культивировалась исключительно мягкая пшеница, т. е. тот вид пшеницы, который возделывался населением северного Причерноморья задолго до греческой колонизации. Греки, по-видимому, не привнесли новых хлебных культур.
Поскольку в источниках нет сведений о том, какие агротехнические приемы применялись в сельском хозяйстве северного Причерноморья, невозможно выяснить, в какой мере элементы греческой агрикультуры проникали в земледелие боспорских колоний и находившихся в сфере их культурного воздействия районов Причерноморья.
Урожаи, которые давала Боспору плодородная крымская почва при самой простейшей ее обработке, выражались цифрой сам-тридцать (по Страбону: один плефр (примерно 950 м2) крымской земли мог дать 30 хоев зерна, каждый из них равен 3,53 л). Следовательно, древний земледелец мог собрать в среднем 10 гектолитров 6 (около 50 пудов) зерна с гектара. Но эта цифра не была высшим пределом, так как урожай в размере сам-тридцать получался, как говорит Страбон, при обработке земли «первым попавшимся сошником». Применение более совершенных приемов обработки земли в тех пределах, которые доступны были античной агрономии (сюда относится искусственное удобрение, чередование культур и т. д.), могло несколько повысить урожайность.
Основным пахотным орудием был плуг « рис. 5». Об его устройстве можно судить по пантикапейским монетам II в. до н. э., на которых в качестве символа богатства Боспора изображались на одной стороне — голова быка, на другой — хлебный колос и плуг.
Крупный рогатый скот использовался как тяговая сила, для повышения урожайности применяли двуполье, почву унаваживали и орошали, чередовали хлебные злаки с бобовыми. Выращивали огородные (бахчевые, корнеплодные) и садовые культуры. Набор инструментов земледельца не отличался от применявшегося в Греции, в него входили: орала, мотыги, лопаты, кирки, серпы и косы. На побережье выращивалось большое количество винограда.
Одной из важнейших отраслей хозяйства была ловля и засолка рыбы. Само название Пантикапея в переводе с иранского означает «рыбный путь». Крупную рыбу солили, из мелкой делали рыбный соус- любимую приправу греков. Для этого рыбу помещали в огромные цистерны, сюда же добавляли соль, ароматические травы, и другие специи, и выдерживали несколько месяцев. Рыбный соус считался также лекарственным средством, его применяли, например, для лечения ран или поноса. Боспорская соленая рыба или рыбный соус в амфорах продавались в Грецию. На монетах Боспора чеканились изображения хлебных колосьев и осетров – источников богатства государства.
Одной из важнейших отраслей хозяйства была ловля и засолка рыбы. Само название Пантикапея в переводе с иранского означает «рыбный путь». Крупную рыбу солили, из мелкой делали рыбный соус- любимую приправу греков. Для этого рыбу помещали в огромные цистерны, сюда же добавляли соль, ароматические травы, и другие специи, и выдерживали несколько месяцев. Рыбный соус считался также лекарственным средством, его применяли, например, для лечения ран или поноса. Боспорская соленая рыба или рыбный соус в амфорах продавались в Грецию. На монетах Боспора чеканились изображения хлебных колосьев и осетров – источников богатства государства.
3.2 Развитие ремесла
На Боспоре было широко развито ремесло. Искусные зодчие строили частные дома, царские резиденции, храмы, системы водоснабжения и канализации. Стены домов расписывали художники – фрески заменяли современные обои. Скульпторы сооружали статуи богов и надгробия для умерших сограждан « рис. 6.1, 6.2».
Большое количество предметов из железа, меди, бронзы, драгоценных металлов, остатки производства (горны, тигли, шлаки, формы для отливки) говорят о серьезных достижениях в обработке металлов. Одним из центров ювелирного производства был Пантикапей. Наиболее крупными были отрасли каменотёсно-строительной и деревообрабатывающей промышленности. Чему только способствовало обилие разнообразных древесных пород. Изготавливались корабли, всевозможная домашняя утварь, повозки, саркофаги. Всё это тщательно обрабатывалось, наносилась резьба, инкрустация.
Из местной глины изготовляли кирпичи, черепицу, водопроводные трубы, архитектурные украшения. В крупных городах было налажено массовое производство кровельной черепицы высокого качества клейма на ней сообщает имена владельцев мастерских, в том числе самих Спартокидов . Сохранились остатки гончарных мастерских и разнообразные изделия из глины.
Мастера широко использовали дерево. Боспорские столяры изготавливали мебель разных видов. Резцы по дереву изготавливали игрушки, амулеты и статуэтки с изображением богов.
Ценным сырьем были кости животных. Из них мастера-ремесленники изготавливали разнообразные подделки, обереги и статуйки богов.
С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.
3.3 Торговые отношения с соседними государствами
Основу Боспорской торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба — около 16 тысяч тонн в год.
Помимо хлеба, Боспор вывозил в Грецию солёную и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов.
В обмен на все эти товары государства Греции отправляли на Боспор вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства — статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в боспорских городах, другая часть переправлялась боспорскими торговцами в степь для знати окружающих племён.
Гермонасса, Фанагория, Горгиппия становятся крупными торговыми центрами. В Горгипии строится крупный морской порт, через который вывозится хлеб из Прикубанья.
После присоединения Боспора к Понту начали активно развиваться торговые отношения с городами этого государства, в первую очередь с Синопой. По словам Страбона, ежегодно из Боспора в Понт поставлялось 180000 мединов (7200 тонн) и 200 талантов (4000 килограмм) серебра.
В начале 40-х годов IV века в Боспоре прекращается чеканка монеты, что свидетельствует об определённом упадке традиционной античной системы хозяйства. Экономическая жизнь локализуется в территориально-хозяйственных микрозонах вокруг сохранившихся городов. Одним из ведущих аграрных районов в IV—VI вв. становится Крымское Приазовье, где продолжают существовать многочисленные укреплённые поселения. Монеты не чеканятся, но продолжают обращаться: в кладах VI в. содержатся вместе византийские и позднебоспорские монеты.
РАЗДЕЛ 4.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА
4.1 Религия
Боспорцы почитали греческих и восточных богов: Кибела « рис. 8» – мать богов. По функциям близка к богине Рее, вплоть до отождествления. Деметра «рис. 7» – богиня плодородия, покровительница земледелия. Кора «рис. 9» – богиня плодородия и царства мертвых. Афродита «рис. 10» – богиня красоты и любви; покровительница женщин. Артемида «рис. 11» – девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны. Дионис « рис. 12» – бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Зевс «рис. 13» – верховный бог; бог неба и молнии, владеющий миром. Аполлон «рис. 14» – защитник Боспорского царства; бог света; покровитель искусств, предводитель муз. Асклепия «рис. 15»– бог медецины и врачевания. Астарта «рис. 16» – богиня любви и власти.
Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием.
Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы — святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в.
Боспорские зодчие возвели не вершине горы Митридат храм бога Аполлона – покровителя и защитника царства.
Разносторонними стали культурные запросы боспорцев.
Примером «обмена религиями» можно считать Афродиту Апатуру, верховное женское божество, соответствующее малоазийской великой матери богов, «владычице животных».
Переплетение различных этнических элементов влияло и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного населения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане).
4.2 Поэзия. Лирика.
Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях «рис. 6.1 – 6.2», указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу. На Боспоре существовала, по-видимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.
На Боспоре проходили соревнования поэтов. Об этом позволяет думать находка в Пантикапее чернолаковой солонки IV века до н. э. с надписью «Победа Гигента и Патайка в стихах» .Театральное искусство было развито не хуже чем в Греции, и поэтому он был площадкой не только для постановки спектаклей — здесь играли на музыкальных инструментах, танцевали, историки представляли на суд зрителей свои творения, читали стихи и эпические произведения поэты. Актер зачастую декламировал стихи в сопровождении музыкального аккомпанемента, которым ведал находившийся при корифее хора авлет («флейтист») — он отбивал такт. Все это дополнялось популярными танцевальными номерами. В напластованиях зольника ранеэллинистического времени на Мирмекии найден фрагмент статуэтки танцовщицы с флейтой, аналогичной фигурке, найденной в Олинфе — города в Македонии. Следовательно, на Боспоре имело место такое явление, как лирика.
4.3 Предметы материальной культуры, найденные во время раскопок «рис. 17 – 21»
На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов.
Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV—III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.
Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV—III вв. до н. э.
Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Всё это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов. Боспорское происхождение металлических изделий из скифских царских курганов IV—III вв. до н. э. подтверждается сходством их стиля со стилем боспорских монет этого времени. С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.
ВЫВОДЫ
При написании работы я исследовала развитие Боспорского царства во время правления династии Спартокидов. Изучила экономику, культуру, быт, обычаи и традиции народа, населявшего Крым в древности.
Все поставленные мной задачи были выполнены:
1. Я изучила теоретические данные о Боспорском царстве в исследуемый мной период.
2. Побывала в местах археологических раскопок и исследовала достижения ученых, работавших над раскопками. «рис. 23 – 25»
3. Проанализировала и систематизировала полученые данные.
4. Расширила свои знания о истории народов населявших Крым в древности.
Спартокиды – династия правителей Боспорского государства 5-2 вв. до н. э. Переход власти к основателю династии Спартоку I (438-433) сопровождался, видимо, насильственным устранением предшествующей династии Археанактидов. О происхождении Спартока I нет точных данных, а только предположения.
Во время правления династии Спартокидов наблюдается рост территорий «рис. 26», ранние представители данной династии расширяли свои владения. Но уже после правления Перисада І мы наблюдали упадок царства.
В Боспорском царстве было развито земледелие, пахота. Было развито рыболовство и производство рыбного соуса. Также стремительно развивались ремесла: резьба по дереву, зодчество, гончарство, изготовление амулетов из костей животных.
Культура Боспора сочетает в себе эллинистическую и варварскую культуры. Особую ценность представляют предметы материальной культуры, найденные в время раскопок древних Боспорских городов. Наиболее ценные предметы сейчас сохраняются в Керченском музее древностей. А руины города Пантикапея входят в состав Керченского историко-археологического заповедника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D1%8B
Солнечная система. Взгляд со стороны
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Пока бьют часы
Отчего синичка развеселилась
Сочные помидорки