Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия).
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
В процессе эксперимента обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.
Вода
Игры с водой - одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению закаливанию детей. Ребята знакомятся с водой, учатся действовать с ней. В итоги у них развиваются творческие, исследовательские способности, эстетический вкус. Игры с водой особенно полезны для детей с заболеваниями органов дыхания и с неврозами. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, агрессивность, ощущение эмоционального неблагополучия.
Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель контролирует: вода прозрачная, ласковая, теплая (t +18, +20; 5-8 минут) .
Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошкольного возраста используются надувные бассейны (тазики). Устанавливаются так, чтобы ребенок имел возможность играть с водой стоя. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстие.
Следует уделять большое внимание руководству данной игрой.
Обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Интерес детей к играм с водой можно объяснить стремлением к познанию их свойств. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. Необходимо соблюдение правил безопасности. Опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
Хотелось бы отметить, что особенностью детского экспериментирования является:
1. свобода;
2. продолжительность опыта не регламентируется, так как ребенок может играть как 5 минут, так и час;
3. беседа с детьми во время экспериментирования.
В моей группе есть центр «Песка и воды». Предлагаю начать свою работы с воды: пускать с детьми кораблики, наблюдать, как он плавают, через определенное время кораблик тонул. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам, стали опускать различные предметы, где у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Колесо, будет плавать? ». Предлагала попробовать, где дети сами устанавливали причинно – следственные связи и делали вывод.
Также в процессе игры надо обучать детей не только аккуратно наливать воду, не пролив мимо, но и чтобы опять поддержать интерес, воду постоянно подкрашивать в разные цвета: желтый, красный. Дальше я обыграть эту игру с куклами (брала 2 – 3 куклы по количеству кружки). Предложила детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки куклам. Вода стала проливаться на стол, в результате игры появилась новая игра «Есть лужа - нет лужи». Перед детьми ставился вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не было лужи? » Был вопрос «Чем можно вытереть? ». Детям было предложено несколько вариантов (губка, тряпка, бумага, салфетка и т. д.) . Делали вывод: что тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. Также предлагала вытереть салфеткой, ватой, бумагой. Дети видели, что они не впитывают воду. Тем самым дети сами приходили к выводу о свойствах и качествах материалов.
Через короткий промежуток времени, когда дети накопят определенный опыт игр с водой, можно предложить более сложные игры. В процессе, которых провоцировала детей задавать вопросы, по возможности самостоятельно находить ответы на заданные вопросы.
На закрепление цвета с детьми играли в «Разноцветную воду» - в баночку с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый. В результате этого появилась новая игра «Видно – не видно», где учила детей видеть и называть, что вода бывает прозрачной и не прозрачной. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию.
Также игры с водой можно организовать на воздухе. Детское творчество здесь неиссякаемо – легко решаются самые смелые замыслы: проходят лодки, купаются игрушки, вертятся мельницы. Игры эти полезны тем, что дети знакомятся со свойствами материалов. С удовольствием играют с водой - выливая и наливая в ведерки, делая волны.
Играть с водой можно и в естественных и искусственных водоемах: у таза или в бассейне, но время, условия и игрушки везде разные и по-разному развертывается игра.
Игрушки для игр с водой разнообразны по возможностям использования, по формам и материалу. Это игрушки из резины, целлулоида, поролона, дерева, металла. Прежде всего, флот – лодки, корабли, катера. Малышей занимает просто плавание игрушек в воде. Маленьким детям можно давать резиновые фигурки людей и животных. Среди резиновых игрушек есть водоплавающие птицы – утки, гуси, есть рыбки.
Для детей всех возрастов вода всегда притягательна благодаря ее подвижности и доступности силам ребенка.
Песок
Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляет большое удовольствие.
Песок это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, выкладыванием пирожков.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять психологические зажимы у пассивных детей, снимают тревожность, насыщает радостью.
С маленькими детьми участие педагога в играх необходимо. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда изменяет, состояние материалов, их свойств, показывает последовательность игровых действий.
Например: Поливает песок водой, напоминает, когда он сырой, с ним хорошо играть. «Что из влажного песка можно сделать? » Во время поливки песка задает вопросы «Почему не видно в песке воды? Куда она делась? ». Дети вместе с педагогом приходят к выводу, что песок сырой.
Необходимо обратить внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Надо показать, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни. Обыгрывать их.
Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.
Без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт по цвету и на ощупь различают качества песка (сухой или мокрый). Сухой песок дети оставляют без внимания, а из мокрого делают постройки, формируют куличики.
Детям было интересно играть с окрашенным песком.
С цветным песком мы играли в игры: «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождь»
Песочные игры очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а так же происходит развитие мыслительных операций, синтеза, сравнения и пр., обязательно речевое развитие, игры положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка (тем более во время адаптации) .
Вывод
Таким образом, у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др. В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощенными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.
Рисуем лошадь акварелью
Н. Гумилёв. Жираф
Пятёрки
Горячо - холодно
Рисуем зимние домики